Культ огня в ведической традиции

Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

Культ огня в ведической традиции

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Пт фев 09, 2018 5:44 pm

В ведической и индуистской мифологии значимую роль играет Агни - бог огня, выполняющий посредническую функцию между людьми и богами. Имя Агни (Agni) обнаруживает надежные индоевропейские параллели: славянское Огнь, литовское Ugnis, латинское ignus и др. Агни - бог огня домашнего очага и жертвенного ритуального костра. Выполняя посредническую функцию между богами и людьми, Агни языками пламени возносит к небу жертвенные приношения, брошенные жрецами в огонь, донося до ботов людские молитвы и просьбы.


Ближайшей параллелью индийскому Агни является персидский Атар (букв, «сияющий») - эпитет авестийского божества огня Ogni, в полной мере соответствующего индийскому Агни. Культ обожествленного огня в том виде, в каком он зафиксирован в «Авесте» и Ведах, восходит к периоду индо-иранского единства. Ведических ариев можно с полной уверенностью назвать огнепоклонниками, поскольку культ огня в религиозной жизни древних ариев занимал важнейшее положение. Агни (огонь) стоит в центре древнеиндийского ритуала, и не случайно ему посвящено более 200 гимнов Ригведы. По числу упоминаний в гимнах он занимает второе место после великого Индры.
Индийский бог Агни един в трех ипостасях, так же, как и его иранский аналог Атар (Атар Гушнасп, Атар Фарнбаг и Атар Бурзенмихр). Агни имеет три ипостаси, три жизни, три силы, три головы, три языка. Он имеет три жилища, исполнен тройного сияния и даже имеет тройственное происхождение, поскольку рожден в трех мирах - на небе, на земле и в водах. Тройственность Агни свидетельствует о причастности культа этого божества к древнейшим религиозным представлениям индоевропейцев, разделявших мироздание на три части: высший мир богов, срединный мир людей и нижний мир демонов. Бог Агни наполняет своей животворной энергией всю вселенную, соединяя между собой верхний, средний и нижний миры.
Зодиакальный круг имеет три огненных знака, символизирующих три проявления, три ипостаси огня: пылающий огонь войны (Овен), устойчивый, величественный огонь власти (Лев) и ритуальный огонь священнодействия (Стрелец). Неудержимый, разрушительный огонь войн и пожаров, напоминающий адское пламя - это низшая, демоническая ипостась огня. Огонь, согревающий жилище, объединяющий семью вокруг пламени домашнего очага - серединная, земная ипостась огня, наиболее близкая человеку. Священный огонь, используемый для ритуалов и добываемый лишь посредством трения сухого дерева, либо взятый от костра, образовавшегося в результате удара молнии, считался наиболее ценным и наделялся особыми свойствами. От устойчивости горения такого огня зависело благоденствие общества и мир в государстве.
Ведические арии считали, что Агни укрепляет небо и землю, рождает оба мира, знает все пути, обладает всей мудростью на свете, ему известны все тайны богов и людей, он наблюдает за всем, чтопроисходит, поскольку присутствует во всех творениях. Агни (огонь) структурирует космос и устанавливает иерархию в обществе, следя за соблюдением законов и религиозных ритуалов. Он приводит богов на жертвоприношения, помогает людским молитвам достучаться до небес. «Пусть Агни, превозносимый древними и современными оракулами, приведет богов сюда» - так взывают жрецы индуизма, бросая в огонь жертвенные приношения.
Но Агни не только горит, сияет в пылающем дереве, он присутствует среди людей и наполняет их внутренним светом. В этом проявляется особенно тесное родство между индийским Агни и иранским Атаром, который боролся с драконом Ажи-Дахакой за обладание хварной, благодатью избранных. Внутренний свет в человеке - это и есть огонь хварны, даруемый людям Атаром и Агни. Агни дружественен к людям, он соединяет супругов, наделяет людей богатством, поощряет певцов, музыкантов и художников.



Творческое проявление человека свидетельствует о наличии в нем внутреннего огня, о наличии в нем хварны, проявляющейся в желании и способности отдать другим людям то, чем наделили боги обладателя того или иного таланта.

У Агни множество имен, высшее из которых хранится в тайне. В гимнах он: Асура, Митра, Ангирас, Рудра, Матаришван, Бхарата и т.п. В мифах он выступает совместно с адитьями, Ямой, Сомой, Индрой, помогает людям, поддерживает равновесие в мире.
В космогоническом учении индийских ариев бог Агни представляет космическую силу, в огне которой рождаются и гибнут миры. В рамках учения о четырех югах - мировых периодах - Агни отведена эсхатологическая роль. 1000 махаюг составляют 1 кальпу - день Брахмы. В конце каждой кальпы на небе появляется 12 солнц, огонь (Агни) которых дотла сжигает все миры, коим суждено возродиться в новой кальпе. Подобные представления можно отнести к базовым архетипическим моделям индоевропейской мифологии (ср. огненную реку в «Авесте», которая должна очистить мир перед фрашегирдом - воскресением и обновлением мира, огненную реку под Калиновым мостом в славянской мифологии, огонь последней битвы Рагнарек в скандинавской мифологии, идею цикличности мироздания и огненную гибель вселенной в учении Гераклита). Очищающий огонь Агни связан с нравственно-этической стороной ведической религии. В этом отношении он сближается с образом греческой Гестии и римской Весты, символизировавших нравственную чистоту и добропорядочность. Также как и Веста, индийский Агни связан со святостью семейных и супружеских уз, он охраняет дом от темных сил, освящает человеческое существование, привнося в жизнь людей религию, ритуал и закон.

Внутренняя чистота выделяет Агни из числа прочих божеств ведического пантеона, зачастую проявлявшихся в индуистской мифологии далеко не с самой лучшей стороны. В этом проявилась преемственность ведических ариев древней традиции поклонения огню, чистейшей светоносной стихии, являющей людям зримый образ высшего божества.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость