Другие материалы на тему: Локи

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Другие материалы на тему: Локи

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт июн 28, 2018 3:03 pm

Локи

Локи: Практики
Локи
Автор: Фуэнсанта Пласа (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

«Внезапные, непредвиденные перемены» — почему эти слова звучат так зловеще? Почему мы автоматически предполагаем, что подразумеваются перемены к худшему? Перемены — это ведь не только смерть, болезнь и разрушение; это еще и рожденье, жизнь, нежданная радость. Без перемен сама жизнь обернулась бы смертью, всякое движение застыло бы в неподвижности, а радость превратилась бы в вялое довольство. Локи — бог перемен (да, именно бог!). Он непредсказуем; он постоянно меняется, мерцает и меняет обличья; он — джокер в колоде богов. Он — бог смеха и бог чудес. Он — неукротимый пожар; он — красота, и он же — опасность и разрушение, из которого — всегда! — рождается новая жизнь. Он — бог надежды. Когда положение кажется отчаянным и совершенно безвыходным, мы обращаемся за помощью именно к Локи — неважно, осознанно или нет. Именно Локи способен преобразить ситуацию и повернуть ее под таким углом, что мы внезапно увидим выход, найдем спасительное решение. Без Локи все остальные боги — статичные фигуры, застывшие в вечной рутине своих функций. Представьте себе, во что превратилась бы жизнь богов, не будь с ними Локи. Попробуйте вычеркнуть его изо всех сказаний — и вы увидите, как из этих сказаний уходит сама жизнь.

Удивительно, что мы, язычники, так часто путаем опасность со злом. Удивительно, что на словах мы восхваляем отважных воинов Севера, а сами дрожим от одной мысли об опасности. Удивительно, что мы отвергаем те самые качества, которые придают силу нашей религии. Если нам нужны безупречные боги, мы обратились не по адресу. Если мы хотим совершенства, следовало бы податься в христиане (и смириться с их вечным вопросом: почему совершенный бог сотворил все это дерьмо, в котором нам приходится жить?). Наши боги не всемогущи — и не совершенны. Они — такие же, как мы, только «больше». Путаные христианизированные источники велели нам опасаться Локи как некоего демонического персонажа, — и мы их послушались. Почему? Не потому ли, что Локи — обманщик и может обмануть в том числе и нас? Но ведь и Один — обманщик. И Фрейя — обманщица. Конечно, спроецировать все свои страхи на одного козла отпущения — очень заманчиво, но на самом деле все боги опасны, нравится нам это или нет. Прежде чем обращаться к любому из них, надо сто раз подумать. Может быть, нас смущает роль, которую Локи предстоит сыграть в Рагнарёке? Но что это роль на самом деле? Как знать? Фрейя Асвинн[1], которой я в своей духовной жизни обязана очень многим, говорит, что боги развиваются вместе со своими служителями. И каким стал Локи сейчас — кто может сказать наверняка?

В отличие от христианства, центральный персонаж которого статичен (что и не удивительно — потому что он уже мертв), боги северного язычества — живые, изменчивые существа. Они претерпели немало приключений и после того, как о них перестали слагать саги, и об этих приключениях мы не знаем ровным счетом ничего. Мы то и дело пытаемся оставить наших богов в прошлом, потому что так безопаснее, — но на деле они живут и сейчас, в настоящем. И они изменились. Мы, люди, до некоторой степени — в пределах своего Вирда — располагаем свободой воли. И мир — в пределах орлога — тоже до некоторой степени свободен в выборе: «что наверху, то и внизу; что снаружи, то и внутри; что во вселенной, то и в душе»… И чем все это кончится для богов — такая же загадка, как и то, чем все это кончится для нас.

Для тех, кто хочет воззвать к Локи, никаких «правил инвокации» нет и быть не может: Локи не любит правил (и, возможно, даже это единственное «правило» ему бы пришлось не по вкусу). Всё, что я могу, — это рассказать, как мне самой удалось установить с ним контакт. Я оказалась в сложной ситуации, в которой было замешано в общей сложности шесть человек с конфликтующими интересами. И вот однажды вечером, устав мучиться от этих проблем, я развела огонь и поставила перед ним кристалл цинкита, а между огнем и кристаллом положила руну Дагаз и обратилась к Локи: «Разрешить ситуацию так, чтобы кто-то выиграл, а кто-то проиграл, может кто угодно. Но если ты и в самом деле бог сюрпризов, то удиви всех! Докажи, что все мы ошибаемся! И сделай так, чтобы в выигрыше остались все! За это я обещаю, что буду носить руну Дагаз, твою руну; и буду воздавать тебе почести всякий раз, как зажигаю огонь — будь то просто спичка, свеча или большой костер. Я буду свидетельствовать о твоей доброте. Этот огонь — мой огонь нужды. В час нужды я призываю тебя — и знаю, что ты можешь помочь. А теперь докажи это!» Той же ночью я внезапно проснулась из-за того, что кто-то сбросил с меня одеяло и принялся дергать меня за лодыжки. Я ощутила, как в комнату ворвалась какая-то неимоверная сила, полная сумасшедшей, отчаянной радости. От нее исходило два посыла: радость, что ее призвали, освободили из заточения, — и намерение меня испытать. Единственное, на что меня хватило, — это твердо повторять: «Благо для всех и свобода воли для всех». Но меня продолжали дергать за ноги, пока я, наконец, не добавила: «Или вообще ничего». Все это было страшно и очень опасно, но совершенно чудесно: как ни странно, я никогда не чувствовала себя в такой безопасности. Вскоре ситуация разрешилась — именно так, как и должен был разрешить ее Локи. Всё обернулось шуткой и никто не пострадал; все благополучно утряслось.

После этого я стала призывать Локи часто. Я никогда не забываю, что он может быть опасен. Я принимаю эту опасность. Я не жду, что он будет разрешать мои проблемы по-моему. Локи разрешает их по-своему. Поначалу я призывала его как катализатор перемен, напоминая лишь о том, что навредить может любой дурак, но только настоящий мастер способен всё исправить. Но затем я избавилась от глупого высокомерия и больше не напоминаю ему ни о чем. Пусть вершится его воля.

Есть четыре фразы, которые позволяют связаться с Локи напрямую — как и с любым другим божеством. Вот они: «Пожалуйста!», «Спасибо!», «Ой, прости!» — и самая главная: «Я тебя люблю!» Иногда я также обращаюсь к его жене Сигюн. Ее сила — постоянство. Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему она вышла за него замуж? Что она в нем нашла? Очень просто: постоянство нуждается в переменах. В этом союзе, на первый взгляд таком противоречивом, заключена вся жизнь. Локи вечно движется между мирами — бог парадокса, хранитель хрупкого равновесия между жизнью и смертью, ночью и днем, светом и тьмой, созиданием и разрушением.


[1] Фрейя Асвинн (р. 1949) — британская оккультистка голландского происхождения, посвященная викканской традиции Алекса Сандерса, последовательница Асатру. Автор книги «Мистерии и магия Севера» (в рус. пер. — «Руны и мистерии северных народов»). — Примеч. перев.

Fuensanta Plaza (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Другие материалы на тему: Локи

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт июн 28, 2018 3:03 pm

Локи: Практики
Локи
Автор: Элизабет Вонгвизит (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Обычно Локи предстает духовидцам в образе мужчины — высокого, красивого и довольно стройного. Глаза у него чаще всего зеленые, а волосы — того или иного оттенка рыжего, от кроваво-красного до русого с рыжим отливом. Во что бы он ни был одет, в нем всегда есть какой-то намек на андрогинность; впрочем, надо помнить, что он может принять любой облик, какой пожелает, особенно если решит, что это поможет ему добиться своих целей. Он очень обаятелен, говорлив и красноречив, однако умеет и выслушать. Говорит он умно и убедительно и способен переспорить кого угодно. Из любой словесной битвы он обычно выходит победителем. Кроме того, в нем есть прелестная, милая детскость; нередко он очень забавен и вообще любит посмешить других, даже за свой счет. Одним словом, в Локи много такого, что вызывает восхищение, — но именно из-за того, что он так очарователен и так убедителен, многие ему не доверяют. К тому же, далеко не всё из того, что он говорит и делает, согласуется с общепринятыми представлениями о чести или «хорошем поведении».

В характере Локи очень заметно его происхождение от огненных великанов. Он зачастую непоследователен и может впадать в крайности; он очень импульсивен и склонен действовать под влиянием минутного настроения. Если вы попадетесь ему под горячую руку, то узнаете на собственной шкуре, что такое оскорбление, режущее до кости. Только что он нежно ворковал, а в следующую секунду уже осыпает вас жестокими насмешками, причем и то, и другое — совершенно искренне! Обычно он не носит обиды в себе, но если все же затаит на кого-то зло, то проявит себя как непримиримый и коварный враг, твердо помнящий, что месть надо подавать хорошо промороженной. Тем, кто не привык смотреть на мир с его точки зрения, его поступки нередко кажутся непредсказуемыми и нелогичными.

Несмотря на все это, многим он внушает верную и страстную любовь (а другим — не менее пылкую ненависть). Сам же Локи, со своей стороны, верен лишь тем, кого считает своими друзьями, и не слишком заботится о том, чтобы произвести хорошее впечатление на остальных. Если вы еще не подружились с Локи, но уже ведете с ним какие-то дела, будьте осторожны: он вполне может обойтись с вами как с очередной игрушкой (а с игрушками он обращается не особенно бережно) или — и это в лучшем случае — отнестись к вашим чувствам саркастично и легкомысленно.

Поскольку главное его оружие — речь, он как никто понимает истинную силу слов и как никто способен находить в них слабые звенья. Перехитрить или одурачить его очень непросто, а тягаться в остроумии и находчивости с сыном Лаувейи можно разве что на свой страх и риск — но если вам все-таки удастся взять над ним верх, он, скорее всего, не рассердится, а, напротив, начнет уважать вас больше. Локи обожает шутки и розыгрыши, хотя тому, кто становится мишенью его проказ, они могут и не показаться особенно смешными. Он ценит острословие и находчивость и любит поспорить с умным человеком просто ради забавы, хотя и сознает, что в конечном счете все равно победит, — и в этом еще одна причина, по которой ему многие не доверяют. Он способен заболтать кого угодно — и в любой момент поймать вас на слове.

В свете этого вас уже не удивит, что Локи — заядлый соблазнитель, не лишенный приятного дара внушить своей жертве, что она — самый вожделенный и драгоценный предмет его страсти. Он любит флирт и может начать заигрывать с вами совершенно независимо от того, какого вы пола, каковы ваши предпочтения и имеется ли у вас партнер. Сопротивляться ему трудно, подчас даже почти невозможно, но следует помнить, что все это для него — лишь игра. Если вы ему откажете, он не обидится: сам процесс ухаживания развлечет его ничуть не меньше, чем тот его итог, на который он возлагает надежды. Особенно ему понравится, если вы включитесь в игру на равных, дав ему понять, что не поддались его чарам, но тоже получаете удовольствие от процесса.

Локи очень интересуется людьми из нашего мира; среди неоязычников северной и прочих традиций немало таких, кто считает себя его служителями и утверждает, что Локи сам протянул им руку дружбы. Похоже, он и вправду самый общительный из йотунов, да и из асов (если можно причислить его к таковым). И несмотря на всю зловещую репутацию, у него много союзников, хотя в большинстве своем они относятся к нему с той или иной долей осторожности, как бы хорошо и давно ни были с ним знакомы. Дружить с Локи не так-то просто, и даже ближайшие его последователи иногда ссорятся с ним в пух и прах, хотя обычно он старается помогать своим друзьям и способен (когда захочет) на невероятную доброту и заботу.

Локи — искусный чародей, взявший себе за правило учиться магии у всех, кто может его чему-то научить (не обязательно ставя их об этом в известность). Если вы вежливо его попросите и преподнесете ему какой-нибудь особенный подарок, он, со своей стороны, может объяснить вам некоторые тонкие нюансы оборотничества или обучить специфическому йотунскому колдовству с его акцентом на магию крови и стихий. Кроме того, он может поделиться знаниями о рунах, полученными от Одина, или тайнами магии сейда, которые ему когда-то открыла Фрейя. Также Локи сведущ в сексуальной магии и может даже предложить вам (кхе-кхе) практические уроки, либо при помощи какого-либо человека, который примет его как «всадника», либо напрямую. Он может помочь вам в овладении любой магией слова — и устного, и письменного, и даже песенного. Если вам нужно (а большинству людей это совершенно необходимо) понять, как важно осознавать и помнить, что именно вы говорите и кому, то лучше учителя, чем Локи, вам не найти. Кроме того, он научит вас держать слово, как бы это ни было тяжело, — и этот урок может оказаться довольно болезненным.

Локи неравнодушен к шаманам и духовидцам, поскольку они занимают маргинальное положение в обществе и работа их подразумевает частое пересечение и нарушение границ, а ему самому все это очень хорошо знакомо. Те, кто обнаружил в себе призвание к работе такого рода, могут обрести в лице Локи неожиданно доброжелательного и полезного, хотя подчас и раздражающего союзника.

Постоянного места обитания в Девяти мирах у Локи нет, хотя чаще всего его можно встретить в Йотунхейме. Пытаться разыскать его в Асгарде не рекомендуется (по ряду причин), если только он сам недвусмысленно не назначит вам место встречи именно там. Вопрос о том, освободился ли Локи от своих оков или по-прежнему лежит связанным в пещере, вызывает споры, но многие локианцы и духовидцы утверждают, что даже если он и скован, это ничуть не мешает ему путешествовать по всем Девяти мирам в тех или иных обличьях. Так или иначе, на месте он не сидит и поэтому разыскать его трудно. Если он заранее не назначил места встречи, сначала попросите его, чтобы он сам пришел к вам, а уж если из этого ничего не выйдет, то можете отправляться на поиски. Имейте в виду, что «вызвать» Локи магическими средствами, то есть принудить его прийти к вам, невозможно (по крайней мере, в мире смертных нет никого, кто имел бы на это право). Некоторым последователям Асатру стоило бы взять это на заметку: вежливым обращением и просьбой уделить вам немного времени и внимания вы добьетесь куда большего, чем попытками «заклинать» его как «демона» и «врага богов». Подобные попытки — это большая ошибка, за которую рано или поздно придется расплачиваться. Несмотря на то, что Локи был изгнан из Асгарда и претерпел жестокое наказание, оставившее глубокие раны не только на теле, но и в душе, он по-прежнему хитер, силен и опасен — и об этом не следует забывать.

В полном согласии со своей противоречивой натурой Локи ценит в других откровенность и честность, и если вам от него что-то нужно, то лучше просто попросить, чем пытаться им манипулировать или изъясняться намеками. Однако за свою помощь Локи потребует плату, и лучше не давать ему возможности ее назначить: заготовьте какой-нибудь подарок заранее и вручите его сразу, до того, как изложите свою просьбу. В противном случае Локи может поступить непредсказуемо. Возможно, он обратит все в шутку и удовольствуется каким-нибудь пустяком или забавной безделушкой, а возможно — станет настаивать на такой услуге или жертве, о которой вам придется горько пожалеть. Обычно он все же не упускает выгоды из сделок, а потому разумнее обращаться к нему с подношением, заготовленным загодя, чем отдаваться, так сказать, на его милость.

Что касается подношений, то больше всего Локи любит крепкое спиртное, маленькие игрушки и конфеты. Кроме того, его можно порадовать фейерверками и всем, что способно наделать много шума (или беспорядка). Ему очень нравятся дурацкие и забавные безделушки — вроде заводных игрушек, которые громко шумят, пищат или светятся. Ценит он и всевозможные подарки ручной работы — рисунки, картины, резьбу по дереву, вышивку; и еду, приготовленную «из всего, что нашлось в холодильнике» (особенно пироги и пирожки); и хорошие стихи, песни или сказки, написанные специально для него (их следует прочитать ему вслух или спеть). Как и его дочь Хела, он участлив к небогатым людям и не потребует от вас того, чего вы на самом деле не можете себе позволить. Иначе говоря, если денег у вас хватает только на дешевое пиво, он не станет настаивать на односолодовом скотче тридцатилетней выдержки. (Но уж если вы богаты, берегитесь: ничто не помешает ему заставить вас раскошелиться на дорогую выпивку!) Даже если подарок ему не слишком понравится, едва ли он его отвергнет, хотя притворных благодарностей в этом случае вы не услышите.

Elizabeth Vongvisith (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 3264
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Re: Другие материалы на тему: Локи

Непрочитанное сообщение Цила » Вт мар 26, 2019 12:26 pm

Локи - трикстер: посредник, культурный герой, злодей и жертва.
Автор Галина Бедненко.


Локи - бог из асов, имеющий все черты трикстера и соответственное поведение и отношения с другими богами. Его характер переменчив и причудлив, он хитер и склонен строить, порой бессмысленные, козни. Ему не поклонялись как другим богам, но его яркое присутствие несомненно в мифологическом мире древних скандинавов.

"Имя его Локи или Лофт. Он сын великана Фарбаути, а мать его зовут Лаувейя или Надь. Братья его - Бюлейст и Хельблинди. Локи пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки. Асы не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своею изворотливостью. Жену его зовут Сигюн, а сына их - Нари или Нарви… Были у Локи и еще дети. Ангрбодой звали одну великаншу из Страны Великанов. От нее родилось у Локи трое детей. Первый сын - Фенрир Волк, другой - Ёрмунганд, он же Мировой Змей, а дочь - Хель." (Младшая эдда.)

Фарбаути лишь единожды упоминается в источниках, как отец Локи, в то время как имя "Лаувейя" встречается в кеннингах Старшей Эдды. Иногда имя Фарбаути связывают с "ветром", а следовательно лихорадкой и возможностью подцепить болезнь. Значение же имени Лаувейи относят к женскому знахарству, что и самим комментаторам имен кажется неточным. Бюлейст означает "хромой", а Хельблинди - "совершенно слепой". Безусловно это может указывать на демоническую природу семьи Локи. С другой стороны эти же имена считаются прозвищами Одина. А в "Перебранке Локи" упоминается о кровном побратимстве Локи и Одина.

Локи изменяет облик как Один из асов и Фрейя из ванов. Будучи кобылой, он порождает коня Слейпнира. Также он дал рождение великанше Хюндле, съев сожженное сердце мертвой женщины.

У Локи существует как бы "хорошая жена" - Сигюн, которая преданно защищает своего мужа даже после его наказания. И "плохая жена" - Ангрбода, породившая чудовищ. Такая двойственность "второй половины" Локи еще раз подчеркивает его собственную двойственную природу.

Чудовищные порождения Локи имеют прямое отношение к Концу Мира. Фенрир и Ёрмунганд убивают в схватке самых главных богов - асов - Тора и Одина и умирают сами. Из царства его дочери Хель (на самом деле неизвестно, была ли она его дочерью: богиня Хель была известна германцам еще задолго до их переселения в Скандинавию и "возникновения" Локи) выходит войско мертвых, которое будет сражаться с эйнхериями из Вальгаллы.

В позднем скандинавском фольклоре Локи (по аналогии со словом lokke - паук) является создателем пауков.

Нарушитель Границ
Локи легко меняет обличье путешествуя от Асгарда до Утгарда и обратно. Общается и договаривается как с асами, ванами, так и с великанами. Он вызывает конфликты, но их же и улаживает. Локи - постоянный зачинщик распрей, оказывающийся меж двух огней. Для того, чтобы уладить скандалы или даже спасать свою жизнь от одной из сторон Локи превращается в сокола, кобылицу, лосося. Он даже меняет пол, что в скандинавском обществе было синонимом пассивного мужеложства, а в шаманизме считается одним из самых больших возможных достижений шамана - мужчины. Локи, судя по списку соблазненных им богинь, которых он поочередно называет в "Перебранке Локи" был самым главным соблазнителем чужих жен среди богов. Таким образом он нарушал не только "государственные границы" Асгарда и Утгарда, не только подрывал устои морали, превращаясь в животных женского пола и рожая в таком виде детей, но и покушался на брачное право в среде самих богов. Самым интересным его адюльтером, конечно, является соблазнение Сив, жены Тора.

Посредник и провайдер (даритель)
Практически во всех историях Локи оказывается не только нарушителем спокойствия, но и дарителем, приносящим нечто новое и существенное в жизнь богов. Например, Локи отрезает волосы у Сив, жены Тора. Возможно после того, как та изменила мужу с Локи же. (Неверным женам у скандинавов иногда отрезали волосы.) Тор возвращается и угрожает убить Локи, если тот не вернет волосы Сив. Тогда Локи договаривается с карликами - цверагами, что они выкуют для Сив новые волосы. После того, как работа сделана, он бьется об заклад с цвергами, что они не выкуют для асов лучших сокровищ, чем эти золотые волосы. Тогда карлики выковывают сокровища: копье Одина, молот Тора, золотого кабанчика для Фрейра и корабль Скидбладнир, помещающийся в кармане как платок, для него же. После этого Локи забирает все сокровища и убегает от карликов - мастеров с помощью соколиного оперенья Фрейи или же на башмаках-скороходах. Эти предметы становятся важнейшими атрибутами силы асов.

Локи и сам порождает нечто ценное, тем способом, которым не может породить ни один мужчина. То есть в прямом смысле рожает коня Слейпнира, который становится незаменимым для Одина в его путешествиях по разным мирам и даже в царство мертвых - Хель.

Локи способствует появлению среди богов новой богини - Скади, великанши по происхождению. Локи рассмешил Скади и она не стала мстить за своего отца, а осталась среди богов, будучи женой Ньёрда и мачехой Фрейра.

У Снорри Стурлусона сеть изобретает именно Локи. А в "Поэтической Эдде" сеть для Локи дает богиня Ран, когда он хотел поймать Андвари. Но в том и в другом случае сеть богам, и соответственно, людям, приносит именно Локи. Здесь есть связь и с паучьей сетью.

Таким образом, Локи как бы способствует циркуляции ценностей между богами и великанами. Однако основными сокровищами великаны успевают завладеть только на время и лишь попользоваться. Боги все равно отбирают их обратно. У других, более искусных или мудрых существ, асы, в лице или посредством Локи, сокровища отбирают или выманивают.

Характерно то, что основные сокровища богов изготавливаются другими существами не только в скандинавской, но и в греческой мифологии. Бог - кузнец есть и у германцев, и у греков, но он выковывает хитрые устройства лишь для внутренних и собственных нужд, не производя "продукты стратегического значения".

Спутник Одина и Тора
Локи частенько являлся спутником Одина или Тора в их путешествиях. И в соответствии со своим характером Локи то "подставляет" своих спутников, то спасает их.

Когда Локи поймал великан Гейррёд и заставил привести Тора без молота, перчаток и пояса силы, Локи это выполнил. Тора тогда спасла великанша, давшая ему свой посох, перчатки и пояс. Во время путешествия Тора и Локи по Утгарду то сын крестьянина ломает кость козлу Тора, то Локи (тогда непонятно, почему отдуваются дети, при любом раскладе становящиеся слугами Тора).

Локи также сопровождает Тора в его путешествиях и встречах с великаном Скрюмиром (он же Утгарда - Локи), а в другой раз помогает отнять молот у великана Трюма.

Иногда полагают, что Локи участвовал в создании прообразов человека на том основании, что Локи и Лодур это, вероятно, одно и то же лицо. Потому что, когда Один путешествует с двумя спутниками в доставшихся нам мифах, то делает это либо с Хёниром и Локи, либо с Хёниром и Лодуром. Лодур более нигде не встречается, а Снорри Стурлусон как бога его и не упоминает. Но говорить об этом определенно нельзя.



Крайний среди богов ("Козел отпущения")
"К асам причисляют и еще одного, которого многие называют зачинщиком распрей между асами, сеятелем лжи и позорищем богов и людей". Так говорится в "Младшей Эдде". Зная сюжеты скандинавской мифологии, можно прямо сказать, что это утверждение сильно преувеличено. Зачинщиками куда более значительных распрей были Один (похититель Меда Поэзии, начавший войну между асами и ванами), Фрейя (провокатор войны между асами и ванами), а также Тор (убивавший великанов и карликов вне зависимости от наличия их провинности), и даже все боги в целом, время от времени нарушающие свои клятвы. Потому можно говорить, что Локи был скорее "крайним" среди богов, своего рода "козлом отпущения".

Довольно показательна в этом случае история постройки Асгарда. "Асы держали совет и сговорились с мастером на том, что он получит все, что просит, если сумеет построить стены в одну зиму…Когда они поставили эти условия, он стал просить у них позволенья взять себе в помощь коня Свадильфари. И по совету Локи ему позволили это". То есть держали совет и говорили, и соглашались все. Но когда выяснилось, что решение было не вполне разумным, то во всем обвинили Локи и под страхом смерти заставили его срочно исправлять положение: "Сели тогда боги на свои престолы и держали совет и спрашивали друг друга, кто посоветовал выдать Фрейю замуж в страну великанов и обезобразить небо, сняв с него солнце и звезды и отдав их великанам. И все сошлись на том, что такой совет дал не иначе, как Локи, сын Лаувейи, виновник всяческих бед. И сказали, что поделом ему будет лютая смерть, если он не найдет способа, как помешать мастеру выполнить условие сделки, и они насели на Локи".

Можно предполагать, что боги изначально не собирались отдавать Фрейю, солнце и звезды, считая, что за одну зиму великан не построит стены Асгарда. Или же, что еще более вероятно, ведь стены Асгарду были нужны для защиты от тех великанов, в конце концов под любым предлогом избежать выполнения соглашения. Что и было исполнено.

Вот другой пример несправедливого отношения к Локи: после того как Локи отрезал волосы у Сив, но вернул ей золотые волосы от цвергов, Тор его все равно ловит и хочет отрезать голову. Локи соглашается при условии, что при этом не будут касаться щек. Тогда Тор отпускает Локи. (Хотя почему невозможно отрезать голову не касаясь щек - неизвестно. Можно ведь держать за волосы.)

Даже в истории со смертью Бальдра мы почти нигде не видим прямого утверждения, что именно Локи был той женщиной, что выведала секрет смерти Бальдра у Фригг, или что именно он подал прут омелы слепому Хёду, или что именно он был великаншей Тёкк, отказавшейся оплакивать Бальдра. Все это предполагается уже постфактум. Когда Локи сам во время "Перебранки Локи" берет на себя вину за все.

Разрушитель Мира
Единственный миф, где Локи явно и непосредственно злобен - миф о смерти Бальдра. (Подробнее об этом см. главу "Смерть Бальдра") Но и там его вина завуалирована, до тех пор, пока на пиру у морского великана Эгира в "Перебранке Локи" он не открывается, чтобы пострадать. Там он выпячивает себя как злодея и утвержает, что другие ничуть его не лучше. Локи поносит всех богов, обвиняя их в трусости и женоподобии (богов мужеска пола), а богинь - в распутстве и супружеских изменах.

Когда боги ловят Локи и связывают его, то оказывается непонятным, задерживают ли они этим самым гибель мира, или же наоборот, предопределяют ее. Локи остается связанным до последних дней существования этого мира.

В "Прорицании вёльвы" сам Локи ведет корабль мертвецов на войну с асами и эйнхериями. (У Снорри Стурлусона его ведет великан Хрюм.) А его порождения убивают богов.

Трикстер - Тень
Карл-Густав Юнг в своей статье К.-Г. Юнг. Психология образа трикстера (К.-Г. Юнг. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: 1996. С 338-356) говорит, что этому архетипу свойственна "любовь к коварным розыгрышам и злым выходкам, способность изменять облик, его двойственная природа - наполовину животная, наполовину божественная, подверженность всякого рода мучениям…" (с. 338) Это как раз является самыми яркими наиболее чертами то ли аса и побратима Одина, то ли чудовищного демона, прикидывающегося другом - Локи.

"Трикстер - это коллективный образ тени, совокупность всех низших черт характера в людях". (с. 354) В большинстве историй Локи попадает в беду (один, впутывая в это других богов или сразу вместе с другими асами), но и сам спасает положение. В большинстве случаев, остальные асы пассивны и лишь наблюдают за происходящим. Общая схема этих сюжетов - неразумное или импульсивное поведение Локи или другого бога, всеобщее непонимание произошедшего, затем осложнение ситуации и спасение положения, осуществляемое Локи. Именно Локи умеет использовать хитрость, коварство и обман на пользу асам.

Современные язычники считают, что Локи нужно чтить на ритуалах наравне с другими богами, потому что оскорбленный Локи действует так, как описывает "Перебранка Локи" - ругается, портит со всеми отношения и, конечно, портит праздник. А ведь именно так может действовать Тень - нечто вытесненное в подсознание, как неправильное, аморальное, неверное. То, что вытесняется - становится сильнее и в результате подрывает общий порядок сознания (или миропорядок в глобальном смысле) в целом. Так случилось и с Локи и тем миром, частью которого он был.

"Он тоже часто играет с людьми злые шутки, чтобы потом, в свою очередь, стать жертвой тех, кому навредил." (с 339) Обычно наказание Локи воспринимается как закономерный ответ асов на все те злодейства, которые учинил Локи. Однако, оказывается, что это характерная особенность всех существ - трикстеров по всему миру. Как уже указывалось ранее, неясно, что станет с богами, после заточения Локи - кто будет их выручать из разных критических и сомнительных ситуаций? На кого они будут сваливать вину? Так, боги пошли на изменение своего мира, зная, что именно это изменение послужит причиной Гибели Мира. Есть в этом какой-то фаталистичный взгляд скандинавов "века саг": неизменность трагической судьбы и последнее геройство.

Данная статья является авторской.
Copyright 2002
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость