Браги

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12864
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Браги

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Вс июл 01, 2018 12:30 am

Браги
Автор: Джон Линдоу (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Джон Линдоу, "Скандинавская мифология"

Браги (Bragi) — бог поэзии, согласно Снорри Стурлусону; возможно, тождествен Браги сыну Бодди по прозвищу Старый, который традиционно считался первым скальдом.

Браги фигурирует в перечне асов в «Видении Гюльви»:

Есть ас по имени Браги. Он славится своею мудростью, а пуще того, даром слова и красноречием. Особенно искусен он в поэзии, и поэтому его именем называют поэзию и тех, кто превзошел красноречием всех прочих жен и мужей[1]. Имя жены его — Идунн[2].

В «Видении Гюльви» Браги больше не упоминается, но в обрамлении «Языка поэзии» он играет важную роль. Эгир приходит в гости к асам, и те устраивают в его честь великолепный пир, на котором Эгир сидит рядом с Браги и тот рассказывает ему «о многих событиях, случавшихся у асов». Таким образом, в уста Браги вложены мифологические сюжеты, пересказанные в «Языке поэзии» и зачастую аналогичные мифам, которые излагаются в беседе Гюльви/Ганглери с Высоким, Равновысоким и Третьим в «Видении Гюльви».

В «Речах Гримнира» (44), где приводится список «лучших» (Один — лучший из асов, Слейпнир — лучший из коней и так далее), Браги назван лучшим из скальдов. В «Перебранке Локи» Браги вступает в спор с Локи одним из первых — сразу после того, как Локи присоединяется к пирующим (сославшись на побратимскую клятву, которой он когда-то обменялся с Одином) и Видар наливает ему кубок:

[Локи] сказал:

11 «Славьтесь, асы,
и асиньи, славьтесь,
могучие боги!
Одного я не стану
приветствовать — Браги,
что сел в середине».

[Браги] сказал:

12 «Меч и коня
тебе я вручу,
и кольцом откуплюсь я;
не начал бы только
ты ссор затевать;
бойся гнева богов!»

[Локи] сказал:

13 «Не дашь ты коня
и кольца ты не дашь:
посул твой напрасен;
из асов и альвов,
что здесь собрались,
ты самый трусливый
и схваток страшишься».

[Браги] сказал:

14 «Когда бы не здесь,
не у Эгира в доме
с тобою сошлись мы,
своею рукой
твою голову снял бы
в отплату за ложь».

[Локи] сказал:

15 «Сидя ты храбр —
украшенье скамьи, —
но в битве беспомощен!
Смелость свою
покажи в сраженье!
Кто смел, тот не медлит»[3].

О трусости Браги не упоминается более нигде, тогда как в «Перебранке Локи» это обвинение выдвигается и против других асов.

Браги фигурирует среди асов в Вальгалле в «Речах Хакона» (14) и «Речах Эйрика» (3)[4]. В обоих этих произведениях X века повествуется о прибытии умершего конунга в Вальгаллу, и не исключено, что их сочинители подразумевали под Браги своего коллегу, скальда Браги Старого, умершего и попавшего в Вальгаллу еще раньше. Если эти песни и впрямь послужили источником представлений о боге по имени Браги, то они должны были предшествовать по времени создания процитированным строфам из «Речей Гримнира» и «Перебранки Локи», но точные даты создания этих четырех произведений неизвестны.


[1] Др.-исл. bragr — «поэзия», а также «лучший».

[2] «Младшая Эдда» цитируется в пер. О.А. Смирницкой.

[3] Пер. А.И. Корсуна.

[4] «Речи Хакона» — песнь Эйвинда Погубителя Скальдов (X в.), приведенная в «Саге о Хаконе Добром»; «Речи Эйрика» — песнь неизвестного скальда X в.; обе песни повествуют о том, как погибших конунгов встречают в Вальгалле.

John Lindow (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12864
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Браги

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Вс июл 01, 2018 12:31 am

Браги
Автор: Рудольф Зимек (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Рудольф Зимек, "Словарь северной мифологии"




Браги (др.-сканд. Bragi) — бог поэзии. В «Языке поэзии», 1 он назван в числе асов, а в «Видении Гюльви», 26 о нем сказано: «Есть ас по имени Браги. Он славится своею мудростью, а пуще того, даром слова и красноречием. Особенно искусен он в поэзии, и поэтому его именем называют поэзию [bragr] и тех, кто превзошел красноречием всех прочих жен и мужей. Имя жены его — Идунн»[1]. В Старшей Эдде Браги упоминается в мифологическом контексте в «Речах Гримнира», 44 («…скальд лучший — Браги»), хотя не исключено, что здесь идет речь о скальде Браги Боддасоне (см. ниже). В «Перебранке Локи» (8—14) Браги наряду с другими асами препирается с Локи, и здесь же снова сказано, что Идунн — его жена. Последнее из эддических упоминаний о Браги встречается в «Речах Сигрдривы», 16, где речь идет о «языке Браги» в некой неясной связи с рунами. В скальдической поэзии Браги упоминается редко: в одной строфе, цитируемой в «Саге о Греттире», он снова фигурирует как муж Идунн, а в «Речах Хакона», 14 (961 г. н.э.) и в «Речах Эйрика», 4 (954 г. н.э.) — как тот, кто приветствует павших вождей в Вальгалле.

В двух последних источниках нет никаких указаний на божественность поэта Браги: этот Браги — просто один из героев, удостоившихся доступа в Вальгаллу. Тем не менее, очень высока вероятность, что в источниках XII—XIII вв., а именно в Младшей Эдде и в «Перебранке Локи», прообразом божественного персонажа послужил Браги Боддасон Старый (Bragi enn gamli Boddason), знаменитый скальд IX в. Учитывая, что германская мифология подверглась систематизации лишь в эпоху Высокого Средневековья в трудах исландских ученых, это обожествление могло произойти тогда же, а не в языческие времена.

Браги Боддасон — древнейший из всех известных нам скальдов. Он жил в IX веке (вероятно, в Норвегии); сохранившиеся источники не позволяют датировать его деятельность более точно. В «Перечне скальдов» XII— XIII вв. Браги в одном месте назван скальдом шведского короля Бели, а в другом — шведского короля Бьёрна из Хоги, которого отождествляют с королем Берном из Бирки, в 830 году принимавшим у себя в гостях святого Ансгария. Судя по этим обрывкам информации, в 830 году Браги был уже взрослым, однако из исландских источников («Книга о занятии земли», «Сага об Эгиле»), включающих его имя в генеалогии, явствует, что он родился позже и жил приблизительно между 835 и 900 гг. Помимо нескольких отдельных строф, цитируемых в различных источниках, в Младшей Эдде сохранилось двадцать строф и полустроф из «Драпы о Рагнаре» — так называемой щитовой поэмы, описывающей мифологические и легендарные сцены, изображенные на щите. В Средние века Браги Боддасона уже почитали как лучше из скальдов, и если предположение о его тождестве с богом поэзии Браги верно, то между его смертью и превращением в мифологическую фигуру прошло не более столетия.

Снорри отмечает, что от имени бога Браги произошло слово bragr, «поэзия»; но поскольку bragr может означать также «вождь, предводитель», а имя Браги носили многие исторические лица и вымышленные персонажи, нет уверенности в том, что оно было связано с понятием поэзии изначально. Возможно, эта связь возникла лишь в результате упомянутого процесса обожествления.

Браги в литературе XVIII — начала XIX вв.: Фридрих Готлоб Клопшток, оды «Вингольф» (1747), «Брага» (1771) и «Искусство Тьяльва» (1771); Адам Готлоб Эленшлегер, «Песнь Браги о Гевьон» (в сборнике «Скандинавские боги», 1819); литературный журнал «Брагур» (1791—1812).

Браги в изобразительном искусстве XIX в.: Карл фон Мюнхгаузен, «Брага» (гравюра, 1799); Карл Эренберг, «Бальдр и Нанна, Идунн и Браги» (рисунок, 1883); Эмиль Дойплер-младший, «Браги» (1901).


[1] Пер. О. Смирницкой.



Rudolf Simek (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя