Одно из древнейших изображений бога Фрейра.
Еще Скирнир обещал навести на строптивую Герд немочь и черную похоть, но выйти замуж она сможет только за трехглавого турса. Все эти грозные обещания слуга Фрейра завершил заклинанием, которое призывало гнев верховных богов пантеона — Одина, Тора и Фрейра. Потом он вырезал магические руны, которые будут наводить порчу на деву до тех пор, пока их не уничтожит сам заклинатель.
Все это выглядит как типичный любовный заговор, к которому прибегали отвергнутые влюбленные. Именно он составляет основное содержание “Песни о Скирнире”.
Этот заговор оказал на Герд воздействие: она согласилась встретиться с Фрейром через девять ночей (традиционный срок испытания в скандинавской мифологии).
Тем временем Фрейр встретил своего слугу и спросил у него, чем закончилась его поездка. Скирнир обещал своему господину встречу с возлюбленной ровно через девять дней.
Некоторые скандинавоведы видят в возлюбленной Фрейра воплощение богини земли. Брак с ней бога понимается как священный брак бога плодородия с землей — то есть, речь идет о начале летнего календарного цикла.
Имя Герд дословно означает “Женщина”, а в поэтическом языке оно родственно слову “гард”, которое обозначало некое огражденное пространство. В частности, эти имя интерпретируется как символ огражденного поля.
Однако, в мифах четко говорится, что Герд пребывает за совершенно иной оградой, которая никак не связана с земледелием — это была стена из пламени. Ее пребывание в Ётунхейме, на севере, и сияние, которое от нее исходит, напоминает в большей степени о северном сиянии.
На этом фоне несчастная любовь Фрейра к прекрасной, но холодной во всех смыслах деве может означать не началь летнего аграрного сезона, но, скорее относиться к холодному времени года — к суровой скандинавской зиме.
Вот, что говорится в книге “Сага о Гисли”:
“Была еще и такая странность, которой приписывали особый смысл: снег не лежал на юго-западном склоне Торгримова кургана, и там никогда не замерзало. И люди связывали это с тем, что Торгрим своими жертвами снискал расположение Фрейра, и Фрейр не хочет, чтобы их разделял мороз.”
Вообще, Фрейр, как и Ньёрд, был не очень удачлив в любви к великаншам. И встречи этих божеств с возлюбленными могли означать календарные встречи зимы и лета.
Вот, например, что пишет Эгиль Скаллагримссон в книге “Песнь об Аринбьёрне”:
“Диву все
здесь даются,
как он сам
дары сыплет,
Фрейр нанес
купно с Ньёрдом
холм добра”.
Такие встречи воспроизводили аграрные ритуалы, когда “бога” — идола Фрейра — должна была сопровождать жрица, которая была призвана безотказно выполнять функции супруги. Это было очень важно: от любовных утех бога плодородия зависел урожай.
Вот, например, как написано об этом в книге “Деяния данов. Книга I”
“Для милости богов он свершал темные жертвы Фрею. Этот обряд усмирения жертвой он повторял ежегодно и так оставил потомству. Этот обряд шведы называют Фроблот[53], что означает жертва или пир Фрея.”
А вот, что пишется в книге “Деяния данов. История Бальдера”:
“{3.2.13} Тем временем неподалёку от Упсалы в качестве сатрапа богов в этой области обосновался Фрейр. Нечестивое жертвоприношение Старинный обычай жертвоприношения, коему на протяжении многих поколений следовали все народы, он переменил на другой, ещё более постыдный и ужасный. 2 Дело в том, что, совершая для богов свои мерзкие возлияния, он начал приносить им в жертву в том числе и людей.”
Ипостасями божества были его слуги, имена которых были упомянуты в одной из эддических песней. Они должны были воплощать урожай и плодородие скота или пчел, которые давали необходимый для мира хмельной напиток.
Вот, что написано о культе Фрейра и о жертвоприношениях в книге “Прядь об Эгмунде Битом и Гуннаре Пополам”:
“В то время там совершались великие жертвоприношения, и издавна повелось, что наиболее почитаем был Фрейр. Этот идол Фрейра обладал столь могучими чарами, что дьявол говорил с людьми из его уст, и Фрейру в услужение была отдана молодая и красивая женщина. Тамошние жители верили, что Фрейр был живой, и так в какой-то мере и было, и думали, что он, вероятно, нуждается в наложнице. Вместе с Фрейром ей полагалось распоряжаться капищем и ведать всем, что находилось в его владении.”