О Скади, этимологии и зимних праздниках

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12864
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

О Скади, этимологии и зимних праздниках

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Сб фев 04, 2023 1:21 pm

О Скади, этимологии и зимних праздниках

Этимологию названия местности Сконе (Skåne, ранее Дания, ныне - Швеция) выводят от древнескандинавского Skáney, которое восходит к протогерманскому * Skadinawjō или * Skaðin-awjo ("остров повреждений", "опасный берег", вероятно, речь тут об опасных водах в Фальстербо (Falsterbo) или Куллене (Kullen)). Это название было перенято римлянами как Скадинавия (Scadinauia), позже Скандинавия (Scandinauia).

Уже римский писатель Плиний Старший (I век нашей эры) в своей Historia Naturalis называет район Скандинавии * Skadin-awjo. Бритт-Мари Несстрём (Näsström) полагала, что это, вероятно, намекает на "опасные рифы за пределами современного Сканёра (Skanör, полуостровок и поселение в юго-западном Сконе) или просто на этот полуостров, который, таким образом, дал название всему району".

Но, если вспомнить этимологию имени Скади - Skaði - то оно, как считается, происходит от протогерманского * skadwaz - тень. Вторая версия предполагает, что имя Скади произошло от забытого ныне названия места (не * Skaðin-awjo ли?..)
Одновременно, имя богини созвучно со словом skaði - вред, повреждение, урон, ущерб ( от протогерманского * skaþô, которое, в свою очередь восходит к протоиндоевропейскому * (s)keh₁t- с теми же значениями - ущерб, вред). Причём допускается, что протогерманское * skadwaz и * skaþô могут быть родственными.

Так что нельзя сказать, что название Скандинавии происходит от имени зимней богини, но и исключить косвенную связь между именем и названием нельзя.

Имя богини склоняется в древнескандинавском по правилам мужского рода (как и мужского рода слово skaði-вред). Разумеется, это породило различные предположения, от существования в древности парного ей мужского божества, и до мысли про иноязычное заимствование. Тем более, что в Ирладском эпосе есть Скатах (Scáthach), воительница Иного Мира, чьё имя этимологически близко и тоже значит "тень". Ещё одну ирландскую параллель допускал Ж.Дюмезиль, указывавший, что в эпосе острова известна Эриу, богиня из племени Туата Де Дананн, олицетворяющая Эрин-Ирландию. При этом Дюмезиль считал, что в обеих случаях божество получило имя от названия земли (но не наоборот).
И связь со Скатах, и воплощение земли и страны кажутся возможными. Но особенности склонения могут, наверное, быть и результатом 'народного словообразования' - по омониму мужского рода.

Учитывая "зимнюю" природу Скади, связанную с её происхождением (ибо первый ётун порождён был от "холодных брызг Эливагара" и льда Мировой Бездны), имя, что напоминает о тьме и беспощадности полярных ночей, ей подходит.

Тем не менее, дочь племени ётунов, принявшую мир и порядок Асгарда, но по-прежнему грозную, в Скандинавии почитали. Как было сказано ею в "Перебранке Локи":
..frá mínum véum
ok vöngum skulu
þér æ köld ráð koma.
От моих [т.е. самой Скади] святилищ (vé) и полей (vangr - зелёное поле, луг или сад у дома) тебе всегда холодные [т.е. враждебные] советы/решения придут.
Аллитерирующая пара vé ok vangr была стандартным выражением со смыслом "дом и очаг", ведь дом не мыслился без священного пространства. Холод же советов - чудесная метафора, вновь отсылающая к природе Скади.

С именем Скади и местами её культа связывают такие топонимы как Skadevid (лес Скади), Skadelunda (роща Скади), Skadaland (земля Скади), Skea, Skåbu (Skades bu - жидище Скади), Skodje и т.д.

На основании Видения Гюльви 23 животным богини считают волка, ибо по словам Ньёрда в её Трюмхейме (Þrymheimr, Обитель шума) звучит ulfa þytr - вой волков.
Кроме того, с культом Скади связывают принесение в жертву козлов, и, возможно, в древности - человеческие жертвы. Именно так иногда расшифровывают сцену, в которой Локи рассмешил богиню своим с козлом болезненным перетягиванием верёвки. Что, впрочем, не уберегло шутника в будущем от мести за интригу, приведшую к гибели отца Скади, ётуна Тьяцци: змею над связанным предателем богов подвесила именно она.

При этом змей со Скади никто не ассоциирует, возможно, потому, что "зима - погибель змей" (распространённый кеннинг), и потому, что существует северный паттерн "змеи/змеиная яма - способ казни или вреда". Он воплощён в домах, сплетённых из капающих ядом змей в Настрёнде, где страдают "убийцы подлые" (собственно, это и есть наказание Локи, "убийцы советом"), в казни Гуннара и Рагнара Меховые штаны в змеиной яме.

Учитывая, что приход Скади в Асгард был связан именно с местью за отца, её по праву считают не только зимней богиней, но и богиней рода и богиней мести. И, одновременно, богиней справедливого примирения, как в случае с асами, когда Скади приняла от богов виру. Приняла она и свою ошибку, став супругой выбранному ею Ньёрда вместо желаемого Бальдра. И стала заботливой матерью Фрейру, как свидетельствует начало Речей Скирнира.
Согласно Саге об Инглингах Скади стала и прародительницей рода ярла Хакона Могучего от Одина, родив Всеотцу много сыновей, и, в том числе и Сэминга, правителя Норвегии и предка Хакона... то, что в других источниках прародительницей рода Хакона считалась Торгерд невеста Хельги (Священного) или Херги (Воинственного), и её сестра Ирпа, может иметь много объяснений. Начиная с желания Эйвинда Погубителя скальдов, автора Перечня Халейгов, предков ярла, польстить Хакону, претендовавшему над власть во всей Норвегии.

Скальды в стихах неоднократно обыгрывали ётунское происхождение богини, хотя в Младшей Эдде она упоминается среди асиний. Тот же Эйвинд Погубитель Скальдов называл Скади не только öndurdís - дисой снегоступов, но и Járnviðjur - обитательницей Железного леса, т.е. ётуншей, трольшей, ведьмой или колдуньей. В щитовой драпе Haustlöng (Длинная осень/В долгую осень) скальда Тьодольва из Хвина Тьяцци назван отцом Мёрн (faðir Mörnar, ед.ч. Mörn), т.е. вновь - великанши/ётунши.

Поскольку последнее имя упоминается в Пряди о Вёльси - в присказке во время передачи друг другу этого самого Вёльси: Þiggi mörnir þetta blæti ("Мёрны возьмут этот фетиш", т.е. конский фаллос) - то некоторые предполагают, что участники довольно смущающей игры обращались здесь к Скади. Mörnir - иногда трактуют как единственное числе мужского рода, но глагол здесь во множественном, т.е. речь о великаншах. Однако, c учётом того, каков характер был рассмешившей богиню шутки Локи, ничего невозможного тут нет. Более того, зимние ряжения и игры Дистинга (и сменившего их христианизированного праздника) просто обязаны были включать намёки на плодородие, равно как и весьма раскованные игры молодёжи, и шутки над молодожёнами - с той же целью. Всё это, кстати, есть и в нашей Масленице, которая более или менее совпадает с Дистингом по времени и по "ярмарочному" характеру. Так что властительница зимы вполне может быть и властительницей зимнего разгульного веселья на её исходе.
Кстати, наказание Локи в этом контексте тоже смотрится интересно: куклу Масленицы, как известно, в конце праздничного времени уничтожают тем или иным способом (чаще сжигают). Либо, если роль её играл шутовской мужик в женской одежде - выгоняют из селения прочь, восстанавливая мир должного порядка. Зима же в северной культуре и вовсе - Старик Зима... Мифы, как известно, можно читать на многих уровнях, и по-разному обыгрывать в ритуальном действе...

Покровительствует Скади, разумеется, и всему, что связано с более практичными зимними занятиями, в том числе и зимней охоте. Как сказано в том же Видении Гюльви, 23:
...ok ferr hon mjök á skíðum ok með boga ok skýtr dýr. Hon heitir öndurgoð eða öndurdís - И часто отправляется она на лыжах (skíði) и с луком и стреляет зверей. Её зовут богиней снегоступов (öndur) и дисой снегоступов.

В Видении Гюльви 23 Скади названа skír brúðr goða - чистой/ясной невестой богов. А в Языке поэзии 13 приводится сложная виса Торда Сьяррекссона, где о Скади сказано
nama snotr una (...) goðbrúðr Vani - не полюбила мудрая божественная-невеста Вана [т.е. Ньёрда].
Снорри описывает эту историю в Видении Гюльви так:
Ньёрд взял в жёны Скади, дочь великана Тьяцци. Скади хочет поселиться там, где жил её отец, в горах, в месте, что зовётся Трюмхейм, Ньёрд же хочет жить у моря. И они порешили, что девять суток они станут жить в Трюмхейме, а другие девять оставаться в Ноатуне.
Но, вернувшись раз с гор в Ноатун, так промолвил Ньёрд:
Не любы мне горы,
хоть я и был там
девять лишь дней.
Я не сменяю
клик лебединый
на вой волков.
Тогда Скади сказала так:
Спать не дают мне
птичьи крики
на ложе моря,
всякое утро
будит меня
морская чайка.
Тогда вернулась Скади в горы и поселилась в Трюмхейме.
(с)
Чаще говорят о браке Ньёрда и Скади, и их переездах между морем и горами, как о метафоре смены сезонов: зима приходит с холодных горных вершин на побережье, а затем возвращается обратно. Но, между прочим, зимнее и летнее жилище были для северян отнюдь не метафорами. Часть исландцев, в основном работники и молодёжь, с приходом тепла, обычно на июль и август, выгоняли скотину на горные пастбища - afréttr ("законный" - т.е. общественный выпас) или sumar·hagi (летний выгон). В Норвегии такие высокогорные пастбища называли сетерами (seter). Там стояли летние хижины, где люди жили, доили коров, делали сыр, заводили знакомства... В мифе Снорри называет срок в девять дней, возможно, исходя из общей сакральности числа девять.

А ещё любопытно, что Ньёрд тоже является покровителем охоты, и даже более явно, чем Скади, о которой мы знаем, что она охотится сама. Как сказано в Видении Гюльви: "Его [Ньёрда] нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского зверя и рыбу".

И, наконец, Скади - единственная из богинь (не валькирий), которую можно по праву назвать воительницей, т.е. той, кто сражается лично, а не определяет исход битвы магически. Сегодня в доспехах часто изображают Фрейю, что, по словам Снорри, " едет на поле брани, ей достаётся половина убитых, а другая половина — Одину". Но только про Скади он сообщает, что "дочь великана Тьяцци, надела свой шлем и кольчугу и с оружием пошла в Асгард мстить за отца".

Изображение

источник Германская языческая Традиция
https://vk.com/german_tradition

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя