Рунический календарь

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Рунический календарь

Непрочитанное сообщение Scarlett » Вс июн 03, 2018 6:24 am

Рунические календари














____________________________________________________________________________________________


Цикл из восьми языческих праздников, соотнесённый с рунами в скандинавской мифологии.



В данной системе отсчёт начинается с третьего этта. Первые три его руны — Тейваз, Беркана и Эваз — соответствуют первому языческому празднику — дню весеннего равноденствия. Этот праздник возрождения природы соотносится с рунами следующим образом: Тейваз — Небесный Отец, Беркана — Мать-Земля, а Эваз — новая жизнь (новорождённый жеребёнок).
Следующий праздник известен в Англии как Бельтан, а в германской традиции — как Вальпургиева ночь. Бельтан и Вальпургиева ночь — священные праздники Фрейи, и руны, соответствующие им, — Манназ, Лагуз и Ингуз. Манназ символизирует интеллект, Лагуз — интуицию, а Ингуз — единство того и другого. Кроме того, Манназ обозначает мужчину, Ингуз — женщину, а Лагуз — силу притяжения, влекущую друг к другу две эти противоположности. Этот комплекс значений можно отобразить в ритуале символического священного брака Бога и Богини (в древнейшей германской традиции это Водан и Фригг).
Следующий праздник — летнее солнцестояние. С ним связаны руны Отила, Дагаз и Феху. Отила символизирует Одина, а Феху — Фрейю (в древнейшей германской традиции Фрейя тождественна Фригг — обе эти богини объединены в образе Фрийи). Дагаз, руна летнего солнцестояния, символизирует убийство Бальдра и убывание солнца.

Следующий праздник — Ламмас или, в кельтской традиции, Лугназад. Кельтский солнечный бог Луг, в честь которого назван этот праздник, сопоставим с Одином, а одна из рун этого праздника, Ансуз, символизирует Одина в его ипостаси вдохновенного поэта (вдохновение считается солярным качеством). Остальные две руны — Уруз и Турисаз — связаны с Тором и ассоциируются с грозой. Турисаз ассоциируется также с великанами, которые в данном контексте олицетворяют неосвоённый, «сырой» материал человеческой психики.

Следующий праздник — осеннее равноденствие. С ним связаны руны Кеназ, Райдо и Гебо. В день осеннего равноденствия силы света и тьмы достигают равновесия. Если в день летнего солнцестояния солнце достигает высшей точки своего годового пути, а в день зимнего солнцестояния — низшей, то весеннее и осеннее равноденствия знаменуются прохождением солнца через точку середины. Поскольку одно из значений Гебо — равновесие между равными по силе противоположными началами, то в символике осеннего равноденствия эта руна весьма уместна. Кеназ и Райдо — знание и сознание — раскрывают сущность этих противостоящих сил.

Следующий праздник — Хэллоуин (Самайн). Месяц, на который он приходится, англосаксы называли Blotmonath — «месяц крови». В этом месяце совершались ритуальные жертвоприношения, за которыми стояла весьма практичная цель: убивали всех лишних животных, обеспечивая тем самым запас пищи на зиму. Хэллоуин традиционно ассоциируется с мёртвыми и с «истончением завесы» между мирами жизни и смерти. Хагалаз — руна, открывающая доступ в подземный мир Хель, обиталище мертвецов. В Голландии и в некоторых областях Германии юноши в старину надевали маски и ходили по домам, пугая девушек и воруя всякие мелочи. Последний обычай именовался «правом кражи» и восходил к древнему ритуалу, в ходе которого все воины племени разыгрывали роли эйнхериев (героев). Современный возрождённый вариант Дня эйнхериев — День поминовения, который отмечают в 11-й день месяца Blotmonath, т.е. ноября. Оба праздника — и Хэллоуин, и День эйнхериев, — связаны со смертью и поминовением усопших.
Руны, связанные с Самайном, — Вуньо, Хагалаз и Наутиз. Вуньо символизирует Одина в его ипостаси шамана, вызывающего дух мёртвой вёльвы и вообще способного беседовать с мертвецами; Хагалаз — руна вёльвы (haegtessa); а Наутиз олицетворяет крайнюю нужду, толкнувшую Одина на поиски толкования сна, приснившегося Бальдру.

Праздник зимнего солнцестояния отстоит от праздника летнего солнцестояния ровно на полгода. Его руны — Иса, Йера и Эйваз. Иса символизирует инеистых великанов. Йера — это поворотная точка года, олицетворяющая возвращение Солнца (или Бальдра) и прибывание светового дня. Руна Эйваз — символ Иггдрасиля, вечнозелёного дерева, сохраняющего подобие жизни и в зимние месяцы. Рождественская ель — не что иное, как пережиток этого обычая: в древности она символизировала жизненную силу, не угасающую даже зимой и обещающую возрождение; рост её приостановился, но она по-прежнему жива. В восточных областях Голландии в день зимнего солнцестояния было принято трубить в «зимний рожок» и спускать с холма горящее колесо — знак возвращения солнца.

Наконец, рунами Имболка служат Перто, Альгиз и Совуло. Руна Перто связана с Фригг и норнами. Фригг — богиня-мать, дарующая жизнь Бальдру (и тем самым полагающая начало новому годовому циклу), а также предводительница валькирий; не исключено, что в древности Фригг отождествлялась с Эрдой — матерью валькирий. Альгиз — руна валькирий. Совуло символизирует солнце, набирающее силу, и возрождение всей Природы, кульминацией которого станет весеннее равноденствие, завершающее годовой цикл.

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Re: Рунический календарь

Непрочитанное сообщение Scarlett » Вс июн 03, 2018 6:29 am

Рунический календарь – это календарь, в котором единицы времени обозначены рунами.

Календарь скандинавский.
Рунические календари, которыми пользовались в Скандинавии, уходят своими корнями в далёкое прошлое (самые ранние из них датируются XIV от р.х.). В Дании их называли римстоками (rim = календарь, stok = палка), в Норвегии их называли проиставами (prim = золотое число). Они имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов.





Для календарологии большой интерес представляет рукопись О.Ворма «Computus Runicus» (копия рукописи 1328 от р.х.). В этой рукописи был записан рунический календарь, в котором:
- на одной стороне обозначались числа от 14 апреля до 13 октября: «nottleysa» = «безночные дни» = сезон лета по скандинавскому календарю (1 пол/год = «день»)
- на другой стороне обозначались числа от 14 октября до 13 апреля: «skammdegi» = «короткие дни» = сезон зимы по скандинавскому календарю (1 пол/год = «ночь»)



Для обозначения и счета дней в рунических календарях использовался повторяющийся порядок из 7 рун. Для обозначения и счета лет в рунических календарях использовался повторяющийся порядок из 19 рун (девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния): каждое из девятнадцати чисел обозначалось руной; ее числовое значение определялось алфавитным порядком; для трёх недостающих чисел (16+3 = 19) были созданы дополнительные руны: Arlaug (…) обозначал число «17», Tvimaður (…) обозначал число «18», Belgþor (…) обозначал число «19». Праздники (22 летом + 22 зимой = 44 праздника) обозначались специальными знаками, которые определялись приметами, связанными с тем или иным праздником. Например:
- 14 апреля (первый день календарного лета) обозначался изображением цветущего куста
- 09 июня (день святого Колумбы) обозначался изображением лосося (согласно примете в этот день начинался нерест лосося)
- 11 ноября (день святого Мартина) обозначался изображением гуся (святой Мартин, когда его выбрали епископом, испугался и спрятался среди гусей)
В более поздние времена дни стали обозначаться чёрточками, а «золотые числа» – арабскими цифрами или другими знаками.



Итог: в скандинавском календаре использовались следующие единицы времени:
1. 1 нед = 7 сут
2. 1 бин = 26 нед по 7 сут (одно полугодие равно 182 сут)
3. 1 год = 2 бин = 52 нед = 364 сут
4. 1 год = 44 мес (градация года праздниками = календарь геономический)
5. 1 мет = 19 лет (19-летний цикл (4+5+5+5) с характерной системой интеркаляции)


Календарь Из Норвегии 1636г.
На календаре изображены "золотые дни" (дни святых), праздники, занятия, которые должны выполняться в указанный месяц. Также указаны часы света и тьмы, ангельского и демонского влияния.






Календарь карельский.
В ходе истории руны получили наиболее полное развитие в Скандинавии, часть которой оставалась языческой до ХХ столетия. Здесь они использовались для разных целей: фермерское клеймо, купеческий ярлык, церковная надпись, магическая формула, элемент календаря. В ходе истории скандинавские алфавиты лишились восьми рун, из первоначальных «24» (24-8=16). Позже, старые руны были восстановлены, а новые – добавлены (необходимость обозначать в календаре 19-летний цикл породила особый календарный рунический ряд: к 16-ти рунам были добавлены три руны). В различных районах Скандинавии руны использовались в календарях до XVIII века:
- К-24 (круг времени) = нумерация часов в рунах старшего футарка (12+12)
- К-12 (карта рун) = руны, влияющие на 12 сегментов «колеса года» (руна «уруз» = начало года/01 января; руна «феу» = конец года/31 декабря)
- Р-24 = рунический ряд (старший футарк)





Прорисовка знаков одного из таких календарей, изготовленного в начале XIX века в Карелии и хранящегося в Петрозаводском историко-архитектурном музее, показана на рисунке (знаки календаря нанесены на деревянный посох длиной 1,5 м). Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея – вечный.

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Re: Рунический календарь

Непрочитанное сообщение Scarlett » Вс июн 03, 2018 6:31 am

Календарь литовский.
В вильнюсском музее истории и этнографии можно увидеть 10 деревянных дощечек размером 6×8 см, на которых острым предметом вырезаны знаки. На каждой странице этой книжки сверху и снизу вырезаны руны, а посередине красуются символы, напоминающие пиктограммы. Вильнюсский календарь относят к XVII от р.х.



Так как руны в ряду повторяются по семь, то не сложно определить, что дело мы имеем с руническим календарем. В конце деревянной книжки стоит дата: апрель 1638 года. В горизонтальные линии вписаны две рунические строки, которые указывают на то, что они здесь являются основными. Похожие календари найдены не только в Скандинавии, но и в Англии, на островах Балтики, в Эстонии. Вильнюсские рунические книжки – это, скорее всего, копии, изготовленные в 1857 году, оригиналы которых хранятся в университетской библиотеке Киева. В книге мы можем сосчитать 356 рунических знаков, которые повторяются на каждый восьмой символ и восходят к датскому младшему футарку (только два символа немного изменены). Это количество дней в году. Фонетическая нагрузка рун здесь не является важной, так как календарь вечный (подходит для каждого года). Деления на месяцы здесь не наблюдается. В принципе это частое явление в древних календарях, поскольку в сельской местности время было принято делить на периоды (месяцы) между праздниками или по продолжительности сельских работ. По этому особо важна средняя часть страниц, где символически отмечены особые дни.

В пиктограммах часто используется и христианская атрибутика. Например, день Петра и Павла отмечен ключом и папской тиарой, день архангела Михаила символизируют весы и труба, день Клеменса – якорь. Некоторые символы общие для всех рунических календарей. Изображением топора помечены именины Зигфрида (15 февраля) и Олафа (28 июля). Отбросив все более или менее известные именины, остается еще немало весьма интересных символов, которые могут символизировать даты природных явлений, начало и конец сельских работ. В этих знаках кроются черты традиционного народного календаря. Расшифровка их могла бы дать ответ ученым на постоянно задаваемый вопрос: кто и когда их изготовил? Христианство старалось старые народные календарные праздники (которые основывались на астрономическом движении Солнца по годовому кругу и сезонным циклам природы) совместить с праздниками церковными. Так:
1. день летнего солнцестояния (по-литовски Kupole, Rasоs) стал днем святого Яна (по-литовски Jonines). Но народ сохранил свои старые традиции и ритуалы. В описанном календаре, самый продолжительный день в году обозначен цветком (символом Солнца). Ведь это начало сенокоса, а может быть и праздник языческого божества. С этим днем связывается и литовское название созвездия Орион (Sienpjoviai = созвездие сенокосов). Когда-то, во время летнего солнцестояния, Орион ярко зажигался над горизонтом. Так поток жизненной традиции прорывается через рамы христианизированного календаря.
2. 24 февраля отмечено рыбой
3. 21 марта – сохой
4. 14 апреля – цветущей веточкой
5. 25 апреля – быком (начало выгона скота на пастбище) или кукушкой
6. 18 мая – колосьями
7. 14 октября – ёлочка
8. 11 ноября – петух или утка
9. 13 декабря – «дед» для содержания горящих бревен

Интересно, что эти символы очень древние. Некоторые подобные им с календарными знаками изображены на керамике (II-IV век) славянского племени полян. Похожие пиктограммы наблюдаются в эстонских календарях. Например, 24 февраля на эстонском календаре острова Езель комментируется как день начала рыболовства, 18 апреля – как день начала растительной вегетации. Такие близкие по значению даты свидетельствуют, что эти календари употреблялись на похожих широтах, в том самом или похожем климатическом ареале.



Календарные изображения и даты:
01. (01.01) = новый год
02. (01.25) = середина зимы
03. (02.15) = день Зигфрида
04. (02.24) = начало рыболовства
05. (04.05) = нерест
06. (04.15) = начало растительной вегетации
07. (04.23) = день Юргиса (Георгия)
08. (04.25) = начало выгона скота
09. (05.18) = расцвет ржи
10. (06.24) = день Ионаса (Яна)
11. (07.10) = день сбора урожая
12. (07.15) = символ плодородия
13. (08.15) = день вознесения («Zoline» = католический праздник Богоматери)
14. (09.29) = день Миколаса (Михаила)
15. (10.14) = день подготовки дров
16. (11.22) = день Мартинаса (Мартина)

Поверх нижней строки дней недель вырезан другой руноряд. В нём повторяется 19 символов (круг Луны). С рунами дней недели верхние сходятся через 3 дня. Нового рунического алфавита здесь не хватило, потому здесь приплюсовано несколько других символов. Через каждые 19 лет процессы Солнца и Луны повторяются, например, год опять начинается с новолуния. Так что руноряд поверх «рун недели» отмечает фазы Луны. Если мы хотим узнать лунную фазу определенной календарной даты, то нам надо открыть предпоследнюю страницу календаря и сделать некоторые подсчеты. Во-первых, надо узнать номер определенного года в метоновом цикле. 01 сентября соответствует третьей руне в таблице. Значит, календарь составлен в третьем году метонового цикла. Прибавив тройку к интересующему нас году и поделив результат на 19, мы получим цифру года в метоновом цикле. Тогда в таблице на предпоследней странице мы находим «ключ» для подсчета лунных фаз и по нему определяем на новолуние указывающую руну. Первая календарная дата, над которой будет отображена именно эта руна, указывает на первое новолуние в январе.

В конце календаря есть еще одна руническая таблица из 28 символов (круг Солнца). В ней некоторые руны двойные (одна поверх другой). Солнечный цикл длится 28 лет, потому не сложно по таблице подсчитать соответствие календарных дат и дней в неделе. Двойные руны отмечают високосный год (до 01 марта нужно считать по верхней рунической строке, а после 01 марта нужно считать по нижней рунической строке). Начало этого руноряда отмечает круг с точкой (символ Солнца). Подсчеты проводятся подобно подсчетам лунных фаз.



На данном рисунке показаны таблицы для определения лунных фаз и дней недели: 1) ключ к фазам Луны; 2) ключ к дням недели; 3) коррекция ключа. Из этой таблицы видно, что человек, составивший этот календарь, хорошо владел астрономическими и природными знаниями. Изобразительные символы позволяют понять календарь и безграмотным людям. Может быть, это одна из тех причин, почему этим календарем пользовались даже тогда, когда руническое письмо уже не использовалось. Подсчитывая фазы Луны и дни в неделе, мы приходим к выводу, что эти календари составлены по григорианской системе, а она на территории Польши и Литвы начала распространятся лишь после 1586 от р.х. Скандинавские и эстонские календари в некоторых деталях отличаются от вильнюсского календаря.
- Во-первых, в нордических календарях год начинается с зимнего солнцестояния (21 дек), а в вильнюсском календаре год начинается с 01 января. Этот день обозначен питьевым рогом.
- Во-вторых, скандинавские календари проще в изображении: их символы лаконичнее, почти без орнаментики. В литовском календаре очень много праздничных дней, а в символах можно узреть местных народных мотивов. Например, некоторые именины отмечены традиционными силуэтами литовских капличных столбиков, а женские дни – символом лилии или колокольчика. Сравнения показывают, что вильнюсский рунический календарь составлен по северной (скандинавской) традиции, но возможно, что со временем адаптировался в несколько ином регионе и других традициях.


Из сети

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя