Один
Добавлено: Пн июн 25, 2018 8:24 pm
А. В. Чепурнов
Один
Он является духом, жизнетворящей силой
во всём, что создано.
Варг Викернес (Varg Vikernes)
Один (Odin, Oðinn), у южных германцев — Вотан (Wotan, Wuotan), — центральный персонаж германо-скандинавской мифологии и — шире — всей Нордической Традиции, связующей воедино все индоевропейские народы.
Образ Одина, сформировавшийся к тому времени, когда в Исландии начали записывать древнескандинавские предания, саги и песни (XIII век), чрезвычайно сложен и имеет довольно запутанную историю развития. Это обстоятельство требует глубже вглядеться в образ Одина, известный нам по скандинавским сагам и священным песням, чтобы постичь его подлинную суть.
То, как описывается центральный персонаж германской и — шире — индоевропейской мифологии в североевропейском средневековом эпосе, является продуктом значительно более позднего и, отчасти, заметно профанированного его осмысления. Что же было в самом начале?
Древняя нордическая прарелигия представляла себе Мать-Природу со всеми Силами, присущими Ей, и со всеми формами Жизни, воплощёнными в Ней и являющимися Её неотъемлемыми частями, малыми клеточками Её организма, как единый самовозрождающийся в Вечности живой разумный организм, постоянно пребывающий в гармонии, одухотворённый Силой Од (Od, др.-исл. óðr, от др.-герм. wuot)1, являющейся Её Бессмертным Духом и источником всех Её Сил, мужским началом, постоянно Её оплодотворяющим. Энергия Од разлита по всей Вселенной, присутствуя в качестве Духа в каждой форме Жизни, в том числе и в человеке2. Тот, в ком аккумулируется больше этой энергии, соответственно, духовно развит больше других, причём путём самосовершенствования, самоусиления и самообразования, развития в себе нравственного начала он может постоянно усиливать свой Дух — долю вселенской живительной Силы, предназначенной для него и унаследованной им по линии своего Рода от Предков, а в конечном счёте, — и от Вселенского Источника Жизни, от Высшего Разума. Собственно говоря, такие люди обычно являются великими учителями, наставниками, подвижниками, святыми, героями, вождями. Таким образом, Сила Од есть то, что люди обычно называют Мировым Духом, Высшим Разумом, Богом3.
Сразу обращает на себя внимание то обстоятельство, что название жизненной энергии Вселенной — Од (Od) — сильно похоже на имя центрального персонажа Северной Традиции Одина (Odin). Сходство более чем очевидно, и это явилось предпосылкой прямого отождествления данных понятий во времена раннего Средневековья, что и оформилось к началу христианизации Северной Европы, позднее войдя в памятники средневековой скандинавской литературы. Но в более ранние эпохи, несмотря на то, что оба данных понятия — однокоренные, такого отождествления не было.
В весьма отдалённые времена в Центральной и Северной Европе, являющейся утробой всех индоевропейских народов, среди тогда ещё формирующихся нордических племён появился человек, Силой Духа и умственными способностями во много крат превосходивший своих соплеменников, поэтому и получил он имя Вотан (Wuotan), производное от wuot («Дух») и означающее примерно «тот, кто несёт в себе Силу Духа» или, попросту, «одухотворённый»: wuot → Wuotan, Wotan, Wodan, Wodanaz4.
Благодаря своей духовной Силе и интеллекту, которые он, к тому же, постоянно развивал и умножал (об этом см. ниже), постигший сокровенные тайны Природы Вотан учил своих соплеменников Высшей Мудрости, установив им этические правила взаимодействия с Природой-Матерью и между собой (эти правила содержатся в рунических рядах, а также в некоторых песнях Старшей Эдды, особенно в «Havamål» («Речи Высокого»)), водил их в походы, осваивал с ними новые территории, создавая на них великие культуры, явившись Прародителем индоевропейских народов5, откуда и происходит одно из его имён — Всеотец (др.-сканд. Alföðr, нем. Allvater). Собственно, русское слово «отец» происходит от его основного имени (от его скандинавской формы — Один (Odin, Oðinn)), как и слова «отчина» («вотчина»), «Отчизна».
Об именах Одина следует сказать подробнее. Не имеет смысла перечислять здесь все имена Одина, известной нам по скандинавской мифологии, сохранившей Мировоззрение древних германцев, — их более двухсот. Но следует привести отрывок из священной песни «Grímnismål» («Речи Гримнира»), входящей в состав Старшей Эдды:
Svipum hef ek nú yppt fyr sigtíva sonum, við þat skal vilbjörg vaka; öllum ásum þat skal inn koma Ægis bekki á, Ægis drekku at.
Hétumk Grímnir, hétumk Gangleri, Herjann ok Hjálmberi, Þekkr ok Þriði, Þuðr ok Uðr, Herblindi ok Hár.
Saðr ok Svipall, ok Sanngetall, Herteitr ok Hnikarr, Bileygr, Báleygr, Bölverkr, Fjölnir, Grímr ok Grímnir, Glapsviðr ok Fjölsviðr;
Síðhöttr, Síðskeggr, Sigföðr, Hnikuðr, Alföðr, Valföðr, Atríðr ok Farmatýr. Einu nafni hétumk aldregi, síz ek með fólkum fór.
Grímni mik hétu at Geirrøðar, en Jálk at Ásmundar, en þá Kjalar, er ek kjálka dró; Þrór þingum at, Viðurr at vígum, Óski ok Ómi, Jafnhár ok Biflindi, Göndlir ok Hárbarðr með goðum.
Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis, ok dulðak ek þann inn aldna jötun, þá er ek Miðvitnis vark ins mæra burar orðinn einbani.
Лик свой открыл я
асов сынам,
близко спасенье;
скоро все асы
собраны будут
за Эгира стол,
на Эгира пир.
Звался я Грим,
Звался я Ганглери,
Херьян и Хьяльмбери,
Текк и Триди,
Тунд и Уд,
Хар и Хельблинди;
Санн и Свипуль,
И Саннгеталь тоже,
Бильейг и Бальейг,
Бёльверк и Фьёльнир,
Хертейт и Хникар,
Гримнир и Грим,
Глапсвинн и Фьёлльсвинн;
Сидхётт, Сидскегг,
Сигфёдр, Хникуд,
Альфёдр, Вальфёдр,
Атрид и Фарматюр;
с тех пор как хожу
средь людей, немало
имён у меня.
Гримнир мне имя
у Гейррёда было,
и Яльк у Асмунда,
Кьялар, когда
сани таскал;
Трор на тингах,
Видур в боях,
Оски и Оми,
Явнхар и Бивлинди,
Гёндлир и Харбард.
У Сёккмимира я
был Свидур и Свидрир,
старого турса
перехитрил я,
Мидвитнира сына
в схватке сразив6.
Имена Одина отражают какую-либо сторону его характера, какой-либо аспект его деятельности, какие-либо его навыки и умения. Так, известно, что Один странствовал в поисках Силы и Мудрости, а также водил в походы своих потомков и соплеменников, осваивая с ними новые территории. Это отразилось в ряде его имён: Gangleri (Ганглери) = «Странник», Vegtamr (Вегтам) = «Привыкший к Пути». В походах и экспедициях дружинам Одина приходилось много воевать с встречавшимися им разнообразными племенами и народами, зачастую недружелюбными и агрессивными. Один, как и подобает вождю, воодушевлял своих воинов-соплеменников личным примером:
В войско метнул
Один копьё,
это тоже свершилось
в дни первой войны7.
Эта воинская ипостась Одина отразилась в ряде ярких имён, прочно вошедших в Северную Традицию: Herjann (Херьян) = «Воин», «Вождь Войска», Biflindi (Бивлинди) = «Потрясающий Щитом», Sigföðr (Сигфёдр) = «Отец Победы», Gagnráðr (Гагнрад) = «Правящий Победой» и т. д. К этому стоит прибавить то обстоятельство, что в традиционных изображениях Один, как правило, представлен с копьём по имени Gungnir, Гунгнир = «Качающийся» (у копья Одина есть и более глубокий смысл, о чём ниже), не знающим промаха, иногда со щитом, на котором изображён Солнечный Крест (подробнее об этом см. ниже).
Как мудрый правитель, Один выполнял также и судебные функции, с чем связаны, возможно, такие его имена как Þrór (Þrór þingum at = «…Трор на тингах»8) (Трор) = «Сильный», «Верный» (здесь, по-видимому, имеется в виду сила справедливости и верность древним законам, проистекающим из законов Природы), Hangatýr (Хангатюр) = «Бог Повешенных», да и триада основных его имён — Óðinn, Vilir, Vei (Один, Вили, Ве) = «Разум, Воля, Святость» (качества Духа) — вполне может сюда подойти.
Одно из основных имён Одина, входящее в вышеописанную триаду — Vilir (Вили), имеющее варианты Ullr, Ullinn (Улль, Уллин) — получило весьма широкое распространение в Северо-Восточной Руси, где было более известно как Велес или Волос (Veles, Volos); вполне естественно, что население Древней Руси мыслило себя его прямыми потомками, — ведь то были последовательно сменяющие друг друга волны нордических племён, приносящие свои знания, обычаи и язык местным восточно-балтийским племенам, а также динарско-альпийским племенам Поднепровья.
Другой поток нордических племён, устремившийся на Британские острова и образовавший одну из ветвей кельтов, сохранил память о Прародителе под именем Gwidion (Гвидион) — так видоизменилось имя Одина при соприкосновении с местными западными племенами.
Память о Первопредке хранили и те нордические племена, которые жили на территории нынешней Центральной и Северо-Западной Германии, — в месте, где в неолите сформировалась нордическая раса и зародилась свойственная ей религиозность, — сохраняя его имя практически в первозданной форме — Wodan, Woden (Водан, Воден) у англо-саксов; сохранилась архаичная форма его имени и у южно-германских племён, сформировавшихся в результате слияния нордических племён с местными динарскими и альпийскими племенами, — Wotan, Wuotan (Вотан, Вуотан).
А те нордические племена, которые устремились в древние времена на юго-восток Европы и основали ряд древнегреческих государств, вступив в контакт со средиземноморскими племенами, породив эллинскую культуру, сохраняли память о весьма древнем имени Вотана — Börr (Бёр) = «Рождающий», «Родитель»9. Недаром, сохраняя память о своей Северной Прародине, эллины называли её Гиперборея; соответственно, Борей (Северный Ветер, олицетворение Севера) — это имя обитающего в этой стране Прародителя10.
С течением веков, в буре исторических событий и в повседневной рутине, представления о Мировом Духе — Энергии Од и о ставшем уже легендарным Первопредке Одине — герое и мудреце — слились в народной памяти воедино, и так получился антропоморфный Бог Один, повелитель Асгарда, страны Богов, и глава божественного семейства, в нём обитающего11, известный по средневековым сказаниям и песням.
Мифологическое описание Одина, известное нам по средневековым памятникам скандинавской литературы, весьма символично и изобилует множеством аллегорий, за которыми просматриваются природные стихии и явления, что неудивительно, ибо подспудно в народе жила память о Мировом Духе Од, проявляющем себя во всех Силах Природы, одухотворённой им.
Это видно из многих его имён и связанных с ним мифологем, а также из имён тех Богов, которых скандинавская мифология описывает как его сыновей. Например, в образе его сына Тора (Þórr), Бога-Громовержца12, просматриваются представления о Силе Od, проявленной в электричестве; в образе его сына Бальдра (Balðr, Beldeg) скрывается представление о Силе Od, проявленной в Солнце и в распространяемом его лучами Свете, в Священном Браке с Землёй порождающем жизнь; с образом Бальдра связано и одно из имён Одина — Bileygr (Бильейг), обычно переводимое как «Огненноглазый», но, по-видимому, должное переводиться скорее как «Белое Око», — в любом случае, это связано с развившимися позднее представлениями об Одине как о Солнце.
С представлениями об Одине как о Солнце, а точнее, как о Духе Od, проявленном в Солнце, связано и имя Одина Gautr (Гаут): Солнце, в древненордическом языке имевшее имя ár (одна из нордических рун носит это имя)13, описывая полный круг по Небосводу, образует «Год». Год как явление Природы, обеспечивающее развитие всего живого, мыслился как благо, что и отразилось в ряде индоевропейских языков: напр., нем. Gut, «благо», Gute, «добро», gut, «хороший», «добрый»; англ. good, норв. god с теми же значениями; русс. годный в смысле «хороший», «добрый», «благой», «подобающий», «подходящий» и противоположное ему понятие негодный. Отсюда происходит понятие «Бог» в этих же языках: нем. Gott, англ. god, норв. gud; на Руси же слово Год изначально являлось одним из имён Солнца, которое справедливо рассматривалось как Божество. Другим именем Солнца было Jera (Jaran) Яр (Ar), и сейчас применяемое во многих европейских языках для обозначения понятия «Год»: нем. Jahr, англ. year, норв. år. Следует отметить, что, пожалуй, корень Jer для обозначения сущности Солнца и творимого им годового круга в индоевропейских языках первичнее и относится к эпохе индоевропейского единства, — недаром это имя носит одна из рун классического германского рунического ряда (Futhark) — Jera. Позднее, в скандинавских языках, вследствие вышеупомянутых фонетических сдвигов, имя этой руны, сохранив значение «Год», приняло форму ár, но графическая форма самого рунического знака в данном ареале использовалась более архаичная — 14.
Возвращаясь к имени Одина Gautr, следует отметить, что это имя, кроме связи с Солнцем и его круговым движением по Небосводу, образующим Год, указывает на него как на Прародителя племенного союза готов — германских племён, отличающихся своей воинственностью, а также своей на редкость высокоразвитой культурой, своими знаниями и учёностью; готы оставили весьма яркий и значимый след в истории Европы15.
Имя Одина Hár (Хар) = «Высокий» также связано с Солнцем.
В скандинавских сагах и песнях Эдды Один обычно описывается как высокий одноглазый старец в широкополой шляпе, надвинутой на незрячий глаз, в тёмно-синем длиннополом плаще и с копьём либо с посохом в руке, на который нанесены руны. Иногда на рунических камнях Один изображается в виде воина в шлеме, верхом на коне Слейпнире (Sleipnir, «Скользящий»), с копьём по имени Gungnir (Гунгнир, «Качающийся»), на который нанесены руны, и щитом, на котором изображён Солнечный Крест16 либо иные свастичные фигуры.
Несмотря на сильную антропоморфность, в этих изображениях Одина просматриваются черты, указывающие не только на различные стороны деятельности исторического Одина — воина и мудрого правителя, владеющего волшебными искусствами, но и на различные явления Природы, в которых Мировой Дух — Энергия Od — проявляет себя.
Так, одноглазость указывает на Солнце (в некоторых случаях — на Луну), с чем связана и солнечная символика на щите Одина-Воина. Выше уже указывалось на имена Одина, связанные с восприятием его в качестве Солнца17.
Также весьма важен такой атрибут Одина как его копьё (иногда — посох) с нанесёнными на него руническими знаками. Это связано с представлениями о Мировом Духе Od, пронзающем собой Вселенную18 и проявляющемся во всём многообразии Сил, действующих в Ней. Эти Силы выражают руны, нанесённые на древко копья (на посох), выступающего также символом Мирового Древа — Ясеня Иггдрасиль (Yggdrasil)19. Руны также выражают вечные законы Природы, действующие на всех уровнях бытия и распространяющиеся на все формы жизни.
Развевающийся тёмно-синий плащ Одина символизирует Ветер20 — более плотное проявление Духа. Здесь скрывается представление об Одине как о Ветре. Нелишним будет вспомнить о том, что на первой ступени своего развития образ Вотана (Wuotan, Wodanaz) у древних германцев соотносился с Ветром, зачастую также и в свирепых его проявлениях — таких, как Буря (ср. с греч. «Борей» — Северный ветер), Шторм, Грозовой Вихрь. Скорее всего, это была следующая стадия за изначальными представлениями об Энергии Od, — ведь, поскольку Ветер — движение Воздуха, то выразить Идею Духа древним мыслителям через Ветер было удобнее всего и весьма логично.
Широкополая шляпа Одина символизирует Небосвод, с которым Один также традиционно отождествлялся.
Особого внимания заслуживают некоторые мифологемы, связанные с Одином.
Так, по Старшей и Младшей Эддам, а также по исландским сагам и поэзии скальдов известно, что одним из наиболее ходовых имён Одина является имя Вальфёдр (Valföðr, также Valfar, нем. Walvater), «Отец Павших». С этим аспектом Одина-Всеотца связаны представления о Вальхалле (Valhöll, нем. Walhalla), входом в которую служат врата Вальгринд (Walgrind, «Ограда Павших») и куда павших воинов приносят валькирии (Valkyrja). Во всех этих словах, так же как в рассматриваемом имени Одина — Вальфёдр, присутствует корень wal, лежащий, к слову сказать, и в основе имени Велеса — русского варианта одного из имён Одина — Вили (Vílir) (см. выше). Уместно отметить, что в древнерусских представлениях Велес связан, помимо прочих его свойств, коих великое множество (это тот же Один!), со Смертью и Загробным Миром21.
Один
Он является духом, жизнетворящей силой
во всём, что создано.
Варг Викернес (Varg Vikernes)
Один (Odin, Oðinn), у южных германцев — Вотан (Wotan, Wuotan), — центральный персонаж германо-скандинавской мифологии и — шире — всей Нордической Традиции, связующей воедино все индоевропейские народы.
Образ Одина, сформировавшийся к тому времени, когда в Исландии начали записывать древнескандинавские предания, саги и песни (XIII век), чрезвычайно сложен и имеет довольно запутанную историю развития. Это обстоятельство требует глубже вглядеться в образ Одина, известный нам по скандинавским сагам и священным песням, чтобы постичь его подлинную суть.
То, как описывается центральный персонаж германской и — шире — индоевропейской мифологии в североевропейском средневековом эпосе, является продуктом значительно более позднего и, отчасти, заметно профанированного его осмысления. Что же было в самом начале?
Древняя нордическая прарелигия представляла себе Мать-Природу со всеми Силами, присущими Ей, и со всеми формами Жизни, воплощёнными в Ней и являющимися Её неотъемлемыми частями, малыми клеточками Её организма, как единый самовозрождающийся в Вечности живой разумный организм, постоянно пребывающий в гармонии, одухотворённый Силой Од (Od, др.-исл. óðr, от др.-герм. wuot)1, являющейся Её Бессмертным Духом и источником всех Её Сил, мужским началом, постоянно Её оплодотворяющим. Энергия Од разлита по всей Вселенной, присутствуя в качестве Духа в каждой форме Жизни, в том числе и в человеке2. Тот, в ком аккумулируется больше этой энергии, соответственно, духовно развит больше других, причём путём самосовершенствования, самоусиления и самообразования, развития в себе нравственного начала он может постоянно усиливать свой Дух — долю вселенской живительной Силы, предназначенной для него и унаследованной им по линии своего Рода от Предков, а в конечном счёте, — и от Вселенского Источника Жизни, от Высшего Разума. Собственно говоря, такие люди обычно являются великими учителями, наставниками, подвижниками, святыми, героями, вождями. Таким образом, Сила Од есть то, что люди обычно называют Мировым Духом, Высшим Разумом, Богом3.
Сразу обращает на себя внимание то обстоятельство, что название жизненной энергии Вселенной — Од (Od) — сильно похоже на имя центрального персонажа Северной Традиции Одина (Odin). Сходство более чем очевидно, и это явилось предпосылкой прямого отождествления данных понятий во времена раннего Средневековья, что и оформилось к началу христианизации Северной Европы, позднее войдя в памятники средневековой скандинавской литературы. Но в более ранние эпохи, несмотря на то, что оба данных понятия — однокоренные, такого отождествления не было.
В весьма отдалённые времена в Центральной и Северной Европе, являющейся утробой всех индоевропейских народов, среди тогда ещё формирующихся нордических племён появился человек, Силой Духа и умственными способностями во много крат превосходивший своих соплеменников, поэтому и получил он имя Вотан (Wuotan), производное от wuot («Дух») и означающее примерно «тот, кто несёт в себе Силу Духа» или, попросту, «одухотворённый»: wuot → Wuotan, Wotan, Wodan, Wodanaz4.
Благодаря своей духовной Силе и интеллекту, которые он, к тому же, постоянно развивал и умножал (об этом см. ниже), постигший сокровенные тайны Природы Вотан учил своих соплеменников Высшей Мудрости, установив им этические правила взаимодействия с Природой-Матерью и между собой (эти правила содержатся в рунических рядах, а также в некоторых песнях Старшей Эдды, особенно в «Havamål» («Речи Высокого»)), водил их в походы, осваивал с ними новые территории, создавая на них великие культуры, явившись Прародителем индоевропейских народов5, откуда и происходит одно из его имён — Всеотец (др.-сканд. Alföðr, нем. Allvater). Собственно, русское слово «отец» происходит от его основного имени (от его скандинавской формы — Один (Odin, Oðinn)), как и слова «отчина» («вотчина»), «Отчизна».
Об именах Одина следует сказать подробнее. Не имеет смысла перечислять здесь все имена Одина, известной нам по скандинавской мифологии, сохранившей Мировоззрение древних германцев, — их более двухсот. Но следует привести отрывок из священной песни «Grímnismål» («Речи Гримнира»), входящей в состав Старшей Эдды:
Svipum hef ek nú yppt fyr sigtíva sonum, við þat skal vilbjörg vaka; öllum ásum þat skal inn koma Ægis bekki á, Ægis drekku at.
Hétumk Grímnir, hétumk Gangleri, Herjann ok Hjálmberi, Þekkr ok Þriði, Þuðr ok Uðr, Herblindi ok Hár.
Saðr ok Svipall, ok Sanngetall, Herteitr ok Hnikarr, Bileygr, Báleygr, Bölverkr, Fjölnir, Grímr ok Grímnir, Glapsviðr ok Fjölsviðr;
Síðhöttr, Síðskeggr, Sigföðr, Hnikuðr, Alföðr, Valföðr, Atríðr ok Farmatýr. Einu nafni hétumk aldregi, síz ek með fólkum fór.
Grímni mik hétu at Geirrøðar, en Jálk at Ásmundar, en þá Kjalar, er ek kjálka dró; Þrór þingum at, Viðurr at vígum, Óski ok Ómi, Jafnhár ok Biflindi, Göndlir ok Hárbarðr með goðum.
Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis, ok dulðak ek þann inn aldna jötun, þá er ek Miðvitnis vark ins mæra burar orðinn einbani.
Лик свой открыл я
асов сынам,
близко спасенье;
скоро все асы
собраны будут
за Эгира стол,
на Эгира пир.
Звался я Грим,
Звался я Ганглери,
Херьян и Хьяльмбери,
Текк и Триди,
Тунд и Уд,
Хар и Хельблинди;
Санн и Свипуль,
И Саннгеталь тоже,
Бильейг и Бальейг,
Бёльверк и Фьёльнир,
Хертейт и Хникар,
Гримнир и Грим,
Глапсвинн и Фьёлльсвинн;
Сидхётт, Сидскегг,
Сигфёдр, Хникуд,
Альфёдр, Вальфёдр,
Атрид и Фарматюр;
с тех пор как хожу
средь людей, немало
имён у меня.
Гримнир мне имя
у Гейррёда было,
и Яльк у Асмунда,
Кьялар, когда
сани таскал;
Трор на тингах,
Видур в боях,
Оски и Оми,
Явнхар и Бивлинди,
Гёндлир и Харбард.
У Сёккмимира я
был Свидур и Свидрир,
старого турса
перехитрил я,
Мидвитнира сына
в схватке сразив6.
Имена Одина отражают какую-либо сторону его характера, какой-либо аспект его деятельности, какие-либо его навыки и умения. Так, известно, что Один странствовал в поисках Силы и Мудрости, а также водил в походы своих потомков и соплеменников, осваивая с ними новые территории. Это отразилось в ряде его имён: Gangleri (Ганглери) = «Странник», Vegtamr (Вегтам) = «Привыкший к Пути». В походах и экспедициях дружинам Одина приходилось много воевать с встречавшимися им разнообразными племенами и народами, зачастую недружелюбными и агрессивными. Один, как и подобает вождю, воодушевлял своих воинов-соплеменников личным примером:
В войско метнул
Один копьё,
это тоже свершилось
в дни первой войны7.
Эта воинская ипостась Одина отразилась в ряде ярких имён, прочно вошедших в Северную Традицию: Herjann (Херьян) = «Воин», «Вождь Войска», Biflindi (Бивлинди) = «Потрясающий Щитом», Sigföðr (Сигфёдр) = «Отец Победы», Gagnráðr (Гагнрад) = «Правящий Победой» и т. д. К этому стоит прибавить то обстоятельство, что в традиционных изображениях Один, как правило, представлен с копьём по имени Gungnir, Гунгнир = «Качающийся» (у копья Одина есть и более глубокий смысл, о чём ниже), не знающим промаха, иногда со щитом, на котором изображён Солнечный Крест (подробнее об этом см. ниже).
Как мудрый правитель, Один выполнял также и судебные функции, с чем связаны, возможно, такие его имена как Þrór (Þrór þingum at = «…Трор на тингах»8) (Трор) = «Сильный», «Верный» (здесь, по-видимому, имеется в виду сила справедливости и верность древним законам, проистекающим из законов Природы), Hangatýr (Хангатюр) = «Бог Повешенных», да и триада основных его имён — Óðinn, Vilir, Vei (Один, Вили, Ве) = «Разум, Воля, Святость» (качества Духа) — вполне может сюда подойти.
Одно из основных имён Одина, входящее в вышеописанную триаду — Vilir (Вили), имеющее варианты Ullr, Ullinn (Улль, Уллин) — получило весьма широкое распространение в Северо-Восточной Руси, где было более известно как Велес или Волос (Veles, Volos); вполне естественно, что население Древней Руси мыслило себя его прямыми потомками, — ведь то были последовательно сменяющие друг друга волны нордических племён, приносящие свои знания, обычаи и язык местным восточно-балтийским племенам, а также динарско-альпийским племенам Поднепровья.
Другой поток нордических племён, устремившийся на Британские острова и образовавший одну из ветвей кельтов, сохранил память о Прародителе под именем Gwidion (Гвидион) — так видоизменилось имя Одина при соприкосновении с местными западными племенами.
Память о Первопредке хранили и те нордические племена, которые жили на территории нынешней Центральной и Северо-Западной Германии, — в месте, где в неолите сформировалась нордическая раса и зародилась свойственная ей религиозность, — сохраняя его имя практически в первозданной форме — Wodan, Woden (Водан, Воден) у англо-саксов; сохранилась архаичная форма его имени и у южно-германских племён, сформировавшихся в результате слияния нордических племён с местными динарскими и альпийскими племенами, — Wotan, Wuotan (Вотан, Вуотан).
А те нордические племена, которые устремились в древние времена на юго-восток Европы и основали ряд древнегреческих государств, вступив в контакт со средиземноморскими племенами, породив эллинскую культуру, сохраняли память о весьма древнем имени Вотана — Börr (Бёр) = «Рождающий», «Родитель»9. Недаром, сохраняя память о своей Северной Прародине, эллины называли её Гиперборея; соответственно, Борей (Северный Ветер, олицетворение Севера) — это имя обитающего в этой стране Прародителя10.
С течением веков, в буре исторических событий и в повседневной рутине, представления о Мировом Духе — Энергии Од и о ставшем уже легендарным Первопредке Одине — герое и мудреце — слились в народной памяти воедино, и так получился антропоморфный Бог Один, повелитель Асгарда, страны Богов, и глава божественного семейства, в нём обитающего11, известный по средневековым сказаниям и песням.
Мифологическое описание Одина, известное нам по средневековым памятникам скандинавской литературы, весьма символично и изобилует множеством аллегорий, за которыми просматриваются природные стихии и явления, что неудивительно, ибо подспудно в народе жила память о Мировом Духе Од, проявляющем себя во всех Силах Природы, одухотворённой им.
Это видно из многих его имён и связанных с ним мифологем, а также из имён тех Богов, которых скандинавская мифология описывает как его сыновей. Например, в образе его сына Тора (Þórr), Бога-Громовержца12, просматриваются представления о Силе Od, проявленной в электричестве; в образе его сына Бальдра (Balðr, Beldeg) скрывается представление о Силе Od, проявленной в Солнце и в распространяемом его лучами Свете, в Священном Браке с Землёй порождающем жизнь; с образом Бальдра связано и одно из имён Одина — Bileygr (Бильейг), обычно переводимое как «Огненноглазый», но, по-видимому, должное переводиться скорее как «Белое Око», — в любом случае, это связано с развившимися позднее представлениями об Одине как о Солнце.
С представлениями об Одине как о Солнце, а точнее, как о Духе Od, проявленном в Солнце, связано и имя Одина Gautr (Гаут): Солнце, в древненордическом языке имевшее имя ár (одна из нордических рун носит это имя)13, описывая полный круг по Небосводу, образует «Год». Год как явление Природы, обеспечивающее развитие всего живого, мыслился как благо, что и отразилось в ряде индоевропейских языков: напр., нем. Gut, «благо», Gute, «добро», gut, «хороший», «добрый»; англ. good, норв. god с теми же значениями; русс. годный в смысле «хороший», «добрый», «благой», «подобающий», «подходящий» и противоположное ему понятие негодный. Отсюда происходит понятие «Бог» в этих же языках: нем. Gott, англ. god, норв. gud; на Руси же слово Год изначально являлось одним из имён Солнца, которое справедливо рассматривалось как Божество. Другим именем Солнца было Jera (Jaran) Яр (Ar), и сейчас применяемое во многих европейских языках для обозначения понятия «Год»: нем. Jahr, англ. year, норв. år. Следует отметить, что, пожалуй, корень Jer для обозначения сущности Солнца и творимого им годового круга в индоевропейских языках первичнее и относится к эпохе индоевропейского единства, — недаром это имя носит одна из рун классического германского рунического ряда (Futhark) — Jera. Позднее, в скандинавских языках, вследствие вышеупомянутых фонетических сдвигов, имя этой руны, сохранив значение «Год», приняло форму ár, но графическая форма самого рунического знака в данном ареале использовалась более архаичная — 14.
Возвращаясь к имени Одина Gautr, следует отметить, что это имя, кроме связи с Солнцем и его круговым движением по Небосводу, образующим Год, указывает на него как на Прародителя племенного союза готов — германских племён, отличающихся своей воинственностью, а также своей на редкость высокоразвитой культурой, своими знаниями и учёностью; готы оставили весьма яркий и значимый след в истории Европы15.
Имя Одина Hár (Хар) = «Высокий» также связано с Солнцем.
В скандинавских сагах и песнях Эдды Один обычно описывается как высокий одноглазый старец в широкополой шляпе, надвинутой на незрячий глаз, в тёмно-синем длиннополом плаще и с копьём либо с посохом в руке, на который нанесены руны. Иногда на рунических камнях Один изображается в виде воина в шлеме, верхом на коне Слейпнире (Sleipnir, «Скользящий»), с копьём по имени Gungnir (Гунгнир, «Качающийся»), на который нанесены руны, и щитом, на котором изображён Солнечный Крест16 либо иные свастичные фигуры.
Несмотря на сильную антропоморфность, в этих изображениях Одина просматриваются черты, указывающие не только на различные стороны деятельности исторического Одина — воина и мудрого правителя, владеющего волшебными искусствами, но и на различные явления Природы, в которых Мировой Дух — Энергия Od — проявляет себя.
Так, одноглазость указывает на Солнце (в некоторых случаях — на Луну), с чем связана и солнечная символика на щите Одина-Воина. Выше уже указывалось на имена Одина, связанные с восприятием его в качестве Солнца17.
Также весьма важен такой атрибут Одина как его копьё (иногда — посох) с нанесёнными на него руническими знаками. Это связано с представлениями о Мировом Духе Od, пронзающем собой Вселенную18 и проявляющемся во всём многообразии Сил, действующих в Ней. Эти Силы выражают руны, нанесённые на древко копья (на посох), выступающего также символом Мирового Древа — Ясеня Иггдрасиль (Yggdrasil)19. Руны также выражают вечные законы Природы, действующие на всех уровнях бытия и распространяющиеся на все формы жизни.
Развевающийся тёмно-синий плащ Одина символизирует Ветер20 — более плотное проявление Духа. Здесь скрывается представление об Одине как о Ветре. Нелишним будет вспомнить о том, что на первой ступени своего развития образ Вотана (Wuotan, Wodanaz) у древних германцев соотносился с Ветром, зачастую также и в свирепых его проявлениях — таких, как Буря (ср. с греч. «Борей» — Северный ветер), Шторм, Грозовой Вихрь. Скорее всего, это была следующая стадия за изначальными представлениями об Энергии Od, — ведь, поскольку Ветер — движение Воздуха, то выразить Идею Духа древним мыслителям через Ветер было удобнее всего и весьма логично.
Широкополая шляпа Одина символизирует Небосвод, с которым Один также традиционно отождествлялся.
Особого внимания заслуживают некоторые мифологемы, связанные с Одином.
Так, по Старшей и Младшей Эддам, а также по исландским сагам и поэзии скальдов известно, что одним из наиболее ходовых имён Одина является имя Вальфёдр (Valföðr, также Valfar, нем. Walvater), «Отец Павших». С этим аспектом Одина-Всеотца связаны представления о Вальхалле (Valhöll, нем. Walhalla), входом в которую служат врата Вальгринд (Walgrind, «Ограда Павших») и куда павших воинов приносят валькирии (Valkyrja). Во всех этих словах, так же как в рассматриваемом имени Одина — Вальфёдр, присутствует корень wal, лежащий, к слову сказать, и в основе имени Велеса — русского варианта одного из имён Одина — Вили (Vílir) (см. выше). Уместно отметить, что в древнерусских представлениях Велес связан, помимо прочих его свойств, коих великое множество (это тот же Один!), со Смертью и Загробным Миром21.