Миф о бесплодии эльфов

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Миф о бесплодии эльфов

Непрочитанное сообщение Scarlett » Вс июл 01, 2018 8:42 pm

Одним из самых странных поверий об эльфах, является миф об их бесплодии. Якобы, эльфы не могут иметь собственных детей; потому, и похищают человеческих младенцев. Это представление довольно живуче даже сейчас, несмотря на множество работ по фольклору, где оно не подтверждается. Если же мы коснемся толкиеновских эльдар, то это прямо покажется нелепостью, так как эльфийские рода всегда имели отпрысков, и генеалогия их достаточно обширна и разветвлена. Это известно, но, тем не менее, представление о эльфийской бесплодности настолько часто упоминаемо, что впору говорить о существующем стереотипе, или, по крайней мере, популярном заблуждении.

Откуда же оно взялось, и почему так живуче?

Европейский фольклор, который сейчас находится в состоянии упадка, формировался в Средние Века. Это не значит, что до того времени эльфов не знали, напротив, представления об иных существах в нашем мире – божествах или духах, были широко распространены и в дохристианскую эпоху, причем сильнее, чем последующие времена. Практически все ныне известные мифологические создания были знакомы нашим предкам еще в язычестве, и дошли до нас в большом числе. Правда, за многие века церковной демонологии, они сильно смешались с представлением о нечистых духах, приспешниках дьявола. То есть, можно говорить о привнесенном искажении их изначального облика. Так что теперь люди, особенно верующие, считают любых фейри нечистью.

Поэтому эльф для большинства людей, особенно, если этот человек твердо разделяет эльдар и эльфов-фейри, представляет собой если не христианского беса, то уж точно существо подозрительное. Скорее, низшего духа, балансирующего на тонкой грани между христианским демоном, и языческой персонализацией сил природы. Вот это представление, сидящее в сознании как архетип, и позволяет думать о бесплодии эльфов.

Хочется отметить, что архетип потому и является архетипом, что представляет собой продукт бессознательного и обращаясь к архетипическим представлениям, человек не рассуждает логически о возможности или невозможности такого воплощения. Скажем, представляя беса рогатым, мало кто из нас задумается о происхождении рогов в ходе эволюции такого существа. Это не проявление глупости или недомыслия, а неотъемлемое свойство сознания. Как раз по той же причине, представляя себе бесплодных эльфов, человек не задумывается об их физиологии, или, тем более, демографии.

Если вернуться к нашей теме, то я вижу корни мифа об эльфийской бесплодности в смешении в сознании людей эльфов и фейри и нечистой силы. Соответственно, за эльфами закрепляется стереотип о бесплодии, который четко прослеживается в представлениях о нечисти.

Несмотря на образ эльфов, как созданий прекрасных, веселых, завораживающих, их всегда связывали с «той стороной». Эльфы были обаятельны, но опасны. Это мнение настолько укоренилось в фольклоре, что подтверждений ему великое множество, даже обычай отпугивать эльфов от колыбельки младенца подвешенными ножницами, тому пример. Во-первых, ножницы сделаны из железа, которое эльфы, якобы, терпеть не могли (как и всякая нечисть); а во-вторых, висящие ножницы имели вид креста – символа христианства, служащего для защиты от козней дьявола. Да и вообще, все ритуалы по отпугиванию эльфов по сути не отличались от таковых для защиты от дьявольских сил. Даже обычай называть их эвфемизмами (Волшебный Народец, Добрые Соседи и т.д.) родом все из тех же представлений. Подобные «заместительные» названия знают практически все народы, даже в России не рекомендовалось произносить названия нечистого «черт», «дьявол», чтобы не призвать их на свою голову. Не стану разбирать здесь вопрос, насколько эльфы добры или злы, но то, что в фольклорном сознании они приближались к нечистой силе - точно. А дальше мы подходим к тому, что нечистая сила практически всегда и везде представлялась бесплодной, не могущей произвести своих детей.
Вообще, к бесплодию (подчеркну – женскому бесплодию, о мужском почти ничего не было известно) отношение всегда было крайне своеобразным. Женщина в архетипических представлениях у практически всех народов, синоним матери. Она ассоциировалось с плодоносящей землей, дарительницей жизни. Многие свадебные ритуалы имели выраженную направленность – организовать зачатие так, чтобы у нечисти было как можно меньше шансов завладеть будущим ребенком.

Стоит напомнить, что бесплодие женщины считалось величайшим горем. Бездетная женщина подвергалась ограничениям в социальной жизни; ей запрещалось участвовать в календарных и семейных обрядах (особенно свадебном), быть кумой, собирать урожай первых плодов. Считалось, что после смерти они не могут попасть в рай, что на «том свете» ужи будут сосать их грудь и т.п. А для наведения на неугодную особу бесплодия использовались атрибуты погребальной обрядности (нитки от покрывала покойника, земля с могилы, кость мертвеца) и др. Ясно видно, что деторождение и бесплодие были отражением мифологемы - жизнь и смерть, где бесплодие привязывалось, разумеется, к образу смерти.

Именно поэтому, из взаимосвязи между смертью и бесплодностью выросло представление о том, что нечистая сила своих детей не имеет. Здесь уместно поинтересоваться причинами этого мнения, так как если древние боги, превратившиеся в христианском сознании в бесов и демонов, практически всегда были плодовиты. Действительно, даже в просвещенной античности самые разнузданные культы были посвящены не столько эротике как таковой, сколько зарождению будущей жизни. По крайней мере в первоначальном, символическом виде, до появления на первом плане рафинированной светской оргиастичности. А уж если мы вспомним доолимпийских, хтонических божеств, то увидим, что это вообще кипящий котел череды рождений. Как пример можно взять Астарту-Иштар, культ которой эллины узнали от шумер. Эта многоликая богиня, которую богословы однозначно отнесли бы к демоницам, была грозной и могучей силой; ее изображали порой в виде всадницы с мечом. Но она же была и Великой Матерью, Родительницей Богов, в текстах Угарита она изображается как обнаженная женщина, вскармливающая двух младенцев. Из этого можно заключить, что никаких древнейших предпосылок для того, чтобы считать нечистую силу (а к ней, как мы увидели относят и эльфов) бесплодными не существует. Так отчего это произошло?

Здесь нужно обратиться к христианскому учению, причем к его столпам – богу и дьяволу. Бог считается самой жизнью, жизнью истинной, тогда как дьявол – антитеза всего божественного, «обезьяна бога». Диалектика в своем самом чистом виде: всякий тезис рождает антитезис, и жизнь непредставляема без смерти. Почему дьявола именуют обезьяной бога?

Из-за того, что в христианском представлении бог есть творец, податель жизни, а дьявол бессилен на творение. Он не может ничего создать, и его способ существования только во зле и разрушении, в грехе (а дьявол есть квинтэссенция греха). Грех же бесплоден в своей основе, он ничего не создает, а только пародирует. Даже сатанинские ритуалы это вывернутое на изнанку христианское богослужение. Как писал П.Флоренский: «то что, что есть у Смерти - это лишь испоганенная ею жизни же. Даже на "Черной Мессе", в самом гнезде дьявольщины, Диавол со всеми своими поклонниками не могли придумать ничего иного, как кощунственно пародировать тайнодействия литургии, деля все наоборот. Какая пустота! Какое нищенство! Какие плоские "глубины"!». Именно в этом понимании дьявола и, соответственно, нечистой силы, коренится догадка о ее физической бесплодности.

Кстати, взгляд на зло, как на явление бесплодное в метафизическом смысле, есть и у Толкиена. Мелькор ведь тоже не сотворил живой материи. Орки, как считали эльдар, создания «выведенные», Мелькор их создал, изловив некоторых Детей Эру, и извратив их изначальную природу. (Видимо на этом материале он защищал докторскую по генетике.)

Но не следует полагать, будто демоны и бесы – изначальные слуги дьявола всегда считались бесплодными физически. В демонологии есть давний спор по этому вопросу. Кто-то считает что они способны порождать подобных им существ, другие придерживаются иного мнения. В качестве авторитета в демонологии можно привести пример печально известной книги «Malleus Maleficarum» («Молот Ведьм»), где говорится следующее: «Всегда ли демон инкуб посещает ведьму с излиянием семени? Следует ответить: так как он имеет тысячи средств и способов вредить, так как он с самого падения стремится уничтожить единство церкви и удалить от нее всеми средствами человеческий род, то поэтому не могут быть на это даны безошибочные указания, но только предположительные возможности, именно: пожилая ли и бесплодная ведьма или нет; если да, в таком случае - без излияния семени, так как это ни к чему бы не привело, а демон в своих деяниях поскольку возможно, избегает излишнего, как будто он имеет влечение к ней по природе. Если же она бесплодна, то он подходит к ней, чтобы доставить ей удовольствие; если же она способна к зачатию, и он может легко достать излитое каким-либо мужчиной семя, то он немедля отправляется к ней, чтобы передать ей плод». Противники мнения о бесплодии демонов приводят в пример случаи, когда женщина, преимущественно ведьма, зачинала и родила от бесов. Таких детей распознавали по рожкам, копытам, хвостам, и иным приметам, которые достались им от отцов. Кстати, плодовитой (даже чрезмерно) была иудейская демоница Лилит. Иными словами четкого представления о плодовитости или бесплодии слуг дьявола демонология не имеет.
Что интересно, некоторые авторы фэнтези, воспроизводят представление о бесплодии магов. У Сапковского, бесплодие это что-то вроде побочного эффекта от занятий магией. Но, тем не менее, у некоторых волшебниц были дети. Это представление тоже имеет фольклорные корни. Считалось, что у колдуний есть проблемы с деторождением, однако примеры, где ведьма могла иметь семью и детей в народных источниках тоже есть.

Но прочая нечисть не была демонами, которые суть падшие ангелы. Считалось, что «естественный прирост» таких существ происходит не через рождение, а через смерть. Так, европейские баньши и вампиры, славянские русалки и другие представители нечистой силы появлялись от того, что человек умер без покаяния и причастия, во грехе. Или от смерти некрещеным, или от самоубийства, или от убийства нежитью. Разумеется, мертвые, к которым их относили, и не могли произвести на свет дитя.

Это же представление о «иной» природе всех существ не человеческого рода переносили и на эльфов, как я уже сказала выше, едва ли задумываясь о таком представлении. Хотя, если хотя бы немного коснуться легенд, то этот предрассудок поколеблется. Скажем, часто описано, как эльфы живут в лугах и скалах, имеют свои дома, пьют и едят вполне обычную пищу и т.д. То есть их жизненные потребности едва ли отличается от людских. Более того, в некоторых легендах рассказывается о браках между людьми и эльфами, от которых произошли дети. Есть даже описания как «маленький народец» просил людских повитух помочь их женщинам в родах. Какое уж тут бесплодие!

Но по-видимому, стереотипы так устойчивы из-за той путаницы, которая окружает эльфов в самом их определении. Многие существа зовутся эльфами, от низших духов европейской мифологии и «крылатых малюток» из более поздних сказок, до современных пробудившихся эльфов и толкиновских эльдар. Поэтому, говоря «эльф», каждый подразумевает какое-то отдельное существо, совершенно не похожее на других эльфов.

Именно поэтому, на мой взгляд, многие переносят на фольклорных эльфов представление о христианской нечистой силе (немудрено, ведь этот взгляд культивировался веками). А отсюда, в свою очередь привносится перенесение на эльфов свойств нечисти, в данном случае, невозможность иметь детей. Эта схема проста и укладывается в нехитрое умозаключение: эльфы = нечистая сила; нечистая сила бесплодна; следовательно, эльфы бесплодны. А так как подавляющее большинство не задумывается о корнях своих стереотипов, то и представление это по большей части бессознательно.


Автор - Tolven

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость