Эльфы в именах

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Эльфы в именах

Непрочитанное сообщение Scarlett » Вс июл 01, 2018 9:07 pm

Процесс мифотворчества, изменения мифов и легенд под влиянием различных обстоятельств, был рассмотрен (в общем) в статье «Причуды мифологии». Очень сложно найти то зерно истины, что лежит в основе каждого сказания или легенды по истечении множества тысячелетий. Но это не значит, что указание на изначальное отношение общества к тому или иному явлению сегодня полностью отсутствует, что ныне существующие легенды и сказки – это всё что у нас есть, и мы ничего не можем узнать о том, что забыто.

На самом деле имеется целый пласт свидетельств, в которых сохранились не только изначальные понятия как таковые, но и свидетельства о ныне утраченных сказаниях. Этот пласт – имена.


Утраченные имена – утраченные сказания

С появлением новой веры многие народы лишились большинства оригинальных имён. В скандинавских странах дело обстояло несколько иначе - скандинавы с трудом воспринимали христианские имена. Несмотря на принятие христианства, имя, данное при крещении, либо игнорировалось, либо, как на первых порах в Древней Руси, хранилось в тайне.

Особенно трудно христианские имена принимались среди воинской аристократии, где ими нарекали редко и в основном незаконнорожденных детей. «Выбор имени для легитимного наследника во многом был предопределен заранее - представитель династии должен был быть назван в честь деда, прадеда или другого близкого родича по отцовской линии, причем в интересах правящей семьи было обеспечить максимальную прозрачность своего выбора. Напротив, выбор имени для побочного сына не был в такой степени стеснен и регламентирован По использованию оригинальных древних имён впереди всех народов Европы стоят исландцы. И что касается традиций, то пожалуй именно в Исландии они сохраняются как нигде и охраняются законом. § 1 исландского закона № 54 от 27 июня 1925 г. гласит: «Каждый человек должен называться каким-либо исландским именем, либо двумя именами, и знать отца или приемного отца, мать и всегда писать имя и отчество в одном и том же виде в течение всей своей жизни». А следующий пункт, § 2 того же закона, не менее категорично устанавливает: «Никто не должен брать себе фамилию в нашей стране». Таким образом, бесфамильность исландского общества, опирающегося на тысячелетнюю традицию, консервируется, а оригинальные имена сохраняются и используются.

Пожалуй, следует дать краткое пояснение, чем же так ценно и важно имя как историческое свидетельство.

Наука антропонимика - раздел ономастики – посвящена именам собственным. Зачастую исторические процессы можно более точно прочитать по именам, чем по археологическим находкам. Проблемы теории имени разрабатывали в своих трудах представители разных наук: Флоренский П.А., Лосев А.С., Булгаков С.Н., Бондалетов В.Д., Веселовский С.Б., Степанов Ю.С., Суперанская А.В., Суслова А.В., Волкова Н.Г., Лавров Л.И., Замятин Е., Гуриев Т.А., Зухба С.Л., Хигир Б.Ю., Лахути Д. – всех не перечесть.

До принятия в различных культурах иноязычных имён процесс имянаречения был не только более прозрачен, но и более значим. Вера, Надежда, Любовь, Любомир, Ярополк… имена говорят сами за себя и не требуют расшифровки. В каких-то странах сохранилось больше древних имён, в каких-то – меньше. Какие-то имена выходят из употребления, встречаясь только в старинных текстах, какие-то существуют по сей день, сохраняя своё значение, притом, что порой сам обладатель имени не задумывается над смыслом, воспринимая имя как набор звуков.

Как встарь, так и сейчас, общество очень чутко реагирует на сочетание имени и выдающихся качеств его обладателя. Такие социальные явления как популярность имени, отражают влияние личности или личностей, его носивших. Возрастающая популярность имён ничуть не хуже социологического опроса показывает умонастроения населения.

Массовая популярность какого либо имени – не уникальное явление, и явление не только современное, когда средства массовой информации создают определенное отношение к именам «Джордж, Барак, Дженифер, Владимир, Дмитрий» и т.д. В далёком прошлом на популярность имён влияли самые различные факторы – религия, верования, мифы, легенды, встречи с удивительными явлениями, и т.д. Имена всегда обладали той или иной степенью популярности в различных культурах, теряли или обретали завоёванные позиции со сменой эпох, выходили из употребления и иногда на кратких срок возвращались. Но выживали всегда самые стойкие, самые значимые, те, которые несли в себе некий глубокий историзм, неразрывно связанный с культурой народа. Именно такие имена пережили утрату общепонятного смысла и не исчезли из ономастикона.

Сегодня, на бытовом уровне, имени уже не придаётся того значения, которое вкладывалось в процесс имянаречения тысячу, две и более лет назад. И все же, родители, выбирая имя ребенку, обращают внимание на его значение, как встарь, придерживаясь того мнения, что имя влияет на судьбу. Если не учитывать эзотерический подход, а обращаться только к строго научным фактам, то влияние имени на судьбу можно считать доказанным по крайне мере для древних культур. Так, в скандинавской культуре, ребенок, не признанный отцом, мог остаться вовсе без имени, имя следовало «подтверждать» в жизни – соответствовать ему, имя указывало на статус и несло в себе столько нюансов, что отрицать его влияние (в плане отношения общества к носителю того или иного имени) невозможно. Как раньше, так и теперь, обладателю имени со смыслом «умный», «храбрый», «красивый» предпочтительнее соответствовать ему, а не являть прямо противоположные качества, вызывая насмешки окружающих.

Поскольку речь пойдёт о скандинавских именах, перекочевавших в другие культуры, именах, которые повествуют об эльфах и отношении к эльфам, следует упомянуть традиции имянаречения в Скандинавии (в Исландии) сначала в общем, а так же пояснить на какие типы делились имена, в каких типах имён эльфы есть, а в каких никогда не встречаются, на что имена указывают, и о чём рассказывают.

Имена-обереги, имена на любовь и удачу, имена храбрых воинов, имена «ожидания»

Древние имена-обреги скандинавов не имеют отношения к эльфам и содержат в качестве непременной, чаще - единственной, составляющей название животного. Самый типичный принцип наименования – тотемическая защитная функция имени, связывающая человека и тотем. (Здесь так же не исключается и прозвище, которое могло быть дано за внешнее сходство внешности или повадок человека и зверя): Ari – Ари или Örn - Эрн (“орел”), Birnir - Бирнир (“медведь”), Bjarki - Бьярки (“медвежонок”), Björn - Бьёрн (“медведь”), Mörðr - Мёрд (“куница”), Ormr - Орм (“змей”), Refr - Рэв (“лисица”), Starri - Старри (“скворец”), Svanr - Сван (“лебедь”), Uxi - Укси (“бык”), Valr - Валь (“сокол”). Также и мужчин и женщин называли именем дерева – березы: Birkir - Биркир или Björk – Бьёрк. Разные слова для одного и того же дерева не являются чем-то исключительным. В русских поверьях также считалось, что березы бывают двух полов: береза и “березун”. Также оберегами можно считать имена Heimir - Хеймир (“тот, у кого есть дом”) и Ófeigr - Офейг (“не обреченный на смерть”).

Прозвища: Atli - Атли (“грубый”), Barði - Барди(“бородатый”), Flóki - Флоки (“кудрявый”), Forni - Форни (“древний”), Fróði - Фроди (“мудрый, ученый”), Grani - Грани (“усатый”), Greipr - Грейп (“человек с большими или крепкими руками”), Hödd - Хёдд (“женщина с красивыми волосами”), Höskuldr - Хёскульд (“седоволосый”), Hösvir - Хёсвир (“седой человек), Глум (“темноглазый”), Hrappr - Храпп (“быстрый, пылкий”), Hvati - Хвати (“пылкий, быстрый”), Snerrir - Снеррир (“трудный”), Sturla - Стурла (“нетерпеливый, беспокойный”). и т.д.

Прозвища по роду занятий, умений и стране происхождения:

Gestr - Гест (“гость”), Gauti – Гаути или Gautr - Гаут (“гаут, швед”), Hálfdan - Хальвдан (“полудан”), Höðr - Хёд (“человек из Хадаланда в Норвегии”), Hörðr - Хёрд (“человек из Хёрдаланда в Норвегии”), Skíði - Скиди (“лыжник”), Smiðr - Смид (“кузнец”), Sveinn - Свейн (“юноша, мальчик, парень; слуга”). Есть несколько имен, характерных для людей, занимавшихся колдовством: Gríma - Грима (“маска”, “шлем”, “ночь”), Gróa (Gró) - Гро (“растительница; та, что растит”, но возможно, и от кельтского слова gruach - “женщина”), Huld, Hulda - Хульд, Хульда (“тайна”, “покрывало” или “эльфийская дева”). В последнем примере значение «эльфийская дева» - лишь одно из возможных, но не чётко выраженное.

В отличие от указанной группы, в двух других эльфы присутствуют. Однако, для сравнения, следует привести и те имена, в которых эльфов нет, но имеется схожий принцип построения имени.

Любовь и удача: Birta - Бирта (“яркая”), Dalla - Далла (“яркость”), Ljót - Льот (“светлая, яркая”), Heiðr - “слава”, Fríða - Фрида (“прекрасная”), Fríðr - Фрид (“прекрасная; любимая”), Ósk - Оск (“желание”), Ölvör - Эльвёр (“счастливая”), Bjartr - Бьярт (“яркий”), Harri - Харри (“правитель”), Sindri - Синдри (“искра”),и т.д. Воинская отвага и защита: Bogi - Боги (“лук”), Brandr - Бранд (“меч”), Broddi - Бродди (“остриё”), Darri - Дарри (“метательное копье”), Egill - Эгиль (“лезвие”), Geirr - Гейр (“копье”), Gellir - Геллир (“громкий” или “меч”), Gyrðir - Гюрдир (“опоясанный мечом”), Klœngr - Клёнг (“коготь” - тоже в своем роде оружие), Naddr - Надд (“остриё, копьё”), Oddi - Одди (“острие”) или Oddr - Одд (тоже “острие”), Hjalmr - Хьяльм (“шлем”), Hjalti - Хьяльти (“рукоять меча”), Ketill - Кетиль (“шлем”), Skapti - Скафти (“рукоять оружия”), Skjöldr - Скьёльд (“щит”), Ørlygr - Эрлюг (“щит”), Brynja - Брюнья (“кольчуга”), Hlíf - Хлив (“щит”).

Ну, и конечно, имелось огромное количество имён, в которых присутствовали боги и божества: В Исландии чаще всего детей посвящали богу Тору, имен связанных с этим богом было великое множество. Мужские имена: Þóralfr (Þórolfr) – Торальв (Торольв) (“волк Тора”), Þórarinn - Торарин (“очаг Тора”), Þorbergr - Торберг (“скала Тора”), Þorbjörn - Торбьёрн (“медведь Тора”), Þorbrandr - Торбранд (“меч Тора”), Þórðr - Торд (“защищенный Тором”), Þorfinnr - Торфинн (“Торов финн”), Þorgeirr - Торгейр (“копье Тора”), Þórhaddr - Торхадд (“волосы Тора”), Þorkell - Торкель (“шлем Тора”), Þorleifr - Торлейв (“наследник Тора”), Þormóðr – Тормод (“храбрость Тора”), Þóroddr - Тородд (“острие Тора”), Þórormr - Торорм (“змей Тора”), Þorsteinn - Торстейн (“камень Тора”), Þorvarðr - Торвард (“страж Торов”), Þorviðr - Торвид (“дерево Тора”) и другие. Богу Ингви – Фрейру, женские имена: : Inga – Инга, Freydís - Фрейдис (“диса Фрейра или Фрейи), Ingigerðr – Ингигерд (“защита Ингви”), Ingileif - Ингилейв (“наследница Ингви”), Ingunn - Ингунн (“довольная, подруга Ингви”). Мужские: Ingi – Инги, Freysteinn - Фрейстейн (“камень Фрейра”), Ingimarr - Ингимар (“славный Ингви” – в тв. падеже), Ingimundr - Ингимунд (“рука Ингви”), Ingjaldr - Ингьяльд (“правитель (помощью) Ингви”), Ingolfr - Ингольв (“волк Ингви”), Ingvarr (Yngvarr) - Ингвар (“воин Ингви”).
Все примеры указывают на то, что при имянаречении было из чего выбирать. Вот, и выбирали…

У эльфа и ветра не спрашивай совета…

"У эльфа и ветра не спрашивай совета: оба скажут в ответ - что да, то и нет", (с) J.R.R. Tolkien, – хоббитская пословица. В этой удивительной фразе непостижимым образом сочетаются эльфы Толкина, которых знали хоббиты (эльфы без крыльев, не мелкого размера) и влияние «фэйерично-спрайтовой» английской традиции, которую Толкин отрицал, и с которой боролся, но превозмочь, похоже, не смог. Конечно, в советах мелких шаловливых духов – фейри, спрайтов, писки, ошибочно именуемых эльфами – вряд ли есть некая мудрость или ценность. А вот в советах эльфов первоначального облика, таковая мудрость определенно была. Имея широчайший выбор имён (обратитесь к ранее перечисленным именам для сравнения), имена Альфред и Альфреда (особенно мужское имя), как были чрезвычайно популярны в древности, так и остались в употреблении доныне.

Alfred (уменьшительные: Al, Alf, Alfie, Fred, Freddy, Freddie), происходит от др.-англ. имени Ælfræd: ælf (эльф) + ræd (совет), и восходит к древнескандинавскому имени Álfráðr, имеющему то же значение. Имя относится к группе имён-пожеланий (на удачу, лучшую судьбу) и означает «мудр, как совет эльфа». В принципе, можно вывести и другие значения, но с некоторым допущением: «по совету эльфа», «советующийся с эльфами» и т.д. Из Скандинавии это имя разошлось по разным странам, посетив не только Британию: Alfred немецкий и французский, польский, чешский, и т.д.; испанский, португальский, итальянский Alfred; ирландский Ailfrid (Алфрид); бретонский Aofred (Аофред, Офред); мэнский Alured (Алеред) и прочие вариации восходят всё к тому же древнескандинавскому Алфреду.

Все английские имена, в состав которых входит «эльф», происходят из древнескандинавского корня. Наиболее ярко это происхождение выражено в женском варианте Alfred - Alfredа. В указанном написании значение дублируется, но в варианте написания Elfreda, Elfrieda (уменьшительное в обоих случаях Freda (Фрэда), для последнего Frieda (Фрида), появляется значение др.-англ. ælf (эльф) + þryð (сила). И таковая сила имеет прямое отношение к «прекрасной Фриде».

При наличии в ономастиконе имени Адальрад (Aðalráðr - от древнесканд. aðal (благородный) + ráðr (совет) «благородным советчикам» или «благородным советам» история всё-таки предпочла «совет эльфа». То же имя (Альфред) существует и в форме RagnalfR, Ragnælf - от древнесканд. regin (совет) + alfr (альв, эльф) – Рагнальв, Рагнельв.
Молот Тора, копьё Одина… и копья эльфов

Перед тем как использовать оружие в имени, следует разобраться с его наличием, происхождением и свойствами. В сохранившейся мифологии имеется не такой уж обширный арсенал.

Тор (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлориди) — бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн) - рыжебородый богатырь, вооружённый боевым молотом Мьелльниром. Молот, изначально каменное оружие, в «Младшей Эдде» оказывается выкован карликами-цвергами. В мифах Тор вооружён боевым топором, который возвращается к нему как бумеранг. (Тор – типичный громовержец. Имена, связанные с Тором, были приведены ранее, равно как и имена несущие в себе значения "оружие Тора").

Копьё Одина — Гунгнир (датск., норв., швед., Gungner) было изготовлено двумя гномами братьями Ивальди (в некоторых источниках упоминается Первоцверг Двалин), чтобы показать асам мастерство подземного народа. Оно обладало волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири, разбивая на куски самые закаленные мечи. После броска, возвращалось к своему владельцу.

Мечи занимают почётное место в скандинавской мифологии. Меч выступает в роли живого существа, наделенного собственным именем и неповторимой судьбой. Однако, меч Тюра кое в чём повторяет судьбу копья Одина – он был выкован всё теми же братьями Ивальди (цвергами) и фактически является его (копья) поздним аналогом в сказаниях.

Вроде бы с оружием всё ясно - оно само по себе замечательное и может служить признаком особой силы, знаком воинской доблести или (в имени) её пожелания. Поэтому в древних скандинавских именах так много «мечей Тора», «рукоятей меча Тора» и прочих замечательных воинских атрибутов богов. Однако, несмотря на то, что в более поздних сказаниях (в Эддах) оружие богам куют «свартальвы» отождествленные с цвергами, или просто цверги, в именах-пожеланиях силы и доблести нет ни оружия свартальвов, ни оружия цвергов.

А вот оружие эльфов, наряду с оружием Тора, (Одина, Тюра, которые в сущности дублируют друг-друга) присутствует как в большом количестве, так и в различных вариантах. Следует так же обратить внимание на следующий факт: в скандинавской ранней мифологии сами цверги, дверги, сверги присутствуют (равно как и в общей лексике: «горное эхо» - двергамал (свергамал) – голос цверга). Но в именах, история которых более древняя и протяжённая, чем история легенд и мифов, нет не только оружия цвергов, но и их самих, а также - деления «альвов-альфар» на неких светлых (верхних) и тёмных (нижних). Свартальвы и цверги, по сравнению с древними традициями – более поздний фольклор, как и измельчавший в британской мифологии народ пиктов, объединенный с пикси.

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Re: Эльфы в именах

Непрочитанное сообщение Scarlett » Вс июл 01, 2018 9:19 pm

К оружию! (Храбрые воины и их подруги)

Álfgeir - от древнескандинавского имени Alfgeirr: alfr (альв, эльф) + geirr (копье),- (Аульфгейр) – исландское имя. Несмотря на то, что имелось замечательное Þorgeirr - Торгейр (“копье Тора”), «копьё альфов» так же служило пожеланием воинской доблести, либо имя сообщало о наличии таковой доблести. От него происходит английское Algar - От др.-англ. имени Ælfgar: ælf (эльф) + gar (копье), Элгар; Элгер; уменьш. Эл., и датское Alger (Альгер).

Оба имени благополучно пережили эпохи: Торгейр Шёльберг – современный норвежский художник, Элгар (Elgar) Эдуард Уильям - английский композитор и дирижёр; а так же в фамилии (в родовом имени) как в случае: Сэр Эдуард Уильям Элгар, 1-й баронет Бродхит.

«Копьё Эльфов» существует и в другом варианте с перестановкой компонентов: Geiralfr.
Álfhildur - от древнесканд. имени Alfhildr: alfr (альв, эльф) + hildr (битва) – Аульфхильдюр – исландское. Битвы, похоже, были разными, но однозначно – славными, раз уж имя «эльфийская битва» существовало наряду с Áshildur - от древнесканд. ass (ас, верховное божество) + hildr (битва). Аусхильдюр.

К «боевому имени» Аульфхильдюр восходят такие имена как Альфхильд, Альфхиль, Альвильде. В анналах истории пиратства сохранилось имя первой женщины, удостоенной такого нетривиального титула, как королева флибустьеров. “История Дании”, написанная в конце ХII в. монахом Саксоном Грамматиком, повествует о готской принцессе Альвильде, жившей в Швеции. Не желая выходить замуж за датского принца Альфа, она с тридцатью подругами стала разбойничать в Северном море. Морские амазонки действовали дерзко, и вскоре с ними объединились еще две пиратские галеры. Их капитаны признали главенство Альвильды. Так оно было на самом деле или нет, но история поучительная: просто-«Альф»-принц датский явно проиграл «Боевому альву»–шведскому.

Álfvör, Álvör - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + arr (воин) – Аульвёр, А́лвар.

Алвар Хуго Хенрик А́алто, финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современного дизайна, является достойным носителем этого имени. Быть может, при других обстоятельствах, г-н архитектор доказал бы, что он – «столь же хороший воин, как эльф».

Защита – дело не менее важное, чем нападение. А может, и более важное... Поэтому имя Álfgerðr - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + garðr (ограда, укрепление, защита) – Альвгерд было не менее популярным, чем Асгерд (соответственно: «защищённый» эльфами, асами, или «защитник», «опора» - тех или других, в зависимости от предпочтений выбирающего имя). В сагах встречается в основном как женское имя.

Alfgrímr - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + gríma ("маска, шлем"), Альвгрим, древнегерм. Alfgrim - Альфгрим. Так же переводится как «броня альвов». Имя достаточно интересное, поскольку - женское. Компонент «gríma» так же указывает на колдовство, магию – пожелание успехов в области защиты, обороны.

Alfketill - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + ketill (шлем), Альвкетиль, Альвкель. Так же как и в прочих именах, защитой мог служить не только шлем эльфов, но с равным успехом и шлем асов: Áskell – Аускедль.

Подобное дублирование в списке имён указывает на равноценность, если не на синонимичность понятий «оружие, защита» эльфов или асов.

К сожалению, кроме самих вышеуказанных предметов, сведений о конкретных особенностях копий, мечей, шлемов, кольчуг и щитов эльфов не сохранилось. Но имена свидетельствуют о том, что некие предания когда-то существовали, а такое оружие или защита являлись в народном сознании чем-то весьма ценным, равным оружию богов.

Подобное «тяжёлое вооружение» также размежевывает маленьких крылатых духов всех видов и изначальное представление об эльфах. «Крохотный фей» в кольчуге и с копьём – существо само по себе комичное. Но еще невероятнее смотрелось бы оружие такого «героя», как предмет человеческих вожделений.

Не менее характерно то, что имена с компонентом «альв, альфар» не сочетаются ни с молотами, ни с топорами, ни с мечами – типичным оружием как самих древних скандинавов, так и их богов, (как и цвергов или «свартальвов»). Факт – пожалуй, самый удивительный, если учитывать, что имя всё-таки даётся человеку, которому желают удачи, мастерства, доблести. Копья для скандинавов были весьма актуальны (вопреки расхожему мнению о том, что, в частности, викинги предпочитали меч или боевой топор). Топор стоял вторым по популярности после копья в вооружении викингов. И, конечно же, самое популярное копьё принадлежало Одину. Наряду с именами «Копьё Эльфов» или «Копьё Асов» логично было бы предложить и такое имя как «Копьё Одина». Однако, несмотря на наличие большого количества имён, посвящённых, например, Тору, компонент Óðinn почти не использовался как часть человеческого имени: есть только одно позднее упоминание женщины по имени Одиндис (Óðinndís) в 10 столетии на шведском руническом камне из Вестманланда и сравнительно редкое датское имя Одинкаур (Óðinnkaur), которое означает либо «Локон Одина», либо «Отданный Одину».

А был ли карлик?

Прошлое имеет свойство уходить в историю, обрастать мифами и легендами, изменяться, сливаться с новыми легендами. Сегодня, зная Старшую и Младшую Эдды, читатель может предположить, что, раз уж копьё для Одина сделали свартальвы, (равно как и молот Тора), то стало быть и с ценными шлемами и с кольчугами работали они же, и весь этот арсенал и имеется в виду, входя в состав имён. Однако это не так.

У древних скандинавов отсутствует чёткий (один) антоним для «сварт» (тёмных) эльфов, в качестве обозначения противоположного понятия «светлый эльф», «верхний эльф» и т.д. Эльфы, живущие в Эльфхейме, именуются коротко и ясно – «эльфы». В сагах же (выдержки будут приведены ниже) эльфы и вовсе живут бок-о-бок с людьми.
Lioza’Lfar и Doka’Lfar появилось как более позднее деление, но в любом случае, «свартальв» применялось только к «чёрным», нижним карликам, и не являлось обобщающим понятием для всех эльфов. В то же время, подгорные жители (дверги, цверги, свартальвы) никогда не именовались кратко «эльфы».

Таким образом, «Копьё Эльфа (Альва)» не имеет никакого отношению к свартальвам. Однако, в легендах отсутствуют какие-либо намёки на то, что эльфы были причастны к «оборонным заказам». Остаётся предположить, что древнескандинавские имена, сочетающие эльфов и оружие, сохранились с тех времен, когда знания-предания-саги кардинально отличались от ныне известных.

Если исходить из сохранившихся легенд, то получается следующее: эльфами правил кузнец Вёлунд, но… ни Один, ни Тор не обращались к нему с «заказом на изготовление оружия». Что само по себе нелогично. По одной из версий мифа, Вёлунд получил кольцо от возлюбленной, и когда она его покинула, выковал семьсот копий этого кольца. Шутки ради, следует предположить, что искусный кузнец был чрезвычайно занят на производстве колец, и заказ на копья-молоты-шлемы получили свартальвы-цверги. Гораздо более вероятным является предположение, что имена, содержащие «эльф+оружие» несут информацию из тех преданий, в которых еще не было никаких свартальвов, а возможно и привязки к Одину или Тору. Возможно, наличие перечисленных имен–пожеланий свидетельствует о том, что некое оружие было «достойно богов», отчего превратилось фактически в идиому сродни выражениям «золотые руки», «светлая голова» и т.п., войдя впоследствии в легенды. Равно можно предположить промежуточный этап истории, на протяжении которого саги повествовали об изготовлении оружия богов Вёлундом или эльфами Эльфхейма.

В качестве иллюстрации того, как прихотливо меняется миф, можно упомянуть, следующий факт: Вёлунд («конунг альвов, сын финна» (т.е. колдуна) в различных мифах является автором мечей и Артура, и Зигфрида, и Беовульфа, а в итоге становится Воландом, превращаясь из князя альвов в чёрта, за какие-то три сотни лет. Альвы и цверги, которые согласно Младшей Эдде «зародились в мясе Имира» (что вряд ли) с приходом христианства стали «недомытыми детьми Евы», которых она постеснялась показать Богу (что тоже вряд ли). С «немытой» теорией происхождения сокрытого народа можно ознакомиться здесь:
http://s-skazka.org.ua/index.php?id=iceland&sk=11

Еще одним немаловажным фактом является то, что скандинавы не чурались слова «чёрный» как такового. Далеко не во всех культурах этот цвет несет негативное значение. Для Скандинавии цветом дурных намерений, готовности к убийству, цветом смерти был синий.

Поэтому имен-прозвищ, содержащие Svart (чёрный), в онамастиконе предостаточно: черноголовый - Свартхофти, чёрное копьё - Свартгейр, чёрный меч - Свартабранд, чёрный – Сварт. «Свартальвов» нет, несмотря на то, что позднее им было приписано изготовление диковинного оружия богов. Зачастую, само по себе отсутствие – факт не менее показательный, чем наличие. В сложившейся культуре редко возникают новые имена внутри самой культуры. Особый консерватизм в деле имянаречения у скандинавов не допустил в список имён ни цвергов, ни свартальвов, ни их оружия, как бы не изменялись мифы и сказания.

Какой ты эльф?

Álfþór - от древнесканд. имени Alfþórr: alfr (альв, эльф) + Þórr (имя бога Тора), Аульфтоур, Альвтор, шведск. Aldor (Альдор). Понятно, что быть эльфом и так неплохо, но быть эльфом Тора, или эльфом, которого защищает (оберегает) Тор – еще лучше. «"Это задание было поручено членам спецотряда Карлу Кристианссону и младшему инспектору Альдору Гюставссону… Гюставссон - беспечный молодой человек с большим самомнением». Так считают современные мастера шведского детектива Вале и Шевалль. Вероятно, авторы правы, и всем Альдорам присуще самомнение - из защищает сам Тор.

ÁsælfR - "ас-альв" – древнескандинавское Асельв. «Эльф Асов», «Эльф, равный асам» или - «Бог эльфов». Имя является смысловым аналогом Álfdís, Alfdís - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + dís (богиня) - Альвдис. И то и другое женское имя означает «правительница, повелительница, богиня» эльфов.

Ничуть не хуже быть мудрым эльфом, который владеет тайным знанием, умеет писать (или можно просто быть на него похожим, или же знать эльфийские тайны): Álfrún - от древнесканд. имени Alfrún: alfr (альв, эльф) + rún (тайна) – Аульфрун, Альврун. Какие родители не желают своей дочери вырасти образованной, как в саге «Об Иллуги зяте Грид»: «Альвхеймом правил конунг, которого звали Али. Он женился на королеве по имени Альврун. У них была одна дочь,которую звали Сигню. Она была хороша во всём. Когда Сигню выросла, она вышла замуж за конунга по имени Эйрик…». Что характерно - в данной саге люди и эльфы соседствуют, имеют потомство, воюют и т.д.

AlfríkR - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + ríkr (король, правитель) / ср. др.-англ. ælf + ric и древнегерм. alb + ric – Альврик. Тоже самое: Alberich - Альберик, Альберих, Альбериго, Альфрик, англ. – Обри. «Правитель эльфов» - не менее прекрасное имя. Так же как и Alfvaldr - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + valdr (власть, правитель) – Альвальд, (др.-англ. Ælfwald - Эльфвальд. Судьба двух схожих имён оказалась различна. Альберих – в «Кольце Нибелунгов» - приспешник тьмы. Похитив золото, Альберих проклинает любовь и тем самым обретает возможность выковать перстень, дающий власть над миром.

Коварством злым
Добыл Альберих
Подводный клад
И сковал кольцо;
И теперь перед ним
Трепещем мы в страхе:
Мой брат силой перстня
Всех нас обратил в рабов.
Время и мифотворчество переписывало древние легенды, перенесенные на иноземную почву, а традиция имянаречения сохраняла начальное значение имени. И если имя Альберих изменилось, благодаря поздней легенде, то Альвальда эта участь миновала. Смысл один, но судьбы «Правителей Эльфов» разные, так же как и занятия. В Саге об Эгиле, Альвальд - вполне расхожее имя, не несущее негатива: « –Я думаю, наша поездка будет долгой, так как нам придется сначала поехать на юг, в Альвальдсстадир (Двор Альвальда). Альвальд просит меня, чтоб я заехал к нему. Но то, что я поеду к нему по его просьбе, едва ли покажется ему достаточной наградой за быка, которого он мне подарил прошлой осенью».

Впрочем, можно быть и просто эльфом: Álfur - от древнесканд. alfr - «альв, эльф» – Аульвюр - (шведск. Alf, Alv, Alve, Affe, Alle (Альф, Аль, Альве, Аффе, Алле).
Или подарком от эльфа: Algísl - от древнесканд. alfr (альв, эльф) либо aðal (благородный) + gísl (залог, дар) - Альгисль. В конце концов, можно быть просто другом эльфов: Alfvin, Ölfun, Alfwin, Alwin - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + vinr (друг) / ср. др.-англ. ælf + vine - Эльвун; Альвин. Ныне известных «друзей эльфов» достаточно много: Альвин Бергер – немеций садовник и ботаник, Альвин Поккельс – физик, Альвин Андреевич Каспари – российский издатель.

Álfheiðr - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + heiðr (ясный, безоблачный, славный) - Альвхейд; Альвейд.
Имя – пожелание долгой и счастливой жизни.
FriðælfR - от древнесканд. friðr, frøðr (мир) + alfr (альв, эльф) – Фридельв. «Мирный эльф» или «мирный как эльф» - имя-пожелание.

Куда сложнее соответствовать имени «Эльфийское солнце» - Álfsól - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + sól (солнце) – Аульфсоуль, Альвсоль. Или «Эльфийский свет» - Álfljótr - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + ljótr (свет) – Альвльот. Это имя выговорить почти также сложно как Эйяфьятлайокудль. Элвис – гораздо проще: "эльфийский, принадлежащий эльфам".

Такое количество (и качество) имён свидетельствует о том, что легенды и сказки о похищении детей эльфами (или подмене) не имеют отношения к древним преданиям, а само слово «эльф» не являлось табуированным (что обычно возникает в результате страха или нежелания сталкиваться с явлением, зверем, духом). Данные имена относятся к группе "имён-пожеланий" удачи, славы, красоты.

Эльфийские эльфы и финские финны

В статье «Тропой Калевалы» был затронут вопрос финнов, квенов и эльфов в произведениях Толкина: «Название самой местности «Квенланд» существует на карте Европы с давних пор, народ, именующий себя квенами и говорящий по-фински и саамски имеется. Но одного названия мало, чтобы, создавая легенды для Англии, подытожить свою работу по языку, назвав народ эльфов квенами, а язык – квенья, да и саму страну – страной квенов. Более того, усматривая связи с известной ему Финляндией, у Профессора кроме имени «Финвэ» в поздних вариантах появляется имя Финн (Finn) – якобы, так короля называл его народ на своем изменившемся языке. Нолдор также называются «народом Финна» - финнингами (Finningas). Подробнее об «Эльфах в именах» будет рассказано в следующем номере журнала». Выполняю обещание:

Некоторые скандинавские имена являются профессиональными прозвищами или указывают на способности к колдовству (магии). Это имена начинающиеся на Kol -“черный, угольный”, с упоминанием финнов, и слова “gríma-” - “маска, ночь”. Например: Kolfinna - Кольфинна (“Черная финка”), Finngeirr («колдовское копье»), Finnvarðr («колдун-страж»), Guðfinnr («божественный колдун»), Kolfinnr («черный финн» - «черный колдун»), Þórfinnr («финн Тора» - «колдун Тора»).
Не исключено, что на более позднем этапе «финн» в составе имени рассматривалось и как указание на место происхождения пришлого человека, поскольку в древнескандинавском ономастиконе также зафиксированы этнонимы: Danr («дан, датчанин»), Gautr («гот»), Hjalti («скотт, житель Шотландии»), Flæmingr («фламандец, житель Фландрии») и Finnr (буквально - «финн»; однако скандинавы называли так не предков современных финнов). Finnr было распространено и в качестве самостоятельного имени, и в качестве компонента в именах. Имя Finnr и его производные изначально никоим образом не указывали на этническое происхождение носителя, (вспомните: Вёлунд – тоже сын финна). Так что слово finnr означало просто «колдун, волшебник», как видно из ряда примеров. Впоследствии это название перешло на саамов - народ, проживающий на территории Лапландии, который стал считаться чуть ли не сплошь состоящим их колдунов. Ещё позднее Fin перешло в название страны, включаясь в имена уже как этнотопоним – «имеющий в своём происхождении родственника (чаще отца), пришедшего из страны финнов».

Álffinnur - от древнесканд. имени Alffinnr: alfr (альв, эльф) + finnr (колдун). И такое сочетание ясно указывает, что эльф – эльфом, а финн – финном. В имени может быть отражено как пожелание носителю колдовских способностей эльфов, так и этническое или территориальное происхождение. Хотя, последний вариант наименее вероятен, поскольку лапландское население Суоми никогда не называло свою страну финской, себя – финнами, а когда древние скандинавы поименовали их таким образом – неизвестно. Но в любом случае «финн» и «эльф» - не тождественные понятия, как видно из этого имени.

В связи с этим, небезынтересно, как сами финны называли эльфов. Аlfr в составе имён было усвоено ими через шведов. Однако есть и другие имена и названия. Например, haltija, пришедшее через готское haltijar, так же существующее в форме haltijatar. Но это название относится к крылатым фейри–духам–спрайтам и, что характерно, в состав имён не входит. Другое дело: Keijo - от финск. keiju - «эльф, альв» - Кейо. Это имя распространено и по сей день не только в Финляндии, но и в Германии, и в Швеции. Эрик Кейо – чтобы там не говорили о медлительности северных народов – финский автогонщик, чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1 1982 года.

Гораздо ближе к этнотопониму стоит Alfgautr, Algautr - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + gautr (гот) – Альгаут. «Эльф с территории готов» сегодня может быть несколько смешон в звучании как «готский эльф» или вовсе фантастичен как «готичный эльф», однако подобное имя означает принадлежность к группе имён «продолжения судьбы», когда в имени присутствует в качестве компонента (или полного повтора) имя, прозвище отца или деда. «Эльфийский гот – готский эльф» встречается в Саге об Инглингах: «Князь Альгаут был уверен, что хорошо выдает свою дочь замуж, сватая ее за сына князя Энунда».

«Это смутно мне напоминает…» (с)

Eldar - от древнесканд. eldr (огонь, пламя) + arr (воин) - Эльдар (исландское), краткая форма Эльд. «Пламенный Воин»;

Fin Bheara - Король эльфов Ульстера. (Ирландия, кельты). Король-колдун, аналог «Финвард» - колдун-страж, защитник - Финвара;

Ølviðr, Olviðr - от древнесканд. alu - «удачливый, счастливый» - Эльвид; Ольвид - Olve – Ольве (норвежское);

Yngvе - от древнесканд. имени Yngvi - произв. от Ing - одного из имен бога Фрейра – Ингве (норвежское);

Aase, Åsa, - от древнесканд. имени Ása, происх. от áss - «ас, верховное божество», произносится как Оса, Осе;

Gandálfr - от древнесканд. gandr (возможно - «волшебный, колдовской») + alfr (альв, эльф). (В старшей Эдде этим именем уже назван цверг). – Гандальв, Гэндальв (ф);

Frode - от древнесканд. fróðr - «мудрый, знающий» – Фроде (имя распространено в Исландии, Дании, Швеции);

Ну, и конечно, Alfarinn - от древнесканд. alfr (альв, эльф) + arinn (очаг) - Альваринн.

Эльфы есть!?

Как ни странно – есть:

Óliver - от древнегерм. alf (альв, эльф) + heri (войско). Написание изменилось под влиянием лат. oliva - «олива» – Оуливер, Оливер

Эльфов нет!

Некоторые имена, созвучные с «альв-альф-эльф», на самом деле не имеют никакого отношения к эльфам:

Элеонора - либо от др.-евр. «Бог есть свет»: אל (эль) «Бог» + אור (ор) «свет» либо от греч. ἔλεος (элеос) – «милость»;

Эльва - от шведск. elva - «одиннадцать» (одиннадцатый ребенок);

Эльвар - от древнесканд. elfr - «река»;

Эльвира – от древнегерм. al (все, весь) + wer (правда); либо ward, wart (страж, охрана)

Эльза (сокращённое от Елизавета, используется как отдельное имя) - от др.-евр. имени אֱלִישֶׁ֫בַע (Элишеба) - «мой Бог - клятва»;

Алфей, Алфёр, Альфеус, Альфеос, Элфиас, Альфео, Альфе, Алфий - От имени греческого речного божества Алфея (Αλφειός), означающего «светлый, белёсый».

Альфонс - от древнегерм. имени Adalfuns: adal (благородный) + funs (готовый);

Если рассматривать вопрос еще шире и брать само значение слова «эльф» как «сияющий, светлый», то и Алфея можно включить в список «эльфы есть», да и Эльва - «одиннадцатый ребенок» может быть прочитано как «ребёнок эльфов». Однако, в рамках этой статьи рассматривались только те имена, в которых «эльф» входит как сохранившееся понятие и не вызывает двойных толкований.


Автор - Aurin Thelassiel

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя