ОБРАЗ ХУЛЬДРЫ В НОРВЕЖСКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12860
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

ОБРАЗ ХУЛЬДРЫ В НОРВЕЖСКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Пт май 22, 2020 12:55 am

ОБРАЗ ХУЛЬДРЫ В НОРВЕЖСКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ

Алексей Сельницын
12 сентября 2002
Хульдра - один из самых популярных персонажей норвежского фольклора и народных преданий. По своей популярности она уступает разве что троллям, хотя норвежцами почитаема и любима ничуть не меньше. Да, и это несмотря на то, что традиционно хульдра причислялась к "нечистой силе". Однако народнопоэтическая традиция и сознание никогда не дают однозначных оценок и часто расходятся в этом с официальной церковью. Столь же амбивалентное отношение к "нечисти": лешим, домовым, русалкам - характерно и для русской традиции. Их боялись, но им же оставляли дары и требы, у них просили помощи и защиты. Так же поступал и норвежский крестьянин. А поэты-романтики, едва ли не первыми приоткрывшие для соотечественников чудесный мир народных преданий, сделали хульдру своей музой. "Под пенистым водопадом | Хульдра вручили мне арфу свою", - писал Юхан Себастиан Вельхавен в стихотворении "Бергенский округ".

Кто же такая хульдра?

Происхождение этого слова связывают с древнескандинавским глаголом hylja - "скрывать, прятать". Примерно то же значение он имеет и в современном исландском языке . Таким образом, huldr|hulder - "тот(та), кто прячется, скрывается"; таинственное существо, постоянно живущее рядом с людьми и иногда оставляющее следы, по которым можно догадаться о его существовании. Впрочем, хульдра всё же показывалась людям на глаза. Как правило, она представлялась молодой девицей, нередко весьма пригожей. Единственное, что отличало хульдру от земной женщины, - длинный коровий хвост, который, впрочем, не сразу удаётся обнаружить. Вообще, хульдры не больно-то любили это "украшение". Существовало "правило этикета", согласно которому сметливый юноша, завидев хвост, не убегал в ужасе и не дёргал за него, а говорил восхищённо: "Какая длинная и чудесная у тебя коса!" - это было для хульдры наивысшим комплиментом, за который она могла осыпать подарками и поцелуями. Если же над хульдрой производился обряд крещения, то хвост отпадал. Судя по всему, он и служил внешним признаком её "нечистого" происхождения, связывал её с диким животным миром, перманентно враждебным христианской церкви. В некоторых местностях хульдре приписывались и другие "скотские" атрибуты: рога, копыта и морщинистая спина, но это уже скорее отступления от классического образа.

Родословная хульдр, как и вообще "нечистой силы" в норвежской традиции, весьма запутанна. В общем принято выделять две группы существ: тролли всех мастей (в число которых иногда не вполне планомерно включались колдуны и колдуньи (trollkjerringer), ставшие троллями "по призванию") и так называемые "подземные жители" (de underjordiske), куда входили гномы (карлики), водяные, лешии, домовые и природные духи. От троллей эти существа отличаются сравнительно малыми размерами (хотя многие из них достигают человеческого роста). Существует также собирательное название "хульдры" (huldrefolk, буквально - "хульдрино племя"), в принципе синонимичное de underjordiske. Впрочем, многие исследователи (в частности, Улав Бё) настаивают на отделении хульдры от "подземных жителей".

Генетически вера в хульдр и природных духов может быть возведена к культу предков. Крестьяне верили, что после смерти человек, его дух продолжал жить в мире природы, и определённые места - рощи, горы, где он находил посмертное пристанище, - часто почитались священными. Постепенно народная фантазия населила эти места разнообразными и причудливыми существами, которые были схожи с душами предков в том, что охраняли эти места и поддерживали там порядок.

О происхождении этих существ существует немало преданий, в основном связанных с библейской (реже - со скандинавской) мифологией. Согласно одному из них, "подземные жители" были частью потомства Адама и Евы. У них было слишком много детей, и когда однажды Господь пожелал их навестить, Ева испугалась, что он прогневается (видя их большое количество или же видя их неухоженность), и спрятала часть детей. Тогда всеведущий Господь изрек: "Так пускай же они всегда прячутся от вас и от всего рода людского!" По другой версии, то же самое сделала одна женщина, завидев, как к ней в дом собирается войти Иисус Христос. Реакция гостя была такого же рода: "Те, кого ты спрятала от меня, пускай прячутся и от тебя! И быть им хульдрами (Dem ska bli huldrå)" [ii]. Также "подземных жителей" причисляли к потомкам Каина или к детям Адама от его первого брака с Лилит.

Пожалуй, больше всех остальных природных существ хульдра соприкасалась с людьми. Никто более, чем хульдра, не желал породниться с родом человеческим. Многочисленные предания рассказывают о том, как крестьяне женятся на хульдрах или вступают с ними в интимную связь. Больше всего любят хульдры соблазнять одиноких пастушков в горных избушках, на сэтерах. Они являются по ночам (чаще всего - в четверг) и домогаются любви юношей, причём порой весьма настойчиво. Пастух оказывался в сложном положении: если он позволял хульдре окрутить его, то она забирала над ним власть, и он становился потерянным для человеческого мира, "околдованным" (bergtatt). Причём хульдры могли забирать не только юношей, но и девушек (и не обязательно посредством интимной связи). В горах у хульдр "околдованному" жилось порой весьма привольно. В одном сказании из Вестланна пастушок, попавший к хульдрам, был доволен всем, кроме еды: чёрная, как земля! [iii] Бывало, что к хульдрам убегали сельские лентяи, чтобы не работать в страду. Такому человеку возвращение к нормальной жизни было заказано, - связь с нечистой силой почиталась греховной слабостью, и церковь проклинала таких людей. Иногда, впрочем, родственники или друзья спасали"околдованных" тем, что просили священника звонить в колокола или же сами шли в горы с колокольчиками. Звон колоколов "снимал" с человека хульдрины чары, и он мог вернуться к людям.

Время, проведённое в горах с хульдрой, даром не пропадало. Часто горная обольстительница обучала юношу многим искусствам, - от бытовых ремёсел до игры на музыкальных инструментах и поэтического мастерства. Человек, побывавший у хульдры, имел, таким образом, все шансы сделаться, что называется, "первым парнем на деревне". Однако тот факт, что все свои искусства и таланты он получал от "нечистой силы", часто вызывали недоверие и подозрительность односельчан.

Хульдра могла наградить человека и "вредоносным" качеством - например, раскалённым железным прутом, невидимым для окружающих. Он тащился за своим обладателем и мог запросто убить того, кто проходил мимо.

Если же пастушок отвергал домогательства хульдры, то и за это он мог жестоко поплатиться. В отместку горная соблазнительница могла наградить его умопомешательством, половым бессилием или другими болезнями. Один юноша пытался отвязаться от хульдры, заявляя, что любит другую, земную девушку. Тогда хульдра заявила, что тот никогда не женится и станет нищим. Так и случилось: до конца дней своих несчастный побирался по хуторам [iv]. Другому парню в наказание от хульдры было дано вечное несчастье в отношениях с женщинами[v].

Примечания:

См.:Берков, С.324; Hodne, S.165
[ii] Segner-Gåter-Folketru, S.51
[iii] Hodne, S.166
[iv] Heide, S.17
[v] Hodne, S.73

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя