Лодочное захоронение в Каупанге: вёльва, кормчая в Иной Мир.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 11116
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Лодочное захоронение в Каупанге: вёльва, кормчая в Иной Мир.

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 14, 2021 10:20 pm

Лодочное захоронение в Каупанге: вёльва, кормчая в Иной Мир.



Торговое поселение, которое сегодня называется Каупангом (Kaupang, Рынок), в эпоху викингов было известно как Скирингссал (Skíringssalr, skíring+salr). Так именовалась резиденция местного предводителя на холме в той же местности. Расположен Скирингссал/Каупанг у ответвления Осло-фьорда в Норвегии. Название Скирингссаля упоминается в нескольких ранних средневековых источниках, включая «Сагу об Инглингах», манускрипт Fagrskinna («Красивая кожа») и «Отрывки о некоторых древних конунгах» (Sögubrot af nokkrum fornkonungum). Сейчас это место известно как Хусебю (Huseby). Этимология древнего названия включает несомненное salr – зал, палата. Первая же часть по мнению Олува Рига (Oluf Rygh, начало XXв.) может иметь значение «светлый, сияющий» и быть эпитетом божества. Сторм (Gustav Storm, 1845-1903 гг.) считал это хейти бога Фрейра, покровителя Инглингов. Софус Бугге (Sophus Bugge, 1833-1907 гг.) возводил первую часть названия к skírr+Ing, подразумевая и предка Ингвионов, упоминаемых у Тацита, и предка династии Инглингов. Так что очевидно предположение, что палаты в Хасебю могли принадлежать первым представителям норвежской династии Инглингов.

Изображение

Археологические раскопки в Хусебю свидетельствуют, что резиденция вождя была построена в середине VIII века и вышла из употребления примерно к 900 г. Раскопки в Каупанге, недалеко от береговой линии к юго-западу от Тьоллинга, показали, что торговое поселение действовало примерно с 800 г. и до конца X века. Каупанг, безусловно, находился под патронатом вождя из Скирингссал.

Как показали проводившиеся почти 20 лет раскопки, сам посёлок состоял из рядов небольших домов и мастерских вблизи воды и причалов, куда приставали корабли со всего региона. За поселением, на мысу и на низком побережье фьорда лежала область погребений. Языческие захоронения скандинавов эпохи викингов среди прочих форм (земляная насыпь, деревянная камера, кремация и т.д.) включали и такую форму, как захоронение в лодке.Одно из них интересно, как фрагмент истории давно ушедшей семьи...или профессии.

Сперва в середине IX века человек неопределенного возраста был погребён уложенным на левый бок. По-видимому, он был одет в плащ, поскольку у него на плече сохранилась брошь. Его грудь была прижата большим камнем, а тело до пояса прикрыто тканью очень хорошего качества, уложенной как покрывало на ноги. Рядом с телом найдено несколько предметов: два ножа, кресало (fire steel) и два кремня, точильный камень, фрагменты сосуда из мыльного камня и то, что археологи назвали «яйцевидным камнем», не сумев определить его назначение.

Здесь можно вспомнить, что камнями зачастую придавливали тех, кого подозревали в способности вернуться в качестве ожившего мертвеца. В частности, это относилось к колдунам.

Несколько десятилетий спустя, в начале 900-х годов точно над погребением была сверху поставлена лодка 8.5 метров длиной, чей киль был выровнен строго вдоль оси прежней могилы (что говорит о том, что её расположение всё ещё помнили). Внутри лодки находились тела четырех человек: мужчины, двух женщин и младенца вместе с парой животных. Вокруг и над телами, положенные вместе с ними или оставленные сверху, когда лодка была засыпана землей, найдены различные предметы — в большом числе.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 11116
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Лодочное захоронение в Каупанге: вёльва, кормчая в Иной Мир.

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 14, 2021 10:21 pm

Изображение

Лодочное захоронение из Каупанга, Норвегия, начало X века. Иллюстрация Þórhallur Þráinsson

На носу лодки была уложена, вероятно, на покрывающую настил ткань, женщина. Ей было около 45-50 лет, когда она умерла. Она лежала на спине с правой рукой на груди, скрестив лодыжки, ногами к носу. Её голова опиралась на камень, как на подушку. Усопшая была богато одета, одежда была сколота серебряными украшениями. К её поясу были прикреплены нож и ключ (символ хозяйки дома). Рядом справа стояло ведро, а на коленях был уложен так называемый «ткацкий меч» (weaving sword, служивший для подбивания ткани на вертикальном ткацком станке. Горизонтальные станки вошли в обиход лишь с XI века, и то сперва во Фландрии). Левой рукой женщина касалась головы ребёнка,придерживая его у своего бедра, ребёнок был завёрнут в её платье.

Далее, голова к голове с женщиной, симметрично ногами к корме, был уложен мужчина неопределённого возраста. Он лежал на спине, но с согнутыми ногами в одну сторону ногами. Рядом лежало оружие: два топора, один из которых был древнего типа; метательное копье; меч в ножнах у головы, два ножа и точильный камень, рядом щит (и еще два щита поблизости); колчан стрел и, следовательно, должен был бы присутствовать также не сохранившийся лук. Над телом было уложено серебряное кольцо-запястье. На животе мужчины лежала перевернутая сковорода. На ножнах меча были аккуратно установлены два пряслица от веретена. Осколки разбитого горшка немецкого производства были разбросаны по телу человека вместе с тремя стеклянными бусинками около сосуда из мыльного камня. Еще две из них были уложены у ног человека. Рядом с ним была подвешена железная собачья цепь с серпом.

Посередине судна была убита и уложена на палубу взнузданная лошадь. Её горло, вероятно, было перерезано, и она, кажется, была обезглавлена и грубо расчленена, после чего её части тела уложили примерно в анатомическом порядке. На поврежденное туловище лежала единственна шпора.

На корме лодки была уложена вторая женщина, видимо, похороненная, сидя в кресле или облокотившись на приподнятый конец судна. Судя по её положению и позе, возможно, что рулевое весло лодки она держала в руках. Точило и уздечка были прислонены к её ногам, которых касалась туша лошади. Женщина была очень хорошо одета. За нею находился щит, а справа от неё лежали на палубе ещё один из загадочных «яйцевидных камней» и «ткацкий меч» из железа. Рядом с женщиной также лежал топор. Слева от неё стоял необычный железный посох придавленный большим камнем. Посох достаточно хорошо сохранился, хотя дошёл до нас в трёх фрагментах (предположительно, его повредили при извлечении), навершие его имело форму корзины и тоже было повреждено. На иллюстрации к заметке представлены предметы-аналоги из Гавле (Gavle, Швеция) – слева, и Фулдбю (Fuldby, Зеландия, Дания) – справа.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 11116
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Лодочное захоронение в Каупанге: вёльва, кормчая в Иной Мир.

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Чт янв 14, 2021 10:23 pm

Изображение

Посохи из погребений Гавле (Gavle, Швеция) – слева, и Фулдбю (Fuldby, Зеландия, Дания) – справа.

На коленях сидящей стояла импортированная чаша из бронзы, на которой были нацарапаны руны. Надпись гласила i muntlauku, что перевели как «в рук-бассейне» (кеннинг чаши? чаша для омовения?). В чаше лежали какие-то неопознанные маленькие металлические предметы и отрубленная голова собаки. Тело пса было уложено в ногах женщины. Одна пара лап, возможно, оторванная, лежала чуть ниже туловища, две другие не найдены, следы на костях свидетельствуют о грубом рассечении тела, прежде чем оно было опять собрано. Вокруг женщины найдены фрагменты дерева и коры, кусочки железа и предметы из медного сплава, которые не удалось отождествить.

Железный посох может быть ключом тому, кем была женщина-кормчий при жизни. Посохи такого рода определяются как инструменты колдуний-вёльв, о чём есть упоминания в исландских сагах. Камень сверху предмета вполне мог быть способом удержать в могиле нечто опасное. На связь с предыдущим захоронением может намекать и «яйцевидный камень»...

О захоронении расчленённых животных писал Ибн-Фадлан, рассказывая, как «принесли хлеба, и мяса, и луку, и бросили его перед ним [умершим], и принесли собаку, и разрезали ее на две части, и бросили в корабле. Потом принесли все его оружие и положили его рядом с ним (букв, к его боку). Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом (они) разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров (быков) и разрезали их обеих также и бросили их обеих в нем (корабле). Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нем (корабле)». Здесь масштабы скромнее, но и собака, и конь часто встречаются в скандинавских погребениях, и, возможно, не только как собственность и знак престижа, но и как проводники в Иной мир.

После похорон могила была засыпана землей и сложным каменным сооружениям, нарощенным до низкой насыпи. Археологи также обнаружили пятна кремированной кости и дерева, смешанные в отложениях, что намекает на дальнейшие ритуалы, о которых мы ничего не знаем, как не знаем ничего о самих погребённых, их связи между собой и с умершим ранее человеком.

(по материалам блога Британского музея (заметка The Viking way of death) и Лешека Гарделы, книга Between Paganism and Christianity in the North, 2009

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость