Лодочное захоронение в Каупанге: вёльва, кормчая в Иной Мир.
Добавлено: Чт янв 14, 2021 10:20 pm
Лодочное захоронение в Каупанге: вёльва, кормчая в Иной Мир.
Торговое поселение, которое сегодня называется Каупангом (Kaupang, Рынок), в эпоху викингов было известно как Скирингссал (Skíringssalr, skíring+salr). Так именовалась резиденция местного предводителя на холме в той же местности. Расположен Скирингссал/Каупанг у ответвления Осло-фьорда в Норвегии. Название Скирингссаля упоминается в нескольких ранних средневековых источниках, включая «Сагу об Инглингах», манускрипт Fagrskinna («Красивая кожа») и «Отрывки о некоторых древних конунгах» (Sögubrot af nokkrum fornkonungum). Сейчас это место известно как Хусебю (Huseby). Этимология древнего названия включает несомненное salr – зал, палата. Первая же часть по мнению Олува Рига (Oluf Rygh, начало XXв.) может иметь значение «светлый, сияющий» и быть эпитетом божества. Сторм (Gustav Storm, 1845-1903 гг.) считал это хейти бога Фрейра, покровителя Инглингов. Софус Бугге (Sophus Bugge, 1833-1907 гг.) возводил первую часть названия к skírr+Ing, подразумевая и предка Ингвионов, упоминаемых у Тацита, и предка династии Инглингов. Так что очевидно предположение, что палаты в Хасебю могли принадлежать первым представителям норвежской династии Инглингов.
Археологические раскопки в Хусебю свидетельствуют, что резиденция вождя была построена в середине VIII века и вышла из употребления примерно к 900 г. Раскопки в Каупанге, недалеко от береговой линии к юго-западу от Тьоллинга, показали, что торговое поселение действовало примерно с 800 г. и до конца X века. Каупанг, безусловно, находился под патронатом вождя из Скирингссал.
Как показали проводившиеся почти 20 лет раскопки, сам посёлок состоял из рядов небольших домов и мастерских вблизи воды и причалов, куда приставали корабли со всего региона. За поселением, на мысу и на низком побережье фьорда лежала область погребений. Языческие захоронения скандинавов эпохи викингов среди прочих форм (земляная насыпь, деревянная камера, кремация и т.д.) включали и такую форму, как захоронение в лодке.Одно из них интересно, как фрагмент истории давно ушедшей семьи...или профессии.
Сперва в середине IX века человек неопределенного возраста был погребён уложенным на левый бок. По-видимому, он был одет в плащ, поскольку у него на плече сохранилась брошь. Его грудь была прижата большим камнем, а тело до пояса прикрыто тканью очень хорошего качества, уложенной как покрывало на ноги. Рядом с телом найдено несколько предметов: два ножа, кресало (fire steel) и два кремня, точильный камень, фрагменты сосуда из мыльного камня и то, что археологи назвали «яйцевидным камнем», не сумев определить его назначение.
Здесь можно вспомнить, что камнями зачастую придавливали тех, кого подозревали в способности вернуться в качестве ожившего мертвеца. В частности, это относилось к колдунам.
Несколько десятилетий спустя, в начале 900-х годов точно над погребением была сверху поставлена лодка 8.5 метров длиной, чей киль был выровнен строго вдоль оси прежней могилы (что говорит о том, что её расположение всё ещё помнили). Внутри лодки находились тела четырех человек: мужчины, двух женщин и младенца вместе с парой животных. Вокруг и над телами, положенные вместе с ними или оставленные сверху, когда лодка была засыпана землей, найдены различные предметы — в большом числе.
Торговое поселение, которое сегодня называется Каупангом (Kaupang, Рынок), в эпоху викингов было известно как Скирингссал (Skíringssalr, skíring+salr). Так именовалась резиденция местного предводителя на холме в той же местности. Расположен Скирингссал/Каупанг у ответвления Осло-фьорда в Норвегии. Название Скирингссаля упоминается в нескольких ранних средневековых источниках, включая «Сагу об Инглингах», манускрипт Fagrskinna («Красивая кожа») и «Отрывки о некоторых древних конунгах» (Sögubrot af nokkrum fornkonungum). Сейчас это место известно как Хусебю (Huseby). Этимология древнего названия включает несомненное salr – зал, палата. Первая же часть по мнению Олува Рига (Oluf Rygh, начало XXв.) может иметь значение «светлый, сияющий» и быть эпитетом божества. Сторм (Gustav Storm, 1845-1903 гг.) считал это хейти бога Фрейра, покровителя Инглингов. Софус Бугге (Sophus Bugge, 1833-1907 гг.) возводил первую часть названия к skírr+Ing, подразумевая и предка Ингвионов, упоминаемых у Тацита, и предка династии Инглингов. Так что очевидно предположение, что палаты в Хасебю могли принадлежать первым представителям норвежской династии Инглингов.
Археологические раскопки в Хусебю свидетельствуют, что резиденция вождя была построена в середине VIII века и вышла из употребления примерно к 900 г. Раскопки в Каупанге, недалеко от береговой линии к юго-западу от Тьоллинга, показали, что торговое поселение действовало примерно с 800 г. и до конца X века. Каупанг, безусловно, находился под патронатом вождя из Скирингссал.
Как показали проводившиеся почти 20 лет раскопки, сам посёлок состоял из рядов небольших домов и мастерских вблизи воды и причалов, куда приставали корабли со всего региона. За поселением, на мысу и на низком побережье фьорда лежала область погребений. Языческие захоронения скандинавов эпохи викингов среди прочих форм (земляная насыпь, деревянная камера, кремация и т.д.) включали и такую форму, как захоронение в лодке.Одно из них интересно, как фрагмент истории давно ушедшей семьи...или профессии.
Сперва в середине IX века человек неопределенного возраста был погребён уложенным на левый бок. По-видимому, он был одет в плащ, поскольку у него на плече сохранилась брошь. Его грудь была прижата большим камнем, а тело до пояса прикрыто тканью очень хорошего качества, уложенной как покрывало на ноги. Рядом с телом найдено несколько предметов: два ножа, кресало (fire steel) и два кремня, точильный камень, фрагменты сосуда из мыльного камня и то, что археологи назвали «яйцевидным камнем», не сумев определить его назначение.
Здесь можно вспомнить, что камнями зачастую придавливали тех, кого подозревали в способности вернуться в качестве ожившего мертвеца. В частности, это относилось к колдунам.
Несколько десятилетий спустя, в начале 900-х годов точно над погребением была сверху поставлена лодка 8.5 метров длиной, чей киль был выровнен строго вдоль оси прежней могилы (что говорит о том, что её расположение всё ещё помнили). Внутри лодки находились тела четырех человек: мужчины, двух женщин и младенца вместе с парой животных. Вокруг и над телами, положенные вместе с ними или оставленные сверху, когда лодка была засыпана землей, найдены различные предметы — в большом числе.