Орнаментика рунических памятников

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4901
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Орнаментика рунических памятников

Непрочитанное сообщение Цила » Сб фев 03, 2018 5:24 am

В старшерунический период текст размещался на горизонтальных или вертикальных прямых полосах (например, A-I.1), изредка отграниченных прямыми линиями. По мере удлинения текста преобладающим становилось вертикальное – по длине камня – или горизонтальное расположение строк. Такое размещение текста было типично до на-
чала XI в. (см., например, Б-III.9.4), а в Дании сохранилось и в XI в. (Б-I.1). Превалирующее в ранних надписях направление письма справа налево (например, A-I.1) постепенно сменялось направлением слева направо. Иногда, вплоть до XI в., употреблялся бустрофедон (Б-I.2; Б-III.5.12).

Изменение принципов расположения надписи на камне на протяжении X в. отражает стремление приспособить форму надписи к конфигурации камня и максимально использовать его поверхность. Отклоняясь от строго вертикального направления, строки начинают следовать контуру камня, соединяясь вверху и образуя плавно изогнутые дуги (Б-III.1.1). Увеличивается пространство между сторонами дуги – бывшими строками. Это пространство используется для изображения креста или орнамента. Концы дуги иногда соединялись прямой горизонтальной полосой (Б-III.5.14). Если же дуга не замыкалась, то ее концы могли изгибаться и, переплетаясь, образовывать различные петли и узлы.

В дальнейшем в Швеции происходит трансформация полосы в так называемого рунического змея (Friesen 1913; Friesen 1933b). Развитие мотива рунического змея, хотя оно в определенной степени согласуется с формированием таких орнаментальных стилей XI в., как стили Рингерике и Урнес, создает особый среднешведский рунический стиль,
который распространяется по всей территории Швеции и проникает в Норвегию (Christiansson).

На основе форм изображения змея, в первую очередь его головы, О.ф.Фрисен разработал хронологическую последовательность типов рунической орнаментики:
1) неорнаментированные камни;
2) творчество Асмунда Карасона (ок. 1025- 1050-е годы);
3) памятники в честь участников похода Ингвара (1040-е годы);
4) группа
памятников Фота и Балли (ок. 1060-1075 гг.);
5) памятники Висете и памятники, упоми-
нающие фризскую гильдию (ок. 1060-1075 гг.);
6) памятники Эпира (ок. 1070-1100 гг.).

Хронология О.ф.Фрисена была принята большинством исследователей, хотя в последние годы высказывались сомнения, можно ли датировать рунические камни более узко, нежели вообще XI в. Исходя из стилистики памятника, иконографии самого змея (его головы, рта, наличия или отсутствия ног), композиции, характера линий, А.-С.Грэслунд предприняла попытку новой типологии рунической орнаментики (Fuglesang 1978; Gräslund 1991-1992; Gräslund 1994а, 1994b). Она полагает, что при сопоставлении с генеалогическими данными (упоминаниями на нескольких камнях представителей ряда поколений одной семьи) представляется возможным установить относительную хронологию типов, хотя нет сомнения, что они следовали не строго один за другим, а временами сосуществовали. Краеугольным камнем относительной и в еще большей степени абсолютной хронологии
в ее построении, как и в шкале О.ф.Фрисена, является комплекс памятников, посвященных участникам похода шведского хёвдинга Ингвара и установленных в 1040-е годы (о походе Ингвара см. ниже). Ею учитываются и другие надписи, содержащие упоминания известных и датируемых по другим источникам событий (например, получение «датских денег» при Кнуте Великом), а также сопоставимый археологический материал.

А.-С.Грэслунд полагает – в противоположность предшествующим исследователям, – что создание стел с младшеруническими надписями в Швеции не ограничивалось только XI в., а началось не позднее второй половины X в. и продолжалось, по крайней мере, до второй четверти XII в. (Gräslund 1994a. Р. 126. Fig. 23). В этих хронологических рамках она выделяет шесть основных типов орнаментики.

Древнейший, существовавший на протяжении всей первой половины XI в. тип имеет наиболее характерной приметой изображенную сверху (bird-eye-view) голову змея, т.е. круглые глаза змея располагаются по бокам треугольной головы. Голова и хвост (чаще в виде завитка) присоединяются к концам бывшей полосы.
В типе 1 голова змея изображается в профиль и имеет круглый глаз, толстую верхнюю губу и округлые, стоящие торчком уши. Хвост – волютообразной формы. Рунический змей (в редких случаях два) располагается по контуру камня. Как правило, голова и хвост змея не пересекаются, а соединены бантом (Gräslund 1994a. Р. 119-120. Ср.: Thompson 1975. Р. 22 ff. - типы A1 и В1). Датировка – примерно первые сорок лет XI в.
Голова змея типа 2 образована вогнутой линией, идущей от уха до кончика носа, и имеет глаза округлой или каплевидной формы, высоко посаженные уши, открытый рот иногда с вытянутым языком, загнутыми вверх носом и верхней губой. Хвост – волютообразной формы. Иногда появляются слегка округленные лапы. Один, реже два змея расположены по контуру камня (Gräslund 1994а. Р. 120-121. Ср.: Thompson 1975 – типы Al, Bl и С). Датируется примерно 1020-1050-ми годами.
Голова змея типа 3 очерчена выпуклой линией от ушей до кончика носа, глаз имеет миндалевидную форму и его размер пропорционален голове, ухо невелико, округло и отклонено назад, рот открыт. Хвост раздвоен. Наиболее обычно изображение одного змея по контуру камня. Головы и хвосты соединены бантом. Возможны включения дополнительных тонких змей или лент (Gräslund 1994а. Р. 121. Ср.: Thompson 1975 – типы Al, A2, Bl, B2). Датируется примерно 1050- 1080-ми годами.
В типе 4 голова сильно удлинена, отчетливо выражен переход от головы к шее, миндалевидный глаз занимает почти всю голову, небольшое ухо сильно отклонено назад, рот закрыт. Хвост волютообразен на конце, имеются удлиненные лапки, переплетающиеся с туловищем. В переплетение включаются тонкие змеи или ленты. Есть
перекличка со стилем Урнес. Змей чаще располагается по контуру камня, но может и образовывать восьмерку (Gräslund 1994а. Р. 122-123. Ср.: Thompson 1975 – типы А2, A3 и С). Датируется примерно 1075-1100-ми годами.
Тип 5 представлен двумя видами голов: треугольной, восходящей к типу 4, и округлой с круглым или миндалевидным глазом, с полуоткрытым ртом и низко посаженным ухом. Туловище, лапы, хвост образуют сложное переплетение с угловатыми переходами. Расположенный по центру камня змей имеет пересекающиеся голову и хвост (Gräslund 1994a. Р. 123-124. Ср.: Thompson 1975 – типы A3 b-с). Датируется примерно 1100-1130-ми годами.

Поскольку почти все типы памятников возникли и развивались уже после принятия христианства, в композицию большинства из них введены различного вида кресты – от простого мальтийского (наиболее популярная разновидность) до сложных форм пальметочного креста с многочисленными украшениями (Gardell; Stille 1999. S. 96-103). Надо
отметить, что в композицию наиболее ранней категории памятников (змей с головой, изображенной сверху) также более или менее регулярно включаются кресты. Кроме рунического змея и крестов на многих камнях встречаются изображения людей, животных, птиц, кораблей, иногда образующие сцены (Jansson 1987).

Для датских рунических камней характерны маски с круглыми глазами и длинными усами. В Швеции приобрел распространение мотив большого шагающего зверя (Б-III.1.3), восходящий, видимо, к фигуре каролингского льва (Rehn). Сюжетные изображения связаны, как правило, с мифологическими и героическими преданиями (Bergman). Так, например, на двух камнях представлены сцены из сказания о Сигурде Убийце Фафнира (Б-III.5.5 и Söd. 101. См.: Säve 1869;Liepe).
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя