РУНИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ В АНГЛО-САКСОНСКОМ ЕВАНГЕЛИИ

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

РУНИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ В АНГЛО-САКСОНСКОМ ЕВАНГЕЛИИ

Непрочитанное сообщение Цила » Сб фев 03, 2018 5:47 am

Вместе с переселявшимися с середины V в. германскими племенами в Англию пришло руническое
письмо. В его развитии выделяются два периода: до 650 г. и от 650 г. до его исчезновения в XI в. В ранний
период рунических камней нет, подавляющее большинство надписей, как и на континенте, сделано на
различных предметах из металла: оружии и украшениях (начиная с V в.). Находки предметов с надписями
сосредоточены на юге, на территории расселения ютов, выходцев из южной части Ютландии: в Кенте и на
острове Уайт. Со второй половины VII в. появляются рунические надписи на каменных крестах, хотя по-
прежнему руническое письмо употребляется и для надписей на предметах. Топография находок существенно
расширяется и охватывает Центральную и Северо-Восточную Англию: Мидлэнд, Мерсию, Нортумбрию.
Значительно меньше надписей этого времени обнаружено в Кенте (Page 1973; Page 1995; Fell 1994; Holman).
Старшерунический алфавит, лежащий в основе англо-саксонского, был расширен до 31 знака. К
24 старшим рунам было добавлено 7 букв для фонем, не имеющих соответствий в других германских языках
(/у/, /еа/, /æ/, /g/). Одновременно были «переозвучены» некоторые уже существовавшие руны: руна e приобрела
значение /ʒ/, руна о – значение /œ/. Изменилась графика некоторых рун (о, h) (Düwel 1983. S. 44-48). Эти
изменения нарастали в первый период развития англо-саксонского рунического письма, но уже к 650 г. алфавит
приобрел более или менее устоявшиеся формы, о чем говорит пространная надпись на так называемом «ларце
Фрэнкса» (или ларец из Аузона).
Содержание надписей на предметах традиционно: личные имена, отдельные слова, магические формулы
(слова и словосочетания).
Кресты с руническими надписями, появившиеся в Англии в VII в. и воздвигавшиеся вплоть до XI в., не
имели столь жесткой функции, как в Скандинавских странах. На них высекались мемориальные надписи
самого различного содержания: эпитафии, записи о событиях, нередко -поэтические строфы (иногда
христианского содержания, как, например, надпись на Рутвельском кресте). Они не имели фиксированной
формы, а текст не был закреплен в устойчивых формулах.
Корпусное издание англо-саксонских надписей было осуществлено впервые еще в прошлом веке
Дж.Стивенсом (ONRM), который включил в свой свод большое количество руноподобных изображений и
знаков, не имеющих отношения к руническому письму (Page 1969a; Derolez 1990). Новое издание,
исключившее многие из них и добавившее новые находки, было подготовлено М.Ульсеном. Оно насчитывало
ок. 60 надписей (Olsen 1954). Однако в послевоенное время и особенно в последние 20 лет, благодаря
интенсивным археологическим исследованиям, количество рунических надписей, особенно ранних (Hines
1990), значительно возросло. Среди наиболее интересных находок надписи alu на трех погребальных урнах,
выполненные зеркальными рунами и выдавленные штемпелем (Sponge Hill, Норфольк, V–VI вв. См.:
Pieper 1986; Hines 1990. Р. 442-443).
Руническое письмо в англо-саксонской Англии сосуществовало с древнеанглийским алфавитом,
основанным на латинице, но с добавлением значительного количества новых букв для передачи звуков,
специфичных только для древнеанглийского языка (ð, þ, æ, ʒ и др.), и собственно ла-
тинским письмом (Fell 1994; Derolez 1990). Одновременное функционирование трех графических систем
неизбежно приводило к взаимодействию между ними. С одной стороны, это было взаимопроникновение
отдельных буквенных знаков одной системы в другую: в частности, пополнение древнеанглийского алфавита
частично происходило за счет заимствования некоторых знаков из рунического алфавита. С другой –
руническим письмом нередко выполнялись латиноязычные надписи, как и позднее в Скандинавских странах.
Широкое распространение англо-саксонского рунического письма имело своим результатом
использование его в целях, неизвестных в других странах. Рунами делались вставки в древнеанглийских
рукописях, руническим алфавитом подписывали свои работы писцы и авторы сочинений (Derolez 1954;
Marquardt). Наиболее известна подпись выдающегося англо-саксонского поэта Кюневульфа, автора нескольких
поэтических переработок житийных сюжетов («Юлиана», «Елена» и др.). Руны, образующие его имя
(собственно, поэтому мы и знаем его), последовательно включены в заключительные строфы четырех его поэм.
Количество обнаруженных рунических надписей в рукописях также постоянно увеличивается (Page // NoR.
1993. № 8. Р. 15-19). Р.Пейдж обратил специальное внимание на отличия в графике рун на твердых предметах и
на пергамене (Page 1973. Р. 70-72). Так, в рунических рукописях встречаются особые варианты рун g
со значением /g/, ͡ioŎ, q. Особое значение в них приобретают некоторые другие руны, в частности один из графов
руны d 0 читается как ͡stŎ(Page 1973. Р. 43). В собраниях России, где имеется несколько рукописей англо-
саксонского времени, руническая надпись выявлена только в одном манускрипте.
1. Англо-саксонское Евангелие, VIII в., РНБ, F.v.I.8, fol. 213v. См. илл. 4.
Литература: Lowe; Westwood. P. 52-53. Pl. 25; Staerk. Vol. l P. 25-26; Vol. 2. Pl. XXI-XXIII; Kendrick
1938. P. 148-149. Pl. LIX; Henry. P. 134-135, 159. Pl. 57a; McGaok. № 126. P. 101, 122f; Wilson D. 1964. P.
11 f, 20, 70f; Хлевов.
Рукопись написана несколькими писцами в основном англо-саксонским маюскулом. Выполнена, видимо,
в Нортумбрии.
Между столбцами острым инструментом тщательно и четко вырезана надпись. Она расположена
горизонтальной строкой чуть ниже 10-й строки сверху. Надпись состоит из 7 рун высотой 0,7-0,8 см и четырех
«латинских» крестов, окаймляющих ее спереди, сзади, сверху и снизу. Открытие и завершение надписей
крестом было широко распространено (см., например: Page 1973. Fig. 25, 30, 31). Длина надписи вместе
с крестами – 2,8 см, общая высота – 22 мм.
Изображение
Все знаки, кроме знаков 4 и 6, могут принадлежать как старшеруническому, так и англосаксонскому ряду. Руна
3 представляет собой лигатуру рун ͡elŎ(cp. распространенные в старшерунических надписях лигатуры на основе руны
e: ͡erŎ, ͡ehŎи др.). Знак 6 имеет близкие аналогии в начертании руны у (yr) в англо-саксонских рукописях – (Cotton
MS. Domitian 9: Derolez 1990. P. 424), (Derolez 1990. P. 424) – и потому может быть с достаточной уверенностью
прочитан как руна у. Эта руна отсутствовала в старшеруническом ряде и является, вместе с несколькими другими, специфической особенностью англо-саксонского рунического алфавита. Знак 4 не имеет аналогий,
и я рассмотрю его ниже более подробно с учетом контекста. Остальные же руны читаются как eþelŎ?ryþ.
Слово eþelŎ?ryþ является композитом. Его первая основа ēðel- «родовое наследственное владение;
владеющий наследственным имением», откуда ædel «благородный». Она широко использовалась в личных
именах в качестве исключительно первой части двучленного имени (Æðelrð, Æðelstān и др. См.: Топорова
1996а. С. 24), а также в сложных словах в поэтическом языке (eðel-stol «наследственный трон», eðel-weard
«страж наследственных владений»: примеры взяты из англо-саксонской поэмы «Беовульф»). Вторая
основа ?ryþ имеет ближайшее соответствие в слове ðr¹ð (др.-исл. þrúþr) «сила», которое как в Англии, так и
в Скандинавии широко использовалось в женских именах, в том числе и в качестве второй части (ср. женское
имя Hildiþr¹ð в надписи на могильной каменной плитке из Hartlepool (Fell 1994. Р. 126. Fig. 5). Таким образом,
наиболее вероятным является чтение слова как женского имени Æðelðr¹ð (аналогичное чтение предложил
А.А.Хлевов).
Может ли руна 4 при этом быть прочитана как /ð/ и каковы причины ее необычного начертания? Руна 4
представляет собой очевидную лигатуру: в ней соединены характерные черты двух рунических знаков: D и 0.
Первый из них является одним из аллографов руны d (в надписи на скале в Valsfjord, Норвегия, начало V в.; на
камне Tørvika А, Норвегия, первая половина V в., на брактеате Fyn 1, Дания, 450-550 гг. См.: Arntz 1944. S. 49),
иногда им же передавалась руна p (на мраморной колонне из Брешии, Югославия, VI в.). Второй знак наиболее
близок неоднократно отмечаемому аллографу руны d (на оковке из Vimose, Дания, вторая половина III в.; на
амулетах из Старой Ладоги и Городище I (А) и др. См.: Arntz 1944. S. 49). Таким образом, в знаке 4 совмещены
два употребительных аллографа руны d, т.е. лигатуру можно прочитать как ddŎ. При том, что специальная руна
для звука /ð/ в англо-саксонском ряду отсутствовала, он чаще всего передавался руной þ (как, собственно, он и
передан в данной надписи дважды: руны 2 и 7). Однако встречаются и случаи его передачи руной d, т.е. само
по себе употребление руны d в значении /ð/ вполне возможно.
Поэтому вряд ли стоит усложнять ситуацию и предполагать, как это делает А.А.Хлевов, что лигатура
включает почти все (кроме у) входящие в состав написанного слова руны: зеркальное þ, а также руны d, e и l
и являет «своего рода пиктограмму, несущую в себе сокращение имени владельца путем комбинации в одном
знаке большинства рун, составляющих это имя» (Хлевов. С. 179). Подобное обыгрывание слов и букв
действительно было распространенным явлением в древнеанглийской письменной культуре – достаточно
вспомнить подписи Кюневульфа. Однако в данном случае этому предположению противоречит не только то,
что «игра в руны» не была доведена до конца (оказалась не включенной в лигатуру руна у, что не представляло
бы особой сложности для столь изощренного знатока рун), и отсутствие руны d в надписи, но и способ
удвоения руны þ: вертикальной осью симметрии всегда являлся ствол руны, а отнюдь не ее ветвь (ср.: Pieper
1987, а также другие многочисленные случаи использования зеркальных рун. в том числе публикуемые в
настоящей книге). Поэтому представляется, что никакой «игры» рунами здесь нет.
Другой вопрос, почему автор надписи, прекрасно владевший руническим письмом, трижды передавая
один и тот же звук /ð/, два раза использовал наиболее употребительный аллограф руны þ, а в одном случае
изобразил этот звук совершенно особым и не имеющим аналогий способом. А.А.Хлевов предложил несколько
вариантов объяснения: во-первых, он указывает на его самостоятельное употребление «как знака собственности
владельца, в качестве своего рода тамги» (без ссылок на источники), во-вторых, отмечает центральное
положение знака и «сакрально-нумерологический подтекст» надписи, состоящей из семи рун и обрамленной
четырьмя крестами – по числу канонических Евангелий. Что касается первого объяснения, то мне не известно
существование владельческих знаков в англо-саксонской Англии в принципе, не известны мне и аналогии
руне 4.
В то же время руна 4 действительно занимает центральное положение в надписи; более того, она
открывает вторую основу композита, и именно над и под ней расположены два из четырех крестов. Таким
образом, руна 4 маркирована, причем несколькими способами, но смысл этого выделения вряд ли может быть
установлен.

Источник Е.А. Мельникова. Скандинавские рунические надписи.
МОСКВА Издательская фирма
«ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» РАН 2001
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость