Торраблот как финнский Йоль. И ётуны как божества соседей.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12864
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Торраблот как финнский Йоль. И ётуны как божества соседей.

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Сб фев 04, 2023 1:29 pm

Торраблот как финнский Йоль. И ётуны как божества соседей.

Из Frá Fornjóti ok hans ættmönnum. Fundinn Noregr (О Форньоте и его роде. Открытие Норвегии.)

1. О братьях Норе и Горе (Frá Nór ok Gór bræðrum).
Одного конунга звали Форньот (Fornjótr от "Древний ётун"). Он правил Готландом, что звался Финнландом и Квенландом (странами финнов и финно-угорского племени квеннов). Это на восток от того залива, что идёт навстречу к Гандвику (Gandvík, Колдовской залив, т.е. Белое море), его мы зовём Хельсингским заливом (Helsingjabotn, видимо, по названию области Хэльсингланд в Швеции, botn - внутренная часть, вершина залива или долины. Предположительно - Ботнический залив).

У Форньота было три сына. Звался один Хлер (Hlér, Море, т.е. Эгир), второй Логи (Logi, Пламя), третий Кари(Kári, Ветер). Он был отцом Фрости (Frosti, от слова "мороз"), отца Снэра Старого (Snær, Снег). Его сына звали Торри (Þorri). У него было два сына, одного звали Нор, второго Гор, дочь его звали Гои (Gói). Торри был великий жертвователь (blótmaðr, также - язычник). Он совершал блот (blót, жертвоприношение) каждый год в середине зимы (at miðjum vetri). Это они назвали Торраблот (Þorrablót). Отсюда и название месяца.
Однажды зимой в Торраблот пришла весть, что Гои пропала, и её отправились искать, но не нашли. И когда прошёл месяц, велел Торри устроить блот (жертвоприношение) и приносил жертвы, пока они не узнают, куда спустилась (букв. вниз пришла) Гои. Это они назвали Гоиблотом (Góiblót). Ничего они не узнали о ней. Три зимы спустя братья поклялись, что будут её искать и разделят так поиски, что Нор будет искать на земле, а Гор будет искать на дальних шхерах и островах, и он отправился на кораблях.
(...)
Оттуда Нор вернулся на север, в завоеванное им королевство. Он назвал его Норвегия. Он правил этим королевством, пока был жив, а сыновья его после него, и они делили землю между собой, и так королевство стало уменьшаться, когда конунгов становилось больше, и разделилось так на области-фюльки.
(...)
Хейтир, сын Гора, был отцом морского конунга Свейди, отца Хальвдана Старого, отца Ивара ярла Упплёнда, отца Эйнстейна Шума, отца ярла Рёгнвальда Могучего и Мудрого Советами.
--------------
И в данном тексте, и в более известном отрывке "Как заселялась Норвегия" автор или авторы ставили целью объяснить через эпонимических (т.е. давших имя) предков названия обычаев и страны. Возможно, при этом использовались народные предания и народные же этимологии.

Выводить происхождение того или иного народа, явления или государства от пришельцев извне в Средние века было делом обычным, и если в Англии и на Руси такими легендарными предками и устроителями государственности из-за моря были саксы и шведы-русь соответственно, то здесь норвежцы назвали первыми правителями потомков ётунов из земель современной Финляндии. Что легко прочесть как предков правящих родов из финно-угорских племён.
При этом "Сага об Инглингах" и "Перечень Инглингов" тоже выводят родословную правителей Норвегии от пришельцев, правда уже шведских - Инглингов, потомков божественного Ингви-Фрейра (то, что "предки предков", племя богов, у Снорри тоже пришлое на Севере, связано, скорее, с эвгемеризмом, переделывавшем богов в людей, что тоже обычно для того времени).
Каждая из таких историй опирается, видимо, на реальный приход некой племенной группы, будь то вторжение в Англию саксов, экспедиции викингов по Восточному торговому пути с захватом власти в опорных его точках, или продвижение финноугров (в основном - саамов) на юг.

Кстати, хотя саги и хроники нередко упоминают народ квенов и отличают его от народа лапп (лопарей-саамов), сегодня квенами в Норвегии именуют финских переселенцев на севере страны, мигрировавшие туда начиная с XVII века.
С готами (гётами) обычно связывают две области южной Швеции - Эстергётланд и Вестергётланд, здесь же "страна готов" - Готланд - отнесена на противоположное, восточное побережье Ботнического залива в Финляндию.
Район Хэльсингланд находится на западном побережье этого же залива в центральной Швеции недалеко от Евле. Предположительно, название связано с hals - шея (сужение). В старые времена три узких длинных залива (часть Ботнического залива) врезались в глубь провинции, а люди жившие на берегах заливов звались hälsingar/хэльсингар. С основанным в 1550 году городом, который шведы назвали Helsingfors от того же корня (совр. Хельсинки) путать его не стоит.
Ясности эти географические справки, разумеется, не вносят. Возможно, не всё было ясно автору/авторам "Саги об оркнейцах", дошедшей до нас в составе "Книги Плоского острова" (Flateyjarbók, 1387 -1394 года написания). Первая версия "Саги об оркнейцах" была составлена, как считается в XII веке, но этот список до нас не дошёл, а сага пополнялась деталями на протяжении столетий и могла накопить противоречий.
А вот мнению, что племена современных Финляндии и Карелии были тесно связаны с этногенезом готских племён, такое описание, разумеется, вполне соответствует. И всё же тут требовались бы перекрёстные доказательства из других источников.

Для нас же интересно, что потомку ётунов Торри, с точки зрения авторов, изначально поклонялись не шведы и норвежцы, а их соседи. Возведение родословной ярлов Оркнейских островов к древним ётунам исследователи объясняют желанием составителя выделить их род, сделав его даже древнее, чем у конунгов-потомков Одина. Разумеется, родство первых детей Форньота со стихиями (Снег, Мороз, Пламя, Море, Ветер) делает их сомнительными кандидатами на роль физических первопредков. Но семьи, считающие себя потомками рек, солнца и т.д. в индоевропейской мифологии известны, память мифа действует немного иначе (как, впрочем, и человеческое тщеславие).

Согласно вышеприведённому тексту Торраблот, блот месяца торри, приходился на середину зимы (на 15ю неделю зимы, начало месяца торри), и вполне мог быть местным аналогом Йоля (и местным его названием) в те времена, когда Йоль приходился на ночь середины зимы hökunótt.

Как известно из записей современников, в XVIII веке жители хуторов в Исландии отмечали начало месяца торри, приглашая Торри-конунга в дом как гостя (в этом веке месяц начинался уже по григорианскому календарю в пятницу между 19 и 25 числами января). Кое-где первый день месяца был просто семейным праздником - Днём мужа, когда жёны особо заботились о супругах.
Торраблот же как восстановленный праздник древности начал массово отмечаться в Исландии со второй половины XIX века, причём на отдалённые хутора он вернулся в новой форме уже из города - как народный, исторический, но едва ли религиозный.

Место Торраблота в личном религиозном цикле поэтому может сегодня сильно варьироваться - от полного слияния с Йолем до отдельного праздника в честь Торри. Или до восприятия как фольклорного обычая, получившего мифологическую привязку к имени Торри задним числом (подобно тому как Ярила и Купала, с точки зрения большинства исследователей, являются не божествами, но персонификациями праздников. В свою очередь часть славянских язычников видит в них сегодня воплощения Дажьбога).

Админ, не будучи, очевидно, в родстве с ярлом Рёгнвальдом, финнами или квеннами, и ценя северный фольклор меньше северного мифа, посвящает этот праздник Тору - как Торсблот. С полным осознанием, что это личная интерпретация.
Впрочем...месяц январь в шведских альманахах до 1900 года включительно именовался torsmånad (а следующий месяц - göjemånad, т.е. был связан с именем Гои). И имя Тора на шведском пишется Tor... это тоже своего рода новодел и интерпретация XIX века, но в не на много большей степени, чем восстановленный Торраблот того же времени.

Торраблот (или Торсблот) в этом году, если рассматривать его как отдельное событие и отмечать его синхронно современному исландскому празднику, приходится на пятницу 20 января (праздник можно считать начинающимся с вечера четверга 19го, поскольку "ночь приводит за собой день", т.е. отсчёт суток в древности начинался с вечера).

Изображение

источник https://vk.com/german_tradition

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя