ЧАСТЬ 1
Целый ряд древних сакральных символов восходит к архаическим представлениям о магии завязывания узлов. Отголосками этих представления являются, вероятно, «узелки на память», а одним из широко известных применений – описанные этнографами способы «переноса» магии в узлах. Эти способы были распространены и на Руси: колдун или знахарь завязывал на веревке или тряпице узел, «закрепляя» таким образом магию на материальном носителе; после этого либо сам этот узел использовался в качестве талисмана, либо магическое воздействие, «запасенное» в узле, высвобождалось в нужный момент путем развязывания узла. В Европе известны также магические «плетенки» из веревок и даже специальные магические плетеные коврики. В свою очередь, представления о магии узлов связаны, несомненно, с неким бессознательным ощущением узла как чего-то закрепляющего, сдерживающего, а еще точнее – фиксирующего. Найджел Пенник, например, так описывает сдерживающую магию, «закрывающий» эффект узлов: «магические узлы [...] служат для создания магического препятствия входу (выходу) духов и сущностей и для психологической поддержки тех, кто их использует». Относительно поздним «расширением» подобных волшебных технологий является перенесение магии завязывания с реальных узлов на их графические изображения; вероятно, именно так появились сакральные символы, о которых пойдет речь в данной статье. Развитие сакральной графики этого типа привело, в конечном счете, и к возникновению сложных плетеных орнаментов, столь хорошо известных нам в прикладном (а позднее – и в изобразительном) искусстве скандинавов и кельтов. Одним из простейших древних магических узлов является распространенный практически по всему Северо-Западу квадратный узел с четырьмя петлями, в поздних описаниях называемый иногда «знаком св. Иоанна». Древнейшее его изображение мы встречаем на готландском памятном камне из Хаблингбо Хавор (V-VI века); лишь немногим более поздним временем датируется скандинавский брактеат из Люнгбю, где этот знак присутствует как основной магический символ. Любопытно, что этот древний символ очень долго сохранял свою изначальную связь с узлом (пусть и невозможным в реальности). Так, он сыграл определенную роль в британской геральдике, где изображался именно как веревочный узел. В собственном своем виде он известен как «узел Боуэна», бывший знаком влиятельного рода Боуэнов (англ. Bowen, от позднего валл. ab Owain, «сын Овэна»). В сочетании с другими элементами он образовывал «узлы» таких родов, как Дакре, Шекспиры, Хангерфорды и др. Это весьма примечательно – не столько даже в отношении значения самого символа, сколько в отношении сохранившей до позднего Средневековья памяти о связи конкретной сакральной графемы и конкретного узла. На Северо-Западе, насколько мы можем судить, наибольшее распространение трикветра получила в эпоху викингов, – хотя сам по себе этот символ гораздо древнее. Артефакты с его изображением встречаются по всей «Ойкумене викингов»: от серебряных монет Харальда Сигурдссона Сурового (короля Норвегии в 1046—1066 гг.) до находок в курганах центральной России (костяной скандинавский гребень с изображением трикветры из раскопок под Суздалем, датируемый XI веком). Изображения этого символа присутствуют как на предметах очевидно сакральных (например, на нескольких скандинавских подвесках в виде Молота Тора), так и на предметах сугубо бытовых (примеры – седло из Йорка эпохи викингов или уже упомяну-тые монеты Харальда III). При этом форма символа может существенно меняться – с сохранением структуры исходного узла. Так, например, символ трикветры, изображенный на руническом камне их Фунбо (Уппланд, Швеция, также эпоха викингов), на первый взгляд мало напоминает «классический» вариант этого знака, – и все же является им.
© Антон Платов
Узлы силы. Печать Боуэна
- Цила
- Сообщения: 4896
- Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
- Откуда: Россия
- Род занятий: Некромагия, магия Хаоса
Узлы силы. Печать Боуэна
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость