Апотропейная и ритуальная функции мака. Часть 1

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 33487
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

Апотропейная и ритуальная функции мака. Часть 1

Непрочитанное сообщение Феникс » Вс апр 15, 2018 6:39 am

Изображение

Главная культурная функция мака связана с невозможностью пересчитать маковые росинки, что послужило основой использования мака в качестве действенного оберега от нечистой силы и особенно от ходячих покойников: мак клали в гроб некрещеному младенцу, покойнику, подозреваемому в знахарстве; сыпали в могилу и вокруг могилы самоубийцы, висельника, колдуна, приговаривая:

«Тогда в дом войдешь, когда этот мак соберешь (пересчитаешь, съешь)»
(укр., пол.); осыпали хату (вокруг избы, против солнца)

после выноса гроба со словами:

«От тэбэ робота на всю ноч»
(Полесье).

Украинцы на Карпатах маком-самосейкой осыпали всю усадьбу, идя по солнцу, чтобы предотвратить посещения упыря. Для предупреждения опасного контакта во время похоронной процессии бросали мак вслед гробу, сеяли его по дороге от дома до кладбища, полагая, что вернуться покойник сможет лишь тогда, когда подберет все зерна. Для этой цели выбирали «слепой» мак. Дом посыпали от змея летающего; на Успение обсыпали дом и могилу, чтобы не снились умершие родственники. Иногда защитные функции мака объяснялись его снотворными свойствами, способностью усыпить нечистую силу и опасность: мак сыпали в могилу, чтобы покойник, съев его, уснул.

Мак широко использовали в качестве оберега людей и скота от всякой нечисти: зарывали под порогом или под воротами, чтобы колдунья не могла проникнуть в дом (русские Сибири); осыпали маком угол, где лежала роженица с новорожденным (чеш., словац.); в первую купель младенца бросали листья мака. В свадебных обрядах для защиты от колдунов и дурного глаза насыпали мак невесте в чулок (Воронежская губ.), давали новобрачным с собой маковую головку.

Защитную силу мака мотивировали тем, что колдун, не зная, сколько маковых росинок в маковице, не сможет навредить человеку, имеющему этот талисман. По мнению Д. К. Зеленина, подобное объяснение может быть позднейшим, более же древним, вероятно, было стремление через мак передать молодой его плодородие. Колдун мог вызвать бесплодие у молодой, бросая маковые зерна с соответствующими заклинаниями: сколько зерен упало, столько лет в молодой семье не будет детей (Полесье).

Маку также приписывалась способность повлиять на деторождение: если молодая по каким-либо причинам не хотела иметь детей, она бросала узелок с маком в колодец, говоря:

«Когда этот мак взойдет, тогда я рожу.»

Для защиты от змей в канун годовых праздников обсевали хату маком, клали мак-ведун на окно, окуривали им дом, чтобы змеи не заползали (Полесье, Польша, Витебщина, словаки Гемера); весной перед первым выгоном на пастбище скот обсыпали освященным маком; обсыпали хлев, чтобы домовик, ласка не вредили скоту. На Украине, чтобы покос прошел успешно, хозяин брал с собой мак-видюк, который ему подавала жена со словами:

«Мак-видюк все увидит, злое и лихое - все из травы прогонит».

На лугу хозяин бросал три раза мак на траву и говорил:

«Ты все видишь, посмотри и выгони все злое и лихое, если не выгонишь
не увидишь больше света - солнца Божьего, праведного - ослепнешь».


В народной культуре с маком связан устойчивый мотив «сверхзрения», «сверхзнания». Его народные названия, в которых обнаруживается народноэтимологическое сближение с глаголами «ведать» и «видеть»: укр. полес. «видун», «видюк», «ведюх(а)», «ведун», ю.-з.-укр. «зiркач», «зiркатий», «здрячий» и, вместе с тем, устойчивые эпитеты «слепой», «глухой» мак (в слав.). К маку обращались девушки с просьбой указать суженого, когда гадали под Новый год, сея мак вокруг колодца.

С помощью мака можно было распознать ведьму, для чего следовало на Пасху на всенощной в церкви на слова священника «Христос Воскресе!», дотронуться до мака в кармане и сказать:

«А у меня мак есть!», тотчас все ведьмы обнаружат себя.

Самородный мак рассыпали по дороге, где ходит скот, полагая, что корова ведьмы не сможет перейти через него, с ревом повернет назад и у нее пропадет молоко или в нем будут черви (Полесье). Мак мог спасти человека от мести ведьм, которых с помощью магических приемов он увидел в костеле или чем-либо рассердил: чтобы не быть растерзанным, убегая, надо было бросить за собой мак с приговором:

«Сначала соберите мак, а потом меня поймаете».
(украинцы Восточной Словакии, чехи, хорваты).

И на «том свете», по укр. поверьям, мак сохранял свои защитные свойства. Умершей бабке-повитухе привязывали к поясу мешочек с маком, чтобы она могла спастись от гнева детей, которые нападали на нее за то, что она помогла им родиться на свет для горестей земной жизни.

Мак выступал в качестве дара-жертвы предкам в поминальных обрядах: в Сочельник его разбрасывали по углам избы; клали мак в кутью, в поминальный пирог; в Средокрестную неделю пекли крестики с маком; на Маккавеев изготовляли коржи «шуляки» из пшеничной муки с медовой сытой и растертым освященным маком. Толченый мак входил в состав таких поминальных блюд, как рождественская кутья, «канун» или «коливо», которые обязательно подавались на поминках «на похоронах не бывает без мака», и каждый должен был взять одну ложку.

В заговорах и проклятиях выражения «рассыпаться маком» или «сесть маком» означают «исчезнуть, погибнуть, пропасть, рассыпаться подобно маку безвозвратно». С маком также связаны поверья: полагают, что «мак-видюк сам себя родит» (житомир.), что в огороде, где растет мак, обитает железная баба (Полес.), что детей находят в маке (Полес. Чернигов.).

По материалам В. В. Усачевой.
___________

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей