Апотропейная и ритуальная функции мака. Часть 2

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 33540
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

Апотропейная и ритуальная функции мака. Часть 2

Непрочитанное сообщение Феникс » Вс апр 15, 2018 6:40 am

Изображение

МАК В ОБРЯДЕ ВЫЗЫВАНИЯ ДОЖДЯ

Связь мака со стихией воды проявляется в обрядах вызывания дождя. При продолжительной засухе освященный мак-видун или глухой мак - 9 зерен сыпали в колодец: три, девять колодцев; иногда соблюдая дополнительные условия: мак должен быть «слепой»/самосеянец. Его надо набрать в рот, сыпать через рукав или завязать мак в узелок и на нитке спустить в колодец, а когда начнется дождь, вытащить. Это делала вдова, старые женщины или дети (Туровщина, Витебщина, Волынь, Галиция).

В Полесье в этом обряде могли участвовать маленькие девочки, а для усиления эффективности ритуального действия — беременная женщина. На Гомельщине вдовы пахали плугом улицу, сеяли мак и поливали его водой через решето. В этих действиях символическую нагрузку получает множественность маковых зерен, которые уподобляются каплям воды, что и должно вызывать дождь.

Персонификацией мака считают мифического Макара или Макарку/Марка/Миколайку; к которому в Полесье обращаются с просьбой о даровании дождя со словами:

«Макарко утопиуса, Макарко утопиуса..кричаць кругом, голосяць як пу пукойнику..
Макарко, сыночок, да вулезь из воды, розлей сьлезы по сьветуй землии!!!»


перевод:

«А сынок мой Миколайка, вылезь з воды,
да розлий свои слезы по сухой земли!»


МАК В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ

В свадебных песнях девушка сравнивается с цветами мака - «красна» как маков цвет», «красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде». Местами мак — ласковое обращение к любимой (в.-слав.), срывание цветов мака символизирует утрату девственности: «Повадился в мачок Молоденький парничок. С маку цветы сорывал, В Дунай-речку побросал. Дунай-речка не примат, Ко бережку прибиват». (Пермская губ.). Эротический смысл получает мак в обычае добавлять в свадебный пирог целый мак (недробленый), если невеста «честная» (Житомир.), в противном случае пирожки делали с толченым маком (Сербия, Болгария).

ГАДАНИЯ

В канун Андреева дня (30.XI) девушки, сея мак вокруг колодца, гадали о суженом; в день св. Екатерины (24.XI) варили кашу из пшена и мака и, залезши на ворота, звали Долю ужинать; для привлечения парней, на улице в ямку сыпали мак и пшено, «щоб було хлопців, як каши з маком». В Рождественский сочельник гадали о будущем урожае, бросая в потолок кутью, горсти семян, в том числе и мак: что пристанет к потолку, то и уродится.

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

В народной медицине мак используют при лечении бессонницы, как растение, обладающее снотворными свойствами, и как оберег: обсыпают вокруг дома маком, чтобы ночницы не могли войти в дом и навредить ребенку; звенят над ухом ребенка маковкой, а потом кладут ее под подушку, в колыбель вместе с листьями мака, венками из мака; осыпают семенами мака кровать, поят ребенка маковым отваром, приговаривая:

«Стаіць у лазе на адной назе, сам не спіць, а другім сну дае».

Мать, раздевшись донага, обсыпает маком больного эпилепсией ребенка и, обходя 3 раза вокруг него, говорит:

«Sejem, sejem toto semeno: Aby nebolo ništ zjeveno, Aby nebolo
jako mak, Aby nebolo jako prach, Aby nebolo jako ništ».


Перевод:

«Сеем, сеем это семя, чтобы ничто не явилось, чтобы не было,
как мак, чтобы не было, как пыль, чтобы не было, как ничто».
(cловац.)

после чего собирает мак и в бузиновой трубочке закапывает там, где солнце не светит. В Лепельском повете белорусы при угрозе эпидемии обсеивали маком узкую полосу вокруг деревни. На востоке Сербии и в Македонии существует поверье, что человек, нарушивший запрет работать в день св. Маккавеев и заболевший в этот день, болеет тяжело и сможет выздороветь только тогда, когда пересчитает все зернышки в маковке.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КОННОТАЦИИ

В редких случаях мак приобретал отрицательные коннотации. У гуцулов существовал запрет делать рождественскую кутью с маком, чтобы в доме не было блох. По болгарскому поверью, у девушки, сорвавшей цветы дикого мака, который называется слети коса, пади коса, и украсившей им голову, выпадут волосы. У сербов Гружи запрещено вносить в дом во избежание пожара полевой мак, называемый паликућа. В одной сербской песне девушка желает подарить неверному, который женится на другой, «киту мака бијелога — Да се смакне с овога свијета!», перевод: «букет мака белого, чтобы он убрался с этого света!»(игра слов: мак — смакне).

ЖЕНСКАЯ СИМВОЛИКА МАКА

Быстрый расцвет и отцветание мака; лепестки опадают через два дня; контраст между нежным, ярким цветком и высохшей, бесцветной коробочкой вызывают ассоциации не только с возрастными изменениями, но и с превращением/метаморфозой; вообще одним из основных компонентов в символике мака. При этом речь идет о превращении быстром, неожиданном, как бы обманном. В смене ликов мака можно видеть разоблачение, выявление ее истинного облика женщины, ее сути.

Эта таинственность, сомнительность мака, ощущаемая как греховность, находит широкое отражение в поэзии, у поэтов, особенно чутких к мифологическому архетипу. Не приводя многочисленных примеров (в русской традиции оказалось весьма богатым ассоциациями звуковое притяжение мак — мрак, — (у Блока, Сологуба и т.п.) Сошлемся только на "Трилистник соблазна" Иннокентия Анненского. Посвященное макам стихотворение дано в двух вариантах, где как бы собраны не только основные признаки мака (алый цвет, мак=бабочка, связь с кровью, огнем, ядом, мраком, сном и т.д.), но где в свернутом виде можно видеть и отголоски основного мифа, с обманом и превращением/разоблачением:

«Веселый день горит...Среди сомлевших трав, все маки пятнами — как жадное бессилье,
Как губы полные соблазна и отрав, как алых бабочек развернутые крылья.
Веселый день горит... Но сад и пуст и глух. Давно покончил он с соблазнами и пиром
И маки сохлые, как головы старух, осенены с небес сияющим потиром».


_________________

По материалам В. В. Усачевой.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей