ПОРЧА "ИКОТКА"

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12864
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

ПОРЧА "ИКОТКА"

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср ноя 06, 2019 8:51 pm

Порча "Икотка"

В Сибири и на Урале есть такая старая колдовская техника. Выращивают сущность на остатках пищи или определенном виде еды, это особый вид вид плесени. Затем эту сущность направляют жертве. Такое нападение называется Икотка.

Икота традиционно описывается в научной литературе как вид порчи, насылаемой колдунами. В этнографических исследованиях С.В.Максимова, П.С.Ефименко, С.П.Мартынова, С.В.Дмитриевой икота характеризуется как нервная болезнь (наряду с кликушеством и падучей), проявляющаяся в приступах истеро-эпилептического характера.

При этом некоторые исследователи (В.И.Белицер и др.) связывают появление икоты у женщин с влиянием тяжелых семейно-бытовых условий. С.В.Дмитриева, П.С.Ефименко и др., напротив, считают, что причина заболевания – в особенностях мировоззрения отдельных этнографических групп. География заболевания икотой показывает неравномерное распространение его в пределах одной культурно-хозяйственной области.

Наше исследование базируется на материалах, собранных в период с 1995-99 гг. в Суксунском, Ильинском, Карагайском районах и Коми-Пермяцком округе.

По представлениям местных жителей, икота ( икотка ) – это порча, «бес», который вселяется в человека и «говорит из него», «предвещает».

Порча, как правило, происходит во время питья («Нам женщина квас вынесла и мне в горло попало что-то». // Казанцева М.А. дер. Антипино, Юсьвинский район). Считается, что до попадания в носителя «бес» находится в туеске с квасом, приготовленном колдуном.

Оберегом от попадания икотки служат соль в кармане, кусок ладана с молитвой, надетое наизнанку нижнее белье, три медных нательных креста. После попадания в носителя икотка может приобретать вид человекоподобного существа, лягушки, «козла с рогами», т.е. черта (Карагайский район) или маленького скользкого существа – шевы (Коми округ). Бес может иметь имя (зафиксированы Егорка, Павлик, Даша и др.). Внутри носителя икота растет в течение ряда лет (например, Егорке – 35 лет, девочке Даше – 5 лет).

В теле человека икота, как правило, находится «где-то в животе», но есть и варианты (в кишечнике, «по всему телу»). В одном носителе может быть две икотки , но одна из них должна быть «изгнана».

Икота способна говорить или издавать различные звуки (гавкать, кричать «ы-ы»). Иногда икота начинает говорить спустя некоторое время после порчи. Самый длительный срок, зафиксированный нами – 32 года (Егорка жил в носительнице 35 лет, а «предвещать» начал только последние 3 года).

Иногда икотка начинает говорить только в том случае, если попытаться ее изгнать или напоить кобыльим молоком (данный факт зафиксирован в нами впервые). Икота часто заставляет человека совершать несвойственные ему поступки: ругаться матом, пить вино (красное), есть пищу, которая вредит здоровью носителя. Икота полностью контролирует жизнь «порченного» человека: «Егорка говорит мне: «Матка, пошли спать, я спать хочу». И вот мы с ним и спим» (Чернобровенко М.А., дер. Перино, Карагайский район).

Зафиксированы следующие, присущие икотке , привычки и предпочтения: любит темноту, не воспринимает крещеную еду, белое вино (пьет, только красное) мед (так как он «святой») водку (так как она горькая) чеснок, лук, перец, хрен, редьку, полынь.

Икотка не любит молитвы, боится, если показать кукиш со словами «тебе фигу, мне силу»; боится веника, если его кладут на тело; соль, пережаренную с молитвами, кочергу, если ей очертить круг; святую воду с молитвой и солью, особенно «четверговой» (освященной в Великий четверг перед Пасхой); не любит красную одежду и красное постельное белье. Зафиксировано также, что икотке не нравится, когда делают массаж или водят по телу человека ножом.

Икотка может прорицать будущее, находить потерянные вещи и пропавших людей. После смерти носителя икотка , по поверью, не умирает, а вселяется в родственника или знакомого. Если умершего перекрестить, то бес умрет вместе с ним или уйдет в землю.

Оберегом в этом случае также могут служить молитва, нательный крест, красная ленточка, которую нужно надеть на шею. Излечение икотки, по данным исследователей, возможно, как правило, при помощи колдуна, наславшего порчу или более сильного колдуна.

Однако в рассказах, зафиксированных нами, встречаются случаи излечения икотки в церкви. Облегчению болезни, по представлению местных жителей, способствуют молитва, святая вода, крестное знамение, а также, что особенно интересно, гипноз и уринотерапия. Современные реалии, как мы видим, проникают в архаическую модель и органично в ней существуют.

Наибольшее распространение мифа об икотке мы зафиксировали в Карагайском районе и Коми-Пермяцком округе. В Ильинском, Кунгурском, Суксунском и других районах зафиксированы единичные случаи.

В настоящее время икотке в большей степени подвержены женщины, однако в Коми-Пермяцком округе нами зафиксированы явления «коллективной порчи» во время уборочной, где жертвами заболевания становились и мужчины (в том числе начальство).

Таким образом, в исследованном нами ареале сохраняется представление о единстве мира реального и ирреального, между которыми нет четкой границы. В земной женщине живет существо потустороннее, и этот факт воспринимается как нечто обыденное.

С одной стороны, икотка как вид порчи – типичное языческое явление, с другой стороны, ее изгоняют как силой колдовства, так и «по христиански»: молитвой, крестным знамением, святой водой. Таким образом, явление христианско-языческого синкретизма находит отражение в бытовании феномена икоты.

из сети

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей