БЕСЫ

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4896
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

БЕСЫ

Непрочитанное сообщение Цила » Ср сен 16, 2020 5:15 pm

в древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина — в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах).

Из языческой терминологии слово бесы попало в христианскую традицию и было использовано для перевода греч. слова «демоны». В старых церковных поучениях против язычества слово «бесы» продолжало использоваться в первоначальном значении «злой дух», хотя категория злых духов расширена за счет включения сюда старых слав, языческих богов (Перун, Beлес, Мокошь и др. называются здесь тоже Б.).

В житиях, повестях, заклинатель- ных молитвах бес выступает как нечистый злой дух, соблазняющий человека, наносящий ему физический и моральный вред. Б. обычно изображался как существо черного (синего) цвета; бес мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах — когти, распространяет вокруг себя дым и смрад. Б. может явиться в образе зверя, змея, черного пса, медведя, волка, воина, разбойника, монаха, инородца, скомороха, иногда — ангела, даже Иисуса Христа.

В славянской народной демонологии Б., как и черт, повелевает всей нечистой силой. У восточных славян слово «бесы» служит для обозначения всех демонологических персонажей или как обозначение категорий духов: «бес полуденный» — полудница, «бес во дворе» — домовой, «бес-волосатик» — леший.

У южных славян бесы — это великаны или духи болезни, вселяющиеся в людей и животных. Существует также поверье о «белых бесах», обитающих в верхнем мире (в отличие от подземных духов — «страхов»).




Лит.: Буслаев Ф. И. Бес // Мои досуги. М., 1886. Т. 2. С. 1—23; Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915.
О. В. Белова
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя