Южные "хитрецы" : народная магия американского Юга
Добавлено: Сб ноя 18, 2023 2:40 pm
Южные "хитрецы" : народная магия американского Юга
Что вы за ведьма, если жаба не сосет спрятанную ведьмину метку и не помогает вам перебраться через живую изгородь? Фамильяр – персонаж почти такой же сложный, как и Отец Ведьм - это дух, который каким-то образом связан с ведьмой, договором или отношениями. Фамильяр - это не то же самое, что дух-проводник или «союзник», встречающиеся в большинстве современных колдовских практик. От них он отличается тем, что состоит в близком родстве с ведьмой. В роли фамильяра могут выступать призраки, жабы, фэйри, черти и даже ангелы. В одних случаях они могут быть инициаторами, в других – любовниками, но они легко могут быть одновременно и теми, и другими.
Договор определенного рода - это то, что придает отношениям между ведьмой и фамильяром особую силу. В легендах фамильяр сосал из третьего соска ведьмы, или пил кровь через ведьмин знак. Этот мотив объясняет, почему фамильяр так сильно отличается от других духов, с которыми может работать ведьма: он фактически «поглощает» свою хозяйку, он знает ведьму, как никто другой, и делает ведьму на один шаг ближе к дикой природе.
Черная кошка - лишь один из примеров того, какой облик может принимать фамильяр. Так, многие были призраками, которые каким-то образом изменились после смерти и стали чем-то большим. История Ринди Сью Гоуз дает нам некоторое представление об отношениях фамильяра со смертью. Женщина обретает своего фамильяра через три дня после инициации Дьяволом. После того как она стала ведьмой, умер самый мерзкий человек в городе. Ринди взяла маленькую бутылочку с лекарством, пробралась на похороны и заточила душу человека в тело жука. Этот жук и стал ее фамильяром, сопровождая ее во время путешествий через замочную скважину. Сама Ринди тоже могла принять облик жука или, по крайней мере, становилась такого же размера, как жук, во время полета вместе с душой умершего человека.
В этой истории можно выделить несколько некромантических элементов, связанных с инициацией ведьмы, но наиболее важны здесь близость фамильяра к мертвым и его сила. Ринди принимала облик фамильяра во время полета, а тот пил кровь ведьмы, пока она готовилась к полету, а иногда и сам присоединился к ней в ее путешествиях. Я не думаю, что здесь важен мотив чьей-либо смерти в результате посвящения в ведьмы, - важнее показать, насколько разнообразны могут быть отношения ведьм и духов.
В некоторых случаях, во время ритуала инициации присутствует животное, и когда появляется Дьявол, это создание становится фамильяром ведьмы. Подобная трансформация отражает то, что происходит с ведьмой во время инициации, когда она превращается в новое, сверхъестественное существо. Для некоторых это может означать, что фамильяр – это нечто отдельное от ведьмы, но в то же время остающееся ее частью. Для других практиков нет сомнений в том, что фамильяр – фигура вполне самостоятельная и независимая.
Не существует единого ритуала для вызова или получения фамильяра, так же, как и не существует единого способа работы фамильяра с ведьмой. Принято считать, что первая встреча с Дьяволом завершается обретением духа-помощника. Возможно, что у и моих читателей уже есть собственные фамильяры, - вот и еще одна причина, по которой я не буду приводить конкретный ритуал, подробно описывающий, как обрести волшебного помощника. Американский колдовской фольклор, связанный с фамильярами, гораздо беднее европейского, поэтому обращение к последнему может значительно расширить наши представления.
В книге Эммы Уилби «Хитрый народ и духи фамильяры: визионерские шаманские корни британского ведовства и магии Раннего Нового времени» подробно рассматривается роль этих духов и то, как они помогали европейским «хитрецам». «Хитрецы» - это, по сути, народные маги, которые служат своей общине в магическом качестве. Современное употребление слова «ведьма» возвращает ему старый, положительный смысл, несмотря на то, что столетия оно использовалось во всем мире как нечто сугубо негативное.
Современные ведьмы часто стремятся играть в обществе ту же роли, что и «хитрый народ», известный своей целительской деятельностью, общением с духами, гаданиями и любовными чарами. Движение традиционного колдовства стремится объединить в единое целое как колдовство Раннего Нового времени, так и практики «хитрецов», сообразно реалиям нашего времени. Народное колдовство следует этой же тенденции, но делает акцент на фольклоре (любого времени и народа), который непосредственно влияет на практикующего.
Уилби утверждает, что «хитрецы» Британии, как правило, имели первое взаимодействие со своим фамильяром после пережитой травмы. Обычно дух приходил к человеку и предлагал какую-либо помощь. Взаимоотношения с ними у разных людей складывались по-разному. У некоторых отношения были почти враждебными, совсем не похожими на то, как Дьявол иногда подчинял себе ведьм в Америке. Другие вступали со своими фамильярами в сексуальные отношения. Так, «хитрец» по имени Андро Ман заявил, что спал с королевой Эльфхейма и имел от нее детей, а знаменитая ведьма Изабель Гоуди подробно рассказывала о своей близости с Дьяволом.
Интересно, что хотя почти во всех записях говорится о том, что ведьмы имели дело с «дьяволом», можно найти ряд фрагментов, которые свидетельствуют о том, что ведьмы смотрели на ситуацию совсем иначе. В шотландских процессах над ведьмами неоднократно встречаются фразы типа «ведьма X спала с дьяволом, которого она называла Y». Это говорит о том, что ведьмы признавали, что у них был дух-фамильяр, который обучал их своему ремеслу, но сами они не называли его «Дьяволом». Однако инквизиторы считали, что все духи имеют демоническую природу, и поэтому сразу же записали всех этих разнообразных духов в «дьяволы».
Роль, которую фамильяр играет в колдовстве, сильно варьируется, и фольклор не всегда помогает нам в ней разобраться. Чаще всего фамильяр учит «хитрецов» исцелять больных. Иногда это делалось путем прямого обучения, указанием на определенное растение или неявной передачей силы. Также фамильяр мог даровать видения, помогать в гаданиях или вылетать из тела ведьмы. В рамках народного колдовства, фамильяр вряд ли имеет столь четкое предназначение.
Современное колдовство печально известно тем, что духи в нем мыслятся «принадлежащими» той или иной сфере. Одно из основных критических замечаний в адрес современных колдунов – это отношение к духам как к инструментам, которые должны использоваться без учета желаний самих духов или формирования отношений с ними. Те, кто практикует традиционное и народное колдовство, обнаруживают, что у них могут быть личные отношения с несколькими разными духами, и что все они могут пересекаться в определенных областях. Придя в новую среду из движения, где нам внушали мысль о том, что духи хороши лишь настолько, как это описано в таблицах соответствий, новичок может быть изрядно озадачен.
Как приверженцы народного колдовства, мы должны выйти за эти рамки и начать думать о духах так же, как и о людях. У вас может быть фамильяр, пришедший к вам от Отца Ведьм, который помогает вам в создании заклинаний, в то время как другой дух, связанный с землей, готов вам помогать только в лечении. Если ведьма удачлива или умеет договориться, то эти духи могут без проблем работать вместе. Однако вполне возможно, что ведьме придется пойти на компромисс с ними, чтобы обеспечить им возможность помогать, ради сохранения добрых отношений с обоими духами.
Поддержание отношений с духами - еще одно принцип, чуждый современному колдовству. В некоторых практиках духи вызываются для выполнения определенной работы и затем изгоняются, когда работа выполнена, без всяких раздумий. Адепты народного колдовства напротив, считают, что духи обладают собственной волей и заслуживают вознаграждения за проделанную работу. Каждый фамильяр имеет свои предпочтения и недостатки и, скорее всего, будет иметь с вами определенный и обязательный договор.
По моему личному опыту, фамильяру нужны регулярные подношения и постоянная работа. Потерять его можно либо из-за отсутствия оплаты, либо из-за недостаточного количества работы. Если рассмотреть это в рамках трудоустройства, то если мы нанимаем человека и не платим ему достойную зарплату, он, скорее всего, уволится и найдет того, кто будет платить больше. Если же вы платите хорошо, но у вас нет интересной работы, то духи заскучают и будут искать того, кто позволит им развиваться и повышать свою квалификацию.
Мы уже говорили о том, что ведьма должна отслеживать прогресс и частоту контактов с духами, и именно поэтому все это так важно. Значительная часть нашей силы исходит от наших фамильяров. Если мы не в состоянии поддерживать эти отношения, мы не сможем поддерживать свой уровень мастерства и работоспособности. Чем больше у ведьмы знакомых духов, тем большее влияние она оказывает на потусторонний и окружающий мир. Однако это означает, что ведьма должна обращаться с этими духами так, чтобы угодить им всем. Это может стать причиной хрупкости баланса и наглядно показывает, что иногда качество преобладает над количеством. Продолжая метафору с трудоустройством, чем больше у вас сотрудников, тем больше работы вы можете выполнить и тем больший доход вы сможете обеспечить себе и подчиненным. Но это также означает, что необходимо начислять заработную плату, проводить соответствующее обучение и следить за тем, чтобы никто не подумал, что вы «играете в любимчиков».
©А. Оберон. Южные "хитрецы" : народная магия американского Юга
©перевод Ulfr Gunnarsson
Что вы за ведьма, если жаба не сосет спрятанную ведьмину метку и не помогает вам перебраться через живую изгородь? Фамильяр – персонаж почти такой же сложный, как и Отец Ведьм - это дух, который каким-то образом связан с ведьмой, договором или отношениями. Фамильяр - это не то же самое, что дух-проводник или «союзник», встречающиеся в большинстве современных колдовских практик. От них он отличается тем, что состоит в близком родстве с ведьмой. В роли фамильяра могут выступать призраки, жабы, фэйри, черти и даже ангелы. В одних случаях они могут быть инициаторами, в других – любовниками, но они легко могут быть одновременно и теми, и другими.
Договор определенного рода - это то, что придает отношениям между ведьмой и фамильяром особую силу. В легендах фамильяр сосал из третьего соска ведьмы, или пил кровь через ведьмин знак. Этот мотив объясняет, почему фамильяр так сильно отличается от других духов, с которыми может работать ведьма: он фактически «поглощает» свою хозяйку, он знает ведьму, как никто другой, и делает ведьму на один шаг ближе к дикой природе.
Черная кошка - лишь один из примеров того, какой облик может принимать фамильяр. Так, многие были призраками, которые каким-то образом изменились после смерти и стали чем-то большим. История Ринди Сью Гоуз дает нам некоторое представление об отношениях фамильяра со смертью. Женщина обретает своего фамильяра через три дня после инициации Дьяволом. После того как она стала ведьмой, умер самый мерзкий человек в городе. Ринди взяла маленькую бутылочку с лекарством, пробралась на похороны и заточила душу человека в тело жука. Этот жук и стал ее фамильяром, сопровождая ее во время путешествий через замочную скважину. Сама Ринди тоже могла принять облик жука или, по крайней мере, становилась такого же размера, как жук, во время полета вместе с душой умершего человека.
В этой истории можно выделить несколько некромантических элементов, связанных с инициацией ведьмы, но наиболее важны здесь близость фамильяра к мертвым и его сила. Ринди принимала облик фамильяра во время полета, а тот пил кровь ведьмы, пока она готовилась к полету, а иногда и сам присоединился к ней в ее путешествиях. Я не думаю, что здесь важен мотив чьей-либо смерти в результате посвящения в ведьмы, - важнее показать, насколько разнообразны могут быть отношения ведьм и духов.
В некоторых случаях, во время ритуала инициации присутствует животное, и когда появляется Дьявол, это создание становится фамильяром ведьмы. Подобная трансформация отражает то, что происходит с ведьмой во время инициации, когда она превращается в новое, сверхъестественное существо. Для некоторых это может означать, что фамильяр – это нечто отдельное от ведьмы, но в то же время остающееся ее частью. Для других практиков нет сомнений в том, что фамильяр – фигура вполне самостоятельная и независимая.
Не существует единого ритуала для вызова или получения фамильяра, так же, как и не существует единого способа работы фамильяра с ведьмой. Принято считать, что первая встреча с Дьяволом завершается обретением духа-помощника. Возможно, что у и моих читателей уже есть собственные фамильяры, - вот и еще одна причина, по которой я не буду приводить конкретный ритуал, подробно описывающий, как обрести волшебного помощника. Американский колдовской фольклор, связанный с фамильярами, гораздо беднее европейского, поэтому обращение к последнему может значительно расширить наши представления.
В книге Эммы Уилби «Хитрый народ и духи фамильяры: визионерские шаманские корни британского ведовства и магии Раннего Нового времени» подробно рассматривается роль этих духов и то, как они помогали европейским «хитрецам». «Хитрецы» - это, по сути, народные маги, которые служат своей общине в магическом качестве. Современное употребление слова «ведьма» возвращает ему старый, положительный смысл, несмотря на то, что столетия оно использовалось во всем мире как нечто сугубо негативное.
Современные ведьмы часто стремятся играть в обществе ту же роли, что и «хитрый народ», известный своей целительской деятельностью, общением с духами, гаданиями и любовными чарами. Движение традиционного колдовства стремится объединить в единое целое как колдовство Раннего Нового времени, так и практики «хитрецов», сообразно реалиям нашего времени. Народное колдовство следует этой же тенденции, но делает акцент на фольклоре (любого времени и народа), который непосредственно влияет на практикующего.
Уилби утверждает, что «хитрецы» Британии, как правило, имели первое взаимодействие со своим фамильяром после пережитой травмы. Обычно дух приходил к человеку и предлагал какую-либо помощь. Взаимоотношения с ними у разных людей складывались по-разному. У некоторых отношения были почти враждебными, совсем не похожими на то, как Дьявол иногда подчинял себе ведьм в Америке. Другие вступали со своими фамильярами в сексуальные отношения. Так, «хитрец» по имени Андро Ман заявил, что спал с королевой Эльфхейма и имел от нее детей, а знаменитая ведьма Изабель Гоуди подробно рассказывала о своей близости с Дьяволом.
Интересно, что хотя почти во всех записях говорится о том, что ведьмы имели дело с «дьяволом», можно найти ряд фрагментов, которые свидетельствуют о том, что ведьмы смотрели на ситуацию совсем иначе. В шотландских процессах над ведьмами неоднократно встречаются фразы типа «ведьма X спала с дьяволом, которого она называла Y». Это говорит о том, что ведьмы признавали, что у них был дух-фамильяр, который обучал их своему ремеслу, но сами они не называли его «Дьяволом». Однако инквизиторы считали, что все духи имеют демоническую природу, и поэтому сразу же записали всех этих разнообразных духов в «дьяволы».
Роль, которую фамильяр играет в колдовстве, сильно варьируется, и фольклор не всегда помогает нам в ней разобраться. Чаще всего фамильяр учит «хитрецов» исцелять больных. Иногда это делалось путем прямого обучения, указанием на определенное растение или неявной передачей силы. Также фамильяр мог даровать видения, помогать в гаданиях или вылетать из тела ведьмы. В рамках народного колдовства, фамильяр вряд ли имеет столь четкое предназначение.
Современное колдовство печально известно тем, что духи в нем мыслятся «принадлежащими» той или иной сфере. Одно из основных критических замечаний в адрес современных колдунов – это отношение к духам как к инструментам, которые должны использоваться без учета желаний самих духов или формирования отношений с ними. Те, кто практикует традиционное и народное колдовство, обнаруживают, что у них могут быть личные отношения с несколькими разными духами, и что все они могут пересекаться в определенных областях. Придя в новую среду из движения, где нам внушали мысль о том, что духи хороши лишь настолько, как это описано в таблицах соответствий, новичок может быть изрядно озадачен.
Как приверженцы народного колдовства, мы должны выйти за эти рамки и начать думать о духах так же, как и о людях. У вас может быть фамильяр, пришедший к вам от Отца Ведьм, который помогает вам в создании заклинаний, в то время как другой дух, связанный с землей, готов вам помогать только в лечении. Если ведьма удачлива или умеет договориться, то эти духи могут без проблем работать вместе. Однако вполне возможно, что ведьме придется пойти на компромисс с ними, чтобы обеспечить им возможность помогать, ради сохранения добрых отношений с обоими духами.
Поддержание отношений с духами - еще одно принцип, чуждый современному колдовству. В некоторых практиках духи вызываются для выполнения определенной работы и затем изгоняются, когда работа выполнена, без всяких раздумий. Адепты народного колдовства напротив, считают, что духи обладают собственной волей и заслуживают вознаграждения за проделанную работу. Каждый фамильяр имеет свои предпочтения и недостатки и, скорее всего, будет иметь с вами определенный и обязательный договор.
По моему личному опыту, фамильяру нужны регулярные подношения и постоянная работа. Потерять его можно либо из-за отсутствия оплаты, либо из-за недостаточного количества работы. Если рассмотреть это в рамках трудоустройства, то если мы нанимаем человека и не платим ему достойную зарплату, он, скорее всего, уволится и найдет того, кто будет платить больше. Если же вы платите хорошо, но у вас нет интересной работы, то духи заскучают и будут искать того, кто позволит им развиваться и повышать свою квалификацию.
Мы уже говорили о том, что ведьма должна отслеживать прогресс и частоту контактов с духами, и именно поэтому все это так важно. Значительная часть нашей силы исходит от наших фамильяров. Если мы не в состоянии поддерживать эти отношения, мы не сможем поддерживать свой уровень мастерства и работоспособности. Чем больше у ведьмы знакомых духов, тем большее влияние она оказывает на потусторонний и окружающий мир. Однако это означает, что ведьма должна обращаться с этими духами так, чтобы угодить им всем. Это может стать причиной хрупкости баланса и наглядно показывает, что иногда качество преобладает над количеством. Продолжая метафору с трудоустройством, чем больше у вас сотрудников, тем больше работы вы можете выполнить и тем больший доход вы сможете обеспечить себе и подчиненным. Но это также означает, что необходимо начислять заработную плату, проводить соответствующее обучение и следить за тем, чтобы никто не подумал, что вы «играете в любимчиков».
©А. Оберон. Южные "хитрецы" : народная магия американского Юга
©перевод Ulfr Gunnarsson