Виды дивинации у римлян

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Виды дивинации у римлян

Непрочитанное сообщение Scarlett » Вс апр 01, 2018 7:14 am

Виды дивинации у римлян



У римлян искусственное гадание было гораздо важнее и более развито, чем у греков. В число знаменательных явлений входили: ostentum (знамение), portentum (чудо), monstrum (явление), prodigium (чудесное явление), omen (предзнаменование).

Portentum или ostentum означают обычно чрезвычайные явления неодушевленной природы, monstrum и prodigium — необыкновенные явления в царстве животных и людей, причем monstrum, по большей части, обозначает противоестественное явление. В противоположность видимым знамениям, omen относится исключительно к слуху: впрочем, это различие не всегда строго соблюдается.

Говоря о видимых знамениях, мы будем называть их prodigia, а словом omina обозначать воспринимаемые слухом. И те и другие являются нечаянно. Prodigia замечались римлянами весьма часто и в самых разнообразных видах, так как этот народ по отношению к подобного рода вещам отличался особой суеверной наблюдательностью. В исторических книгах Тита Ливия упоминается большое число продигий. Всякий раз, когда случалась продигия, и в особенности, если она предвещала несчастье, считалось необходимым устроить искупительный обряд для предотвращения бедствия (procuratio). Принимая надлежащие меры путем молитв и очистительных обрядов, при содействии жрецов можно было отвратить угрожающее бедствие и вновь заручиться милостью богов.

Обычными средствами умилостивления, которые употреблялись частными лицами и государством, были мольбы, молельные процессии, празднества с жертвоприношениями, угощения богов и т. п. Во многих случаях от воли частного лица зависело, принять ли и отнести к себе знамение или же, проявив сообразительность, спокойно отклонить его от себя, придумывая подходящее счастливое значение, чтобы сделать для себя благоприятным то, что казалось неблагоприятным.

Таким же образом поступали по отношению к omen, под которым в узком смысле понималось любое произнесенное кем-либо слово, если только в нем усматривали предзнаменование. Omen имело значение только для того, кто принимал его на свой счет (accipio omen, placet omen, non ad me pertinet). При этом основное внимание обращалось не на смысл, который вкладывал в это слово говоривший, а лишь на то, как понималось оно лицом, принимавшим его на свой счет.

От человека во многих случаях полностью зависело, какой придать смысл слову, желал ли он видеть в нем хороший или плохой знак. Но слова, которые сами по себе выражали что-нибудь благоприятное или неблагоприятное, уже нельзя было толковать произвольно. Римляне, несмотря на эту свободу принимать или отклонять omina и prodigia, оказывались в высшей степени боязливыми и предусмотрительными по отношению к ним. При совершении торжественных действий они с предельной осторожностью старались предупредить всякое такое случайное явление. Приносивший жертву закрывал голову, чтобы не видеть никакого несоответствующего случаю явления; жертвоприношение сопровождалось музыкой, чтобы не слышать никаких дурных omina. При наборе войск и при производстве ценза прежде всего вызывались такие лица, имена которых имели счастливое значение, напр. Сальвий (Salvius, невредимый), Валерий (Valerius, здоровый) и т. п.

Второй вид гадания, при котором не пользовались случайными явлениями, а намеренно искали откровения, черпал предсказания из строго определенных явлений и исполнялся особо учрежденными корпорациями на основании передававшегося из рода в род учения.

Подобные учреждения были утверждены правительством и имели постоянное и важное влияние на государственные дела. Они у римлян пользовались таким же положением и значением, какое выпало на долю оракулов у греков. В этом гадании, производившемся публичными учреждениями, различаются четыре способа: жребий (sortes), книги сивилл (libri sibyllini), гаруспиции (haruspicia), гадание авгуров (auguria), из которых последние считались важнейшими и по достоинству, и по общественному значению.

● Гадание при помощи жребия. Важнейшие учреждения этого рода находились в городах Пренесте и Цере. О происхождении Пренестинского оракула и о способе совещаний с ним сообщает Цицерон. Дубовые палочки с вырезанными на них древними буквами хранились в храме Фортуны. Их вынимал мальчик, после чего по ним давались ответы. Жребии в Цере состояли из подобных палочек. Высыхая, они становились тоньше, и иногда какая-нибудь из них случайно выпадала из связки. В таком случае находившаяся на ней надпись принималась за предсказание.

● Книги сивилл (Libri sibyllini). Тарквиний Приск (или Тарквиний Гордый) приобрел от кумской сивиллы (прорицалище которой описывает Вергилий) три (или девять) книги предсказаний, в которых посвященные стремились найти предсказания относительно важных событий в жизни Римского государства. К ним прибавились прорицания тибурской сивиллы, которые, по преданию, приплыли в Рим по Аниену и Тибру, и так называемые книги братьев Марциев. Эти «Carmina Marciana» («Стихи Марция») были написаны на латинском языке, тогда как сивиллины книги составлены были по-гречески. Они хранились в каменном ящике под сводом храма Юпитера в Капитолии. В 884 г. до н. э. эти книги погибли во время пожара. Тогда из их наиболее распространенных изречений было составлено новое собрание сивиллиных предсказаний, вновь пересмотренное Августом и Тиберием. Эти новые книги со времен Августа находились в двух золотых ларях под постаментом статуи Аполлона в храме Палатинского Аполлона.

Хранение сивиллиных книг и осуществление по ним предсказаний поручены были коллегии так называемых интерпретов (interpretes, толкователей) или жрецов Сивилл (sacerdotes Sibyllini). Коллегия эта сначала, вероятно, уже в период царей, состояла из двух жрецов, а с 367 г. до н. э. из 10 (5 патрициев и 5 плебеев), а во времена Суллы и Августа из 15 лиц (duumviri, decemviri, quendecimviri sacronum, sacris faciundis). Они были освобождены от всех прочих государственных должностей и повинностей и были обязаны по приказанию сената и в присутствии правительственных лип раскрывать священные книги (adire, consulere. inspicere libros) и узнавать из них о том, чего можно было ожидать от какого-нибудь важного предприятия, какого умилостивления требовали боги по случаю случившихся продигий и т. п.

Сивиллины предсказания весьма долго сохраняли свое значение и даже в позднейшие времена пользовались определенным вниманием христиан.

Источник: simposium.ru

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость