Астрологические верования Древней Руси. Звезда – душа. Род и рожаницы, γένεσις. звезды. Рожаницы – планеты.

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4898
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Астрологические верования Древней Руси. Звезда – душа. Род и рожаницы, γένεσις. звезды. Рожаницы – планеты.

Непрочитанное сообщение Цила » Пт май 12, 2023 9:34 am

Астрологические верования Древней Руси. Звезда – душа. Род и рожаницы, γένεσις. звезды. Рожаницы – планеты.

В 16–17 веках под влиянием западноевропейских идей, медленно проникавших в Московию, среди русского общества возник интерес к астрологии, т.е. развились астрологические суеверия.

В то же самое время достаточный материал и поддержку астрологическим бредням давала та же византийская литература произведениями которой с самого принятия христианства питалась Русь.

Колядники, Громники и Трепетники, конечно, не остались без влияния на миросозерцание русского человека. Собросив с себя татарское иго, Русь углубилась сама в себя, выработала себе определенные взгляды в смысле носительницы и хранительницы православия.

Имена древних божеств окончательно исчезают. Но рожаницы уцелели, хотя им стали придавать иное значение: это звезды и планеты. Верование, что звезды – души людей, общеарийское.

По индийскому верованию, отцы – (маны) – души усопших выводят утреннюю зарю на небо, охраняют пути солнца, украшают ночное небо звездами.

На десятый день по рождении ребенка был обычай приносить жертву звезде, под которой он родился.

У белоруссов есть предание, что всякий человек имеет свою звезду, являющуюся на свет, с человеком, как у хорутан каждый рождающий получает свою рожаницу на земле, свою звезду (рожаницу) на небе. Малоруссы убеждены, что звезды – души умерших и живых людей.

Старое верование в звезды, как души предков, от которых зависит судьба новорожденного, никогда не исчезало из памяти и сознания славян.

Афанасьев полагал, что под родом и рожаницами подразумевалися светила, именно звезды, впоследствии, под влиянием средневековых астрологических учений рожаницы толкуются, как планеты.

Древнейшее представление, связавшее рожаниц с звездами, находит прямое и убедительное подтверждение во многих народных верованиях, по которым душа понимается в виде звезды. Зарождение человека и его будущность тоже связывались старинными преданиями со звездами.

Представление души звездою послужило источником, почему рождение и смерть были связаны с появлением и падением небесных звезд.

Впоследствии, когда фантазия стала всем невидимым и таинственным деятелем придавать живые человеческие образы, она создала мифических дев, которым вверила начало и конец человеческой жизни и от воли, которых поэтому зависит сияние и падение звезд.
Эти девы получили божественный характер и назывались рожаницами, по влиянию их на рождение и судьбу человека.

Свои воззрения Афанасьев основывает на том, что славяне-язычники представляли душу огнем и звездою. Блуждающие на болотах и кладбищах огни дают основание к такому поверию. Афанасьев приводит следующее место из раскольничьей «Истории о отцех и страдальцех Соловецких»: «видеша неции от житель столп огнен от земли до небеси сияющ, и видевше разумена, яко пустынник ко Господу отьиде».

Падающие звезды до сих пор почитаются в народе знаком чьей-либо смерти. Другие уверяют, что падающая звезда означает след ангела, полетевшего за усопшей душой. Песня сравнивает смерть с падающей звездой и угасающей свечей: «Упадает звезда поднебесная, угасает свеча воску яркого, не становится у нас млада царевича».

Итак, род и рожаницы – γένεσις – это звезды. Это верование могло найти отклик в литературе (в сознании народа всегда существовало) благодаря греческой астрологической литературе, – против которой боролась церковь.

В Румянцевской Кормчей 13 в. л. 45 (№230) упоминается звездозьрьць. Начиная с 14 ст. среди отреченных книг обыкновенно встречаются: астромеа, звездочьтиа и пр.

К греческой астрологической литературе так пришедшейся по вкусу нашим книжникам, необходимо присоединить западноевропейское влияние, распространявшее астрологические бредни. Это западное влияние шло к нам чрез Новгород и Псков; ему мы обязаны ересью жидовствующих: как известно, жидовствующие учили звездозаконию, «по звездам смотреть и строить рождение и житие человеческое».

Жидовская ересь развилась у нас в конце 15 в. Полагаем, что к 15 в. относится перемена литературных взглядов на род и рожаницу, это звезды, подательницы счастья-доли, хотя почитание предков, даже старая рожаничная трапеза остались до наших дней, только самые имена «род» и «рожаницы» преданы забвению.

Раньше мы упоминали об одном месте в рукописи Архива Министерства Иностранных Дел. «То ти не Род, седя воздусе мечет на землю груды и в том раждаются дети… всем бо есть Творец Бог, а не род».

Вряд ли древний книжник имел здесь в виду миф о Девкалионе и Пирре. Проще здесь под родом понимать звезду. Так это место понимает и академ. Веселовский.

Из Иловицкой Кормчей видно, что была книга, называемая «Рожденице» Родословие и рожаницы отождествляются. «Рождение и честь звездочьтие нарицае се иже суть и книги глемые рожденице, в родословие рекше рожданице».

Итак, рождение (γένεσις) определялось по книге рожденице; слов рожденице отождествлялось с родословием γενεαλογία – т.е. рождение – рожаница. Рожаницы в значании планет встречаются в Азбуковниках, этих энциклопедических словарях древней Руси.
«Рожаницы – кумиры елленьстии, их же погани вльшвением рождениа нарицаху быти».
«Рожаница – стивие, им же си очи утваряху, еже есть чортов камык, им же мазаху очи и лица». Стивие (στίβη), которое употребляли в древности для краски бровей. Брови были под особым покровительством Юноны – Люцины.
«Роженицы – свято дня рождения младенца, в кои же день кто родится, той нрав и осуд приемлет». «Рожаницами (Моск. Ак.) Роженицами еллинстии (Погодин. прибавл. звездословцы) нарицают седм звезд глаголемых планиты и хто (Моск. Ак.) Кто в кую планиту родится, то по той планите любопрятся предвозвещати нрав младенца, или к коим похотем естеством уклонителен будет (Моск. Ак.) уклонительны будут. И того ради рождшагося (Моск. Ак.) рождьшимся яко же они мнят в планиту прись (Погодин – Арись) предглаголют быти тяжела нравом, яра же и гневлива и дерзка в бранех, а в планиту эфродите (Погодин - Афродиту) рождьшагося властолюбца предглаголють быти и удобна на блудное смешение сице и в прочая планиты рождьшихся предглаголють нравы, а не хотят окаянии они звездословцы (Погодин - звездом законицы) разумети, яко не по естеству в человецех лежит злое, но по произволению. Бог бо зла не сотвори ни созда, добродетели же многи по естесту от Бога насаждени быша в нас».

В Азбуковниках планиты объясняются так: «планиты суть седм звезд, иже на аерных седми поясех, кождо на особом поясе: 1) Аррис, 2) Ермис, 3) Зевес, 4) Солнце, 5) Афродита, 6) Крон, 7) Икати, еже есть луна. Сими звездами окаянии звездословцы мнят ся угадывати человеческие нравы и счастье». «Зодиями наричют звездословцы дванадесят звезд… Сими звездами умовреднии астрологи мнятся угадывати счастия и добродейственное и злодейственное житие человеком».

В одной рукописной астрономии 17 в. сказано: «когда звезда Чигирь будет в таком-то месте, тогда с женами не спи: аще родится сын, ино будет курча и безплодны».

Рожаница в словаре Памвы Беренды определена так: «матица, породеля, пороженица».

Итак, люди грамотные в 16–17 в. под рожаницами подразумевали планеты люди же простые, не книжные, склонны были здесь видеть звезду вообще. Впрочем, самое слово рожаница выходило из употребления, вероятно, под влиянием обличения духовенства, но оставалась память, что у каждого есть своя звезда, свое счастье.

Так у белоруссов сохранилось предание, что всякий человек имеет свою Зирку, которая неотступно находится при человеке. Зирка – значит – звезда и богиня счастья. Зирка появляется на свете вместе с человеком, вом почему «рожаница» истолкована в Азбуковниках звездою.

У румын место богини Зирки занимает дух Арминдян, обитающий в той звезде, под которою родится человек. По мнению сербов, звезда, под которою рождался человек, была обиталищем «девы судицы».
Таким образом рожаница, рождение получили значение определения судьбы. Звезда отождествлялась с богиней счастья или вообще со счастьем.

По звездам гадали. Гадание по звездам было известно и южным славянам. «Они нарицаются идолопоклонницы, които гледать на звезди», говорится в болгарской проповеди 18 в.
Развитие астрологических верований было у нас в 16–18 вв. под влиянием наплыва идей с Запада. В 16 в. был переведен Люцидариус, критический разбор которого был сделан преп. Максимом Греком.

В конце 17 в. наша аристократия нередко пользовалась услугами людей, выдававших себя за астрологов. Так, известно, что боярину Голицыну гадал по солнцу поляк Силин.

О степени распространенности у нас астрологической литературы можно судить на основании индексов отреченных книг, среди которых есть книги астрологического содержания. Об этих книгах мы говорим в главе о суевериях. Отреченные книги астрологического содержания, внесенные в индексы, представляются в сущности довольно невинными, при ближайшем с ними знакомстве. По большей части это собрание примет, из которых многие и теперь еще живут в народе. До настоящей, в западноевропейском смысле, астрологии русским было далеко. О гороскопах вряд ли многие у нас имели представление.

Н.М. Гальковский
Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Том 1.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость