ПЕТУХ И КУРИЦА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ-ПЕРМЯКОВ

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4909
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

ПЕТУХ И КУРИЦА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ-ПЕРМЯКОВ

Непрочитанное сообщение Цила » Вс июн 09, 2024 4:49 pm

ПЕТУХ И КУРИЦА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ-ПЕРМЯКОВ

(автор статьи Татьяна Геннадьевна Голева - кандидат исторических наук, «Пермский научный центр Уральского отделения РАН»)

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: "...Сравнение коми-пермяцких «Куриных праздников» с русскими указывает на сходство их еще в одном из ритуальных действий. Если русские Вятской губернии во время праздника «Троецыплятница» держали над головой куриные кости или несли на голове горшок с костями, то коми-пермяки держали над головой тушки кур: «одни кладут птицу на стол, другие дают кому-нибудь подержать птицу над головой и потом раздают нищим». В русском варианте описанные действия выполнялись для того, чтобы не болела голова. О значении коми-пермяцкого обычая приходится только догадываться.
Другие обычаи коми-пермяков, связанные с пожертвованиями домашних животных, как правило, были направлены на обеспечение плодовитости и здоровья скоту: «Пермяк из болезни животного заключает, что она нужна Богу, и обещает привести ее в Кочу, если она выздоровеет»; «Народ рвется к котлам, чтобы получить хоть кусочек мяска, служащего верным средством против всяких скотских болезней». Вместе с тем вполне допустимо, что держание курицы над головой, как и в русской традиции, подразумевало наделение здоровьем человека. Интерес представляет еще тот факт, что данные птицы не поступали в церковь, а раздавались нищим.
Ритуальная пища таким же образом раздавалась во время других жертвоприношений и в поминальные дни. Здесь передача пищи «в мир» является своеобразной формой сообщения с божествами и миром предков, вкушение еды большим числом людей гарантирует насыщение почитаемых святых и душ умерших. Отметим, что субботы перед Покровом, Дмитриевым днем, а также средняя между ними у коми-пермяков считаются поминальными и, предположительно, празднование Голендухи было связано с культом предков.

Мясо курицы у коми-пермяков, помимо «Куриных праздников», редко использовалось в ритуальных целях. Известны лишь отдельные примеры, когда специально резали курицу или петуха. Описаны обычаи закалывать и съедать в овине петуха после завершения строительства или после первой сушки хлеба. Во время битья печи ритуал вырезания устья очага у части иньвенских коми-пермяков имеет название «петуха доставать». Подобное обозначение известно и среди русского населения края. На самом деле в поздней традиции из печи доставали оставленный там заранее пирог, но в прошлом, возможно, имело место реальное приношение в жертву птицы.

И.Н. Смирнов пожертвование в овине связывает с похожим обычаем удмуртов, в котором жертва предназначалась «хозяину» постройки, чтобы он берег ее. Н.А. Рогов же объясняет ритуал следующим образом: «Сложив в новый овин первый раз хлеб, пермяк приносит на подовинную яму печеного петуха, брагу и пиво, зовет несколько соседей и, усевшись с ними кругом дров, приготовленных для сушки, съедает петуха, запивая брагою и пивом. Как известно, петух своим пением указывает некоторые часы ночи. Основываясь на этом, пермяки думают, что он не спит по ночам, и потому, если будет совершена описанная трапеза, может предупреждать хозяев в случае предстоящей опасности овинам от огня». Отметим, что и овин, и печь являются местами разведения огня. Петух в качестве жертвы или символа ритуалов выбран не случайно: в обоих из них он помимо жертвы связан с огненной стихией.

В южных районах Коми-Пермяцкого округа зафиксирована традиция варить курицу для поминок. В северных районах известен единичный пример, когда курицу готовили на старых могилах, чтобы избавиться от болезни:
«...Вознэсеннёо мийо воллiм. Сэк тожо касьтысьоны. Да и сэтон эшо юрбитоны.Менам татон вдлi сваття, тя курог сэтчин нуома. Сэтчин нiя пуасо, бисо, костёрсо керасо, и коксис тя валёнкаесо сэтон сотом. ая оддьон жо коккенас мучиччис. Ой, кыдз мучиччис! Да эсся по легче лоис, шуо. А куричасо, ог тод, мыйло я. Сэтчин сэсся сто вийомась, куштомась и пуомась, и сёйомась... /.В Вознесение мы приходили. Тогда тоже поминают. <...>Да и там еще молятся. У меня здесь была сватья, она курицу туда унесла. [Живую?] Живую. Там они сварят, огонь, костер разведут, и с ног она валенки тут сожгла. Она сильно же ногами мучилась. Ой, как мучилась! И потом легче стало, говорит. [А курицу для чего?] А курицу, не знаю, для чего ее. Там ее зарезали, почистили и сварили, и съели.» (зап. от Кучевой М.П., 1932 г.р). Кроме этого, в северных районах черную курицу или яйца черной курицы приносили в качестве «гостинца» лесному.
Редкое использование мяса кур в ритуалах коми-пермяков, сходство обычаев с русскими традициями позволяют предполагать, что «Куриные праздники» появились в коми-пермяцком календаре под влиянием русской культуры и, возможно, вследствие наставления церковнослужителей. Так как праздник приносил церкви небольшой доход, некоторые коми-пермяки и сами считают, что именно церковью был инициирован ритуал приношения в храмы кур (записи полевых материалов Усольского историко-архитектурного музея).
Среди северных коми-пермяков курица как ритуальное блюдо предстает только в окказиональных ритуалах. Здесь имеет значение цвет птицы - черный, который является, по-видимому, наиболее предпочтительным мифическими силами. Подобная хроматическая характеристика птицы встречается и в славянской традиции: например, сербы и болгары живую черную курицу погребали вместе с покойником, если один за другим умирали члены семьи; у разных славянских народов черная курица использовалась в профилактических медицинских целях. Выбор для пожертвования курицы в данных ритуалах, вероятно, связан со значимостью самого обряда и с тем, кому он предназначен (предкам, которые, по народным представлениям, наслали болезнь, и лесному духу). Приношение птицы является менее затратным и более простым в исполнении, по сравнению с закалыванием барана или быка, но сам акт ее пожертвования уже выглядит достойной «платой» за просьбы об исцелении или возвращении пропавшего скота.

Петух и курица, несмотря на незначительное развитие куроводства у коми-пермяков, заняли свою нишу в ритуальной сфере и устном народном творчестве, являясь теми или иными символами, знаками в культуре народа. Семантика птиц достаточно разнообразна, но имеет много общего с исследованными значениями птиц у других народов.
Петух и курица, рассматриваемые как семантическая пара, в первую очередь предполагают обозначение сфер мужского и женского мира. Именно в таком смысле используются их образы в иносказательной речи сватов: «У нас петушок, у вас курочка». В святочных гаданиях зачастую петух играет роль будущего жениха, курица - невесты, их действия обозначают будущую жизнь гадающей девушки или молодого человека: «Уголь, соль, хлеб, вода и овес, зерно бросала. И туда петуха и курочку поставила и ситом покрыла их. И крутила да крутила, да крутила их. Потом сито-то подняла. Они пошли в воду сразу, давай пить. Попили, попили. Потом хлеб клевали. Потом уголь клевали. К коточику подошел петух да раз - клюнул. Вот говорит, у тебя кузнец» (зап от Патруковой А.Е., 1922 г.р.).

В народной педагогике наставляют девушку быть дисциплинированной подобно курице: «Если вечером долго побегаешь: курица сидит, и ты сиди дома. Курица в пять часов уже место знает». В одном из коми-пермяцких вариантов сказки «Медведь - липовая нога» старуха прячется от зверя в «курином гнезде». Подобные параллели курица - девушка/женщина, петух - парень/мужчина встречаются также в народных частушках и других жанрах фольклора.
Помимо гендерного, обозначения птицы в ритуалах и поверьях еще выражают хозяйку и хозяина дома. Особенно это значение проявляется во время обряда перехода в новую избу. В некоторых местах у иньвенских коми-пермяков было принято во время новоселья запускать первыми петуха и курицу. По их поведению судили о будущей жизни семьи в новом доме: «На середину под матицу отпустили курицу и петуха. Если они к порогу пойдут - плохая жизнь будет, к божнице - хорошая». В других случаях заносят в избу одного петуха, но его также считают хозяином. Переносит петуха, как правило, сам хозяин дома: «Хозяин с петухом. А хозяйка квашенку возьмет. Первой заходит хозяйка, потом хозяин с петухом. Петух кричит - хозяин» (зап. от Власовой А.Р., 1928 г.р). Во время новоселья курица и петух, как и в гаданиях, выполняли функцию оракула, что в целом характерно для всего животного мира.
Сама цель гадания определяет дополнительную символику птиц - направлено оно на определение характеров будущих супругов или на хозяйственные качества пары. Кроме этого, в некоторых примерах указывается на то, что петух должен обязательно прокукарекать в новой избе. Здесь уже проявляется его апотропейная символика.

Курица как хозяйка дома и мать семейства предстает в одной из интерпретаций сна: «Курог ме вотася, дак лоас миян семейной торжество сэтшом гажа /Курицу я во сне увижу, так будет у нас семейное торжество такое веселое/». Одной их причин формирования образов «петух-хозяин», «курица-хозяйка», скорее всего, является их пространственная близость к семье, обусловленная размещением птиц в зимний период в доме.
Особые черты птиц учитываются в обозначении разных промежутков времени. Если петух оповещает о начале утра, то поведение куриц, как было отмечено в приведенном выше примере, определяет наступление вечера. Исследователи отмечают, что в народных представлениях петух наделен солнечной символикой, а курица - символикой заката, темного времени суток, данные значения можно определить как универсальные семантические коды, характерные и для коми-пермяков.
Петух благодаря своему громкому голосу у разных народов считается защитником человека от нечистой силы. Подобное значение петуха широко представлено в мифологических рассказах народа. Голос петуха коми-пермяки называют «святым» как противопоставление темному, «нечистому» миру: «Старуха петуха из гнезда достала, зачем посреди ночи он (лесной дух - Т.Г.) пришел. На крыльцо петуха бросила. Он испугался. А старуха, я, мол, слышала, что петух - голос святой, неприятный его боится. <...> Он [лесной] говорит, святой голос, мол, меня выгнал, выгнал. Убежал» (записано от Федосеевой П.Г., 1924 г.р.). Курицы же в народных поверьях нередко становятся объектами воздействия суседко - домашнего духа, и справиться с данной напастью им уже помогает человек, используя металлические колющие предметы.

Несмотря на то, что петух - антагонист демонического, в отдельных примерах его образ становится проявлением «иного» мира, например, золотой петух появляется на месте запрятанного богатства, красный петух «клюет» самоубийц, то есть заставляет их совершить задуманное. Дополняет конечный образ в данных примерах окрас птицы. Негативное значение петуха исходит, по-видимому, от таких его черт, как драчливость, задиристость. Именно данные характеристики стали источником появления поверья о том, что если напоить человека кровью, взятой из гребня петуха, человек станет психически неуравновешенным: «У петуха сорс [гребень] отрубила, и эту кровь туда налила. Другая выпила. Испортилась. Как петух скачет. Всё надо и надо.».
В других ситуациях смелость и отвага петуха уже используются в положительных сравнениях: «Как петух, говорит, скачет возле лесов. Везде такой пронырливый». Наделить человека теми же характеристиками в ритуалах помогают петушиные перья, они становятся атрибутами наряда дружек на свадьбе и придают им помимо красоты особую стать и бравость: «Дружки были в тулупах, кушаках, в шапках на затылок, большие петушиные перья, два пера, как петухи ходят».

Петух, как уже говорилось, является символом огня и в приметах, описаниях снов коми-пермяков предстает знаком огненной стихии, обычно внезапного пожара: «А у нее еще тогда 10 цыплят было, 8 петухов. Тоже не к добру. Сожгли дом. Петухи - не к добру». В приведенном примере из разных вариантов для объяснения явления избрана именно огненная символика, а никакая иная, наверное, потому, что петухи рождались в большом количестве нечасто, это было непрактично для хозяйства, то есть событие считалось неординарным. Большое число петухов подразумевает драки между ними, неспокойность. По прошествии времени случился пожар - тоже неожиданное явление, которое было соотнесено с предыдущим случаем, и данная событийная пара закрепилась таким образом в народной памяти.

И петух, и курица в коми-пермяцких приметах исполняют роль предвестников смерти. Считается, если курица запоет по-петушиному - жди беды, а если петух кукарекает после заката - будет покойник. В обоих случаях негативная оценка связана с необычным, редким поведением птиц. Последствиями ночного переполоха кур под воздействием суседко также в некоторых случаях называются смерть или несчастье. Особенно примечателен один рассказ о том, что суседко ночью «кидал» куриц с шестка, одна из них села на лавку, что было интерпретировано хозяйкой как ее смерть. В примете соединены два символа: лавка -место помещения покойника, курица - образ хозяйки. Кроме этого, учитывается темпоральное условие происходящего события - ночное время, когда активность кур выходит за рамки обычного их поведения.

В похоронном обряде коми-пермяков курицу было принято передавать через гроб одному из участников похорон, в некоторых местах обязательно тому, кто обмывал умершего, или нищему. Зафиксировано два объяснения этого обычая:
1) курица, загребая землю лапами назад, заполняет землей могилу, и на ее месте не будет впадины;
2) курица клюет червей, и тело человека будет защищено от них.
Второй вариант более распространен и объясняет выбор субъекта передачи: и курица, и обмывальщик «очищают» тело умершего. Отметим, что как ритуальное действие обычай известен славянским народам, а функция очищения распространена в объяснениях русских.

Считается, что куриные лапки могут использоваться во вредоносной магии как средство, приводящее к раздору, несчастью: «У нас в одном доме люди жить не могли долго, уехали, а когда дом разбирали, оказалось, под матицу кто-то куриные лапки положил» (записано от Шулаковой А.П., 1929 г.р.). Здесь лапки, по-видимому, выбраны из-за того, что курица загребает ими назад. Данное свойство птицы в негативном значении проецируют на жизнь людей не только через вещественный мир, но и вербальные выражения, например, проклятие за воровство: «как курица назад лапой гребет землю, пусть ваше богатство гребет».

Многие рассмотренные обычаи коми-пермяков схожи с русскими, и, по всей вероятности, их появление у коми-пермяков является следствием воздействия русской культуры. Вместе с тем надо отметить, что содержание ритуалов и условия их проведения не повторяют полностью русскую традицию, а имеют свои специфические черты. Особые функции в ритуалах, связанных с курами, и в хозяйственных занятиях куроводством у коми-пермяков имеют представители женской половины. В целом, разведение кур можно определить как чисто женскую сферу деятельности.
Образы курицы и петуха в одних случаях дополняют друг друга как семантическая пара, связь в которой строится через противопоставление; в других - являются самостоятельным выражением некоторых символов. Основными значениями птиц являются такие определения, как женское - мужское, хозяин - хозяйка, утро - вечер, защитник от нечистой силы - существо, привлекающее нечисть. Для петуха характерна символика воинственности, задиристости, богатства; для курицы - убытка, неповоротливости. Обе птицы в отдельных случаях становятся предвестниками или знаками смерти. Общее семантическое значение птиц в разных этнических культурах обусловлено опорой народных представлений на природные характеристики петуха и курицы."
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя