РАЙ - древний славянский духовный термин

Аватара пользователя
Thorkild
Сообщения: 519
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 9:26 pm

РАЙ - древний славянский духовный термин

Непрочитанное сообщение Thorkild » Вт дек 11, 2018 10:04 am

Одной из интереснейших, достойных самого серьезного внимания и дальнейшей разработки представляется неоднократно высказывавшаяся О. Н. Трубачевым мысль о праславянской принадлежности и индоевропейской древности слов духовной сферы, отвергающая распространенное неверие в существование «самой этой высокой, культурной страты дописьменного языка славян (их культурного наддиалекта, интердиалекта)», более того, на основании этого он утверждал, что «христианство гибко переняло культурную религиозную терминологию индоевропейской древности у славянского язычества»: «наиболее "частотные" религиозные слова (термины, понятия) Бог, вера, святой, дух, душа, рай, грех, закон были взяты не из языка Греции, а из собственного языка славян»
Мысль эта неоднократно в том или ином виде высказывалась и последний раз весомо прозвучала в пленарном докладе на XII Международном съезде славистов — см.: Трубачев О. Н. Славянская филология и сравнительность. От съезда к съезду // Славянское языкознание. XII Международный съезд славистов. Краков, 1998. Доклады российской делегации
/ Отв. ред. акад. О. Н. Трубачев. М., 1998. С. 9.

ТЕРМИН -«РАЙ»
является древнейшим, языческим, и он входил в картину мира и язык наших Предков. Об этом мы здесь сейчас поговорим, и приведём доводы, которыми руководствуемся,это утверждая.

РАЙ — место загробного пребывания душ праведников в вечном блаженстве. Раньше этого значения и употребления, канонизированного христианством, слово имело более расплывчатое (и более древнее) значение 'огражденный, отгороженный сад, парк', сохранившееся отчасти в старой письменности, см. «Словарь русского языка XI—XVII веков» (ркп.). Слово общеславянское (имеющееся во всех славянских языках) и праславянское, восходящее к дохристианской древности. Глубокая народность слов рай находится в полном соответствии о исконно славянской, незаимствованной его природой. Попытки этимологии из иранского следует признать неудачными (отсутствие религиозных признаков у называвшегося иранского первоисточника); международным, в основном — западноевропейским, стало совсем другое название «рая» иранского происхождения, распространившееся через посредство греч. παράδεισος 'рай'. Наиболее адекватна этимология, сближающая слово рай и гнездо роятъ I рой I река, причем вскрывается первичная связь значения слова рай с проточной водой, очевидно, образовывавшей преграду, которая отделяла 'рай' от мира живых, по древним представлениям. Связанность рая с водой, потоками неоднократно отпечаталась в фольклоре, народной, в том числе древней культуре.

Таким образом, из основных ассоциативных представлений (рай — сад; рай — город; рай — небеса) представление о рае как отгороженном саде должно быть признано древнейшим.
Для выявления славянского (и русского) культурного своеобразия важен ряд нижеследующих положений, не привлекавших должного внимания: христианство в славянских странах переняло у наших предков-язычников слово рай и не заимствовало, к удивлению, греческого названия рая, в отличие от германских, романских и других народов Европы. Оппозиция 'рая' и 'ада' была усвоена вместе с христианством; этому предшествовало расплывчатое представление наших предков-праславян об ином мире по ту сторону водной преграды. Далее, внимание культурологов главным образом сосредоточивается на отличии восточнохристианской, православной модели загробного мира (рай — ад) от западнохристианской, католической (рай — чистилище — ад), откуда делаются выводы о большей якобы гуманности западных представлений. Но древность и народность понятия 'чистилище' (лат. purgato-rium) сомнительны.

Гораздо важнее другое, более фундаментальное отличие, не привлекшее внимания: у большинства неславянских народов Европы ситуация с номенклатурой рая и ада принципиально противоположна славянской. На Западе Европы, как уже сказано, понятие и название 'рая' заимствовано с приходом христианства из греческого, а народными, дохристианскими там оказываются как раз названия 'ада' как 'нижнего, пещерного мира'. Унаследованность светлого понятия 'рай' от своей народной языческой, дохристианской древности, кстати, до сих пор все еще объединяет всех славян — католиков и православных, и культурную значимость этого феномена трудно переоценить.
Кардинальное культурнотипологическое отличие двух христианских регионов Европы — западного и восточного — в этих двух параметрах (народность идеи и термина «ад» на Западе и наоборот — народность идеи и термина «рай» на Востоке) до настоящего времени практически еще не ставилось на обсуждение, тогда как оно достойно всестороннего изучения, взять хотя бы, например, наблюдаемую светлость православия и оптимизм нашей церковной архитектуры как возможное проявление наследия нашего же (славянского) язычества, не знавшего посмертного возмездия.




Литература

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя