Последствия нарушения календарных запретов

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4900
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Последствия нарушения календарных запретов

Непрочитанное сообщение Цила » Вс фев 11, 2018 1:20 am

Рассмотрим основные группы ранневесенних запретов, обратив внимание на негативные последствия, предотвратить которые и призва¬но было их соблюдение.
Укороченность. Не кроят одежду в Трифонов день, иначе у того, кто носит одежду из скроенной в этот день ткани, «чи са скъсяват де¬нете» [укоротятся дни] (Райчевски 1998,19, болг. родоп.).
Кривизна. Кто месит хлеб в Кривую среду — окривеет лицом, гла¬зами и ртом; ткань, сделанная в этот день, будет неровной, а цыпля¬та, вылупившиеся из яиц, положенных под наседку в Кривую среду, также будут «кривыми» '?’ (Телбизови 1963, 245, банат. болгары).
Хромота. Не чистят хлев и не выполняют женских работ в Куц втор¬ник на Тодоровой неделе, чтобы скот не хромал — «за да не се криви» (АЕИМ, № 772—И, с. 8, 26, Благоевградско; АЕИМ, № 770—II, с. 38, Благоевградско); в Кривую среду на Тодоровой неделе не рабо¬тают, «за да не окривеят конете» [чтобы не захромали кони] (от *knv- 'хромой’) (Стоянов 1970, 164, Софийско); не работают в Кри¬вую (т.е. Пепельную) среду — «цыплята начнут хромать» (Валенцова 1996, 680, словац.); не шьют в последние дни масленицы, «чтобы ко¬ротка не кулъгала [не хромала]» (ПА, гомел.); кто шьет на масленицу, у того «bydlo kuleje» [скот хромает] (Stelmachowska 1933, 101, пол. Поморье); не плетут лаптей на масленицу, иначе начнут болеть ноги (ПА, гомел.); не выгоняют скот в Хромую среду (на Страстной неде¬ле), иначе коровы будут хромать (Zalud 1919,109, чеш.).
Сухость. На масленичное заговенье не работают вообще, иначе ру¬ки отсохнут (Фон-Гребнер 1870, 45, Симбирская губ.); в Сухой вторник не работают, «да се не би сушиле челзад и стока» [чтобы не сохли люди и скот] (ФилиповиЬ 1939, 389, Скопская Котлина); в понедельник на Тодоровой неделе не стирают, иначе «чолекът ще изсъхне [человек высохнет]», а в среду не греют воду, чтобы не было засухи (Странджа, 326).
Глѵхота. Не работают и не причесываются в Глухой вторник, чтобы не оглохнуть (АнтониіевиЙ 1971,183, Алексиначко Поморавле); не са¬жают кур на яйца, иначе цыплята будут глухие (Ъор^евиЬ 1958, 370); не стирают платков во время Глухой недели, чтобы не болели уши (КнежевиЬ, .ІовановиЬ 1958, 112, Шумадия); женщины не моют го¬лову и не причесываются в Шамотен петък, чтобы не оглохнуть (АЕИМ, № 772—II, с. 43, Благоевградско).
Раны, следы, метки на теле и липе человека. Вдень св. Савы (? 9.03, день Доминика Савио) не шьют, «gdyz zrobiaiaby si? zanichtycia i kosc musialaby wypasc» [иначе случилась бы болезнь ногтей и выпа¬ла бы кость] (Schnaider 1907, 28, лемковско-бойковское пограни- чье); в Чистый понедельник не работают, чтобы «не пообрывало пальцев» (Милорадович 1991, 201, полтав.); не шьют, иначе на пальцах появятся задёры, т. е. нарывы (Никифоровский 1897, 239, витеб.); в масленичную пятницу не работают, «защото вача нокте- яш» [будут больные ногти], а если работать все же приходится, на¬до зачернить ногти углем (Мартинов 1958, 695, Граово); в среду и пятницу на масленичной неделе не умываются, чтобы колосья не кололи глаза во время уборки (Родопи, 97); в первые дни февраля не работают, чтобы «дети не рождались без пальцев и с надрезан¬ной кожицей» (Сорочяну 1995, 42, болгары в Молдавии); на Сре¬тение не режут, не шьют, не плетут и не кроят, чтобы не рождались меченые дети, а беременные не причесываются, чтобы на лицах их будущих детей не было царапин (Странджа, 321); в день св. Симе¬она (3.02) женщины не прядут и не ткут, иначе у детей на лице бу¬дет метка (греч. стт](іа8і) (Abbot 1969, 139, греческая Македония) или родится «симьосано [меченое] дете» (Добруджа, 317); в Родо¬пах в Трифонов день не пользуются режущими предметами, чтобы не оставить на теле человека никаких следов (Райчевски 1998, 98); у банатских геров женщины воздерживались от работ в последние дни Тодоровой недели, т. к. в противном случае у них на теле поя¬вились бы следы от подков тодорцев (ФилиповиЬ 1958, 282) .
Бешенство, безумие, головокружение. Бешеную среду празднуют от бешенства (Ангелова 1948, 215, Самоковско); в пятницу на 1-й не¬деле не выполняют женских работ, чтобы «не шава акъло» [чтобы умом не тронуться] (АЕИМ, № 772—II, с. 26, Благоевградско); не работают в день св. Григория (24.01), чтобы «птицы в голове не щебетали» (Стоянов 1970, 163, Софийско); не ткут в Средопостие, «потому что ткачиха, сделавшая это, сошла бы с ума и ходила по селу, припевая: „Средопос-недопос“» (Мартинов 1958, 695, Грао- во); в Бешеные среду и пятницу не ткут, а мужчины и женщины не причесываются, чтобы не сойти с ума (КостиЬ 1978, 424, Заечар); от бешенства и эпилепсии празднуют Девети торник од БожиЬа (приходящийся на рубеж февраля и марта) и Средопостную среду (ГрбиЬ 1909, 38, 45, Болевац); в Вертоглавый четверг не работа¬ют, «за да се не върти главата на хората» [чтобы у людей не кружилась голова] (Стоянов 1970, 164, Софийско); в Вертящуюся среду перед масленицей не прядут, не снуют, ничего не крутят и во¬обще не работают, иначе «се se vrtit и glave» [будет кружиться голо¬ва] (Filakovac 1914, 166, Славония) или чтобы «jim se mozak пе zavrti» [чтобы голова не кружилась] (Lovretic 1897, 394, Оток в Хорватии); не прядут вечером в последние дни масленицы, иначе человек, надевший одежду из этой пряжи, взбесится (Swi^tek 1893, 558, поляки над Рабой).
Веотячка (болезнь скота). Не работают со скотом в Бешеную сре¬ду, «да овце не би биле брл>иве» [чтобы овцы не болели вертячкой] (КостиЬ 1968—1969, 379, Неготинская Краина); в среду на масле¬ницу не выполняют женских работ, «да се свинзама не би вртело у глави» [чтобы у свиней не было вертячки] (БосиЬ 1996, 199, Вое¬водина); в Безумную (Тодорову) неделю не работают с шерстью, чтобы предохранить рогатый скот от вертячки (СбНУ, 1900/16— 17/2, 218, Пловдивски кр.); в Бешеный понедельник не впрягают скот, «за да не побеснява» [чтобы овцы не бесились] (Етрополе); не мелют на 1-й неделе поста, «aby ovce neduryiy» (Rehor 1897,
357, лемки); на масленицу не прядут, «Ьо si? ошсе krqcq» [иначе овцы крутятся] (Schnaider 1907, 33, лемковско-бойковское погра- ничье).
Бесплодие домашних животных и птиц (ср. шитье как метафору «зашивания», «закрытия» детородных органов). Не прядут в Чис¬тый понедельник, «шоб скатыну нэ пазашивать» (ПА, Чернигов.); не шьют в Пепельную среду, «иначе у кур жопы завяжутся, не смогут нести яиц потом» (Валенцова 1996, 680, словац.); не са¬жают кур на яйца, снесенные во время поста, т. к. из них не будет цыплят (ср. аналогию постный — бесплодный) (Чубинский 3, 22, киев.); не шьют в масленичный понедельник, «jer inace ne bi kokosi nosile jaja» [иначе куры перестанут нести яйца] (Blazeka 1941, 70, Междумурье), то же в масленичное заговенье (Kotarski 1917, 197, хорв. Лобор).
Болезни и падеж скота. В день св. Власия не работают, чтобы пре-дохранить скот от падежа и болезней (КГ, 107; Неверович 1859, 137, рус.); не работают, иначе ласка повредит корове («Ласочка — вид нэйи свето Уласия, то нэ роблят, абе вона нэ кивала на худо¬бу») (Левкиевская 1994, 253, гуцул.); не прядут, «а то корова ис¬портитуь, здохне, зъхварая» (Занозина 1991, 19, курск.); в мас¬леничный четверг не работают с конями: «то шо коневи зробыцьця, то скажуть: „Зогрышыв, робыв на Волосого“» (Климчук 1995, 350, бреет.); если скотина наступит на место, где ходили цыплята, вылу¬пившиеся из яиц, снесенных на Тодоровой неделе, она будет болеть (Попов 1991, 102, Преславско); в Ржавый вторник на 1-й неделе поста не только не работают со скотом, но даже не входят к нему в загон (Ангелова 1948, 215, Самоковско).
Угроза нападения хтонических животных, встречи с ними и ѵоона от них.
Волки. В первые дни февраля (на Трифона, а также в течение всего периода от Трифона до дня Сорока мучеников) запреща¬лось работать с острыми и режущими предметами, сновать и на¬вивать (Ъор^евиЬ 1958, 359, Лесковацкая Морава); в Кюстен- дилском кр. в день св. Симеона остерегались произносить слово вълк, а в течение всех трех первых дней февраля женщины не вы¬брасывали наружу пепел и мусор, боясь рассердить волков (По¬пов 1991, 119); на Сретение не начинали никаких работ; в день, на который пришлось Сретение, не сновали в течение всего года, чтобы не встретиться с волками (Неверович 1859, 137, смолен.); в канун Сретения не мотали пряжу, иначе волка можно «обмо¬тать» так, что он будет целый год приходить к жилью человека (Гура 1997, 138, пол. Мазовше); не мотали в последние дни мас¬леницы, чтобы не было волков (Janota 1878, 358, пол. Подгалье); на масленицу муж не спал с женой, чтобы волки не поели поросят (Иванова, Марусов 1893, 445, Харьков.).
Мыши. В день св. Трифона «заговаривают (заклинают) мышей», чтобы они не портили скирды с хлебом (КГ, 100, рус.; Чичеров 1958, 530, рус.); то же и в Далмации, где в Трифонов день по¬стятся и не готовят на огне, чтобы мышей не было ни в доме, ни в амбарах, ни на поле (Ardalic 1915, 40); в субботу на масленице не прядут, иначе мыши будут грызть кудель (Lang 1913, 71, хорв.); в Чистый понедельник не пользуются ножами и топором, чтобы ни в доме, ни на поле не было грызунов (Тодорова 1990, 211, Варна); в Чистый понедельник не работают, чтобы мыши («глувци») не грызли жито и одежду (ФилиповиЬ 1939, 391, Скопская Котли- на); в Боснии накануне масленичного заговенья не занимаются никакими женскими работами, особенно с холстом и холщовой одеждой, чтобы ее не погрызли мыши (Гура 1997, 412).
Черви. На Благу неделю (т.е. на масленичной или на 3-й неделе пе¬ред Великим постом) не работают «от червей», иначе черви съедят работу и будут досаждать скоту (Мартинов 1958, 695, Граово); в четверг на Тодоровой неделе женщины не месят хлеб, иначе он будет червивым, и не готовят еду, чтобы не было червей ни на жите, ни на ячмене (АЕИМ, № 772—II, с. 59, Благоевградско); на 1-й неделе Великого поста не готовят (за исключением Чистого понедельника), чтобы не червивел скот и не плодились змеи (Тодорова 1987, 399, болг.); в день Сорока мучеников не месят хлеб и не варят, чтобы в пище и хлебе в течение года не заводились насекомые (СбНУ, 1900/16—17/2, 217, Софийско); в дни свв. Трифона и Симеона не едят просо, иначе черви поедят просо и кукурузу (ГЕМБ 1937/12, 205, Копаоник); в масленичный понедельник не работают, «да се стока лети не црвл>а» [чтобы скот не червивел летом] (НиколиЬ 1910, 130, Левач); не прядут на 1-й неделе Великого поста, чтобы в сыре не заводились черви (Rehor 1897,357, лемки; то же: Janota 1878, 359, Подгалье; ПА, гомел. — «ііггоб у сыру чэрви не пошли» и под.); не прядут на масленицу, иначе «кузка [черви] нападе на скот» (Ма¬линка 1898,160, Чернигов.); в Чистый понедельник не прядут, не су¬чат ниток и не вьют веревок, чтобы «„ни ныкруциць“ червей на ка¬пусту и сады» (Никифоровский 1897, № 1884, витеб.).
Змеи. Не брали в руки спиц и не упоминали о змеях на Тодоровой неделе, чтобы не видеть их в течение года (МилошевиЬ 1937, 206,
Копаоник); не пряли в масленичную среду (называемую Vrteca), чтобы не привлекать в дом змей (Blazeka 1941, 70, Междумурье); не пряли на масленице, иначе «si? to gady bqdq wily» [гады будут виться вокруг] (АКЕ, Вельское воев.) и чтобы в доме не было ящериц и ужей (Janota 1878, 359, Подгалье).
Жабы. В среду на масленичной неделе не пряли, чтобы «жабы лен не жрали» (Kuret 1, 16, Прекмурье); в последние дни масленицы не пряли, чтобы жабы не ели лен (Janota 1878, 359, Подгалье; то же: Zalud 1919, 100, чеш.).
Уродливое («неправильное») потомство или его гибель.
Человек.'На Касьяна, на Благовещение, на Тодоровой неделе нель¬зя грешить — родится калека (вост.- и ю.-слав.); морав. valentinske dite уродливый ребенок, родившийся в Валентинов день (14.02)’ (Bartos 1892, 92); дети, зачатые и рожденные в течение Тодоровой недели, приобретают демонические черты и могут превратиться (как при жизни, так и после смерти) в вампиров, волколаков и караконд- жул (Попов 1991, 87, болг.); в первые дни февраля запрещались лю¬бые работы с острыми и режущими предметами, иначе приплод и де¬ти будут «порезаны» (Вълчинова 1994, 36, болг.); в день св. Евтима (20.01), считающегося патроном детей, а также в день св. Симеона соблюдался запрет на все виды работ во избежание рождения ре¬бенка с физическими или умственными недостатками (лихе, сакато, симеонесто дете меченый ребенок ) (Странджа, 260). Ср. мас-леничные запреты, связанные с угрозой рождения неправильного потомства у людей и скота (Пашина 1998, 224).
Скот. На Сретение женщины не прядут и не мотают клубки, «за да не се прегърбват малките агънци» [чтобы ягнята не были горбатыми] (Тодорова 1990, 209, Варна); на Благовещение «корову до буяна не ведуть, бо буде калека» (ПА, волын., то же Житомир., гуцул.); «3 благовистнаго теляти добра не ждати» (Богданович 1877, 189, полтав.).
Культурные растения, семена. «А як росаду не посиеш до Благовишчэння, то говорать, трэ ее вынести з хаты, бо гэто такэй
вароуный [опасный, вредный] дэнь на усё такэе, як жывэе, можэ тэй росаде шось зробицца» (ПА, ровен.); «На Благовишченне не зачэпають [не трогают] семениу, бо ужэ усе пэрэкидаеця на ка¬лику» (ПА, волын.); на Благовещение не прикасались к семенам, предназначенным для сева, иначе они бы не взошли (Rehor 1897,
358, лемки); нельзя прикасаться к семенам свеклы на Благовеще¬ние, иначе из них вырастет редька (Чубинский 3, 10, киев.); в тех местах, где ходили цыплята, вылупившиеся из «тодоровских яиц», не растет трава (Попов 1991, 102, Преславско); если на Благо¬вещение сделать скворечницу, то скворцы в ней водиться не будут (Завойко 1914, 118, Владимир.).
У гуцулов на Тодоровой неделе (Федоровича) запрещалось прясть, чтобы не повредить будущему урожаю льна и конопли. Во избежание урона женщины «завивали Федора». Для этого каж¬дый вечер они брали пральник (? — «Федор»), заматывали его в сорочку и клали в угол, к печи, после чего в доме можно было прясть; это повторялось каждый вечер в течение всей первой не¬дели Великого поста. При этом говорили: «Уже ш Федора зави¬ли, аби ни вигіу [не видел], як будемо прести. Як би не завиу Федора, то би не уродили конопні и лен, то би ни було шмаки (тряпок, ткани? — Т. А.)» (Онищук 1912, 30). Таким образом, закрывание (прятание) «Федора» служило гарантией благопо¬лучного вызревания культурных растений. Этот не совсем про¬зрачный по смыслу пример находит поразительное подтверждение и разъяснение в другом гуцульском свидетельстве. Согласно ему, вечером в канун дня св. Федора в избе не зажигали свет, а если и жгли, то только так, чтобы свет не падал в угол, на постель (где ле¬жит «Федор»? где спят хозяева?). При этом говорили еще, что «haczamy treba zakryty jajc’a Fedorowy» [штанами надо закрыть яйца Федору]) (Falkowski 1937, 124, зап.-гуцул.). Иными слова-ми, в этом, а вероятнее всего и в предыдущем свидетельстве речь гипотетически может идти о том чтобы на время опасной во всех отношениях 1-й недели Великого поста закрыть и тем самым за¬щитить «гениталии Федора», иначе будут поставлены под угрозу его «производительные способности» и не уродятся ни лен, ни ко¬нопля. С другой стороны, требование не жечь огня в доме и на улице, актуальное для Тодоровой недели и эксплицированное в том числе и в этом сообщении, заставляет вспомнить о хтониче- ской природе св. Тодора и тодорцев, не выносящих никакого света, и увидеть в «завивании», закрывании «Федора» превентивный оберег. Эти уродства, обусловленные с мифологической точки зрения попаданием зародыша в полосу космического безвременья и пере¬лома, когда замирает любая жизнь, были не единственным «иска¬жением» нормального развития плода. Яйца, снесенные курицей в один из опасных дней ранней весны, оказывались вместилищем демонических существ, которые получали возможность «прорваться» в земной мир через образовавшуюся во времени брешь . Счита¬лось, что из яиц, снесенных на Тодоровой неделе, могли вылу¬питься тудурчета или каракончовци (Попов 1991, 102); если курицу посадить на яйца на масленицу, из них получатся вешци и вештице (КарациЬ, 1901, год. 3, 115, Бачка; БосиЬ 1996, 203, Воеводина); а из благовещенского яйца гуцулы полагали возмож¬ным сделать Юду (черта, поступающего на службу к человеку) (Шухевич 1904, 215). Цыплята, вылупившиеся в такое неполо¬женное время, обладали магическими свойствами и использовались в апотропеических ритуалах. В частности, сербам было известно обыкновение для защиты угодий от града обносить вокруг них цыпленка, появившегося на свет до 9 марта или в период с 9 до 25 марта, а затем закалывать его и закапывать в землю.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя