НИТИ СУДЬБЫ, ВЕРЕТЕНО И ПРЯЛКА В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Добавлено: Сб дек 09, 2023 6:48 pm
НИТИ СУДЬБЫ, ВЕРЕТЕНО И ПРЯЛКА В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ.
По материалам:
Серяков М.Л. Богини славянского мира
ЧАСТЬ 1.
Славянская традиция указывает на божественный образ изобретателя или изобретательницы данного ремесла: «По болгарскому поверью, прясть
и ткать научил людей сам Господь. На Украине прялка считается за
дар божий, врученный первой жене Еве».
Кроме того, «болгары знают злату бабу, которая научила женщин прясть и ткать». Связь прядения с божественным началом отмечена и в русской поговорке «Баба точет (тчет), а Бог ей рубашку дает». Подобная поговорка
существовала и в отношении девушек: «Девка прядет, а ей бог нитку дает».
Однако весьма вероятно, что первоначально рубашку и нитку давали им не бог, а богиня.
Поскольку этнографические материалы севера Руси XIX в. прямо указывают на связь Мокоши с прядением, а в ипостаси Пятницы эта же связь проявляется у нее в гораздо больших географических пределах, то, принимая во внимание и то обстоятельство, что древнерусское язычество не знает других персонифицированных богинь, мы вряд ли ошибемся, если
предположим, что божественной изобретательницей прядения была
именно Мокошь.
Следы этих представлений мы видим и в обрядности Русского
Севера:«.. .перед тем, как уложить в зыбку новорожденного, ее окручивали нитками с прястня пряжи, спряденного с молитвой в святки.
Концы нити, снятые с веретена, а затем и с зыбки, связывали и клали
под голову младенца. Эти магические действа призваны были обеспечить ему долгую и счастливую жизнь».
Именно нитью связаны с кораблем и русалки-берегини в русской вышивке. Понятно, что образ берегинь возник у наших далеких предков раньше
изобретения ткачества, однако к XIX в. символика нити оказалась
перенесенной и на этих древних духов-хранительниц.
Современные исследователи отмечают: «Начало ткачества ассоциируется с рождением человека, а его окончание — со смертью. Когда начинали ткать,
следили, чтобы воротило не было голым, а обернутым нитями, иначе
будущий ребенок будет «голым», то есть бедным всю жизнь.
В Полесье верили, что если заканчивать тканье «против ночи», то и умирать
будешь в ночь. Если человек входил в дом во время окончания тканья,
говорили, что у вошедшего век короткий, он скоро умрет...»
Показательно, что у восточных славян пуповину новорожденной девочке
зачастую перерезали на веретене или прялке.
В Новгородских землях известно следующее гадание: в Великий
четверг пряли левой рукой нити на каждого члена семьи и привязывали к березе: у кого пропадет нить, тот должен будет умереть.
С другой стороны, подобным же образом можно было обеспечить
магическое исполнение своего желания: «Девушки в Чистый четверг, до восхода солнца, прядут немного ниток левой рукой. Таким прядением программируют дальнейшую судьбу. Привязывая изготовленные необычным способом нити вместе с лоскутками в Егорьев день на дерево, задумывают желание, которое должно непременно исполниться».
Обращает на себя внимание, что в обоих случаях нить была связана с деревом. Последнее, как было показано выше, было связано с образом богини-дерева, а прядение также входило в сферу деятельности языческих богинь.
И это был далеко не единственный пример сохранения в отечественной традиции представления о влиянии прядения на судьбу человека.
Известны случаи, когда во время празднования святок за прялку иногда садились ряженые старухи: «Так, согласно описанию одного из них, старухи, одеваясь «шишиморами» (кикиморами), приходили на беседу, усаживались на полатях и, свесив ноги с бруса, ставили между ними прялку (копыл) и в такой позе пряли. Тот факт, что старухи, будучи ряженными, представляют собой самих мифических прях, не вызывает сомнений. Знаменательно, что в
качестве таковых они появляются именно на беседе, где, в сущности, программируется судьба достигших половой зрелости парней и девушек. Не случайно также, что действие старух, ряженных под мифических прях, совершается именно в ночь перед Рождеством: этот сакральный час содержит в себе элементы прошлого, настоящего и будущего».
Еще одним «сниженным» вариантом представления о прядущих нить жизни девах судьбы было такое русское гадание: «По нити, спряденной девушкой, предсказывали ее судьбу: если мокрая — муж будет пьяницей, если неровная, с узлами — жизнь будет несчастная, если сухая, ровная — жизнь
будет хорошей, гладкой».
Представление о нити судьбы присутствует в славянском фольклоре в связи со всеми значимыми моментами жизни человека.
«Можно думать, — отмечал А.А. Потебня, — что в следующей Петровочной песне белая пряжа — символ самой девицы, которая ее белит. Пряжа разделяет участь самой девицы: она тонка и бела, если та выйдет за милого и будет любима; толста и не бела в противном случае...»
Использовали нить и в святочных гаданиях: пряли «наопак» (наоборот) две нити, одну для жениха, другую для невесты, и опускали их недалеко друг от друга в воду, налитую на сковородку. Если нити сойдутся вместе и «завьются», это предвещало свадьбу, если разойдутся — то нет.
Данный образ прилагается не только к браку, но и к битве и смерти:
«Ой у городi у Отобурi
Да двi квiтки вьеться:
Що шд городом Отобуром
Там Овраменко бьеться.
Ой у городi у Отобурi да двi квiтки звито;
А шд городом, шд Отобуром
Там Овраменка убито».
0 кикиморе было зафиксировано следующее представление: «Когда привидится она с прялкой на передней лавке, быть в той избе покойнику». Представление о связи нити с жизнью и смертью отразилось и в русской поговорке «Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке».
С процессом ткачества оказывался связан и переход из одного состояния в другое для парней в другой славянской традиции:
«У сербов ритуальное ткачество связано с обрядом перехода юношей
в группу зрелых мужчин, который совершался в день св. Георгия (23.IV), — девушки за одну ночь готовили для парней новую мужскую одежду: обнаженные и с распущенными волосами, они пряли шерсть, ткали полотно и шили штаны и пояса».
С символикой нити было связано изменение не только возрастного статуса, но и изменение места жительства.
В Белоруссии был описан следующий обряд перехода семьи в новое жилище: «При первом вступлении в новоотстроенный дом («пираходины») через раскрытую дверь туда бросается клубок ниток: держась за нитку, семьяне входят в дом по старшинству. В немногих местностях хозяин входит в дом (по нитке же) один, а когда семьяне возьмутся за нитку, он притягивает их внутрь избы...»
Бросание клубка в новый дом, еще неосвоенное пространство, напоминает об указывающем путь герою клубке бабы-яги в славянских сказках. Не меньшую ценность представляет и образ нити, объединяющей воедино всех членов семьи при этом переходе, равно как и то, что в некоторых случаях старший втягивает ниткой остальных членов семьи в новый дом. Выше мы уже приводили текст охотничьего заговора с образом прядущей Богоматери,
выступающей в нем в чрезвычайно архаичной роли богини-хозяйки
животных.
По материалам:
Серяков М.Л. Богини славянского мира
ЧАСТЬ 1.
Славянская традиция указывает на божественный образ изобретателя или изобретательницы данного ремесла: «По болгарскому поверью, прясть
и ткать научил людей сам Господь. На Украине прялка считается за
дар божий, врученный первой жене Еве».
Кроме того, «болгары знают злату бабу, которая научила женщин прясть и ткать». Связь прядения с божественным началом отмечена и в русской поговорке «Баба точет (тчет), а Бог ей рубашку дает». Подобная поговорка
существовала и в отношении девушек: «Девка прядет, а ей бог нитку дает».
Однако весьма вероятно, что первоначально рубашку и нитку давали им не бог, а богиня.
Поскольку этнографические материалы севера Руси XIX в. прямо указывают на связь Мокоши с прядением, а в ипостаси Пятницы эта же связь проявляется у нее в гораздо больших географических пределах, то, принимая во внимание и то обстоятельство, что древнерусское язычество не знает других персонифицированных богинь, мы вряд ли ошибемся, если
предположим, что божественной изобретательницей прядения была
именно Мокошь.
Следы этих представлений мы видим и в обрядности Русского
Севера:«.. .перед тем, как уложить в зыбку новорожденного, ее окручивали нитками с прястня пряжи, спряденного с молитвой в святки.
Концы нити, снятые с веретена, а затем и с зыбки, связывали и клали
под голову младенца. Эти магические действа призваны были обеспечить ему долгую и счастливую жизнь».
Именно нитью связаны с кораблем и русалки-берегини в русской вышивке. Понятно, что образ берегинь возник у наших далеких предков раньше
изобретения ткачества, однако к XIX в. символика нити оказалась
перенесенной и на этих древних духов-хранительниц.
Современные исследователи отмечают: «Начало ткачества ассоциируется с рождением человека, а его окончание — со смертью. Когда начинали ткать,
следили, чтобы воротило не было голым, а обернутым нитями, иначе
будущий ребенок будет «голым», то есть бедным всю жизнь.
В Полесье верили, что если заканчивать тканье «против ночи», то и умирать
будешь в ночь. Если человек входил в дом во время окончания тканья,
говорили, что у вошедшего век короткий, он скоро умрет...»
Показательно, что у восточных славян пуповину новорожденной девочке
зачастую перерезали на веретене или прялке.
В Новгородских землях известно следующее гадание: в Великий
четверг пряли левой рукой нити на каждого члена семьи и привязывали к березе: у кого пропадет нить, тот должен будет умереть.
С другой стороны, подобным же образом можно было обеспечить
магическое исполнение своего желания: «Девушки в Чистый четверг, до восхода солнца, прядут немного ниток левой рукой. Таким прядением программируют дальнейшую судьбу. Привязывая изготовленные необычным способом нити вместе с лоскутками в Егорьев день на дерево, задумывают желание, которое должно непременно исполниться».
Обращает на себя внимание, что в обоих случаях нить была связана с деревом. Последнее, как было показано выше, было связано с образом богини-дерева, а прядение также входило в сферу деятельности языческих богинь.
И это был далеко не единственный пример сохранения в отечественной традиции представления о влиянии прядения на судьбу человека.
Известны случаи, когда во время празднования святок за прялку иногда садились ряженые старухи: «Так, согласно описанию одного из них, старухи, одеваясь «шишиморами» (кикиморами), приходили на беседу, усаживались на полатях и, свесив ноги с бруса, ставили между ними прялку (копыл) и в такой позе пряли. Тот факт, что старухи, будучи ряженными, представляют собой самих мифических прях, не вызывает сомнений. Знаменательно, что в
качестве таковых они появляются именно на беседе, где, в сущности, программируется судьба достигших половой зрелости парней и девушек. Не случайно также, что действие старух, ряженных под мифических прях, совершается именно в ночь перед Рождеством: этот сакральный час содержит в себе элементы прошлого, настоящего и будущего».
Еще одним «сниженным» вариантом представления о прядущих нить жизни девах судьбы было такое русское гадание: «По нити, спряденной девушкой, предсказывали ее судьбу: если мокрая — муж будет пьяницей, если неровная, с узлами — жизнь будет несчастная, если сухая, ровная — жизнь
будет хорошей, гладкой».
Представление о нити судьбы присутствует в славянском фольклоре в связи со всеми значимыми моментами жизни человека.
«Можно думать, — отмечал А.А. Потебня, — что в следующей Петровочной песне белая пряжа — символ самой девицы, которая ее белит. Пряжа разделяет участь самой девицы: она тонка и бела, если та выйдет за милого и будет любима; толста и не бела в противном случае...»
Использовали нить и в святочных гаданиях: пряли «наопак» (наоборот) две нити, одну для жениха, другую для невесты, и опускали их недалеко друг от друга в воду, налитую на сковородку. Если нити сойдутся вместе и «завьются», это предвещало свадьбу, если разойдутся — то нет.
Данный образ прилагается не только к браку, но и к битве и смерти:
«Ой у городi у Отобурi
Да двi квiтки вьеться:
Що шд городом Отобуром
Там Овраменко бьеться.
Ой у городi у Отобурi да двi квiтки звито;
А шд городом, шд Отобуром
Там Овраменка убито».
0 кикиморе было зафиксировано следующее представление: «Когда привидится она с прялкой на передней лавке, быть в той избе покойнику». Представление о связи нити с жизнью и смертью отразилось и в русской поговорке «Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке».
С процессом ткачества оказывался связан и переход из одного состояния в другое для парней в другой славянской традиции:
«У сербов ритуальное ткачество связано с обрядом перехода юношей
в группу зрелых мужчин, который совершался в день св. Георгия (23.IV), — девушки за одну ночь готовили для парней новую мужскую одежду: обнаженные и с распущенными волосами, они пряли шерсть, ткали полотно и шили штаны и пояса».
С символикой нити было связано изменение не только возрастного статуса, но и изменение места жительства.
В Белоруссии был описан следующий обряд перехода семьи в новое жилище: «При первом вступлении в новоотстроенный дом («пираходины») через раскрытую дверь туда бросается клубок ниток: держась за нитку, семьяне входят в дом по старшинству. В немногих местностях хозяин входит в дом (по нитке же) один, а когда семьяне возьмутся за нитку, он притягивает их внутрь избы...»
Бросание клубка в новый дом, еще неосвоенное пространство, напоминает об указывающем путь герою клубке бабы-яги в славянских сказках. Не меньшую ценность представляет и образ нити, объединяющей воедино всех членов семьи при этом переходе, равно как и то, что в некоторых случаях старший втягивает ниткой остальных членов семьи в новый дом. Выше мы уже приводили текст охотничьего заговора с образом прядущей Богоматери,
выступающей в нем в чрезвычайно архаичной роли богини-хозяйки
животных.