Смех как символ жизни. Масленница.

Аватара пользователя
Кэточка
Сообщения: 807
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 10:36 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Ритуалы, символы и знаки, всякая мантика

Смех как символ жизни. Масленница.

Непрочитанное сообщение Кэточка » Ср фев 07, 2018 6:17 pm


Выдержка из книги В.Я. Проппа " Русские аграрные праздники "



По народному воззрению, смеху приписывают, не только способность сопровождать жизнь, но и создавать, вызывая её в самом буквальном смысле этого слова.


►Смех в фольклоре представляет собой очень интересную проблему. В сказках, как и в мифе, часто противопоставляются два мира — мир здешний и мир иной, находящийся за тридевять земель. Можно показать,что это иной мир в исторической перспективе есть царство мёртвых. Можно наблюдать, что в мировом фольклоре в этом ином царстве, в царстве мёртвых, нельзя смеяться. Смех - исключительная принадлежностью к жизни, смерть и смех несовместимы. Если бы герой проникший в царство мертвых, засмеялся, он был бы узнан как живой и уничтожен; таких сюжетов имеется довольно много. Обратное явление: появление к жизни, рождение у некоторых народов сопровождалось обязательным смехом окружающих. Так в якутском фольклоре есть рассказ о двух шаманках. Они живут отдельно от людей и волшебным образом добывают себе мужей. Наконец настаёт время родов. "Оба мужчины выбежали, двух белых жеребят убили, потом на прилавках две жеребячьих шкуры постлали для богини родов. Богиня родов по очереди у той и другой на прилавках каталась. Сильна вспотела богиня родов, умащённая маслом. И все смеясь и смеясь, три ночи тут провела." Богиня родов, о которой идёт речь, это Ийехсит. В приведённом мифе отражён якутский обряд. На третий день после родов собираются женщины для проводов богини. Ийехсит от дома роженицы. Во время обрядовой трапезы одна из присутствующих начинает безудержно хохотать, что вызывает всеобщую радость, так как предвещает беременность и будущее рождение ребёнка у смеющейся. В этом случае говорят: её навестила Ийехсит.

При возникновении земледелия представления о жизнедеятельной силе смеха переносились в область аграрных культов. Сила смеха должна была обеспечить земле плодотворящую силу, помочь ей в её родах.

В римском весеннем обряде луперкалий над двумя юношами совершалось символическое убиение и воскрешение. Ножом, опущенным в жертвенную кровь, прикасались к их лбу — это обозначало убиение; затем кровь стиралась шерстью, и юноши, которые таким образом символически были возвращены к жизни, должны были смеяться.

Если в сказках иногда говорится, что от улыбки царевны расцветают цветы, то эта поэтическая метаформа когда-то имела самый буквальный смысл. Мы приведём только один пример. Когда Деметра, эллинская богиня плодородия и хлебных злаков, в поисках своей дочери, похищенной Аиодом, погружается в траур и гнев, на земле на прекращается всякое произрастание. Тогда её рабыня Баубо(или, по другим версиям, Ямба), смешит её, совершая заголение, Деметра смеётся — и на земле всё начинает цвести. Этот миф отражает реальную веру. При земледелии силу смеха пытались магически использовать в целях воздействия этой силы на растительный мир.
Если приведённые наблюдения верны они помогут объяснить наличие смеха при обрядовом убийстве или обрядовых похоронах тех существ, которые во время русских аграрных праздников подвергались потоплению, растерзанию и сожжению.

Всё это позволяет внести существенную поправку в теорию, что плач сопровождает смерть божества(похороны Ярилы, Костромы и.т.д.), а смех - его воскресение.

Когда в науке говорят "похороны масленицы" или в народе говорят "русалку хоронят", то эти выражения верни лишь отчасти, поскольку ведь обряд имитирует похоронную процессию. Но хоронить можно только мёртвого, в обряде же хоронимое существо не мертво, а живёт. Мы имеем не похороны, а придание смерти живого существа. На святках хоронят живого человека, который только представляется мёртвым. То же происходит на масленицу и на Ивана Купалу. О масленице никогда не говорится, что она умерла. На Троицу уничтожают живую березу, а не высохшую. Исключение составляет Кострома. В песнях, сопровождающих этот обряд, иногда говорится, что Кострома умерла, но и эта смерть до некоторой степени носит иногда условный или полукомический характер:

Она убита, не убита
Тафтою покрыта
(Шейн, великорус, №1259)

В некоторых песня Кострома изображается не мёртвой, а гулящей, и если она мертва - она умерла от разгула.

На русском материале мы не имеем плача при похоронах и смеха при воскресении; мы не имеем их смешение: одни имитируют плач, а другие одновременно скачут и смеются. Смех должен был обеспечить убиваемому существу возвращение к жизни, столь важное, как полагали, для обеспечения нового урожая. Смех имеет целью обеспечить убиваемому существу новую жизнь и новое воплощение. Он показывает, что смерть есть смерть, приводящая к новой жизни. В этом отношении такой смех напоминает так называемый сардинских смех античности. У древнейшего населения Сардинии, которое называлось Sardi или Sardoni, существовал обычай убивать стариков. Убивая стариков, громко смеялись. В этом и состоит пресловутый "сардонический" смех. Это выражение в настоящее время стало синонимом выражения "жестокий", "злорадный" смех. На самом же деле смех при убивании превращает смерть в новое рождение.

Сюда же можно отнести и другие, известные из этнографии факты смеха при похоронах, а так же внезапный переход от плача к смеху на радуницу. Смех на могилах в праздник всеобщего Воскресения, воскресения природы и воскресения божества, означает что мёртвые не умерли.

Единственный исследователь заметивший значения смеха в описываемых нами обрядах , был Н.Румянцев, специально изучавший масленицу. Масленичные увеселения, как он полагал, "Имели и одно общее назначение: вызвать как можно больше смеха,веселья,радости, повышенного настроения, а это, в свою очередь, тоже имело особое значения и назначения, носило магический характер.

Дело в том, что древние славяне(и другие народы) приписывали смеху особую магическую силу — способность поднятию и усилению производительных сил природы, тому же урожаю хлебов, трав, плодов, умножению животных и.т.д. Верили, что, чем больше будет смеха и чем громче будет он, тем богаче будет природа в наступающем году, тем больше она народит и даст человеку продуктов питания".

На основании более широкого изучения не только масленицы, но и других праздников аграрного цикла можно уточнить гипотезу Н.Румянцева. Магическое значение имело не всякое праздничное веселье, не всяких смех, а смех при растерзании или вообще умерщвлении куклы. Смех влиял на природу не непосредственно, а через воскресение умерщвлённых антропоморфных олицетворений праздника, которые воскресали в травах и злаках, которые своей смертью и своим воскресением будто бы создавали урожай.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя