Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4891
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом

Непрочитанное сообщение Цила » Пн фев 05, 2018 7:23 am

Прощеное воскресенье – это последний день перед Великим постом, завершающий длительную подготовку к периоду воздержания. Этот день известен в христианском мире как один из самых значимых, ведь прощение обидчиков и примирение с врагами считается непременным условием для единения с Богом. В Прощеное воскресенье на богослужении в храмах читаются стихи из Нового Завета, в которых Иисус Христос во время Нагорной проповеди говорит о посте и прощении грехов: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Традиционно сложились правила поведения в этот день, соблюдение которых обеспечивает христианам достойное и радостное начало поста.

Прощеное воскресенье корнями уходит в Древний Египет. В этих местах Мария с Иисусом нашли убежище, скрываясь от преследователей, посланных царем Иродом. Позднее здесь начали появляться христианские монастыри. Местные монахи совершали великопостное путешествие в пустыню, проводя там время в непрестанной молитве. Они четко осознавали, что возвратятся обратно не все. Многие из них погибали от голодных зверей, изнуряющей засухи. Поэтому перед уходом, испрашивали прощение у братьев по вере, за возможные огорчения, причиненные друг другу.

Второе название праздника – день Адамова изгнания. Бог выдворил Адами и Еву из Рая не за то, что они совершили грех, а за отказ признаться в содеянном. На долю первых людей выпало немало испытаний, а всё — из-за их гордыни и упрямства. Этот эпизод из Евангелия учит нас быть открытыми по отношению друг к другу, признавать свою вину и не держать обиды на своих недругов.
После принятия православия Русью языческая Масленица стала церковным Прощеным воскресеньем. С тех времен традиции двух праздников соединились воедино.
Иное название Прощеного воскресенья – Сыропустная неделя, что означает оставление христианами всякой скоромной пищи. Этот день завершает подготовку к Великому посту, которая продолжалась четыре недели. Масленица, или Сырная седмица – последние дни для вкушения рыбы, масла, молока, яиц, которые будут под запретом до самого Воскресения Христова. Однако в заключительный день блинной недели уже не едят мясо и мясные продукты. Остатки непостной пищи вечером убирают со стола. Обычай доедать все скоромные продукты накануне поста называется заговеньем.

На Прощеное воскресенье в церквях совершается праздничная литургия, а после нее – Чин прощения. Это — особая процедура покаяния священнослужителей перед прихожанами. Необычно наблюдать, как священник просит прощение у простых людей, преклоняя голову перед ними.

В этот праздник церковь напоминает: собирайте сокровища не на земле, а на небе. Это красивое иносказательное изречение означает буквально следующее: заботьтесь не о приумножении богатства, а о совершенствовании своей души. Подлинную ценность представляют не материальные блага, а внутренняя красота.
Прощая и каясь, человек делает первый шаг к истинной духовности.

Постепенно этот обычай распространился и закрепился. Раньше на Руси в этот день прекращались сражения, противники должны были сложить оружие и просить прощения друг у друга. Даже царь в этот день просил прощения у своих подданных.

Люди до последней зари ходили по домам и просили прощения у родственников, соседей, совсем незнакомых людей. И прощать надо было с чистым сердцем, ведь бог прощает всем нам наши прегрешения, а мы что же, выше бога? Мы тоже должны простить и дальше жить в мире и согласии, как и хотел Христос.
Несмотря на широко известный обычай праздновать окончание Масленицы с громкими песнями и плясками, православная церковь не одобряет этого. Недопустимо и радостное сжигание чучела, сопровождаемое прыжками через костер. Это объясняется неуместным возрождением языческих обычаев, которые мешают должному приготовлению к посту.

Согласно уставу православной церкви, вся Сыропустная седмица (Масленица) есть время особое, когда христианин постепенно оставляет земные радости, успокаивает душу для борьбы со страстями в ближайшие семь недель. Это время тишины, покоя и взаимного прощения обид, так как строго не рекомендуется входить в Великий пост в немирном состоянии души. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы примириться с враждующими.

Издавна в Прощеное воскресенье священнослужители совершают чин прощения в храмах. Клир церкви после молитв выходит из алтаря для того, чтобы попросить прощения у всех христиан. Это же делают и прихожане. Причём происходит это не просто как номинальное соблюдение обычаев церкви, но с искренним смирением и надеждой на отпущение обид и получение прощения.
Но так как прощение – это не одномоментный процесс, это длительное время для излечения душевных ран и шрамов от обид, то Православной церковью и установлена целая неделя для подготовки к примирению. Прощеное воскресенье – это мощный стимул для разрушения преград между врагами, в этот день совершенно нельзя оставлять просьбы о прощении и откладывать примирение на потом. Потому что невозможно быть в мире с Богом в Великий пост, когда нет мира между людьми.

В мировых религиях идея прощения воплотилась в праздниках: Йом Кипур в иудаизме и Сура Ат-Тауба в мусульманстве. В эти дни принято каяться перед живыми и мертвыми за неугодные Богу поступки.
Прощеное воскресенье с той религиозной подоплекой, что есть в православии, сохранилось только в греко-католической церкви.

Большинство даже городских жителей в последний день Масленицы просят друг у друга прощенья. За что?


Церковь учит, что не существует абсолютно безгрешных людей, и даже если человек вам почти незнаком, всё равно вы можете быть перед ним виноваты.
Допустим, вы моложе и здоровее, у вас есть деньги и сложилась личная жизнь – да мало ли что ещё! Коллегу вы можете нечаянно обидеть недобрым словом или даже мыслью, подчинённого напрасно отругать… Что уж говорить о наших родных и близких – все мы перед ними виноваты.
Конечно, не стоит уповать только на этот прекрасный милосердный день, нужно следить за собой и не допускать негативных эмоций и несправедливых упрёков, нельзя в обычные скоромные дни грешить, прелюбодействовать, клеветать, воровать и предаваться другим порокам.
В старину на Руси сразу после вечерней молитвы все домочадцы, независимо от семейной иерархии, просили друг у друга прощенья, а затем отправлялись с этой же целью к прочим родным, соседям, знакомым, в Храм, на кладбище. Просили простить даже совсем не знакомых, случайно встреченных по дороге, в таких случаях следовал ответ: «Бог тебя простит».
Что касается царей тогдашнего времени, то они ещё с середины масленой недели начинали навещать монастыри с аналогичной просьбой, а затем посещали Троице-Сергиеву лавру. «Прощались» они и со своими домашними и теми, кто был приближен ко двору, включая и слуг.
В последний вечер Масленицы, то есть в Прощеное воскресенье, государя навещал Патриарх, и тогда церемония была особенно пышной. В Храме Патриарх обращался с просьбой ко всем собравшимся о прощении, затем начинались торжественные песнопения, которые никого из прихожан не могли оставить равнодушными.

На исходе Прощеного воскресенья царь навещал монастыри, при которых были захоронены останки его предков. Государи выпускали в этот день заключённых, которые со слезами благодарности и с покаянием выходили из темниц.

Ещё одним богоугодным делом было заключение в этот день перемирия между воющими старорусскими князьями. А некоторые (казаки, например) вообще не брали в Прощёное воскресенье в руки оружия. Многие благочестивые христиане, просящие прощения и у ближних, и у Церкви, плакали, и это проливало бальзам на их душу. Количество проливаемых слёз могло быть различным – от нескольких капель до обильного потока.

Как после дождя обновляется природа, так и после плача душа христианина очищается и обновляется. О своих грехах должно и нужно плакать, чтобы не навлечь на себя Божью немилость. Если эти слёзы искренни и говорят о том, что православный раскаивается и стремится исправиться, Господь воспримет их. «Бога раздражают не столько грехи, сколько нежелание перемениться», - поясняет святитель Иоанн Златоуст.

Тем не менее, бесконечно лить слёзы и предаваться неумеренной печали – тоже не в традициях Православной Церкви. Особенно пагубно беспрерывное отчаяние и сокрушение о грехах: не исключено, что душа, ослабленная слезами и постоянным раскаянием, станет добычей тёмных сил.

…Осознав свои грехи, мы должны плакать о них и исповедоваться перед священником. Не стоит приукрашивать свои добродетели и скрывать пороки: ведь нераскаянный грех не богоугоден. И совсем не надо считать, что священник – нечто вроде небожителя: он такой же человек, как и все мы, и тоже имеет свои слабости. Но уж, по крайней мере, тайну исповеди он должен хранить свято.
Исповедовать грехи перед Духовным Отцом – значит, постараться не допустить их впредь и вести благонравную жизнь. Никакому стыду тут не место, а духовник не должен раскрывать тайну исповеди и рассказывать о тайнах вашей души и прегрешениях кому бы то ни было.

Согласно учениям Православной Церкви, милосердие Господа распространяется только на милосердных людей, которые умеют сдержать свою гордыню и воздерживаться от «хулы напрасныя», от клеветы и оскорблений ближнего. Нужно научиться не только искренне и от всего сердца просить прощения, но и так расположить к себе обидчика, чтобы он тоже испросил прощения у вас.
Конечно, в наш полный стрессов и катаклизмов век не только трудно, но и невозможно со всеми жить в полном мире и согласии, но сделайте всё возможное, чтобы взаимное прощение свершилось в это необыкновенное воскресенье, ну а потом уж станьте если не друзьями, то хотя бы избегайте открытой вражды. В качестве иллюстрации ко всему вышесказанному приведём притчу, сохранившуюся в одном из старинных документов.

В Киево-Печерской лавре жили два монаха, Тит и Евгарий, которые были большими друзьями. Они делили и кров, и скудную пищу, и одинаково были преданы Богу. Но, очевидно, лукавый позавидовал столь крепкой дружбе и сумел подточить сердца друзей злобой и ненавистью друг к другу.

Тит однажды заболел и, находясь на смертном одре, позвал Евгария, чтобы перед отходом к Богу помириться с ним. «Прости меня, дорогой брат, если я в чём-нибудь провинился перед тобой», - с трудом привстав с постели, произнёс умирающий. Но ожесточённое сердце Евгария подсказало не такой ответ, которого ждал друг: «Нет, я не прощу тебя ни сейчас, ни на Небесах». С этими словами он упал замертво, а вот Тит… встал с кровати как ни в чём не бывало – от его болезни не осталось и следа…
«Когда душа обвиняет себя пред Богом, Он ее возлюбит», - говорит преподобный Пимен Великий. В грехах мы должны винить только себя, и никого более. «Признай своё прегрешение и признай, что твой грех есть зло, и у тебя родится желание загладить его», - того же мнения придерживается и преподобный Нил Синайский.

Прощеное Воскресенье не имеет точной даты, она всегда зависит от того, на какой день приходится Пасха.
В 2018 году Прощеное воскресенье празднуется 18 февраля
в 2019 г - 10 марта
2020 г - 1 марта
2021 г - 14 марта
2022 г - 6 марта
2023 г - 26 марта
2024 г - 17 марта
2025 г - 2 марта
2026 г- 22 февраля
2027 г - 14 марта
2028 г - 27 февраля
2029 г - 18 февраля
2030 г - 10 марта

Источник http://ezoplaneta.ru/viewtopic.php?t=1596
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©


Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей