Сюгэндо — путь обретения могущества

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4896
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Сюгэндо — путь обретения могущества

Непрочитанное сообщение Цила » Вс май 27, 2018 1:54 am

Сюгэндо (яп. 修験道 сюгэндо:) — японское синкретическое учение, соединяющее буддизм, синто и даосизм. Буквально понятие сюгэндо означает: «Путь обучения и практической проверки», «Путь святых отшельников», «Путь свершения деяний», «Путь духовной мощи». Сюгэндо связано с развитием духовного опыта и силы, делает упор на аскетизм, жизнь в горах и гармонию между человеком и природой. Основателем сюгэндо считается Эн-но Одзуну, также известный как Эн-но Гёдзя. Центром сюгэндо является монастырь Кимпусэн-дзи в городе Ёсино.



Горы в Ёсино — начало знаменитого маршрута сюгэндзя на Кумано — тропы Оминэ


Прежде всего, нужно исходить из того, что Сюгендо не есть прерогатива какой-либо буддийской секты, вроде Сингон или Тэндай. Даже в средневековой Японии. Сюгендо всегда было причудливым конгломератом из буддийских, синтоистских, шаманских и даосских учений и практик. Фактически, это плод творчества безымянных отшельников — Сэннин и Ямабуси.

При этом даже создатель Сингон КУКАЙ (Кобо ДАЙСИ) ориентировался, главным образом, на тексты и практики индийского и китайского происхождения, а Сайтё, основатель Тэндай, с самого начала в своем варианте Миккё пошел по пути синтеза, соединяя воедино элементы буддизма Махаяны, Ваджраяны, Синто, Докё (Даосизма) и Онмёдо (школы Инь-Ян).

Соответственно, уже к 14-му веку сложилось три основные «официальные» ветви Сюгендо — «сингонского» толка — с центром на горе Коя, «тэндайского» — на горе Хиэй, и «синтоистского» — в Кумано. Многочисленные Гёдзя (подвижники) и Ямабуси, либо относли себя к какой-то из этих ветвей, либо, вообще практиковали на свой страх и риск, не причисляя себя к какой-либо из конфессий. На это всё наложился типично японский культ почитания т.н. «моно», или «о-бакэ» — привидений, оборотней (О-огами, кицуне, танука, тенгу и др), и т.д., сюда же плавно влился заимствованный, опять же, из Индии, культ Дакини (Дакини-тен).

В основу Миккё (санскр. «Гухьячара», «Тайное Следование»), или Сюгендо (санскр. «Абхичара», «Путь свершения Деяний») лег сформулированный Кукаем принцип «становления Буддой в этом теле», т.е., иными словами, возможность полной и окончательной реализации (Освобождения) при жизни. Реализация этого подразумевалась возможной через практику Трех Таинств (Саммицу) — Мысли, Слова и Дела, — соответственно, в практике — Ненрики, Дзюмон и Кэцуин (мысль, заклинание, «печать»), что соответствует санскр. Джняна, Иччха, Крийя (мысль, воля, действие), выражаемым через Янтру, Мантру и Мудру.
Согласно традиции, учение сюгэндо возникло в VII веке. Фактически оно образовалось в XII—XIV веках как компромисс между государственным буддизмом и другими учениями, в частности китайским даосизмом и традиционным синтоизмом.

В эпоху Мэйдзи сюгэндо подвергалось преследованиям, и в 1872 году было запрещено в процессе урегулирования религий и закона Симбуцу-бунри (яп. 神仏分離, закон о разделении буддизма и синтоизма). Тем не менее в некоторых синтоистских кумирнях продолжали проводиться ритуалы и праздники сюгэндо. По Положению о религиях 1945 (сюкё ходзинрэй) сюгэндо было снова разрешено, и активность разрешалась под собственным именем без прикрытия буддийских школ. В частности к сюгэндо были причислены подшколы Хондзан-ха (Тэндай) и Тодзан-ха (Сингон).
Сюгэндо почитает священные горы, наиболее значимые из них — Оминэ и Кумано на полуострове Кии и три горы Дэва.

В поздние времена сюгэндо практиковалось также группой Ёсино Ямабуси подшколы Дэва Сандзан буддийской школы Тэндай, в храмах Кимпусэн-дзи и Исияма-дэра школы сингон.
В настоящее время эта школа сильно модернизирована, в неё были привлечены элементы современной религии и культуры Японии.

Главная идея во всех направлениях, начиная от индийской Абхичары, и кончая Ямабуси Сюгендо — это тантрический принцип изначального тождества индивидуума и Божества (Будды), которое уже существует в потенции, и должно быть только «проявлено» на практике. Именно этому и служат перечисленные выше Три Таинства. Конкретика практик включает в себя весь «джентльменский набор», начиная от работы с внешними объектами, и кончая работой с тонкими и высшими состояниями сознания. Если брать за основу «буддийскую» модель, то нашей целью будет трансформация физического тела в «тело Будды», «алмазное тело», а человеческого, «обыденного» сознания — в «сознание Будды». Этому служат следующие практики:

● Практики «очищения» — «хараи» (санскр. Шодхана) — «внешнего» и «внутреннего», от различных «загрязнений» — «кэгарэ» (санскр, Мала), физических, ментальных и «духовных» — «цуми» (что-то вроде «ошибки»).

Сюда входят такие практики, как различные варианты омовения «мисоги» (санскр. Снана), начиная от простого омовения (снизу вверх, от нижней части тела к голове) и бани-фуро, до таких «экстремальных» видов, как стояние по пояс в холодной воде с одновременным чтением «искупительных» мантр-дзюмон, таки-сюгё (длительное стояние под водопадом), или более щадящий вариант этой же практики, когда с мантрами на голову выливают несколько ведер холодной воды — сенсин-но-гё. При отсутствии необходимого количества воды используют «сухую воду», т.е., соль, предпочтительно, морскую, которую разбрасывают горстями или «омываются» в ней, высыпая её на себя. Одним из вариантов «хараи» считаются практики с огнем, включая «гома» (санскр. Хома, Агни-хотра), «хиватари» — хождение по огню (углям), и др.

Хорошей практикой «хараи» считается также голодание, или «пост» — «ими», включая также полное половое воздержание. Что однако не означает принятия такого обета навсегда — это периодическая активность, хотя бы она может иметь долгий срок (100 дней или 1000 дней)

● Практики «общения» с Божествами, включая их созерцание, почитание — в Синто — «мацури», в буддизме — «пуджа», принятие Божества «в себя» — «какари» (санскр. Авишкара), вплоть до полной реализации в себе всех аспектов и арибутов Божества. Этому и служат различные практики «призывания» и «восхваления» Божеств — «норито», практики созерцания Образов Божеств или их Мандала (яп. Мандара) и медитации на них, чтения их мантр — «дзюмон».

Помимо этих, чисто мистических практик, есть и оккультные, направленные на достижение конкретных результатов, включая специфические медитации на желаемый результат и чтение особых «абхичара-мантр», например, предназначенных для уничтожения врагов,или обретения каких-либо сверхъестественных способностей. Все эти практики, для закрепления результата на «материальном уровне» сопровождаются определенными ритуальными действиями выполнением особых мудр-«кэцуин».

Немаловажный аспект практики в любом направлении Миккё — изучение Писаний, или сакральных текстов данного направления, т.к. именно там находится ключ к овладению всеми секретами школы. Как правило, ни один уважающий себя Гёдзя текстами только своей школы не ограничивался, и вовсю пользовали любые доступные трактаты, особенно — китайского и индийского происхождения. Искусство истолкования текстов представляло из себя целую отдельную науку, и множество школ возникало только из разных истолкований одного и того же текста — напр. Школа Тэндай и школа Нитирэн — Нитирэн-сёсю, или Ниппондзан Мёходзи — основываются на одной и той же Лотосовой Сутре, но являются совершенно не похожими друг на друга учениями…

Последователей сюгэндо делят на две группы — сюгэндзя (修験者) — буквально означает сторонник школы сюгэндо, и ямабуси (山伏), что означает монах-отшельник. В качестве ямабуси иногда выступают персонажи японской мифологии и легенд, например, Сайто Мусасибо Бэнкэй и божество Содзёбо, повелитель длинноносых духов тэнгу, обитающих в горах.
Религиозные ритуалы в Сюгэндо
Практики в горах (ню:бу сюгё: 入峰修行)

Есть три типа ню:бу.

● Первый тип — вхождение на гору и подношение цветов, чтение либо захоронение сутр и так далее в честь различных будд или прочих божеств, что основано на вере в то, что гора представляет собой священное место подобно мандале. Примерами такого типа ню:бу: является подношение цветов на Кинпусэн, Хонгу и Сингу; церемонии Хиган в Нати и Кумано; ню:бу: ветки Хондзан-ха в Кацураги в целях захоронения сутр; летнее ню:бу: (нацу но мине 夏の峰) на горе Хагуро. Первый тип ню:бу: в итоге развился в ­церемонии, проводящиеся в подготовке для второго типа ню:бу:, т.е. для ухода в горы на определенный период времени.

● Примеры второго типа включают ню:бу: ямабуси со всей страны в Кинпусэн, летние аскетические практики в Нати но Кумано и осенний ню:бу: (аки но мине 秋の蜂) веток Хондзан-ха, То:зан-ха и на Хагуро-сан. Все эти уходы в горы происходят в течение определенного периода, в который проводятся различные аскетические практики, завершающиеся передачей секретного знания (хихо: 秘法)) или проведением инициаций. Такой тип ню:бу: — важнейший опыт любого серьезного сюгэндзя. В настоящее время, однако, секретные передачи или инициации в процессе ню:бу: происходят редко, и количество мирских участников увеличивается. Такой тип ню:бу: был и остается основным и наиболее популярным видом практики сюгэндзя в главных центрах сюгэндо в Японии.

● Третий тип ню:бу: наиболее суровый; он представляет собой сложную аскетическую практику — уход в горы в зимнее время. Примеры включают ню:бу: в период мисока 晦 («новый год») ямабуси из Кинпусэн, Хонгу и Сингу; практики тосигомори 年籠 («уединение­ накануне нового года») в Нати; зимнее ню:бу: (фую но мине 冬の峰) в Хагуро. На Хагуро-сан только наиболее продвинутые ямабуси участвуют в этих ню:бу:. Целью этого типа ню:бу: было получение специальных духовных сил.

Церемонии посвящения (сё:кандзё: 正灌頂)


На сюгэндо как движение очень сильное влияние оказал эзотерический (миккё: 密教) буддизм, включающий большое разнообразие церемоний посвящения (кандзё:, санскрит. абхишека). Основным и наиболее важным посвящением, однако, является сё:кандзё:, проводимые по завершении ню:бу:.
Сё:кандзё: является отличительным посвящением сюгэндо и проводится на Дзиндзэн (深仙) ближе к окончанию ню:бу: Оминэ. Оно проводится, предполагая, что сюгэндзя прошел через «10 миров» (十界) из ада до состояния Будды в процессе собственной практики в горах, и символизирует конечное достижение «состояния Будды в этом теле» (сокусин сокубуцу 即身即仏).

Демонстрация магическо-спиритических сил (гэндзюцу 験術)

Впечатляющая демонстрация духовных сил, полученных посредством аскетических практик в горах, возможно, является наиболее известным аспектом сюгэндо в современной Японии. Когда-то эти демонстрации включали полеты по воздуху, хождение по мечам, по огню, «сокрытие» тела и вхождение в кипящую воду. Подробности в отношении некоторых этих сил, напр. полетов и сокрытия тела, неизвестны; в сохранившихся документах сюгэндо есть немного скудной информации. Хождение по огню все еще проводится сегодня, часто ­с большой помпой, в таких местах как гора Такао около Токио, гора Исидзути в Эхимэ и во время Онтакэ-ко: (講, восхождение на гору и аскетические практики на горе Онтакэ в Нагано).

Обряды почтения (куё:хо: 供養法)

Под куё:хо: я понимаю обряды поклонения, посредством которых сюгэндзя выражают свое почтение определенным божествам, рецитируя сутры или совершая другие подношения. Уи Хакудзю разделяет куё: на три типа: подношение почтения (кэй 敬 куё:), напр. украшение и очищение зала для почитания; подношение действий (гё: 行 куё:), напр. рецитация сутр и исполнение практик; и подношение «выгоды» (ри 利 куё:), напр. подношение воды и еды. Подношения-куё: в сюгэндо следуют той же схеме. Основное куё: в сюгэндо проводится для Фудо: Мё:о: (фудо: хо:), в котором призывается Фудо:, делаются подношения и сюгэндзя символически идентифицируется с ним.


Фудо МёО в Ёсино у начала тропы Оминэ

Участие в мацури в честь богов (神祭), солнца, луны и звезд (хи-цуки-хоси но мацури 日月星の祭), небольших святилищ (сё:си но мацури 小祠の祭.

Сюгэндзя всегда принимали участие в мацури синто в честь ками. Действия включали рецитацию сутр перед ками, «призывание» ками и подношения им, посещение храмов и участие в ритуалах поклонения, осуществление очистительных обрядов и т.д.
В одном из видов мацури сюгэндзя были особенно активны — в тех, которые связаны с солнцем, луной и звездами. Мацури в честь солнца включает такие ритуалы, когда сюгэндзя и другие верующие собираются вместе для почитания солнца с целью отражения катастроф или содействия процветанию. Ритуал подразумевает очищение и затем ночное бдение с подношениями, рецитацией сутр и осуществлением прочих обрядов до восхода солнца. Мацури в честь луны включает такие ритуалы, когда сюгэндзя и другие верующие собираются вместе в определенные фазы лунного цикла для принятия пищи и напитков, наблюдения за восходящей луной и молитв для реализации разных прошений. Фестивали в честь звезд включают почитание Полярной звезды и различные формы прорицаний, основанных на календаре и астрологии.

Еще один тип мацури, в которых часто участвуют сюгэндзя, это мацури в честь небольших святилищ. В Японии бессчетное количество маленьких святилищ по всей стране, которые посвящены, например, ками домашнего очага, семейным божествам и особенно непредсказ­уемому кодзин 荒神(“свирепое божество”)кухни. Сюгэндзя часто призывали для участия в мацури или ритуалах, связанных с этими небольшими святилищами.

Предсказание и гадание (бокусэн)

Сюгэндзя, и раньше, и сегодня, занимались различными видами предсказаний и гаданий, среди которых анализ хороших и плохих дней календаря, гадание онмё:, определение счастливых и несчастливых направлений­, предсказание судьбы с помощью астрологических знаков или божеств-покровителей на основе даты рождения и т.д.
Искусство получения пророчеств посредством медиумов (фудзюцу)
В дополнение к указанным методам прорицаний некоторые сюгэндзя получали пророчества, действуя как медиумы и призывая ками или будд, чтобы те овладевали сюгэндзя и даровали пророчества. Однако я думаю, что деятельность сюгэндзя в качестве медиумов играла очень незначительную роль в сюгэндо. Также очень сложно провести черту между теми медиумами, которые связаны с сюгэндо и теми, кто нет. Несмотря на это, искусство получения пророчеств медиумами не является необычной практикой в рамках сюгэндо.

Молитвы обладания (ёри кито: 憑祈禱)

Ёри кито: — это форма получения пророчеств, свойственная сюгэндо. В этом ритуале сюгэндзя использует медиум для обладания им божеством, которому затем задают разные вопросы в отношении следующей жатвы или личного благополучия.
Огненные церемонии для отражения бед (сокусай гома 肩、災袭摩)
Гома — огненный ритуал, являющийся формой молитвы в сюгэндо. Проводится определенный ритуал, включая различные рецитации, до и во время горения огня. Подношения сжигаются в огне в честь объекта почитания (су:хай тайсё: 崇拝対象, обычно Фудо: Мё:о:, и молитвы направлены на реализацию разных просьб. Эти церемонии почти такие же по содержанию, как и Фудо: хо:, о котором речь шла ранее.

Саито: гома 採灯護摩 — огненная церемония, уникальная для сюгэндо.
Она обычно является центральной частью основных ритуалов сюгэндо, особенно до, в течение или после ню:бу:.
Ритуалы, посвященные различным божествам (сёсонбо: 諸尊法)

В дополнение к огненным церемониям, ритуалы сюгэндо включают много других­ (сю:хо: 修法, в которых используются мудры (ин 印) и заклинания (сингон 真言; дха:рани:) с целью реализации чьих-то молитв. В этих церемониях обращаются к определенным божествам; буддам, напр. Якуси 薬師 и Амида 阿弥陀, боддхисатвам, напр. Мондзю 文殊 и Кокудзо: 虚空蔵,различным формам Каннон 観音,различным Мё:о:, таким как Фудо:, индийским божествам, напр. Бендзайтэн 弁財天,японским ками, таким как Ко:дзин, Инари и Дайкоку. Изучение церемоний, указан­ных в руководствах по сюгэндо, показывает, что эти церемонии чаще всего посвящены Мё:о: или индийским божествам и их свите, с Фудо: Мё:о: как наиболее распространенным.

Чары (кадзи 加持)

Слово «кадзи» часто объединяется с «кито:» 祈禱 («молитва»), образуя слово «кадзи-кито:», и повсеместно считается, что это самая популярная деятельность или функция сюгэндзя. Однако, кадзи и кито: — не одно и то же. Кито: — это молитвы к божеству в форме запроса в церемониях, таких как Фудо: хо:, сокусай гома и сёсонбо:. Кадзи, с другой стороны, относится к идентификации (ка 加) сюгэндзя с божеством для реализации (дзи 持) определенного намерения*. Таким образом кадзи — это религиозный ритуал, в котором сюгэндзя достигает идентификации с божеством и управляет силой, полученной таким образом, для получения определенных выгод.
*Тем не менее, нужно согласиться с тем, что на практике используется комбинация этих концепций. Например, различные формы кадзи включены в церемонии «молитвы», такие как Фудо: хо:.

Экзорцизм (цукимоно отоси 憑きものおとし,тё:буку)

Сюгэндзя также проводят обряды исцеления, определяя причины болезни (напр. дух злого божества, мертвого или животного) и затем проводя церемонии по изгнанию этих духов. Помимо этого, сюгэндзя известны своей способностью контролировать или манипулировать такими духами одержимости (цукимоно).
Однако есть некоторые случаи одержимости, которые не могут быть разрешены с помощью цукимоно отоси. В таких случаях необходим ритуал экзорцизма, требующий больших затрат сил, называемый тё:буку («подчинение» духов). Примером такого ритуала является церемония кудзи 九字 («девять символов»), в которой используется девять мудр и девять формул для притягивания сил сверхъестественных божеств. Эта церемония основана на даосской практике, но при этом является одной из фундаментальных практик сюгэндо.

Заклинания и заговоры (фудзю 符呪,мадзинай まじない)

В дополнение ко всему вышеперечисленному, сюгэндзя используют различные виды заклинаний и заговоров в ответ на простые просьбы людей, связанные с исцелением, безопасным деторождением, защитой от краж и т.д. Эти заклинания проще, чем вышеназванные молитвы и колдовство, часто состоящие из короткой фразы (суть сутры, эзотерическая формула, имя божества), написанной на небольшом амулете. Люди носят эти амулеты в карманах или на шее, или кладут на плиту в доме и пр. с целью отразить беды или привлечь удачу.

Структура ритуалов в сюгэндо


Давайте сначала сконцентрируемся на структуре и ядре — основной идее — среди элементов этих отдельных ритуалов сюгэндо и проясним их в свете религиозного мировоззрения сюгэндо.
Во-первых, практики в горах (ню:бу сюгё:) и посвящения (сё:кандзё:) включают духовную идентификацию с центральным божеством Фудо: Мё:о: посредством получения секретной передачи, пока сюгэндзя находится в горах. Эти ритуалы обозначают перерождение аскетов, таких как Будда, которые получили способность контролировать или использовать силу Фудо:. Поэтому центральным элементом, формирующим оба этих ритуала, является символическое действие, представленное в состоянии идентификации с центральным божеством Фудо: Мё:о:. Выполнение различных практик и ритуалов в горах предполагает, что горы являются сверхъестественным духовным планом, местом пребывания различных божеств и объектов почитания, таких как Фудо: Мё:о:, отделенным от плана нашей обычной жизни. Это верование основано на религиозном мировоззрении, в котором горы считаются символом вселенной.

Демонстрация магических/духовных сил (гэндзюцу) включает ритуалы, в которых сюгэндзя, достигшие символической идентификации с Фудо: Мё:о:, демонстрируют эту идентификацию, выходя на духовный план. Идентификация является основным элементом этой деятельности. Основополагающим допущением в отношении этих действий является идея шаманизма, что сюгэндзя, который стал идентифицироваться с Фудо:, может фактически выйти на духовный план.
Далее, ритуалы почтения (куё:хо) и обряды в честь ками; солнца, луны и звезд (хи-цуки-хоси но мацури) и маленьких святилищ (сё:си но мацури) являются ритуалами, часто проводящимися сюгэндзя. Типичный пример куё:хо — служба в честь Фудо:, ритуал, в котором сюгэндзя приглашает Фудо: Мё:о: в качестве гостя к алтарю (сю:хо:до:дзё: 修法道場), чтобы достигнуть идентификации с божеством. «Объект почитания» (су:хай тайсё:) радушно приветствуется, и ему оказывается честь рецитацией текстов (докё: 読経) или мацури. Таким образом, структура этого ритуала состоит из элементов коммуникации и идентификации между сюгэндзя и объектом почитания.
Обряды в честь солнца, луны и звезд состоят из призывания этих небесных тел и достижения их идентификации с Фудо: Мё:о: для «устранения семи бедствий» (ситинан сокумэцу 七難即滅) и «пробуждения семи благословений» (ситифуку сокусё: 七福即生)*. Фестивали в честь маленьких святилищ, в которых почитаются божества кухни 荒神, божества земли 地神 и т.д. включают идентифика­цию сюгэндзя с Фудо: Мё:о:, посредством которой он устраняет злые влияния, прогоняя злых божеств или духов 邪神, которые являются причиной бед, и призывая добрые сущности, чтобы они заняли их место. В широком смысле в этих двух ритуалах есть молитвы для устранения злых влияний в качестве их центрального структурного элемента. И оба ритуала основаны на религиозном мировоззрении, которое принимает в качестве обычной практики возможность, что сюгэндзя, идентифицируясь с Фудо: Мё:о:, может устранить беды, изгоняя злых духов или изменяя несчастливые вли­яния небесных тел.

*Эта фраза содержится в отрывке из Jen-wang ching} T. 8, 832b-c. «Семь бедствий» — это бедствия, связанные с солнцем и луной, астрологические бедствия, пожары, наводнения, сильные ветры, чрезвычайно яркий солнечный свет и жестокие волнения; «семь благословений» в источнике не указываются. Легче всего понять это в общем смысле — освобождение от всех бедствий и привлечение всех благословений.

Различные формы гаданий и предсказаний используются для раскрытия причин бед и судеб людей. Основная идея методов предска­заний, таких как киккё: (吉凶) и унсэй (運勢) — анализ меньшего плана человеческих существ внутри вселенн­ой большего размера через структуру пяти элементов инь и ян 陰陽五行, десяти календарных знаков (десять циклических знаков (небесных стволов) китайского календаря) и двенадцати знаков зодиака 十干十二支. В этом случае религиозное мировоззрение представляет собой, например, то, что судьба человека зависит от сил различных божеств или мстительных духов, или что судьбы людей зависят от астрологических влияний звезд. Есть также ритуалы для определе­ния причины болезни и пр. посредством бокусэн, киккё: или унсэй. Эти ритуалы основаны на предположении, что причиной болезни являются злые духи или души живых или мертвых, которые препятствуют правильному ходу вселенной.

Практика получения пророчеств посредством медиумов ­(фудзюцу) включает ритуалы, с помощью которых сюгэндзя позволяет его или ее духу-покровителю овладевать собой для получения сюгэндзя пророчеств. В случае оракулов кутиёсэ 口寄せ, получаемых медиумами Итако (слепые женщины), медиумы достигают идентификации со своим духом-покровителем и используют силу, полученную таким образом, для пробуждения этого духа (живых или мертвых), который затем овладевают медиумом. «Молитва обладания»­ (йори-кито:) — практика, характерная для сюгэндо, в которой сюгэндзя достигает идентификации с Фудо: Мё:о: для манипулирования божествами (обычно охраняющими божествами 産土神), которые овладевают медиумом и даруют пророчество.
Пять церемоний для предотвращения бедствий (сокусай гома) — это ритуалы, в которых сюгэндзя достигает идентификации с Фудо: Мё:о: в целях управления божеством огня (катэн 火天) и судеб (ё:сюку 曜宿) для устранения злых влияний. Эти ритуалы основаны на религиозном мировоззрении, что возможно привлечь счастливую судьбу, определив причину бед посредством гадания, и затем «сжечь» беды. Сёсонбо: предполагает, что сюгэндзя достигает идентификации с определенным объектом почитания и затем выполняет различные действия, которые символизируют избавительный (спасительный) процесс. Центральным структурным элементом обоих этих ритуалов является молитва. Чары (кадзи), с другой стороны, представляют собой ритуалы, которые используют силу объекта почитания в целях устранения или изгнания злых влияний, или посредством которых ищется защита объекта почитания путем переноса его силы в инструмент, оружие, одеяние и т.д.
Другим типом религиозного ритуала, который часто проводит сюгэндзя, является экзорцизм (цукимоно-отоси или тё:буку). Цукимоно-отоси — это ритуал экзорцизма, в котором сюгэндзя изгоняет духа одержимости, пока­зывая ему ошибочность его действий или угрожая ему. Тёбуку, с другой стороны, подразумевает идентификацию сюгэндзя с Фудо: Мё:о: для контроля свиты Фудо:, которая свяжет, победит или иным образом подчинит злых божеств или духов. Оба этих ритуала основаны на религиозном мировоззрении, что злые божества и духи являются причиной бед и что сюгэндзя, посредством идентификации с Фудо: Мё:о:, могут напрямую использовать его сверхъестественную силу или управлять его свитой­ для контроля и победы над этими злыми божествами и духами.

На более простом уровне различные заговоры (фудзю) и заклинания (мадзинай) также используются. Основная идея здесь - устранение злых влияний с помощью заговоров, в которые сюгэндзя переносит све­рхъестественные силы божества, или манипулирование магическими инструментами. Таким образом, основная идея четырех последних типов ритуалов, т.е. чар, экзорцизма, заговоров и заклинаний, - это устранение злых влияний.

Логика религиозных ритуалов сюгэндо

Отдельные религиозные ритуалы сюгэндо, описанные выше, имеют следующую взаимосвязь в общей структуре ритуалов сюгэндо.
Основные ритуалы сюгэндо — это те, которые связаны с ню:бу и посвящениями, с помощью которых сюгэндзя достигает идентификации с божеством и получает способность контролировать полученную таким образом силу. Далее, эти силы проявляются последователям сюгэндзя посредством таких ритуалов как гэндзюцу, демонстрация магических сил. Идентификация и коммуникация с божествами продолжается в ритуалах куё:хо: и различных действиях, связанных с мацури. На основе этих приготовлений сюгэндзя отвечает на запросы последователей, осуществляя гадание и получая пророчества через медиумов для отведения бед путем разъяснений их причин (злые божества, духи, несчастливые звезды).

Злые влияния устраняются, а блага призываются в гомах, ритуалах в честь различных божеств, небесных тел и маленьких святилищ. В других случаях злые божества или духи изгоняются. Прочие доступные пути предотвращения бед или привлечения благ включают чары (кадзи), заговоры и заклинания.

Я попытался ухватить систему ритуалов в сюгэндо как единое целое, выстроенное из центральных элементов этих отдельных ритуалов. Я заключил, что ритуалы сюгэндо в целом состоят из семи основных элементов:

● Ритуалы в целях идентификации с объектом почитания (ню:бу:, посвящение, демонстрация магических сил, обряды для Фудо: Мё:о:).
● Ритуалы для контакта с объектом почитания (рецитация сутр, мацури в честь божеств).
● Ритуалы как средства достижения идентификации с объектом почитания (гадание, получение пророчеств посредством медиумов, молитвы обладания, гома, обряды в честь божеств, чары (кадзи), экзорцизм.
● Ритуалы для получения силы для манипуляции этими божествами (молитвы обладания, огненные ритуалы (гома), чары (кадзи), экзорцизм, заговоры, заклинания)
● Ритуалы для получения пророчеств (гадание, пророчества, полученные через медиумов, молитвы обладания)
● Ритуалы-молитвы (в честь солнца, луны и звезд, маленьких святилищ, гома для отражения бед, обряды в честь различных божеств).
● Ритуалы экзорцизма или изгнания злых влияний (чары (кадзи), изгнание духа одержимости, «одержание победы» над духами, заговоры, заклинания)

При рассмотрении взаимоотношений между этими элементами мы можем прийти к следующим выводам относительно структуры ритуалов сюгэндо в целом.
Ритуалы в сюгэндо начинаются с получением сюгэндзя духовной идентификации с Фудо: Мё:о:, основным божеством, и получением способности контролировать эту духовную силу. Когда сюгэндзя получа­ет запрос от последователя, он сперва должен определить причину бед посредством гадания. Есть множество причин бед: духи животных, души живых или мертвых, злые божества и т.д. Наиболее распространенным путем положить конец этому злу — обратиться с молитвой к божеству. Наиболее часто использующимся подходом в сюгэндо является самоидентификация сюгэндзя с Фудо: Мё:о: и прекращение активности злых сил при помощи манипул­яции сверхъестественной силой Фудо: или его свиты.

Таким образом можно сказать, что структура системы ритуала в сюгэндо следующая: Сначала сюгэндзя самоидентифицируется с божеством, чтобы понять (с помощью пророчества), какое злое божество или дух причиняет несчастья. Затем он применяет сверхъестественную силу своего божества или его свиты и окончательно прогоняет или устраняет злые вл­ияния. В этой структуре можно увидеть, что три элемента — идентификация, манипуляция и экзорцизм — это три центральных и­деи ритуальной системы сюгэндо.

Эти три идеи особенно подходят для исполнения функции ритуалов сюгэндо с перспективы религиозного мировоззрения сюгэндо. Явные функции религиозных ритуалов сюгэндо, особенно в отношении народных обращений за «земными благами», — это устранение злых влияний и бед повседневной жизни. Скрытые для верующих функции этих ритуалов, с другой стороны, включают передачу учений и сверхъестественные откровения, которыми вла­деют сюгэндзя, и интеграцию с уже существующими формами народной религии.

Тот факт, что явная функция ритуалов сюгэндо — это устранение причин бед, является отражением идеи «экзорцизма». Далее, скрытые функции, такие как раскрытие сверхъестест­венных сил сюгэндзя верующим и распространение учений отражают идею «идентификации», т.е. то, что сюгэндзя идентифицируется с Фудо: Мё:о: и его действиями. Наиболее показательным примером этой идеи является гэндзюцу, демонстрация магических сил, когда сюгэндзя символически выходит на духовный план после самоиденти­фикации с Фудо: Мё:о:. Также эти учения сюгэндо и религиозное мировоззрение, которое разрешено организацией, выражается в демонстрации или часто явно толкуется в ходе различных ритуалов.

Идея, что ритуалы сюгэндо послужили для интегрирования сюгэндо в ранее существующие формы народной религии, отражена в роли, которую сюгэндзя играют в святилищах или во время мацури (напр., в честь маленьких святилищ). Интересным аспектом этой идеи, в связи с идеей «ман­ипуляции» в ритуалах сюгэндо, является то, что свитой сил, управляемой сюгэндзя после его идентификации с божеством часто оказываются охранные божества местного сообщества, где проводится ритуал. Контролируя эти силы, сюгэндзя может преуспеть в том, чтобы местное сообщество признало его религиозную активность, и его ритуалы могут получить более престижный статус, чем те, которые практиковались в местном сообществе ранее.

В этом случае идеи идентификации, манипуляции и экзорцизма непосредственно связаны с функцией религиозных ритуалов сюгэндо. Необходимо отметить, однако, что эти идеи являются способами символического изображения религиозного мировоззрения сюгэндо через формы религиозных ритуалов. Держа это в уме, давайте еще раз взглянем на идеи идентификации, манипуляции и экзорцизма с п­ерспективы религиозного мировоззрения сюгэндо, раскрывающиеся в ритуалах.

Религиозное мировоззрение сюгэндо и ритуалов сюгэндо

Религиозное мировоззрение, лежащее в основе ритуалов сюгэндо, пре­дполагает существование как минимум двух планов существования: план повседневной жизни людей и отдельный сверхъестественный духовный план, который контролирует первый. Горы рассматриваются либо как священное место, которое является частью двух этих миров, либо фактически как часть духовного мира. Алтарное пространство во время огненной церемонии или зона мацури также считаются таким типом священного места.

Сверхъестественный духовный мир сюгэндо вмещает большой синкретический пантеон различных ками, божеств, будд, духов и т.д., которые, по представлениям, контролируют повседневную жизнь людей. Фудо: Мё:о: играет главную роль в этом пантеоне. Обитат­ели этого духовного плана, с Фудо: в центре, могут быть разделены на три типа сущностей.

● Первый тип — это различные будды и прочие буддийские божества, связанные с миккё:, такие как Фудо: Мё:о: и Дайнити Нёрай (大日如来,Махавайрочана), свойственные сюгэндо божества, напр. Дзао Гонген 蔵王権現, и божества, почитаемые во многих японских храмах или имеющие универсальный характер. Эти ками обычно символизируют вселенную как единое целое.

● Второй тип — это ками, обладающие более частным или местным характером, напр. охраняющие божества, божества-покровители или свита более могущественных ­божеств и т.д. Члены этой второй группы часто служат свитой тем, кто находится в первой группе. Дзао Гонген и некоторые ками, почитаемые во многих храмах по всей Японии, изначально были местными божествами, как те, которые во второй категории, но позднее приняли более универсальный характер.

● Третий тип — это злые божества и духи, которые являются реальной причиной различных бедствий. Когда эти злые божества и духи контролируются сюгэндзя и «помещаются» в маленькое святилище, они переходят во вторую категорию.

Сюгэндо учит, что человек — это продукт вселенной и сам по себе предполагает «маленькую» вселенную. Таким образом считается, что всё, включая человека, имеет те же природу или свойства, что и божественные сущности, первоначальная и подлинная форма всех вещей. Поэтому человеку возможно стать божеством. Сюгэндзя, выполняя аскетические практики в горах (символ сверхъестественного духовного мира или самой вселенной) и получая секретные передачи, может стать духовно идентифицированным с Фудо: Мё:о:, который уже имеет универсальный характер. Если вы вспомните структуру ритуала сюгэндо, описанную выше, сюгэндзя вначале уходит в горы и получает посвящение для достижения идентификации с Фудо: и получения способности контролировать его духовную силу. Сюгэндзя, получивший духов­ную силу, может общаться с более локальными и индивидуальными духовными существами, в отношении которых считается, что они имеют более непосредственное отн­ошение к повседневной жизни людей, и таким образом раскрывать причины человеческих бед и опознавать, какие злые божества или духи «приложили к этому руки». На основе этого сюгэндзя использует свою универсальную духовную силу для манипулирования локальными божествами (категория 2) и контролирования злых божеств и духов (категория 3), и таким образом изгонять или устранять злые влияния.

В заключение можно сказать, что эти три идеи (идентификация, манипуляция и экзорцизм) в ритуалах сюгэндо основаны на следующем религиозном мировоззрении. Во-первых, структура вселенной такова, что за планом повседневной жизни есть отдельный духовный план, который выходит за пределы, однако контролирует наши жизни. Во-вторых, этот духовный мир населен синкретическим пантеоном различных будд, ками, божеств и т.д., которые могут быть поделены на три категории: имеющие универсальный характер, локальны характер и злые божества или духи. В-третьих, сюгэндзя, выполняя аскетические практики в горах, которые символизируют вселенную целиком или духовный план, могут достичь духовной идентификации с божествами универсального характера и напрямую использовать их силу для манипулирования божествами локального характера и контролирования злых божеств и духов для изгнания или устранения злых влияний. Ритуалы сюгэндо показывают и символически изображают такое религиозное мировоззрение.

Источники:
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя