Корейский шаманизм: от традиции к перформансу
Добавлено: Вс июн 29, 2025 2:51 am
Ксения В. Лазарева
Новосибирский государственный университет,
Новосибирск, Россия, k.lazareva@g.nsu.ru
Аннотация. В статье предпринимается попытка рассмотреть корейский шаманский ритуал Чхильморидан Ёндын Кут в контексте традиционной корейской философии.
На материале оригинальных источников автором предпринята попытка историко-философского анализа корейского шаманизма как части
древней религии корейцев, сочетающей в себе общие шаманские воззрения с конфуцианскими, буддийскими и даосскими понятиями. Согласно
современным представлениям корейцев, в современной Республике Корея шаманизм превратился в один из национальных брендов, его продвижение на внутренние и внешние рынки стало одной из государственных
задач Республики Корея; были инициированы программы по сохранению
и популяризации культурного наследия, среди которых важное место занимает шаманизм.
Настоящая статья посвящена, прежде всего, корейскому шаманскому
ритуалу в честь духов ветра, дождя и моря– Чхильморидан Ёндын Кут (Jeju
Chilmeoridang Yeongdeung gut). В 2009 г. ритуал был включен в список
нематериальных объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня ритуал исполняется приглашенными шаманами с материка на
другом диалекте и не несет сакрального значения в глазах местных жителей. В результате шаманизм становится элементом, ориентированным на
туристический бизнес.
Автор пытается выявить, что стало причиной десакрализации ритуала, и приходит к выводу, что практика сохранения культурного наследия
оборачивается его нивелировкой, когда форма начинает доминировать
над содержанием, а ритуал становится перформансом.
Ключевые слова: шаманизм, перфоманизация, Республика Корея,
Чхильморидан Ёндын Кут, десакрализация
Введение
Шаманизм, как одна из ранних форм религии, известен в Корее
с глубокой древности и был в течение многих веков господствующей религиозной идеологией. Шаманские практики, сформировавшиеся в рамках традиционной корейской культуры, сохраняют
свое значение до современности, переплетаясь с конфуцианскими,
буддийскими и даосскими воззрениями. Так, одним из крупнейших фестивалей коллективного моления духам, в рамках которого
проводятся красочные шаманские камлания, является ритуал
Чхильморидан Ёндын Кут.
Значение ритуала Чеджу Чхильморидан Ёндын Кут для верований корейцев изучал ученый-кореевед Кён Сольсон. Автор
рассматривает дух Ёндын как социально значимую единицу ритуала, подчеркивая существование различных вариантов мифов
о происхождении духа [1 с. 84–97]. Также ценным источником
для изучения этого ритуала являются материалы, собранные американским этнографом Тимоти Р. Тангерлини во время полевых
исследований на о. Чеджудо. Полевой материал Тангерлини дает
возможность понять, что шаманский ритуал Чхильморидан Ёндын
Кут играл роль внутриэтнической границы, отражая сложные процессы этно- и культурогенеза жителей о. Чеджудо.
Новосибирский государственный университет,
Новосибирск, Россия, k.lazareva@g.nsu.ru
Аннотация. В статье предпринимается попытка рассмотреть корейский шаманский ритуал Чхильморидан Ёндын Кут в контексте традиционной корейской философии.
На материале оригинальных источников автором предпринята попытка историко-философского анализа корейского шаманизма как части
древней религии корейцев, сочетающей в себе общие шаманские воззрения с конфуцианскими, буддийскими и даосскими понятиями. Согласно
современным представлениям корейцев, в современной Республике Корея шаманизм превратился в один из национальных брендов, его продвижение на внутренние и внешние рынки стало одной из государственных
задач Республики Корея; были инициированы программы по сохранению
и популяризации культурного наследия, среди которых важное место занимает шаманизм.
Настоящая статья посвящена, прежде всего, корейскому шаманскому
ритуалу в честь духов ветра, дождя и моря– Чхильморидан Ёндын Кут (Jeju
Chilmeoridang Yeongdeung gut). В 2009 г. ритуал был включен в список
нематериальных объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня ритуал исполняется приглашенными шаманами с материка на
другом диалекте и не несет сакрального значения в глазах местных жителей. В результате шаманизм становится элементом, ориентированным на
туристический бизнес.
Автор пытается выявить, что стало причиной десакрализации ритуала, и приходит к выводу, что практика сохранения культурного наследия
оборачивается его нивелировкой, когда форма начинает доминировать
над содержанием, а ритуал становится перформансом.
Ключевые слова: шаманизм, перфоманизация, Республика Корея,
Чхильморидан Ёндын Кут, десакрализация
Введение
Шаманизм, как одна из ранних форм религии, известен в Корее
с глубокой древности и был в течение многих веков господствующей религиозной идеологией. Шаманские практики, сформировавшиеся в рамках традиционной корейской культуры, сохраняют
свое значение до современности, переплетаясь с конфуцианскими,
буддийскими и даосскими воззрениями. Так, одним из крупнейших фестивалей коллективного моления духам, в рамках которого
проводятся красочные шаманские камлания, является ритуал
Чхильморидан Ёндын Кут.
Значение ритуала Чеджу Чхильморидан Ёндын Кут для верований корейцев изучал ученый-кореевед Кён Сольсон. Автор
рассматривает дух Ёндын как социально значимую единицу ритуала, подчеркивая существование различных вариантов мифов
о происхождении духа [1 с. 84–97]. Также ценным источником
для изучения этого ритуала являются материалы, собранные американским этнографом Тимоти Р. Тангерлини во время полевых
исследований на о. Чеджудо. Полевой материал Тангерлини дает
возможность понять, что шаманский ритуал Чхильморидан Ёндын
Кут играл роль внутриэтнической границы, отражая сложные процессы этно- и культурогенеза жителей о. Чеджудо.