Почему 1 марта - Навий день, день Мары?

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4893
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Почему 1 марта - Навий день, день Мары?

Непрочитанное сообщение Цила » Ср фев 07, 2018 1:11 pm

Мнение автора - это только мнение автора,
история обычно предполагает альтернативу.
:yes:


Неоязычество - это развивающееся направление, которое учитывает и исторические имеющуюся информацию, и прочую. Я могла бы просто дать длинный список интернет-ресурсов, где сказано, что 1 марта - Навий день, день Мары, и приведены именно такие календари. Можно привести также аналогичные ресурсы, на которых календари другие. Может в обоих перечисленных случаях возникнуть справедливый вопрос: "Мало ли что можно написать?". Что интересно - на самих "славянских" интернет-ресурсах нет единого мнения об этом. И поэтому мы проведем историческое исследование и сопоспставим в итоге информацию, ответив на вопрос: "Мог ли Навий день праздноваться 1 марта, и с какой вероятностью?" (ибо, если речь идет о дохристианских временах, мало какой вопрос может быть поставлен иначе).

Начнем с общего: с того, какие именно праздники отмечались в феврале-марте в древности? Потом увидим, как это всё взаимосвязано.
Когда праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Историки предполагают, что празднование было привязано к весеннему равноденствию, как во многих аграрных культурах.
Достоверно известно, что до конца XVII в. новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с 1 марта (как в древнем Риме), и, заметьте, уже не со дня весеннего равноденствия. Это было византийское летосчисление, согласно которому отсчет лет велся от сотворения мира, которое произошло 1 марта 1 года. В Повести временных лет (а это достоверный исторический источник) уже используется юлианский календарь с византийским летосчислением и римскими названиями месяцев.
Новый год встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Заметьте, как праздник весны (!), хотя до весеннего солнцестояния еще было некоторое время, но традиции уже отошли от ранней аграрной культуры. В 1492 году, который был 7000 годом от сотворения мира, царь Иван III повелел своим указом перенести празднование начала нового года на 1 сентября, объединив его, таким образом, с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января.

Теперь о Масленице и ее вязи с Новым годом (1 марта). Обращаясь к Масленице, мы можем отметить странное обстоятельство, что древнее название этого праздника нам достоверно было неизвестно. Достоверно известно одно: до принятия христианства этот праздник существовал в какие-то приближенные к весне даты. С принятием христианства эти даты были перенесены и приурочены к посту и, соответственно, последующей Пасхе. Этнограф 19 века И. М. Снегирев углубленно изучавший данной вопрос, считал, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю.
Будучи праздником, связанным с культом предков, подателей плодородия, Масленица в древности длилась не 8 дней, а 14, то есть знаменовала собой день предков (сутки предков — 28 дней или лунный месяц), которые возвращались в мир живых для помощи потомкам. О том, что Масленица длилась 14 дней, свидетельствует сообщение одного из иностранцев, посетивших Россию в 1698 году. Он писал, что "Масленица напоминает мне Италианский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется" (учитываем, что по дате это уже христианская Масленица). Приходя в мир живых всего лишь на день (свой день!) из своего мира, "родители", во главе с Трояном, не только увеличивают животворящую силу Земли, но и обретают новые силы сами.
Кстати, праздник на самом деле ввоими корнями ухолит в глубокую древность. Факты свидетельствуют о том, что Масленица, как праздник начала года — весны, сложился еще в общеиндоевропейский период, не позднее рубежа IV — III тыс. до н.э. Об этом свидетельствуют не только традиции европейских народов, сохраненные вплоть до наших дней, но и традиции Индии, пришедшие из глубокой древности. В древнеиндийской обрядности многие элементы Масленицы прослеживаются в одном из самых ярких праздников порубежья зимы и весны — Холи, который отмечался в феврале-марте (окончание холодного сезона, никак не в денб весеннего равноденствия!).
Исследователь В. К. Соколова, изучавшая древние традиции русского Севера, в связи с проводами Масленицы отмечает следующие основные моменты, которые едины и для Масленицы в целом:
Зажигание костров;
Проводы — похороны;
Обычаи, связанные с молодоженами;
Катание на лошадях и с ледяных гор;
Праздничная трапеза — блины;
Поминание усопших родителей.

Масленица — праздник, связанный том числе с поминовением покойников. Кулачные бои, которые устраивают на Масленицу — также один из элементов поминального обряда. Костры, которые жгут на Масленицу (из соломы и старых вещей) также в древности были связаны с культом предков, так как считалось, что ритуально человек обязательно должен был умереть на соломе. Среди персонажей Масленицы (как и святок) обязательно были: предки ("старцы", "покойник"), чужаки ("нищие"). Именно они "отпевали покойника", которого изображал кто-нибудь из мужчин. Всех девушек заставляли целовать его в губы. Это отпевание очень часто выражалось в самой изощренной "площадной" ругани, которая была ритуальной и, как считалось, способствовала плодородию.
Приготовление ритуальной пищи - блинов непосредственно связано и с поминовением усопших родителей. Еще исследователь П.В. Шейн в XIX веке подчеркивал, что крестьяне считают "будто надежным способом связи с иным миром является обычай печь блины". Это обязательная еда похорон, поминок, свадеб, святок и Масленицы, то есть дней, в той или иной мере связанных с отправлением культа предков". Ученый В.К. Соколова отмечает, что: "В первой половине XIX века обычай отдавать первый блин покойным родителям или поминать их блинами, видимо, бытовал широко". Вероятно, здесь перед нами отголосок древнего мифа.
А теперь отсчитываем 7 дней после 24-го числа, и получаем 1 марта. В последний день Масленицы просили прощение (сейчас это отозвалось в "прощеном воскресении", и не забываем, почему даты разные) и, собственно, прощались в предками, участвовавшими в празднике (это логично, т.к. праздник заканчивается). Вот он - Навий день, день Мары.

Кстати, с чучелом не всё однозначно. Из года в год мы наблюдаем одну и ту же картину: как на городских, так и на традиционных Масленицах при расправе с чучелом звучат одни и те же слова о «сжигании» Зимы. Такое объяснение вполне закономерно на цивильных мероприятиях, стремящихся сгладить «острые углы» языческого праздника, для язычников же игнорирование сути недопустимо. Бессмысленно сжигать Зиму или её символ, так как она неистребима. Её можно поторопить с уходом, прогнать, но она вернётся в своё время, нравиться вам это или нет. Вспоминать о погибающем и возрождающемся божестве в ситуации с Зимой нелепо, так как мифы такого типа относятся к Богам плодородия, к каковым Зима не принадлежит.
В некоторых местах остатки сожжённого чучела разбрасывали на полях. Это выглядит очень странно, если стоять на позиции сожжении Зимы.

Современные язычники называют чучело Зимы «Марой», «Мореной», и на этом основании декларируют его связь с Зимой. И действительно, к Маре относятся холод, темнота, смерть, белый цвет и т.д. Однако в славянских традициях чучела, сжигаемые в т.ч. на окончание Масленицы, назывались по разному, мало того, они могли быть и мужского пола. Как нам быть с белорусским масленичным Дедом, может быть, это - Мороз ? Тогда почему его изображали с ярко выраженными половыми признаками (морковь и бураки), такими же, как у Ярилы. Ясно, что к морозу и зиме персонаж с такими «причиндалами» отношения не имеет, он имеет отношение к плодородию. Этот Дед называется в Белоруссии по-разному. В одном из сёл – «Сидором». Собиратели фольклора догадались спросить у старожилов, почему именно Сидор? И получили ответ: «Жил в нашем селе очень уважаемый дед долгожитель, а когда он помер, его именем стали называть сжигаемое чучело» (Т. Кухаронок. «Гульни, забавы, игрища». Минск. На белорусском языке). Мы видим, что здесь сжигание чучела – символические похороны уважаемого земляка по древнему обряду кремации.

Возьмём другой пример. В западнославянской песне, сопровождающей сжигание чучела, говориться:
"Морена, Морена, за кого умрела?
…за старого дедка, чьи зубы редки."

Те это - никак не сама Мара.

Сжигание чучел в моменты Солнечных фаз – есть отправка «посланцев» к Богам с нашими пожеланиями, в частности, с просьбой о скорейшем завершении Зимы. Это не есть имитация человеческих жертвоприношений, но память о торжественной кремации наиболее уважаемых членов рода.

Спрашивается, откуда в древние времена бралось столько покойников именно в период солнечных фаз, ведь костры палили в каждом селе? Существует письменное свидетельство, что у племени пруссов знатные покойники что называется «ждали» своего часа, то есть не сжигались сразу после смерти, а хранились в специальных местах до ближайшей Солнечной фазы. То же мы можем предположить и у восточных славян. Напомню, что масленичные блины не только «символ Солнца», но и основная поминальная еда.

В пантеоне богов, на Мару-Морану была возложена одна из главных ролей – прекращение жизненного цикла. Но, несмотря на такую мрачную роль, Морена являлась предвестницей очередного НАЧАЛА, которое неизбежно должно было возродиться.

Складываем всё вышеказанное и получаем 1 марта - Навий день, день Мары, имеющий исторические корни. А ещё - один из вариантов Нового года и последнего прощального дня языческой Масленицы. Что, впрочем, не мешает чествовать богиню Марену в и в другие дни, в годовом цикле такие дни есть ещё.

Литература:

(с)Цила
При перепечатке активная ссылка на ресурс обязательна.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ведара
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Ср фев 07, 2018 10:18 am

Re: Почему 1 марта - Навий день, день Мары?

Непрочитанное сообщение Ведара » Ср фев 07, 2018 1:41 pm

Красота. Отдельное спасибо за указание источников! :very good:

Аватара пользователя
Alexey
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Чт сен 28, 2017 9:01 am

Re: Почему 1 марта - Навий день, день Мары?

Непрочитанное сообщение Alexey » Ср фев 07, 2018 7:35 pm

Очень интересное исследование, спасибо! :)

Аватара пользователя
Lebedeva_Ek
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2018 8:25 am
Откуда: Запорожье

Re: Почему 1 марта - Навий день, день Мары?

Непрочитанное сообщение Lebedeva_Ek » Ср фев 07, 2018 8:56 pm

Хороший материал, интересный! Благодарю! :)

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость