Русалии/русалки в образе коня

Аватара пользователя
Кэточка
Сообщения: 807
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 10:36 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Ритуалы, символы и знаки, всякая мантика

Русалии/русалки в образе коня

Непрочитанное сообщение Кэточка » Сб май 05, 2018 7:43 pm

" Исследователи восточнославянских русалок упоминали об их связи с конем. Л. Н. Виноградова и С. М. Толстая в системном описании русалок отмечали в качестве типичных для русалок мотивы:

1) русалки обнаруживают свое присутствие во ржи характерным конским ржанием;

2) русалки загоняют лошадь до смерти;

3) конь как ипостась русалки (Виноградова, Толстая 1989, 105); примечательны в этом ключе мотивы вытоптанного русалками поля и др. (см.: Померанцева 1975, 73) . В Смоленской губ. местные жители из уважения к празднику русалок выполняли на Розыгры только те работы, для которых не требовалось участие лошадей. Считалось, что в этот день, перед своим уходом обратно в воду, русалки веселятся и «охотно катаются на лошадях, почему крестьяне пускают своих лошадей неспутанными на луг, чтобы русалкам не так легко было поймать их» (Смоленский вестник 1893/53, 4, Поречский у.). Смоленские русалки даже похожи на лошадей: их распущенные волосы напоминают конскую гриву (Миненок, архивные мат-лы). Обыкновение освобождать лошадей от работы на троицкой неделе было известно и пинчукам: примечательно, что вторник этой недели они называли Кинский велыкденъ (ср. отмечаемый на той же неделе в четверг Русалчин Великдень) (Булгаковский 1890, 179, Пинский у.).


Вероятно, в этот контекст можно поставить также поволжский и южнорусский обряд «проводов весны» в Русалкино заговенье, со-стоящий в уничтожении чучела «лошади» (его потоплении, разорении в ржаном поле и под.) (Доброзраков 1853; Минх 1881, 115 и др.). Можно предполагать, что чучело создавалось в Русалкино заговенье «по образу и подобию» того мифологического существа, которому был посвящен этот праздник .

В карпатско-балканском ареале русалии и им подобные существа, появляющиеся в течение троицкой недели (во время Русалий), также обнаруживают разносторонние связи с конем как ипостасью духа/демона, возможно имеющего манистическое происхождение. Упоминавшиеся выше гуцульские няуки, практически полностью копирующие восточнославянских и карпатских русалок, обладали способностью превращаться в коней и «извіукали на кони» (Онищук 1909, 58). В Заечаре (воет. Сербия) во время Русальной недели люди избегали работать в виноградниках, «да не би русал>е на кон>има тресле громче» [чтобы русалии на конях не обтрясали виноград] (КостиЬ 1978, 434). Болгарские самодивы (как мифологический прообраз русалий) имели особую привязанность к лошадям: по свидетельству из Михайловградско, в течение Русальной недели они гуляли вокруг села, заходили в село, резвились среди лошадей, сплетали коням гривы и хвосты (Мицева 1994, 44). У румын Преполовение Пятидесятницы называлось Todorusale: этот сложный хрононим объяснялся тем, что в Преполовение якобы происходила встреча коней св. Тодора, мужских духов, и женских духов русалий (Кабакова 1989а, 161).
..."

Т. А. Агапкина
Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя