Русалка в русской и китайской традиции

Аватара пользователя
Кэточка
Сообщения: 807
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 10:36 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Ритуалы, символы и знаки, всякая мантика

Русалка в русской и китайской традиции

Непрочитанное сообщение Кэточка » Ср июл 04, 2018 10:13 pm




ОБРАЗ «美人鱼 / РУСАЛКА» В РУССКОЙ И КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ. ЧАСТЬ 1.


Людей всегда привлекала загадочная водная стихия, окружающая человека повсюду, но таинственная и недоступная. Мифы и легенды о русалке (водяном человеке, водяной женщине) уходят корнями в глубокую древность. В шумерской мифологии (XXVIII—XXVII века до н. э.) значимую роль играл бог Эа (Энки), один из трех великих богов, владыка океана подземных вод, который изображался с верхней частью тела человека и нижней частью тела рыбы, называемый «хозяин дома воды», божество мудрости, он передал знания людям. Упоминается также Оаннес (У-Ан): вавилонский историк Беросс описывал его так: «Тело у него всё было рыбье, а из-под головы, из-под рыбьей головы, росла другая голова, и подобным же образом человеческие ноги росли рядом с рыбьим хвостом. Голос же у него был человеческий» [Беросс]. Это один из самых ранних зафиксированных образов человека-рыбы (водного существа, объединяющего черты земной и водной стихии). Древнеримский писатель Плиний Старший (I век н. э.) первым составил подробное описание русалки (нереиды; присутствует описание также и тритона — русалки мужского пола). В его монументальном произведении «Естественная история» написано: «Также не ложны [рассказы] о нереидах, что у них только тело шероховатое и чешуйчатое, облик же они имеют еще человеческий. Ибо нереиду видали на том же берегу, причем, умирая, она издавала печальные стоны и жившие поблизости слышали [эти стоны] в течение длительного времени. А в правление божественного Августа [римский] наместник в Галлии писал о том, что он заметил на берегу тела многих мертвых нереид. Я имею весьма надежных свидетелей из числа конников, утверждавших, что они видели в океане вблизи Гадеса морского человека, всем телом абсолютно похожего [на людей]; по ночам он подымался на корабли, причем та сторона, на которой он находился, тотчас же опускалась, а если он оставался на ней дольше, то даже погружалась в воду» (Плиний, IX, с. 4).






2. Появление образа «^АЙ» (русалка) в китайских и русских мифах и легендах

В древнекитайском географическом сочинении «Шань хай цзин» (Ш^М «Каталог гор и морей», IV—I века до н. э.) в Х цзюани дано следующее описание: «Страна Болюй, страна Лиэр, страна Дяоти, страна Бэйцюй, все эти страны находились на юге Юйшуй. Люди в стране Дяоти татуировали чернилами лицо и рисовали чешую на теле, и их называли "Цзяожэнь"» [Каталог..., 1977, с. 103]. В древности в Китае русалку называли «Цзяожэнь», то есть «человек водного племени», облик которого — голова человека и тело рыбы с длинными четырьмя ногами [Каталог., 1977, с. 102]. В «Шань хай цзин» встречается также следующее описание: «Царство людей Ди находится к западу от дерева Цзянь. У его людей человеческие лица, туловища рыб и нет ног» [Каталог..., 1977, с. 103]. Позднее этот образ «водного человека» был перенесен в Японию и стал образом русалки.

Происхождение образа «русалка» в русских мифах и легендах остается спорным. По гипотезе Ф. Миклошевича, наименование русалка заимствовано из балканских языков, где античные поминальные обряды носили название розалии. Весенние праздники у восточных славян назывались русалиями: «отсюда и название русалок, которых в это время, по народным поверьям, можно было увидеть в воде и на деревьях» [Женщина в мифах и легендах ..., 1992, с. 229]. Согласно народным поверьям, русалки — это некрещеные или неотпетые женщины, умершие не своей смертью: утопленницы, удавленницы, самоубийцы, не удостоенные погребения [жир-нова, 2003].

По данным этимологического словаря, слово русалка — это «производное от древнерусского "русалия", заимствование из старославянского языка, где оно восходит к среднегреческому pornóXia "праздник Троицы" < лат. Rosalia — (исходно — "праздник роз"), суф. образования от rosa» [Шанский, 2004]. Фольклорные материалы свидетельствуют, что русалка появлялась на ежегодной «русальей неделе», в то время, когда прошел сезон цветения ржи, что показывает взаимосвязь между вызреванием растения и смертью человека 2015].
Е. Е. Левкиевская считает, что образ русалки является исконно славянским и возник в глубокой древности, и приводит другие — диалектные — названия русалок: «Слово русалка не собственно народное и не единственное название этого персонажа, в некоторых местностях оно вовсе не известно. В северорусских деревнях русалок называют шутовками (от шут — «черт»), чертовками, водянихами, на Украине — лоскотовка-ми, лоскотухами (от украинского глагола лоскотать — «щекотать») или мавками. Белорусы часто называют русалок водяницами, купалками и ка-зытками (они «казычут», то есть щекочут людей)» [Левкиевская, 2000, с. 233]. Русалка также известна как мертвушка [Белякова, 1995].





3. Варианты образа «MAÄ» в китайских мифах и легендах

В древней и средневековой китайской литературе словесных изображений русалки немало, притом есть много вариаций на тему их внешнего облика и вообще трактовок образа этого водного персонажа. Можно условно разделить их на три типа, а именно: японский скрытожаберник; морское чудовище (с туловищем рыбы лицом и конечностями человека); русалочье племя [#íg, 2013].

Японский скрытожаберник. В «Шань хай цзин» написано: «Двести ли на северо-восток, горы Лунхоу, нет растительности, но много воды. Там течет вода на восток в большую реку. И в этой реке много человеко-рыб, похожих на рыбу ти, но с четырьмя ногами. Они кричат, как ребенок, и можно их есть без вреда» [Каталог..., 1977, с. 56]. Сходное описание есть и в другой части «Шань хай цзин» [Каталог., 1977, с. 76, 87]. Описание человеко-рыбы в этой книге не имело никакой культурной окраски, а просто содержало запись о водных обитателях.
Морское чудовище с туловищем рыбы лицом и конечностями человека. В «Шань хай цзин» сообщается: «У морского чудовища есть лицо, руки и ноги человека, тело рыбы. Они живут в море» [Каталог, 1977, с. 108]. Видимо, морское чудовище не имело очертаний человеческого тела (лишь руки и ноги были описаны как похожие на человеческие) в отличие от «русалочьего племени»: в отношении этих демонологических персонажей утверждалось, будто их тела очень похожи на человеческие.
Русалочье племя. В эпохи Вэй, Цзинь, Северных и Южных Династий, образ русалки стал обогащаться, тогда появились описания русалочьего (водного) племени (в традиционном русском переводе — «люди-акулы»). Гань Бао (ум. 336) в «Записках о поисках духов» IV век н. э.) писал: «За пределами Южного моря обитают люди-акулы. В воде они живут как рыбы, но не оставляют прядения и ткачества. Глаза их, когда они плачут, могут ронять жемчуг» [Гань Бао, 12.311].

В эпоху Сун образ русалки стал более ярким. В энциклопедическом сборнике «Обширные записи годов Тайпин» (Ж^ЙбЙ, Х век) написано: «Морская русалка в Восточно-китайском море обитает, в том числе [есть] большие длиной пять-шесть чи, по форме как человек; глаза, рот и нос, руки и ноги, голова как у красавиц, почти все похоже на женщину. И у них тело без чешуи, белая и гладкая кожа, но есть мягкая и тонкая шерсть, два цуня длиной. Их волосы как конский хвост, длинные — пять-шесть чи» [ Й®^, 2009]. Это описание русалки ближе к известному на сегодняшний день образу русалки. Здесь подчеркнуто, что русалка — это молодая красавица, подчеркнуты их грациозность и способность очаровывать, объясняющая притягательность русалок для людей.

Иначе говоря, японский скрытожаберник, морское чудовище и русалочье племя можно считать тремя основными разновидностями образа русалки в китайских записях. Эти водные персонажи могли быть мужчинами и женщинами. Отметим, что нет изображения демонологического персонажа «из русалочьего племени», есть лишь его словесные описания, но изображения японского скрытожаберника и морских чудовищ сохранились в памятниках и гробницах, что связано с особенностями погребального обряда 2009].

Кроме того, у образа русалки в Китае есть много вариантов, потому что в китайских мифах и легендах рыба, змея и дракон связаны с водной стихией, и эти три образа могут трансформироваться друг в друга. Согласно «Шань хай цзин»: «После смерти государя Чжуань Сюй (внук Хуан-ди, был великим государем северного Китая), он превратился в змею, и затем змея превратилась в рыбу» [Каталог..., 1977, с. 109]. Таким образом, множество известных в Китае историй о змее и драконе могут в определенной степени считаться историями о русалке. Эти девушки-драконы и девушки-змеи не только обладают характерными особенностями поведения русалки, но и имеют сходную особенность внешности — они красивы, как русалки 2009].

4. Вариации в описаниях внешности русалки


В китайских мифах и легендах образ русалки часто связан с колдовством. Русалочье племя (девушка-дракон или девушка-змея) способно жить как в воде, так и на земле с людьми. Под водой они принимают облик рыбы или девушки с рыбьим хвостом, но на суше превращаются в человека. У русалок соблазнительный голос, красивые волосы, красивые лица и белая кожа.
В русских же мифах и легендах внешность русалки варьируется от красавицы до безобразной старухи. В славянской мифологии русалки бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела красавиц нежны и прозрачны. Южные украинцы считали, что русалка — молодая и красивая девушка с зелеными растрепанными волосами, обнаженная или одетая в белые одежды. В центральной Беларуси считается, что русалка безобразна, она выглядит как старая женщина с взъерошенными волосами, без одежды или одетая в лохмотья, ее грудь обвисла и переброшена через плечо при ходьбе, она держит кочергу или пестик [Жирнова, 2003].

Любопытной нам кажется следующая особенность образа русалки китайской традиции: все варианты образа этого водного персонажа (не только японский скрытожаберник, морское чудовище или русалочье племя, но и девушка-дракон или девушка-змея) воспринимаются как проявления реальной природы или как необычные животные (например, дракон и змея), которые совершенствовали и закаляли себя, чтобы иметь возможность превратиться в человека, приобрести человеческое тело.

Для древней китайской литературы характерно счастливое окончание повествований о русалках. Китайская легенда о русалке обычно начинается как грустная история, но имеет счастливый конец. В мифе «История белой змеи» красавицу Бай Сучжэнь, которая заключена в башне на протяжении многих лет, в конце концов спасает сын, и вся семья собирается вместе. Герои книги «История Лю И» (герой Лю И и девушка-дракон), пройдя множество испытаний, соединяются в счастливом в браке.

Русские мифы и легенды о русалке, как правило, заканчиваются трагедией. Обычно русалки завлекают людей своим пением, соблазняют своей красотой и затем умерщвляют их.

Аватара пользователя
Кэточка
Сообщения: 807
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 10:36 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Ритуалы, символы и знаки, всякая мантика

Re: Русалка в русской и китайской традиции

Непрочитанное сообщение Кэточка » Ср июл 04, 2018 10:16 pm





ЧАСТЬ 2.

5. Сходство образа / русалка» в русских и китайских мифах и легендах

Как уже было сказано выше, русалки в русских и китайских мифах и легендах схожи тем, что они представляются чаще всего красавицами с рыбьим хвостом. Кроме того, у них соблазнительный голос, длинные волосы, красивые лица и белая кожа. Добавим, что в контексте китайской истории и культуры «вода» и «змея» являются любовными символами, имеют символическое значение «физической любви» и «размножения» [Й^-Ж, 2008]. Поэтому русалкам как водным мифологическим персонажам приписывается способность зазывать и соблазнять мужчин.

В русском фольклоре русалки предстают в разных, часто противоположных образах — маленьких девочек в красных платьицах; красивых девушек с длинными зелеными, черными или русыми волосами и голубыми глазами, поющих восхитительные песни; или безобразных старух; иногда это существа с гусиными перепончатыми лапами или с раздвоенным рыбьим хвостом [Зуева, 2003].

Образ русалки амбивалентен, в ней соединяется добро и зло. В китайской традиции подчеркиваются положительные черты образа, в русской — негативные. С одной стороны, русалка — символ опасности и соблазна: этот фольклорный персонаж зазывает людей в воду (обычно мужчин и женщин), обрекая на верную смерть. С другой стороны, в мифах и легендах русалки добры и нежны, им приписываются устремления к искренней любви и лучшей жизни.

Китайская легенда «История Белой змеи» является одной из четырёх китайских народных легенд, ее идейное содержание глубоко уходит корнями в китайскую народную культуру. Образ белой змеи (Бай Сучжэнь) — прекрасной женщины — сменил образ хладнокровного жестокого «злого духа», поедавшего сердце и лёгкие мужчин. Это изменение связано с формированием норм традиционной морали, хотя внутренние противоречия еще не вполне устранены, отсюда характерная для легенд о русалках двойственность: жизнь и смерть, любовь и ненависть, красота и уродство, добро и зло 2007].

В русских мифах и легендах тоже имеет место двойственность образа. С одной стороны, русалки могут защитить зерновые культуры, способствуют росту и урожаю сельскохозяйственных культур. С другой стороны, если люди нарушают запреты (нельзя работать по праздникам), русалки могут насылать на них стихийные бедствия, губить урожай засухой и т. д. В русской мифологии находим поверье, что пение русалки может вызвать бурю, затуманить сознание путешествующим по морю и привести их к гибели. Но вместе с тем русалки, по легенде, умеют предсказывать будущее и поют не для того, чтобы заманивать корабли к берегу, поближе к опасным мелям, но для того, чтобы предупредить о шторме [Аникина, 1985].




Согласно русским мифам и легендам, в русалочью неделю русалки бродят по лесам и полям. В прежней, земной, жизни они были доведены до гибели людьми, поэтому они стараются отомстить им. Горе тому, кто встретится с русалкой в это время: они защекочут свою жертву до смерти или заманят с собой в воду [Жирнова].

Амбивалентность образа русалки объясняет двойственное отношение к ней. С одной стороны, с древних времен люди очень интересуются водными обитателями, с другой — их боятся. Так, в китайской легенде говорится, что муж Белой Змеи (Сюй Сянь), увидев её настоящее тело, был напуган до смерти, это отражает биологический страх человека по отношению к змеям, рыбам и другим подводным обитателям.

С другой стороны, отношение человека к морю, реке и водным обитателям обусловлено тем, что урожай зависит от благосклонности водных духов, а продукты водного промысла являются важным источником богатства прибрежных областей. Отсюда символика богатства в образе русалки. Например, Чжан Хуа написана история о том, что слезы русалочьего племени превращаются в жемчуг, чтобы выразить благодарность; в книге «Записки о необычайном» говорится, что русалочье племя ткало, чтобы отплатить людям за помощь. Согласно русской мифологии, русалки иногда помогали людям, спасали утопающих.

6. Различие образ / русалка» в китайских и русских мифах и легендах

На трактовки образа русалки в китайской традиции влияют и традиционные религии. Так, буддизм занимал важное место в идеологии китайского общества. Отсюда идея воздаяния за доброе дело — спасение русалки в беде. Это совпадает с буддийской идеей кармы. Идея кармы, воздаяния также участвуют в формировании счастливой развязки мифа, о чем уже говорилось выше. Другая религиозная система, даосизм, оказала влияние на легендарный роман Ли Чаовэй «История Лю И». Бедный ученый Лю И встретил девушку-дракона и помог ей передать письмо, благодаря этому он был приглашён в царство царя драконов. Отец девушки-дракона пожелал, чтобы его дочь вышла замуж за Лю И, однако он отказался, страшась дракона, но, увидев ее в образе человека, он раскаялся и согласился. Девушка-дракон вышла замуж за Лю И из благодарности. Лю И стал бессмертным. Считается, что сочетание с небожителем по сравнению с самосовершенствованием является кратчайшим путем к бессмертию. После того, как Лю И стал бессмертным, он подарил младшему двоюродному брату пятьдесят пилюль эликсира бессмертия, чтобы помочь ему стать бессмертным.

Влияние языческой традиции на образ русалки в русских легендах и мифах можно увидеть в следующем. Растрепанные волосы — зеленый цвет. Растрепанные волосы русалки говорят об их низком статусе в прошлых жизнях, а их цвет символизирует их принадлежность миру природы [^Й^, 2009]. Одежда/нагота. Языческие боги низкого уровня, как правило, были нагими, их тело было покрыто волосами, чешуйками или листами. Русалки тоже принадлежат иной действительности. Двойственность. Языческие боги низкого уровня, по сравнению с богами высшего уровня, не являются настоящими богами. Они сохраняют характеристики оборотня, обладают переменной двойственностью; русалка не является исключением. «Если вы вызываете их гнев, обижаете их, они будут мстить и становятся врагами человека; если угождают им, умоляют их и подносят им жертвенные дары, то они станут хорошими дружелюбными и сострадательными и будут помогать людям, по крайней мере, не вредят другим» [^Й^, 2009, с. 1087]. Для того, чтобы получить ответ на просьбу человека или избавиться от пыток злого духа, нужно задобрить русалку, этому придается особое значение в похоронных обрядах и ритуалах. Например, в русалочью неделю деревенские девушки непременно ходят завивать березки, чтобы водяниц задобрить: связывают разноцветными лентами берёзовые ветви, на которых они так любят качаться. Люди должны соблюдать определенные правила: не работать во время праздника, не тереть плиту и стены избы, не рубить деревья в лесу и т.д.; для русалок готовят ужин, кладут одежду вокруг дома. [НМ^Х 1995, С. 337—339].

7. Заключение
В данной работе представлены результаты сопоставительного анализа русских и китайских мифов и легенд о русалке. Компаративный анализ показывает, что различий в русских и китайских мифологических текстах о русалке больше, чем сходства. Они объясняются религиозными, социокультурными факторами, разностью менталитетов и в целом цивилизационными особенностями двух культур — Китая и России.

© Чжоу Яньянь (2017), Северо-Восточный педагогический университет ( г. Чанчунь, Китай)

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость