Велес (Волос)

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4896
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Велес (Волос)

Непрочитанное сообщение Цила » Вс окт 28, 2018 8:43 am


ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О ВЕЛЕСЕ


"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" (XII в.):
"...чи ли въспѣти было, вѣщеи Бояне, Велесовь внуче.";
"ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ" (русский список XII в.):
"Сии суть, иже не вѣроваша во Отца и Сына и Святаго Духа, но забыша Бога и вѣроваша юже ны бѣ тварь Богъ на работу сотворилъ, того они все боги прозваша: солнце и мѣсяць, землю и воду, и звѣри и гади, то святѣи человѣкы, камени ту устроя, Трояна, Хърса, Велеса, Перуна, но быша обратиша бѣсомъ злымъ и вѣроваша, и доселѣ мракомъ злымъ содержими суть...";

"ЖИТИЕ АВРААМИЯ РОСТОВСКОГО" (XV в.):
"Видев же преподобный ту близ прелесть идольскую сущу, в нечестивых душах единаче растущу, не убо бе еще прияли святое крещение, но Чюцкий конец бяше, и покланяхуся идолу Велесу каменну, омрачени бо сердца их деянием бесовским...".


ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О ВОЛОСЕ
ПВЛ разных списков:
"В лето 6415 (907)... Цари же Леон с Александром мир сотворили с Олегом, дали дань и клятву принес¬ли между собой, поцеловав крест, а Олега — приведя к присяге и мужей его по русскому закону: клялись оружием своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом, и утвердили мир.";
В лето 6479 (971)...Как клялся я царям греческим и со мной бояре и Русь вся, да сохраним правый договор; если же, из тех самых прежде указанных, не сохраним, я и (те, что) со мной и подо мной, да имеем клятву от Бога, в которого веруем, в Перуна и в Волоса, скотьего бога, да будем золоты, как золото, и своим оружием да иссечены будем.".
СЛОВО СВ. ГРИГОРИЯ, РАСКРЫТОЕ В ТОЛКОВАНИЯХ, О ТОМ, КАК, СПЕРВА ЯЗЫЧНИКАМИ БУДУЧИ, НАРОДЫ КЛАНЯЛИСЬ ИДОЛАМ И ТРЕБЫ ИМ КЛАЛИ, ТО И НЫНЕ ТВОРЯТ (XI — XII вв., список XV в.):
"А другие под овином и в хлевах скотских молятся, как язычники..., и скотному богу, и попутнику, и лесному богу...".
СЛОВО НЕКОЕГО ХРИСТОЛЮБЦА И РЕВНИТЕЛЯ ПО ПРАВОЙ ВЕРЕ (XI в.):
"Не подобает христианам игр бесовских играть, которые суть плясание, музыка, песни бесовские и жерт¬ва идольская, когда молятся под овином огню, и вилам, и Мокоши, и Симу, и Реглу, и Перуну, и Волосу, скотьему богу, и Роду и Рожаницам, и всем тем, которые им подобны.".
ЖИТИЕ БЛАЖЕНАГО ВОЛОДИМИРА (список XV в.):
"А самъ, в Киевъ вшедъ, повеле испроврещи и избити кумиры, овы исъсещи, а иныя ижжещи, а Волоса идола, его же именоваху скотья бога, веле в Почаину реку въврещи...".
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
"СКОТ" (цит. по: Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т.3. - СПб., 1912.):
- скотина, домашнее животное (преимущественно из рогатого скота);
- имущество;
- деньги.

ВОЗМОЖНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ ИМЕНИ "ВЕЛЕС/ВОЛОС"
Праславянский корень *vel-//*vol- восходит к индоевропейскому корню *ṷеl- ‘желать, хотеть; выбирать, предпочитать’, ‘давить, напирать’. Эта семантика является первичной. Индоевропейский корень *ṷеl-//*ṷal- реконструируется со значением ‘иметь силу’, ‘быть сильным’. Значение корня ‘иметь силу’, ‘быть сильным’ (отраженное в производных от праславянского корня *vold- (владеть, власть, владыка)) метонимически тесно связано с исходным ‘давить, напирать’, сравн. о.-с. * daviti ‘душить, умерщвлять’, совр. давить ‘налегать тяжестью’, ‘стискивать, сжимать’, ‘душить’, ‘надавливая, ломать’ и др., т. е. применять силу). Модальное семантическое направление ‘желать, хотеть’ является основным, так как оно характерно для праслав. корня, имевшего исходную форму *vel-//*vol- без распространителя в виде детерминатива, а активное, целенаправленное физическое воздействие (сравн. *ṷal- ‘напирать, давить’), без сомнения, обусловлено ярко выраженным, превалирующим желанием (стремлением) добиться чего-либо. Диффузность (синкретичность) индоевропейского корня обусловила широкую сеть производных...
Семантическая специфика корня *vel-//*vol-, связанная с проявлением желания, послужила источником формирования модальных направлений семантики корня. В этимологическом гнезде формируются следующие модальные значения: ‘желать’, ‘приказывать’ и ‘принуждать’. Значения ‘приказывать’ и ‘принуждать’ обнаруживают метонимическую связь с ‘желать’, отражая один из способов удовлетворения желания.
Источник: Ю.С. Иванчикова. Модальные семантические реализации корня *vel-//*vol- (на материале русского языка) // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, № 4 (97), 2016.


"ВЕЛЕС/ВОЛОС" В ЭТНОГРАФИИ
- "Веле́съ м. ряз. повелитель, распорядитель.
Во́лосъ м. ряз. власть." (цит. по: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том 1., М.—СПб., 1880.);
- "богъ Валосько" (цит. по: Каянова жъунка // Гринченко Б. Д. Изъ устъ народа. Малорусскіе рассказы, сказки и пр. — Черниговъ, 1901.);
- "В Слонимском уезде Гродненской губернии в четверг на масленой неделе отмечали праздник “Волося” или “Волосье”.
Праздник “Волосся”, отмечаемый в Витебской губернии в Васильев день (28 февраля)." (цит. по: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). - М., 1982. );
- "В праздник Св. Власия, 11 февраля, существует в Новгородской губернии обычай приносить в церковь свежее коровье масло, и это масло называется волосное или волотное." (цит. по: Шеппинг Д.О. Русская народность в ее поверьях, обрядах и сказках. - М., 1862.);
- "В южной России, по рассказам отца Сабинина, перед жнитвою старухи завивали бороду Волосу. Собрав горсть колосьев, не вырывая жито из корня, они завивали их между собою и завязывали в узел. Борода Волосова жницами оставлялась неприкосновенною." (цит по: И.П. Сахаров. Сказания русского народа. - С.-Пб., 1885.);
- "Медвежья лапа, носившая название «скотьего бога», вывешивалась еще в начале XX в. подмосковными крестьянами во дворах для охраны скота." (цит. по: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1980.);
- "Если хочет скота много держать, то медвежью голову пронеси сквозь скот на Иванов день до солнца и вкопай среди двора, и скот будет вестись." (цит. по: Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880. );
- "Волосень в поверьях Тамбовской губернии – дух неопределенного облика, он может отнять палец в наказание работающим (прядущим) под Новый год (волосень также означает «пряжа», «шерсть для пряжи»).
Волосатик, Волосатик - бог, Волосатый, Волосеник – нечистый дух; черт;
водяной; леший.
Волосатка – нечистая сила; дух в овине (женского пола).
«Смотри, у речки тебя волосатик поймает» (Тул.); «Волосатик бы тя взял, – кричат в ярости» (Волог.).
Волос, Волосень, Волосец – водяной червь волосатик (змеевец, змеевик,
проволочник); персонификация болезни. «Нет, все говорят, что у меня волосец, а не другое что» (Том.); «Ходит волос по реке» (Арх.)." (цит. по: Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. – СПб., 1995.).

"ВЕЛЕС/ВОЛОС" В ТОПОНИМАХ
ВОЛОСОВА улица – древняя улица в Великом Новгороде.
ВОЛОСОВО – село во Владимирской области.
ВОЛОСОВО – деревня в Нижегородской области, в низовьях реки Ока (Верхнее Поволжье).
ВОЛОСОВО – урочище в Бабаевском районе Вологодской области, находится на юго-востоке района, на краю болота Гладкая Чисть, южнее озера Большое, оно же Мёртвое.
ВОЛОСОВО - деревня в Великоустюгском районе Вологодской области.
ВОЛОСОВО - деревня в Устюженском районе Вологодской области.
ВОЛОСОВО – деревня в Никольском сельсовете Усть-Кубенского района Вологодской области, расположенная в 7 км к северу от озера Кубенское.
ВОЛОСОВО - город (с 1999 года) в России, административный центр Волосовского городского поселения и Волосовского района Ленинградской области.
ВОЛОСОВ Никольский монастырь, стоявший на возвышенности над рекою Каличкою, в 16 верстах от Владимира (ныне упраздненный). По преданию, сохранившемуся в народе, Николаевский монастырь воздвигнут был на месте уничтоженного языческого капища, посвященного богу Волосу.
ВОЛОСОВО - деревни в Рождественском на Вороном (Воронежском) погосте Обонежской пятины, в Михайловском, Ситенском, Локоцком и Шегринском погостах Деревской пятины, в Ждовлях, в Отоках, на реке Черемхе в Шелонской пятине, в погосте Никольский на Ворожбе и в погосте в Полянах Бежецкой пятины.
ВОЛОСОВА ГОРА - деревня в Ужинском погосте Деревской пятины.
ВОЛОСКОВО - деревня в Лужском районе Ленинградской области.
ВОЛОСКОВИЧИ - деревня в Лужском районе Ленинградской области.
ВЕЛЕСТО - село в Поречском уезде Смоленской губернии, распложенное на берегу большого, верст 6 длины, Велестовского озера.
ВЕЛЕСОВО РЕБРО – возвышенность в Ярославской губернии.
ВЕЛЕША - деревня в Ленинградской области.
ВЕЛЕША - урочище в низовьях Волхова неподалеку от Старой Ладоги.
ВЕЛЕШИ - деревня в Новгородской области в верховьях р. Луги.
ВЕЛИЩИ - деревня в Западнодвинском районе Тверской области.
ВЕЛЕСА - деревня в Западнодвинском районе Тверской области.
"Деревня БОЛЬШОЕ ВОЛОСЬКО и рядом урочище МАЛОЕ ВОЛОСЬКО (Федорковское с/п Парфинского р-на Новгородской обл.) идентифицируются с парой средневековых близлежащих деревень, называемых ВЕЛСКА / ВЕЛЬСКА: «в деревне в Велске»; «в деревне в Вельске» (Влажинский погост Деревской пятины. 1495 г.). Книга 1538/39 года в этой местности указывает деревню ВЕЛСКА - ВОЛОСКА - «в деревне в Велске Волоске»; починок ВЕЛСКОЙ и починок БОР ВОЛОСКОЙ; Бор Волоско (1560/61 г.); в межевых материалах конца XVIII века по Крестецкому уезду встречаются деревни ВОЛОСКА, или ВОЛОСНА, и ВОЛОСКА, или ВОЛОСНА МАЛАЯ. Неподалеку, восточнее, .указана деревня ВЕЛЬЕ (1495 г.)".
Источники:
Виноградов А.В. МИКРО- И МАКРОТОПОНИМИКА НА МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ // Научное обозрение. Биологические науки. – 2017. – № 2.
Б. Михайлов. Тайны Русского Севера (языческие топонимы Вологодчины).
Н.М. Гальковский БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С ОСТАТКАМИ ЯЗЫЧЕСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Т.1, Харьков.,1916.
Фаминцын А.С. Божества древних славян. - С.-Пб., 1884.
Ишутин А.А. Восточнославянские боги и их имена.
В.Л. Васильев, Н.Н. Вихрова. Велес/Волос в топонимии Новгородской земли // Русская речь. - 2012. - № 6.

АНТРОПОНИМ "ВОЛОС"
Источники свидетельствуют о сугубо новгородской принадлежности антропонима Волос, его популярности на территории Новгородской земли в XI-XIV веках, а на путях северо-восточной новгородской колонизации - вплоть до конца XV века и позже, в XVI веке:
Волосъ Блудкиничь, новгородец, 1230;
Волосъ, игумен Антониевского монастыря в Новгороде, 1187;
Волосъ, купец, 1338;
Волосъ Озимковичь, крестьянин, 1506;
Волосъ, крестьянин, 1516;
Волосъ, священник, 1565;
Волосъ Филиповичь, крестьянин, 1565;
Волосъ, крестьянин или мещанин, 1568;
Волосъ Ивановичь, из Холма, 1583;
Васко Волосъ, крестьянин, 1585;
Нестеръ Волосъ, крестьянин, 1601;
Гришко Волосовъ Кий, крестьянин, 1598;
Сбышка Волосовичь, новгородец, 1194;
Онанья Волосовъ, послух, XV в.;
Демидъ Волосовъ, послух, XV в.;
Насонъ Волосовъ; послух, XV в.
Источники:
В.Л. Васильев, Н.Н. Вихрова. Велес/Волос в топонимии Новгородской земли // Русская речь. - 2012. - № 6;
Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен. СПб., 1903.


Грамота 604
Раскоп Троицкий, усадьба «А - Е»
Условная дата: 1160–1180, cтратиграфическая дата: 60-е – 70-е гг. XII в.
Фрагмент письма от Петрока к Волосу


"ВЕЛЕС/ВОЛОС" В ГИДРОНИМАХ
ВОЛОС СЕВЕРНЫЙ – озеро в Витебской области Белоруссии.
ВОЛОСНИКОВКА – река в бассейне реки Свияга в Ульяновской области России.
ВОЛОСНИЦА – река в республике Коми, приток Печоры (Россия, Урал).
ВОЛОШНЯ – река в Московской области России.
ВЕЛЕСА – река в Тверской области России.
ВЕЛЕСТО (ВЕЛИСТО) - озеро в Смоленской области России.


ФУНКЦИИ ВЕЛЕСА/ВОЛОСА
В древнерусских письменных памятниках наряду с общеславянской формой Велесъ (Veles) встречается также имя «Волосъ». В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой Велес — общеславянский бог, на Руси называвшийся также Волос.
Суммируя сведения о Велесе, можно выделить несколько функций восточнославянского Велеса — Волоса:
Прежде всего, Велес — «скотий бог». Слово «скот» означало в древнерусском языке домашних животных, преимущественно крупный рогатый скот, и одновременно — имущество, деньги, богатство.
Велес был также божеством растительного плодородия, о чем свидетельствует обряд «завивания бороды» Велесу: в дар ему оставляли на поле несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, «завивая» и украшая их .
Одну из функций Велеса выводят из текста СОПИ, где Боян именуется «Велесовым внуком». Наиболее распространено мнение, что Велес выступает покровителем певцов, источником вдохновения. По мнению И.В. Сребрянского, эпитет Бояна — «вещий» указывает на то, что Велес был «обладателем дара ведать жизнь в ее таинственном бытии». Р.О. Якобсон также предполагал, что в основу связи Бояна и Велеса положено искусство предсказания, предвидения. В.В. Иванов и В.Н. Топоров считают, что название Бояна «Велесовым внуком» в СОПИ отражает древнюю связь культа Велеса с обрядовыми песнями и поэзией.
Источник: Л.В. Соколова. Велес // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": Т. 1. А—В. — 1995.

Автор: В. Карнач
Источник https://vk.com/@pokonroda-velesvolos
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя