Об облике бесовском (славянские мифологические представления)
Добавлено: Сб мар 31, 2018 6:50 pm
Существует обширная литература, посвященная изучению народной демонологии славян. Это статьи, монографии, словари [см.: Черепанова 1983; 2005: 83-156; Толстой 1995: 245-286; Новичкова 1995; Виноградова 2000; Левкиевская 2005; Славянские древности 1995-2009 и др.]. Однако каждое следующее исследование, масштабное или не очень, выполненное с учетом фактов различных славянских языков или на локальном материале, вносит свой вклад в общую картину славянских мифологических воззрений.
В настоящей статье речь пойдет об облике и названиях только одной разновидности славянских мифологических персонажей - пермском региональном варианте духов, вселяющихся в человека. В качестве материала в статье использованы данные электронной картотеки «Словаря мифологической и магической лексики Пермского края», составляемого И.И.Русиновой, О.И.Васневой, А.В.Черных, К.Э.Шумовым на основе полевых материалов авторов и опубликованных источников по этнографии и фольклору Пермского региона.
В «Русском демонологическом словаре» Т.А.Новичковой нет специальной статьи, посвященной этому персонажу низшей мифологии. Его описание подается в статьях «бес», «черт», в которых нерасчлененно обозначены черты персонажа зла высшего ранга христианской традиции, черты нечистой злой силы (духов пространств), черты духов, выступающих в качестве помощников колдуна и вселяемых им в человека [Новичкова 1995:45-57; 577-614].
Однако другие исследователи отмечают разницу этих персонажей: «Поверья о вселении злого духа в человека представляют особый интерес для изучения такой категории мифических существ, которые не могут быть охарактеризованы как тип персонажей, имеющих четко закрепленный за ними круг индивидуальных признаков. Это скорее некое множество слабо персонифицированных мелких духов неясного облика и происхождения с единственной достаточно выразительной функцией проникать во внутренности человека, вызывая тем самым разного рода недуги. И хотя по признаку номинации они соотносятся с чертом, бесом, все же явственно обнаруживается ряд особенностей, позволяющих рассматривать группу «вселяющихся» духов как особую категорию нечистой силы» [Виноградова 2000: 290-291].
Этой же точки зрения придерживается и О.А.Черепанова, показавшая в своих работах, основанных на анализе древних русских письменных памятников и текстов севернорусских быличек, что «в древних текстах бесы выполняют две (выделено нами. - И.Р.) основные мифологические функции - беса-мучителя, вселяющегося в человека в виде разного рода болезней и недугов, и беса-искусителя, вводящего слабого духом человека во грех. Первая функция является дохристианской и отражает отмеченные в широком межэтническом ареале мифологические
представления о причинах болезней в виде вредоносных существ, попадающих в организм человека. Поверья эти сохранились до Х1Х-ХХ столетий в традиционных народных верованиях различных народов, в том числе и у русских. Вторая является собственно христианской и связана с морально-этическими постулатами, существенно важными в христианстве [Черепанова 2005: 96].
На Русском Севере, по данным О.А.Черепановой, мифология маленьких существ бесовского происхождения, выступающих как помощники колдуна, представлена весьма широко. Обращение к пермским материалам подтверждает это положение, показывая устойчивость данных мифологических представлений: в быличках постоянно подчеркивается мотив наличия в услужении у колдуна бесов (чертей), которых он «садит» на людей, вызывая у них разного рода заболевания:
*У колдуньи черти есть. Рукой в кружку махнёт - чертей может посадить. Чертей выкашливать нужно (Купчик Черд.).
*Колдуны бисей имеют. Им каждому выдают по тринадцать штук. Колдун их хранит (Поло-водово Солик).
О.А.Черепанова пишет о том, что рассказы об этих существах составляют целый класс были-чек. Эти существа нередко выступают в антропоморфном виде, но наиболее часто эти бесенята имеют зооморфный облик. Из животных тварей упоминаются кошка, маленькие собачки; из земноводных - ящерица, лягушка; из насекомых -мухи, жуки, жужики, медуницы [Черепанова 2005 160-161].
Материалы, записанные на территории Пермского края, дополняют этот образный ряд. Из зооморфной группы можно отметить следующие виды живых существ, не вошедших в список О.А. Черепановой (полужирным курсивом поданы формы слов, зафиксированные в текстах быличек):
• животные -
-заяц (зайчики) - пример ниже;
-мышь (мыши, мышки, мышата):
А ещё ведь черти-то в виде мышей бывают. Всяки мыши есь тоже. Вот парень один пошёл нам показывать, в голбец спустился, открыл, а мыши-то побежали. Мать-то с поля прилетела, отлупила его (Мысы Усол.).
-У нас был один старик, у его биси жили в корчаге, в углу она стояла. Сосед у нас раз к ему пришёл за чем-то. И подошёл, поглядел через плечо. Видит: в корчаге что-то шевелится. Насчитал тринадцать мышек, бесову дюжину (Половодово Солик);
-крыса (крысы): В Шварёвой колдун был, у него черти-то крысами (Мысы Усол.);
-кошка (котята, котятки): А вот эта Катя, ихняя дочь, всех девчонок собрала и говорит: «Пойдёмте, девчонки, пойдёмте, у нас у тяти, он держит котяток маленьких». Раньше, знаете, из бересты делали большие туески. «В туеске у нас, - говорит, - тятя в туеске держит маленьких котят. Так они там пишшат. Ну пойдёмте, посмотримте» (Вильва Солик.);
• птицы -
-цыпленок (цыплята, цыплятки): Черти в голбце в виде цыплят, во хлеву. Хозяин их кормит (Городище Солик.);
-воробей (воробушки): Черти кажутся где-ко в голбце есть, да как воробушки есть. Его куды-ко садят, этого воробушка. Слыхала, что их кормить надо (М. Долды Черд);
-гусь (гуси) Иногда в гусей, жаб черти кажутся (М. Долды Черд.);
• пресмыкающиеся -
-змея (змеи): Колдун был в Городище. У него был туесок, в нём он держал то ли змей, то ли червей. Он, говорили, их сушил, делал из них муку и подсыпал людям - в питьё, в еду. И потом человека душить начинало. Врачи даже помочь не могли, и только знающие бабушки (Пожва Юсь-вин.);
• насекомые -
-м о ш к а (мошки, казарки): Каки-то казарки, слыхала я, есть. Казарки - это вроде как мошки. Их много так, хоть руками сметай, хоть греби в кучу. Враги же это, черти. А колдуны их распространяют (Лекмартово Черд.);
-оса (осы, козютки): Жена у него [колдуна] пошла в сарай, заходит, а там много ос ползает. Она приходит к мужу и спрашивает: «Что это у тебя там осы какие-то?» А он спрашивает: «А что, они тебя кусали?» Дак она потом от него ушла (М.Долды Черд.);
У нас в деревне была старушка одна. Про её говорили, что она колдунья, что она знает, что у неё есть такие насекомые. У неё было две маленьких внучки. Сидим мы, значит, с подругой Катей на поляночке под черёмухой, играем с внучками. Играли, и вдруг, до сих пор это я так внятно помню, вдруг стала куча ос. А тут они, главно, никуда не летят, а вот так вот, как мураши, друг на дружку лезут. Ну, как мураши на муравьище. Старуха нам и говорит: «Девки, топчите их, топчите». Я Кате шёпотом говорю: «Это у неё козютки». У матерей-то слыхали, что она колдунья. (В. Кондас Усол.);
- таракан (тараканы, тараканье): Вот когда-то раньше работников держали. Одна-то работница была у колдуна. Они в город поехали и
сказали ей: «Пол мети, а в туесок, что в углу стоит, не заглядывай». Они ушли, а она, конечно, заглянула. Открыла туесок - а там полно тараканья. [Кто это был?] Да биси (Черд.);
- бабочка (бабочки): Черти под вид бабочек. Всякий колдун их по-разному хранит. Маша рассказывала: у одного мужика в подвале многомного бабочек. (М.Долды Черд.);
- паут (пауты): Который маму испортил, Илья Николаич, у него жена была. Он, когда стал умирать, никак не мог умереть. У него всё это колдовство нужно принять кому-то. Он никак, мучается, мучается, никак не может [умереть]. А вот это всё колдовство вышло на окна, раму всю облепили, вот как пауты большие летают летом (Вильва Солик.).
Данные пермских быличек свидетельствуют о следующем: бесы могут принимать и другой (не антропоморфный или зооморфный) облик - вид предметов, не имеющих высокой хозяйственной ценности:
- булавка (булавки): Да всякими икотки кажутся: птичками, булавками всякими. Хто-ко где-ко увидит дак, всяким кажется (Пянтег Черд.);
- стеклышко (стеклышки): А ещё у одного тракториста были в гостях две девочки маленькие. В голбце нашли они банку со стёклышками. Не знают же, что это биси (М. Долды Черд.);
- рыбья чешуя: Был злостный колдун. У него дочь была Катя. У него туесок был. И вот Катя говорит подругам: «Пойдёмте, у нас у тяти в голбце маленькие котята пишшат». Им-то родным-то они котятами маленькими казались. Отец с матерью в это время в лесу были. Достали они туесок, а в нём не котята, а рыбья чешуя, пишшыт и пишшыт. Хотели достать её. Только подносят кверху, а она опять вниз падает, они её достать-то не могут. Вот какая нечистая сила, не могли не одну чешуенку достать (Вильва Солик.).
Иногда описание того или иного облика бесов бывает очень выразительным, например:
Две девочки пришли к одной женщине. Пришли, а она лук из одной корзины в другую пересыпает. Выбежали тараканы. Один забежал девчонке в бок, а другой - другой девчонке в живот. У первой девчонки на боку чирей выскочил, а таракан оттуда усам шевелит (Чердынь).
Отношение простых людей к бесам двоякое: с одной стороны, как причина болезней и психических расстройств (в частности кликушества) бесы вызывают живое неприятие и даже отвращение. Об этом говорит набор образов-воплощений данного персонажа (жуки, лягушки, мыши, черви, непонятные существа с множеством глаз и лап и пр.); с другой стороны, они похожи на что-то (или кого-то) вроде домашних животных. Чертей, как маленьких детей или детенышей животных, колдуны носят с собой; держат в подполе (голбце), дворе или хлеву и кормят:
Носят колдуны бисей с собой. Их в сумку ли куда складут (Талица Черд.).
Колдуны-то, те чертей кормят. Я ещё маленькая была, с ребятами в окно подглядывала. Налепят они много пельменей, и отец их, Трофимов, перву тарелку покладёт и в голбец несёт. А зачем их туды нести, как не чертям? (Лимеж Черд.).
Ирина Ивановна Русинова
Продолжение будет.
В настоящей статье речь пойдет об облике и названиях только одной разновидности славянских мифологических персонажей - пермском региональном варианте духов, вселяющихся в человека. В качестве материала в статье использованы данные электронной картотеки «Словаря мифологической и магической лексики Пермского края», составляемого И.И.Русиновой, О.И.Васневой, А.В.Черных, К.Э.Шумовым на основе полевых материалов авторов и опубликованных источников по этнографии и фольклору Пермского региона.
В «Русском демонологическом словаре» Т.А.Новичковой нет специальной статьи, посвященной этому персонажу низшей мифологии. Его описание подается в статьях «бес», «черт», в которых нерасчлененно обозначены черты персонажа зла высшего ранга христианской традиции, черты нечистой злой силы (духов пространств), черты духов, выступающих в качестве помощников колдуна и вселяемых им в человека [Новичкова 1995:45-57; 577-614].
Однако другие исследователи отмечают разницу этих персонажей: «Поверья о вселении злого духа в человека представляют особый интерес для изучения такой категории мифических существ, которые не могут быть охарактеризованы как тип персонажей, имеющих четко закрепленный за ними круг индивидуальных признаков. Это скорее некое множество слабо персонифицированных мелких духов неясного облика и происхождения с единственной достаточно выразительной функцией проникать во внутренности человека, вызывая тем самым разного рода недуги. И хотя по признаку номинации они соотносятся с чертом, бесом, все же явственно обнаруживается ряд особенностей, позволяющих рассматривать группу «вселяющихся» духов как особую категорию нечистой силы» [Виноградова 2000: 290-291].
Этой же точки зрения придерживается и О.А.Черепанова, показавшая в своих работах, основанных на анализе древних русских письменных памятников и текстов севернорусских быличек, что «в древних текстах бесы выполняют две (выделено нами. - И.Р.) основные мифологические функции - беса-мучителя, вселяющегося в человека в виде разного рода болезней и недугов, и беса-искусителя, вводящего слабого духом человека во грех. Первая функция является дохристианской и отражает отмеченные в широком межэтническом ареале мифологические
представления о причинах болезней в виде вредоносных существ, попадающих в организм человека. Поверья эти сохранились до Х1Х-ХХ столетий в традиционных народных верованиях различных народов, в том числе и у русских. Вторая является собственно христианской и связана с морально-этическими постулатами, существенно важными в христианстве [Черепанова 2005: 96].
На Русском Севере, по данным О.А.Черепановой, мифология маленьких существ бесовского происхождения, выступающих как помощники колдуна, представлена весьма широко. Обращение к пермским материалам подтверждает это положение, показывая устойчивость данных мифологических представлений: в быличках постоянно подчеркивается мотив наличия в услужении у колдуна бесов (чертей), которых он «садит» на людей, вызывая у них разного рода заболевания:
*У колдуньи черти есть. Рукой в кружку махнёт - чертей может посадить. Чертей выкашливать нужно (Купчик Черд.).
*Колдуны бисей имеют. Им каждому выдают по тринадцать штук. Колдун их хранит (Поло-водово Солик).
О.А.Черепанова пишет о том, что рассказы об этих существах составляют целый класс были-чек. Эти существа нередко выступают в антропоморфном виде, но наиболее часто эти бесенята имеют зооморфный облик. Из животных тварей упоминаются кошка, маленькие собачки; из земноводных - ящерица, лягушка; из насекомых -мухи, жуки, жужики, медуницы [Черепанова 2005 160-161].
Материалы, записанные на территории Пермского края, дополняют этот образный ряд. Из зооморфной группы можно отметить следующие виды живых существ, не вошедших в список О.А. Черепановой (полужирным курсивом поданы формы слов, зафиксированные в текстах быличек):
• животные -
-заяц (зайчики) - пример ниже;
-мышь (мыши, мышки, мышата):
А ещё ведь черти-то в виде мышей бывают. Всяки мыши есь тоже. Вот парень один пошёл нам показывать, в голбец спустился, открыл, а мыши-то побежали. Мать-то с поля прилетела, отлупила его (Мысы Усол.).
-У нас был один старик, у его биси жили в корчаге, в углу она стояла. Сосед у нас раз к ему пришёл за чем-то. И подошёл, поглядел через плечо. Видит: в корчаге что-то шевелится. Насчитал тринадцать мышек, бесову дюжину (Половодово Солик);
-крыса (крысы): В Шварёвой колдун был, у него черти-то крысами (Мысы Усол.);
-кошка (котята, котятки): А вот эта Катя, ихняя дочь, всех девчонок собрала и говорит: «Пойдёмте, девчонки, пойдёмте, у нас у тяти, он держит котяток маленьких». Раньше, знаете, из бересты делали большие туески. «В туеске у нас, - говорит, - тятя в туеске держит маленьких котят. Так они там пишшат. Ну пойдёмте, посмотримте» (Вильва Солик.);
• птицы -
-цыпленок (цыплята, цыплятки): Черти в голбце в виде цыплят, во хлеву. Хозяин их кормит (Городище Солик.);
-воробей (воробушки): Черти кажутся где-ко в голбце есть, да как воробушки есть. Его куды-ко садят, этого воробушка. Слыхала, что их кормить надо (М. Долды Черд);
-гусь (гуси) Иногда в гусей, жаб черти кажутся (М. Долды Черд.);
• пресмыкающиеся -
-змея (змеи): Колдун был в Городище. У него был туесок, в нём он держал то ли змей, то ли червей. Он, говорили, их сушил, делал из них муку и подсыпал людям - в питьё, в еду. И потом человека душить начинало. Врачи даже помочь не могли, и только знающие бабушки (Пожва Юсь-вин.);
• насекомые -
-м о ш к а (мошки, казарки): Каки-то казарки, слыхала я, есть. Казарки - это вроде как мошки. Их много так, хоть руками сметай, хоть греби в кучу. Враги же это, черти. А колдуны их распространяют (Лекмартово Черд.);
-оса (осы, козютки): Жена у него [колдуна] пошла в сарай, заходит, а там много ос ползает. Она приходит к мужу и спрашивает: «Что это у тебя там осы какие-то?» А он спрашивает: «А что, они тебя кусали?» Дак она потом от него ушла (М.Долды Черд.);
У нас в деревне была старушка одна. Про её говорили, что она колдунья, что она знает, что у неё есть такие насекомые. У неё было две маленьких внучки. Сидим мы, значит, с подругой Катей на поляночке под черёмухой, играем с внучками. Играли, и вдруг, до сих пор это я так внятно помню, вдруг стала куча ос. А тут они, главно, никуда не летят, а вот так вот, как мураши, друг на дружку лезут. Ну, как мураши на муравьище. Старуха нам и говорит: «Девки, топчите их, топчите». Я Кате шёпотом говорю: «Это у неё козютки». У матерей-то слыхали, что она колдунья. (В. Кондас Усол.);
- таракан (тараканы, тараканье): Вот когда-то раньше работников держали. Одна-то работница была у колдуна. Они в город поехали и
сказали ей: «Пол мети, а в туесок, что в углу стоит, не заглядывай». Они ушли, а она, конечно, заглянула. Открыла туесок - а там полно тараканья. [Кто это был?] Да биси (Черд.);
- бабочка (бабочки): Черти под вид бабочек. Всякий колдун их по-разному хранит. Маша рассказывала: у одного мужика в подвале многомного бабочек. (М.Долды Черд.);
- паут (пауты): Который маму испортил, Илья Николаич, у него жена была. Он, когда стал умирать, никак не мог умереть. У него всё это колдовство нужно принять кому-то. Он никак, мучается, мучается, никак не может [умереть]. А вот это всё колдовство вышло на окна, раму всю облепили, вот как пауты большие летают летом (Вильва Солик.).
Данные пермских быличек свидетельствуют о следующем: бесы могут принимать и другой (не антропоморфный или зооморфный) облик - вид предметов, не имеющих высокой хозяйственной ценности:
- булавка (булавки): Да всякими икотки кажутся: птичками, булавками всякими. Хто-ко где-ко увидит дак, всяким кажется (Пянтег Черд.);
- стеклышко (стеклышки): А ещё у одного тракториста были в гостях две девочки маленькие. В голбце нашли они банку со стёклышками. Не знают же, что это биси (М. Долды Черд.);
- рыбья чешуя: Был злостный колдун. У него дочь была Катя. У него туесок был. И вот Катя говорит подругам: «Пойдёмте, у нас у тяти в голбце маленькие котята пишшат». Им-то родным-то они котятами маленькими казались. Отец с матерью в это время в лесу были. Достали они туесок, а в нём не котята, а рыбья чешуя, пишшыт и пишшыт. Хотели достать её. Только подносят кверху, а она опять вниз падает, они её достать-то не могут. Вот какая нечистая сила, не могли не одну чешуенку достать (Вильва Солик.).
Иногда описание того или иного облика бесов бывает очень выразительным, например:
Две девочки пришли к одной женщине. Пришли, а она лук из одной корзины в другую пересыпает. Выбежали тараканы. Один забежал девчонке в бок, а другой - другой девчонке в живот. У первой девчонки на боку чирей выскочил, а таракан оттуда усам шевелит (Чердынь).
Отношение простых людей к бесам двоякое: с одной стороны, как причина болезней и психических расстройств (в частности кликушества) бесы вызывают живое неприятие и даже отвращение. Об этом говорит набор образов-воплощений данного персонажа (жуки, лягушки, мыши, черви, непонятные существа с множеством глаз и лап и пр.); с другой стороны, они похожи на что-то (или кого-то) вроде домашних животных. Чертей, как маленьких детей или детенышей животных, колдуны носят с собой; держат в подполе (голбце), дворе или хлеву и кормят:
Носят колдуны бисей с собой. Их в сумку ли куда складут (Талица Черд.).
Колдуны-то, те чертей кормят. Я ещё маленькая была, с ребятами в окно подглядывала. Налепят они много пельменей, и отец их, Трофимов, перву тарелку покладёт и в голбец несёт. А зачем их туды нести, как не чертям? (Лимеж Черд.).
Ирина Ивановна Русинова
Продолжение будет.