Серп и Корнукопия как атрибуты жатвы

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4896
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Серп и Корнукопия как атрибуты жатвы

Непрочитанное сообщение Цила » Вт сен 18, 2018 3:05 pm




© Shellir (Наталья Никольская)

Жатва, сбор урожая, разумеется, всегда была важнейшим временем в годовом круге с тех пор, как люди научились возделывать землю, выращивать и заготавливать еду впрок. Весь сельскохозяйственный цикл сопровождался ритуалами, призванными защитить и самих земледельцев, и землю, и ростки, и уже выросший урожай, причем как от магических, так и от физических опасностей, и у каждой из частей или фаз земледельческого цикла были свои атрибуты и свои символы.

Основными атрибутами времени жатвы можно считать два предмета: Серп Жнеца и Рог Иобилия, которые, одновременно, могут быть отнесены не только к жатвенным символам, но к лунным.
Рог Изобилия, Корнукопия (Сornu Сopiae), из которого неиссякаемым потоком сыплются спелые плоды щедрой осени, и золотое зерно, и монеты – это символ изобильного времени урожая, символ богатства и достатка. Этот рог принадлежал легендарной козе Амальтее, которая вскормила своим молоком младенца Зевса в то время, когда его мать, Рея, прятала его от отца, Кроноса. По легенде, Амальтея родила двух козлят в ту же минуту, когда Рея разродилась на Крите Зевсом, и Рея положила и своего божественного младенца вместе с козлятами к козьему вымени. Говорят, что Амальтея сама отдала Зевсу свой рог, а в руках божественного младенца он наполнился чудесной силой, и из него стало появляться всё, чего бы он только не пожелал. Когда-то само слово «Корнукопия» использовалось как метафора несжатого поля или полного плодов сада, но позже он стал восприниматься не только как вместилище пищи и земных плодов, а просто как символ богатства, и тогда из него могли сыпаться уже не только зерно и фрукты, но и золотые монеты.

Образ Корнукопии не уникален, у многих народов мы находим истории о чудесных сосудах, которые никогда не опустевают, в которых никогда не заканчивается та пища или питье, которую туда поместили, и из которого каждый может взять или зачерпнуть себе то, чего больше всего хотел бы съесть. Эти сосуды принадлежат, как правило древним божествам или существам потусторонним, могучим и обладающим властью над окружающим миром, над своим царством, причем божества эти могут как даровать жизнь вместе со священными плодами жизни, так и отбирать её, они одновременно хозяева жизни и смерти.

Серп, второй жатвенный символ, – это одно из древнейших орудий по уборке урожая, известное еще со времён неолита и сопровождающее человека с самых древних времён; сначала он появился как орудие для сбора дикорастущих трав и злаков, но именно его появление, как считают учёные, привело к переходу человеческих общих от собирательства и охоты к оседлости и земледелию, к появлению известных нам окультуренных форм злаков а, как следствие, к переходу от лунного календаря к солнечному, к изменению божественных пантеонов и самой человеческой культуры. Первые серпы были и похожи, и не похожи на наши современные: им уже была свойственна изогнутая форма, действительно удобная при срезке растений, но основа их была деревянной, а режущая часть собиралась из нескольких зубцов - острых осколков кремня, которые вставлялись в деревянную часть и закреплялись смолой, и только много позже серпы стали примерно такими, как мы их знаем – полоской металла на деревянной рукояти.

Серп, при такой долгой истории, стал атрибутом многих богов, причем, будучи, как и другие древние символы, предметом амбивалентным, связанным с противоположными понятиями, серп мог быть посвящен как богам плодородия и изобилия, так и богам смерти. Один из самых известных богов из этой группы – это Крон, или Кронос, один из древнейших богов Греции, сын Геи-земли и Урана-неба, который почитался изначально, видимо, как бог земледелия. Именно серпом оскопляет Кронос своего небесного отца, измучившего своей плодовитостью мать-Гею, а после этого бросает окровавленный серп в море, в волны прибоя, и от капель крови, срывающихся с серпа, падающих на землю и смешивающимися с водами, рождается множество волшебных существ – от яростных эриний до Пеннорожденной Афродиты. В самом этом мифе есть мотивы и жизни и смерти, так же как есть они и в земледельческом цикле: смерть старого бога порождает новую жизнь и начинает новую эпоху, а зерно каждый год «хоронят», роняя его в землю, и из него рождается новая жизнь, - колосья, которые в свой срок умрут под серпами жнецов, чтобы дать жизнь и людям, и начать новый цикл роста в будущем.

Сейчас, во время жатвы серп в первую очередь, конечно же, воспринимается как один из символов изобилия и благополучия, то, что позволяет нам собрать богатый и щедрый урожай, но нельзя забывать, что не только жатвенным богам посвящался серп, точнее, не только тем, кто в жатве своей пожинает колосья. Боги Смерти – тоже жнецы, собирающие своими серпами (или косами) иную жатву – жатву жизней и душ, и благодаря этой жатве мир и род людской получают возможность обновляться. Серпом атрибутирован Кронос – изначально жнец и земледелец, который впоследствии стал восприниматься как персонификация Времени, его неумолимого течения и неизбежного финала всего живого. Серпом и метёлкой атрибутирована наша богиня смерти Мара, которая «серпом посекает, метлой кровь заметает». Серп – постоянный атрибут Богини-Старухи, колдуньи и матери оборотней, инициирующей через смерть. Все эти боги в большей или меньшей степени связаны с тьмой и зимой, временем холода и бесплодия.
Время жатвы, хоть оно сильно, ярко и изобильно, открывает врата зимы, и серп, которым сейчас сжинают колосья, скоро перейдет в руки богов, во власти которых сохранить жизнь или даровать смерть.

2016 год, специально для журнала «Ведьмин котёл»

https://vk.com/@witchcopper-serp-i-korn ... uty-zhatvy
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость