ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ: ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12859
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ: ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Сб фев 17, 2018 10:40 pm

ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ: ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ

Всегда изумлялась этому смешению христианских и чисто языческих компонентов... Например, костры и свечи.
Как отмечает Наталья Шарапова, во многих местах с пасхальными кострами и в XIX-XX вв. связывались совершенно языческие представления. Например, пасхальные огни, знаменующие победу жизни над тьмой и смертью, местами зажигали не только возле церкви, но и – 'как встарь' – по холмам вокруг села, на берегах рек или на деревенской площади; и разводили их обычно с помощью 'живого' огня, добываемого трением из очень сухого дерева ('бо в сухому деревi нечиста сила ховаеться' ). Оставшиеся от священного огня головни бережно собирали и хранили в течение года, в уверенности, что пасхальные угольки, положенные под застрехи крыш, защищают двор от грозы. Аналогичной и даже большей силой наделялись также свечи, с которыми стояли пасхальную службу в церкви.
Или например, "кануннички" – маленькие кувшинчики с медом, которые вместе с большими свечами ставились в первый день Пасхи на стол перед образами для поминовения умерших: 'бабы при этом рассуждали так, что, все, мол, главные боги (образа) здесь налицо, и если им зажечь по свечке каждому, то они сразу как начнут молиться за покойничка, так уж непременно вымолят для него у Господа прощение' . Правда, духовенство строго запрещало такие 'кануннички', и потому со временем они вышли из употребления.
Еще во многих местах считалось, что если в пасхальную ночь или во время заутрени пойти к роднику, набирать там водицы и молча принести ее домой, не произнеся по дороге ни единого слова, то вода приобретет особую силу, почти равную силе святой воды: такой 'мольчальной' водой кропили дома и амбары для счастья и благополучия, умывались ею для здоровья и т.д. Обливание водой на Пасху упоминается несколько старинными источниками. В некоторых местах этот обряд совершали в первую очередь девушки и парни, а в других – все деревенское население, 'и стар, и млад'. Густинская летопись упоминает об этом обряде как о языческом обычае, посвященном неким богам: 'От сих, т.е. языческих, богов, единому некоему богу на жертву людей топяху, ему же и доныне, по некиим странам память творят безумнии: в день Воскресения Христова собравшиеся юнии играюще вметают человека в воду, и бывает тогда действом тых богов, си есть бесов, разбиваются и умирают или утопают; но в иных же странех не вкидают в воду, но токмо водою поливают, но единоче тому же бесу сотворяют'. В более поздние времена поселяне уже редко бросали кого-то в воду, а по большей части обливали тех, кто проспал пасхальную заутреню; обычай этот называли 'купалищем'. В языческие времена обливание водой имело несколько иной смысл. Пасха приходилась как раз на то время, когда у земледельцев начинался сев и когда ожидалось появление молодых всходов. Нивам в это время нужна была вода; и народ, чтобы обеспечить необходимые дожди, прибегал к молениям и разным магическим способам, в частности, обливанию водой.

Еще на пасху встречали Солнце... мало кто не слышал, что на Пасху солнышко играет...
По убеждению крестьян, если солнышко появляется на чистом небе и 'трепещется', то это хороший знак – к удачному году, урожаю, достатку, здоровью и счастью, радостным и многочисленным свадьбам; если же солнышко не показывается (прячется в тучах) или не 'играет' – год будет плохой, неурожайный, несчастный. Старушки при появлении солнца умывались с золота, серебра и красного яйца 'в надежде разбогатеть и помолодеть', а старики в это время расчесывали свои волосы с приговором: 'Сколько в голове волосков, столько бы было и внучат'.

Также на Пасху ставили большие качели... Когда-то качание на качелях имело ритуальный смысл – считалось, что оно (как и всякое действие, изображающее 'подъем') стимулирует плодородные силы, благотворно влияет и на урожай, и на появление потомства у людей и животных. Именно поэтому на качелях чаще всего качались с Пасхи до Троицы, т.е. во время роста хлебов и формирования новых брачных пар. Представление о том, что качели помогают быстрее вступить в брак, сохранилось, в частности, в песнях и частушках, которые распевались во время качания: 'На Святой неделюшке / Повесили качелюшки, / Сначала покачаешься, / Потом и повенчаешься', 'На горе стоят качели, / Пойду покачаюся. / Нынче лето отгуляю, / Зимой повенчаюся' и т.д.
Гм...символично.

Что и говорить, например о колокольном звоне, под пасхальный звон колоколов люди умывались у источников для здоровья, а девушки – чтобы быть красивыми и избавиться от веснушек...

ПАСХАЛЬНОЕ УГОЩЕНИЕ

Что это за угощение мы знаем - крашеные яйца, которые по древней традиции укладывали на проросшую зелень (овес, пшеницу, другие...), пасха, блины, куличи, прянички в виде барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков... еще запекали баранину, телятину (рыбу не подавали)...
Такая еда в народном сознании наделялась сверхъестественным значением и особой силой; по некоторым поверьям, святость ее столь велика, что если обычная домовая мышь заберется на пасхальный стол и съест хоть один освященный кусочек, то у нее немедленно вырастут крылья и она сделается летучей мышью. Остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд (кости) закапывали в поле...или оставляли для использования в разных обрядах. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым...Освященный на Пасху ритуальный хлеб во многих местах считался оберегом от злых духов и лекарством от болезней. Сейчас такой хлеб мы называем КУЛИЧ

На Руси для куличей обычно готовили много теста, так как в большом объеме оно лучше выбраживается. В отличие от теста для пирогов, куда не полагается класть яйца, в куличное тесто кладут много яиц, сливочного масла и сахара. Все эти компоненты позволяют получить очень сдобное тесто, а готовые куличи долго сохраняются не черствея. Украинцы и белорусы тоже пекли высокий круглый хлеб, на верху которого часто выкладывают из теста крест, а иногда еще какое-нибудь украшение, но называли хлеб не куличом, а пасхой. Считалось, если пасхальный хлеб удался, то в семье будет все хорошо, если же он в печи не подошел, растрескалась корка или произошли какие-нибудь другие дефекты, то надо ждать несчастья. Тесто для куличей надо буквально выхаживать, лелеять, оберегать от сквозняков, укутывать. Как правило, тесто готовят в ночь с четверга на пятницу, весь день в пятницу пекут, а в ночь с субботы на воскресенье - освящают. Куличи едят всю Пасхальную неделю до Радуницы.Сейчас в основном ленивые граждане его покупают, но можно и испечь...

ПАСХА

Другим христианским пасхальным блюдом является пасха (паска) - творог со сливками или сметаной, спрессованный в виде усеченной пирамидки. По церковно-славянски она называется "млеко огустевшее". На боковых ее сторонах изображается крест и буквы "ХВ", что означает "Христос Воскресе". Пасха является символом Гроба Господня. Она замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца... В прошлом веке иногда пасхальный стол украшался ягненком, приготовленным из сахара или масла (впрочем, в некоторых местностях было принято подавать на стол и настоящего жареного ягненка).

ПАСХА И ЯЙЦА

Что за свадьба без баяна, что за Пасха без крашеных яиц (крашанок).

Яйцо в народной традиции воспринималось как символ солнца и мира (макрокосма) вообще; оно, подобно семенам, наделялось способностью сохранять и передавать жизнь, а потому само по себе олицетворяло идею воскрешения. С пасхальным яйцом было связано большое количество обрядов, поверий и обычаев.

У русских было распространено поверье, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на 'том' свете: для этого надо лишь сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником, а затем на его могиле скормить яйцо 'вольной' птице, которая в благодарность за это помянет умершего и будет просить за него Бога . Во многих местах пасхальные яйца считали удивительно целебным средством и применяли их для лечения и профилактики многих болезней людей и скота. Кое-где делали даже так: яйцо, полученное при христосовании от священника, сохраняли на божнице в течение трех или двенадцати лет, полагая, что при этом оно приобретает такую силу, что стоит только дать его съесть тяжело больному человеку – и всю хворь 'как рукой снимет'. Особой магической силой наделялись также яйца, полученные на Пасху в подарок от первого встречного ; считалось, в частности, что они надежно защищают от нечистых духов.

Помогали пасхальные яйца (особенно те, что были получены от священника в церкви) и против пожаров. Считалось, например, что если человек, известный праведной жизнью, возьмет такое яйцо и три раза обежит горящее здание со словами: 'Христос Воскресе', то пожар сразу же утихнет и прекратится сам собой; однако если яйцо попадет в руки человека сомнительного образа жизни, то пожар не прекратится, и в этом случае останется лишь одно средство – бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений (тогда ветер утихнет, изменит направление, а сила огня ослабеет настолько, что можно будет с ним бороться своими силами). В некоторых местах прибегали еще и к такому способу: кидали освященное на Пасху яйцо в пожар, полагая, что это остановит огонь. Использовали пасхальные яйца и для различных поисков. Например, во многих местах с ними искали заблудившуюся скотину, а иногда и клады, поскольку считалось, что всякий клад охраняет специально приставленный к нему нечистый дух, который, завидев человека с пасхальным яйцом, непременно испугается и убежит, и тогда клад легко можно будет взять. С пасхальным яйцом в некоторых местах выслеживали домового, колдуна или черта. Считалось, к примеру, что если в первый день Пасхи, после церковной службы, прокатить яйцо в каждом углу двора, то можно обнаружить черта в шапке-невидимке; тогда-то, уверяли крестьяне, можно сорвать чудесную шапку и надеть ее на себя, но если в это время черт тебя схватит, то 'лишишься яйца и продашь Христа', т.е. пропадешь....оторые особые правила касались поедания пасхальных яиц. Например, повсеместно запрещалось при еде выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу яйца за окошко на улицу, потому что на Светлой седмице по земле ходит сам Христос с апостолами, и скорлупой, по неосторожности, можно в него попасть. Впрочем, запрет выбрасывать яичную скорлупу за окно касался не только пасхального периода и объяснялся разными поверьями: кое-где считалось, например, что если выбросить скорлупки от яиц целыми, то русалки сделают себе из них кораблик и будут плавать на нем 'на зло честному люду'; а если в выброшенной скорлупке скопится вода, то из нее может напиться сорока, и оттого человек, выбросивший скорлупку, заболеет лихорадкой.
Еще о крашеных яйцах: ПИСАНКАХ и КРАШАНКАХ (по Иваницкой) здесь.

КАК КРАСИТЬ ЯЙЦА

Если кто не знает, помимо имеющихся в магазине красок и наклеек, и экстремальных вариантов вроде зеленки, есть способы более традиционные...

ИЗГНАНИЕ ТАРАКАНОВ (Я СЕРЬЕЗНО!)

К первому дню Пасхи во многих местах приурочивалось изгнание из дома клопов и тараканов. Делалось это следующим образом: хозяин, придя домой после обедни, не сразу входил в избу, а предварительно стучался; хозяйка же, не отворяя дверей, спрашивала: 'Кто там?' – 'Я, хозяин твой, – отвечал муж, – зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?' – 'Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами...' – 'А клопы-то чем?' – 'А клопы клопами!'. Считалось, что после такого обряда клопы, подслушав этот диалог, либо испугаются и убегут из избы, либо набросятся друг на друга и сами себя поедят. Существовал и другой, более простой способ изгнания из избы всяких паразитов: когда хозяева шли из церкви с пасхами, какая-нибудь старуха брала веник и кричала: 'Прусаки и тараканы и всякая гадина, выходите вон из избы – святая пасха идет!'; это она повторяла три раза, и при этом усиленно мела веником к порогу и трижды махала им за порог. Когда же пасха уже 'подошла' к дверям, старуха швыряла веник за порог, как можно дальше, и тем самым 'намечала путь отступления для всякой избяной нечисти'.

ПАСХА И "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИМЕТЫ"

Пасхальные приметы и обычаи имелись у деревенских девушек. Например, в некоторых местах среди девиц существовал обычай на Светлой неделе (и особенно в первый день Пасхи) не брать соли, чтобы руки не потели; умываться водой с красного яйца и серебра, чтобы быть румяными и красивыми; становиться на топор, чтобы быть крепкими, и т.д. Повсеместно считалось, что если во время праздничной утрени девушка помолится Богу и попросит его послать ей жениха, то ее желание непременно исполнится в самом скором времени; а потому девицы в это время тихонько шептали: 'Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!', 'Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!' и т.п.
Думаю, что эти методы использовать можно, но надо модернизировать, поскольку по нынешним временам жених в калошах и на лошади особого пиетета у девушек не вызовет.
О своей судьбе девицы нередко гадали по обычным 'любовным' приметам, полагая, что на Пасху всякие такие способы становятся особен-но верными; например, считалось, что если девица в это время ушибет локоть, то ее непременно 'вспомнит милый', если в щи ей упадет муха – 'наверняка жди свиданья', коли зачешется губа – 'не миновать поцелуев', а если бровь – то 'будет кланяться с милым'.

Различных обычаев, приуроченных к праздничной службе и первому дню Пасхи, придерживались и люди самых разных профессий. Например, при возгласе священника: 'Христос Воскресе!' рыбаки говорили: 'А у меня рыба есть!', считая, что этим они обеспечивают себе полные сети на весь сезон. Охотники в тот же момент стреляли в воздух вблизи церков-ного порога, полагая, что от этого их ружья весь год будут бить без промаха; кроме того, они строго придерживались правила никогда не проливать ничьей крови в течение всей Светлой седмицы, так как считалось, что в это время всякая тварь земная вместе с людьми радуется Христову Воскресению и славит Бога, а следовательно, любое убийство в это время есть великий грех, за который Бог жестоко накажет .

Свои пасхальные обычаи были даже у лихих людей. Например, воры во время Светлой ночи (и особенно пасхальной заутрени) старались украсть хоть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и притом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их, так как считалось, что вор, который сумел в это время удачно 'заворовать', будет чувство-вать себя в безопасности весь год, и никто его не сможет его поймать 'на горячем'. Игроки в карты, отправляясь на праздничную службу, клали в сапог монету, в уверенности, что это принесет им крупный выигрыш. Человек же, желавший стать непобедимым игроком, спо-собным наверняка обыграть всех и к......аждого, должен был совершить особый обряд: ему следовало, идя в церковь, захватить с собой карты, и когда священник, показавшись из алтаря в светлых ризах, в первый раз скажет: 'Христос Воскресе', ответить ему: 'Карты здеся' , на второе приветствие заметить: 'Хлюст здеся', а на третье сказать: 'Тузы здеся'; такое святотатство, по мнению картежников, приносит несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается. В праздничную пасхальную службу, утверждала народная молва, можно заполучить даже и чудесную 'неразменную' монету, которая будет всегда возвращаться к хозяину. В некоторых местах верили, к примеру, что если в Светлую заутреню стать в уголке церкви, держать в левой руке серебряную монету и на первое приветствие священника: 'Христос Воскресе!' вместо 'Воистину Воскресе!' сказать: 'Антмоз маго', то монета получит чудесную силу: она будет возвращаться к хозяину даже из воды или огня, а тем более из чужих карманов; если же бросить ее в другие (чужие) деньги, то она приведет за собой все окружавшие ее монеты.

ПАСХА И РАСПОЗНАНИЕ КОЛДУНОВ И ВЕДЬМ

Особые пасхальные обряды и поверья касались нечистой силы, по убеждению крестьян, особенно злой в пасхальную ночь. Согласно народным поверьям, в это время всем нечистым духам 'солоно приходится', поскольку, как только ударит первый колокол к заутрене, бесы немедленно сыплются с колокольни на землю, а как только отойдет заутреня, их всех лишают свободы – скручивают, связывают и даже приковывают в аду (либо на чердаках, колокольнях, по углам двора и т.д.). В некоторых местах верили также, что в ночь на Светлое воскресенье всех чертей замуровывают в церковные стены, где они 'шустрятся', т.е. возятся и мечутся, но не могут вырваться из тягостного плена. Крестьяне уверяли, что прикованных и мучающихся чертей можно слышать, если в пасхальный вечер прийти на то место, где они сидят; более того, под Пасху можно и увидеть нечистых духов, лишенных своей дьявольской силы, нужно только пойти в какое-нибудь темное укромное место с той самой свечой, с которой стояли пасхальную службу. Кое-где указывали еще и способ поглумиться над нечис-той силой: надо, советовали поселяне, выйти с пасхальным яйцом на перекреток и покатить яйцо вдоль по дороге, тогда черти непременно выскочат и 'пропляшут трепака', хотя 'само собою разумеется, что чертям в эту ночь бывает совсем не до пляски – им в пору бы удавить-ся, а тут, по капризу деревенского озорника, изволь пускаться в пляс и потешать его'.

Примерно в таком же положении, что и злые духи, находились на Пасху колдуны и ведьмы. По народному убеждению, в Светлую ночь их можно опознать, а следовательно, и защититься от их пагубного влияния, и даже воздействовать на них, лишить их навсегда сверхъестественной силы. Например, во многих местах считалось, что ведьмы, чтобы их не узнали, всегда стараются казаться благочестивыми прихожанками, а потому к началу праздничной службы обязательно приходят в церковь, даже стараются коснуться священника; и если во время ...ой заутрени посмотреть на собравшихся в церкви через кусок дерева от гроба покойника, то можно увидеть всех деревенских ведьм с кувшинами молока или подойниками на головах. По другому поверью, чтобы узнать колдунов и ведьм, нужно прийти в церковь в совершенно новой одежде и во время пасхальной заутрени обернуться и поглядеть на народ: тогда все 'чаровники' покажутся спиной к алтарю и иконам, лицом к двери . Про колдунов еще говорили, что за пасхальной утреней свечи у них не горят, то и дело гаснут, и по этой примете их можно опознать.

Иногда для распознавания ведьм использовали особую освященную еду. Например, в некоторых русских селах верили, что для того, чтобы узнать, которая из соседских женщин ведьма, нужно на Пасху держать за щекой кусочек сыра или творога, сбереженный с Чистого четверга; в этом случае, когда священник скажет: 'Христос Воскрес!', все ведьмы в церкви покажутся задом к иконам и с дойницами на головах . Другой вариант того же обряда советовал, взяв творог в рот, стать у церковных дверей и держаться за дверную скобу; тогда все ведьмы, проходя мимо, покажутся с хвостами.

Для распознавания колдунов также совершали разные магические действия. Так, согласно некоторым поверьям, для того, чтобы в пасхальную ночь узнать колдуна, нужно взять в первый раз снесенное молодой курицей яичко, покрасить его в красный цвет, пройти с ним вокруг церкви с крестным ходом, а когда священник в первый раз скажет: 'Христос воскресе', следует держать яйцо перед собой и смотреть через него на народ; тогда можно увидеть всех колдунов, стоящих спиной к иконам, с рогами на головах. В других местах рекомендовали на Вербное воскресенье взять восковую свечу и зажигать ее всю Страстную неделю на стояниях и на Пасху у заутрени; затем надрезать кору на яблоне и заткнуть свечу за корой, вниз фитилем, и оставить так до следующей Пасхи, а на следующий год вынуть ее (причем так, чтобы этого никто не видел) и зажечь на пасхальной заутрени. Такая свеча наделялась чудесными свойствами: считалось, что стоит лишь повернуть ее фитилем книзу – и все колдуны, находящиеся в церкви, покажутся вверх ногами.

Особые поверья на Пасху связывались с домашними духами. Домовые банники и пр., в общем, не считались существами однозначно злыми, однако все-таки рассматривались как представители нечистой силы; и потому с ними порой связывались такие же поверья, как и с чертями, бесами и другими 'силами дьявольскими'. Например, крестьяне верили, что домового, как и черта или ведьму, можно выследить именно в пасхальную ночь. Для этого нужно 'скатать такую свечу, которой бы хватило, чтобы с нею простоять в Страстную пятницу у страстей, а в субботу и в воскресенье у заутрени'; в Светлое воскресенье, между заутреней и обедней, надо зажечь эту свечу и идти с нею пря-мо в хлев или коровник, а там осмотреть углы – в самом темном из них и сидит, притаившись, 'дедушка'. В других местах советовали в Светлое воскресенье надеть на себя все но-вое, помазать голову маслом, взятым от семи перводойных коров, идти в церковь и там во время службы оглянуться: домовой покажется в своем настоящем виде и 'погрозится' . Весьма распространено было и поверье о том, что выслеживать домового нужно под бороной, надев на себя лошадиный хомут и спрятавшись между лошадьми, которых 'суседка' особенно любит .

Иногда способность домового ходить по всему дому невидимым объясняли тем, что у него (как и у других домашних духов) имеется шапка-невидимка, и говорили, что эту самую шапку можно заполучить во время пасхальной заутрени, когда церковь обходят крестным ходом. В это время нужно бежать домой с христовой свечкой в руке, и тогда на дворе можно встретить своего домового в шапке; эту шапку нужно сорвать у него с головы, взамен надеть на него свой головной убор и сейчас же, с горящей свечой, бежать назад в церковь, чтобы поспеть к крестному ходу.

Другие поверья советовали искать шапку-невидимку и прочие чудесные вещи не у домового, а у банника. Например, в некоторых местах верили, что человек, желающий получить шапку-невидимку, должен в пасхальную полночь пойти в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть; тогда из-под полка появится голый старик (банник) и даст шапку-невидимку . В других местах уверяли, что шапку-невидимку можно отобрать у банника во время 'христовской заутрени', для чего нужно пойти в баню, найти там банника (который в это время обыкновенно спит), снять с него шапку и с нею как можно скорее бежать в церковь; добежать нужно прежде, чем банник проснется, так как в противном случае он непременно догонит и убьет вора.

ПАСХА КАК ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ МЕРТВЫХ

В церковно-народной традиции Пасха являлась одной из важнейших дат поминовения умерших, и к ней, соответственно, приурочивалось множество обрядов и поверий, связанных с культом предков. Объяснялось это и древними земледельческими представлениями о связи умерших с молодыми всходами и урожаем, и христианской идеей о том, что смерть и вос-кресение Христа искупили первородный грех и открыли праведникам дорогу в рай.

По народному представлению, в Христово Воскресенье происходит открытие небес: райские врата отверзаются и остаются отворенными до последнего дня Светлой седмицы, причем никто их в это время не охраняет. В связи с этим, среди крестьян царило убеждение, что всякий, кто умрет на Пасху, беспрепятственно попадает прямо в рай, какой бы грешник он ни был; поэтому все деревенские старики мечтали скончаться именно в это время и даже молились Богу, чтобы он 'взял' их на Светлой неделе. Людей, умерших во время Пасхи, принято было хоронить с красным пасхальным яйцом в правой руке: 'Умер на Пасху – и яичко в руку'.

С теми же представлениями о раскрытых вратах на 'тот' свет было связано и поверье о том, что в пасхальную ночь на земле появляются души умерших и их можно видеть, общать-ся с ними и т.д. Например, во многих местах верили, что если во время крестного хода, когда все богомольцы уйдут из церкви, спрятаться в храме за алтарем со страстной свечой так, чтобы никто не заметил, то можно увидеть, как души умерших соберутся в пустую церковь молиться и христосоваться между собой; однако разговаривать с ними в это время и вообще выдавать свое присутствие в церкви нельзя, так как за это человек может поплаться жизнью. Для общения с умершими предками использовалось кладбище или родное жилище.
пасхальн... Кладбище в Пасху посещали во многих местах, а особенно строго этого обычая при-держивались женщины. Кое-где существовал даже особый ритуал 'окликания покойников', приурочивавшийся к Христову Воскресенью. Например, пензенские крестьянки полагали, что если после причастия в Великий четверг ничего не есть до самого пасхального разговенья и всю пятницу и субботу провести в молитве и молчании, то можно услышать покойников, стоит только на Пасху, сразу после заутрени, пойти на кладбище и там, помолившись Богу, сотворить три земных поклона, лечь на землю и громким голосом крикнуть: 'Христос Воскресе, покойнички!'; тогда-то умершие и откликнутся из земли: 'Воистину воскресе!'. После этого, утверждала молва, можно подходить к любой могилке и спрашивать, о чем хочешь – мертвец непременно даст ответ и при этом никогда не соврет, всю правду скажет. Правда, расспрашивать покойников редко кто решался, но поздравить умерших родителей с Пасхой и похристосоваться с ними ходили многие. Например, одна старушка-черничка рассказывала: 'Я батюшка мой, почитай, каждый год хожу на кладбище и окликаю покойничков, и всегда они мне ответ подают. Только страшно это: покойники говорят подземельным голосом и мурашки по телу у меня так и забегают, так и забегают, как только они голос подадут. Случается, говорят они глухо, тихо, а случается как скажут – словно гром ударил: Только, конечно, к ним, к покойникам-то, надо подходить умеючи, нельзя зря лезть'. В некоторых местах схожий обычай соблюдали люди, проклятые покойными родителями: в первый день Пасхи до рассвета они ходили на кладбище и просили прощения у отца и матери, полагая, что если в это время в земле раздастся гул, то это означает, что родители простили свое дитя и потому их приняла земля, ранее отвергавшая их за грех проклятия.

В западных и южнорусских губерниях к покойникам не только ходили на кладбище, но и приглашали их домой к семейной трапезе. Например, в Новгородской губ. хозяйки накануне Пасхи выставляли на стол или на божницу покрытую салфеткой тарелку с угощением (яйцом и куличом) 'для родителей' – чтобы и души умерших могли разговеться; а наутро эту еду раздавали детям, ходившим по домам и поздравлявшим хозяев с праздником.

Источники: Наталья Шарапова, Пасха - традиции и обряды.
http://lib.hsgm.ru/?page=art&art=2196&pg=1

Пасха: история, традиции, ритуалы. http://www.gotovim.ru/library/obryady/p ... tory.shtml

Пасхальные яйца. http://www.gotovim.ru/library/obryady/p ... eggs.shtml

Рецепты: http://www.gotovim.ru/library/obryady/paskha/ и www.kuking.ru

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость