Самайн – история праздника древних кельтов и то, как он превратился в Хеллоуин

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12864
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Самайн – история праздника древних кельтов и то, как он превратился в Хеллоуин

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср окт 10, 2018 1:15 pm

Самайн – история праздника древних кельтов и то, как он превратился в Хеллоуин


Совсем скоро, в ночь с 31-го октября на 1-е будет Самайн (Samhain, Ночь Духов, Ночь Мёртвых, Ночь Врат) – один из самых важных кельтских праздников порога, обозначающий окончание светлой половины года, лета, и начало тёмной половины года, зимы. Это один из главных праздников у древних кельтов, знаменует начало «Темной половины года».

Самайн – праздник древних кельтов
Самайн – время, когда благодатная Летняя Дева покидает наш мир, уходя на всю зиму в камень, в землю, а ее место занимает Тёмная Старуха, Кайлех, плетельщица вьюги и хозяйка холодных зимних ветров. Рогатый Бог же к Самайну становится Диким Охотником, разрушителем и яростным преследователем, открывающим врата, охотником за страхом и душами.

В викканской же традиции, где Бог является скорее воплощением растительности, он в этот праздник умирает, уходит в иной мир, чтобы воскреснуть в свой срок. Самайн – тёмное время, время, когда земля перестает принадлежать человеку, и хозяевами на ней на четверть года становятся духи и волшебный народ.

Это время страхов, когда на землю выходят самые разные пугающие существа – призраки и бродячие деревья, фаханы и блуждающие огни, тени и волшебные животные, твари-без-костей и твари безглазые, а с севера или с запада приходит Дикая Охота или Охота Слуа. Самайн – время масок, личин, которые не позволяют разобрать, кто перед тобой – живой или мёртвый, обычное существо или волшебное

Под влиянием христианской религии Самайн превратился в день поминовения мертвых

На Самайн все миры пребывают в равновесии и равно открыты друг для друга.
В этот день распахивались бру, холмы ши, и волшебный народ выходил в мир людей, а люди, в свою очередь, могли попасть в холмы: по легендам, в это время заключались браки между людьми и ши, живые возвращали долги мёртвым, а мёртвые – живым, люди и волшебный народ торговали друг с другом, герои попадали в холмы или умирали, навсегда уходя на Острова Яблок, на Аваллон. Кроме того, нередко считают, что в это время заканчивается время власти Благого Двора, и начинается время Двора Неблагого.

Во время Самайна духи мёртвых приходят навестить своих живых родственников – для них оставляют открытыми двери и зажигают путеводные огни на окнах и перед домами, готовят специальную еду.

Хеллоуин же – традиция куда более поздняя, уже имеющая отношение к христианскому периоду, само название – это шотландское сокращение от английского All-Hallows-Even (вечер/канун Дня Всех Святых).

Хеллоуин заменил Самайн примерно веку к восьмому, при этом считается, что с самого начала в этом празднике смешалась традиция христианская и гэльская. Ниже мы подробнее рассмотрим этот вопрос.

А широко известен Хеллоуин стал только веку к 19, когда стал широко отмечаться в США и Канаде, а оттуда уже и распространился по другим странам, хотя за пределами тех стран, в которых живут потомки кельтов, этот праздник носит скорее коммерческий, чем культурный или ритуальный характер.

Почему и как Самайн превратился в День Всех Святых
Христианство, пришедшее в земли кельтов, с язычеством и магией, разумеется, не уживалось. Но, обычаи старины полностью искоренить оказалось невозможно. Оставалось приспособить языческие праздники к нуждам новой религии, что и произошло со временем. Мало-помалу Самайн стал Днем Всех Святых, а отголоском почитания духов остался канун праздника, всем известный как Хеллоуин. Его ежегодно отмечают в ночь на 1 ноября.

Под влиянием христианской религии Самайн превратился в день поминовения мертвых, когда ушедшие возвращаются в наш мир. Для христианских же священников сиды и другие волшебные существа превратились в злых духов, вредящих живым.

Умершим перестали оказывать почет и желать встречи с ними, в канун Дня Всех Святых люди старались не покидать домов, чтобы случайно не встретиться с призраками, свободно разгуливающими по земле. Более того, в это время Церковь требовала от верующих полного воздержания и смирения, чтобы молитвы и благочестие могли защитить их от вечного зла.

Однако полностью уничтожить обряды Самайна не удалось. Остались традиционные прыжки через костер для очищения от зла. Вместо черепов поверженных врагов на заборах вывешивали мешки, набитые соломой, с нарисованными на них черепами, а на окнах устанавливали выдолбленные тыквы со свечами внутри.

Дети, как и во время Самайна, ходили по дворам, пели обрядовые песни и выпрашивали подаяния.
Те, кто подавал щедро, могли рассчитывать на счастливый и богатый год, а прижимистым хозяевам грозила утрата имущества.

Хоть и не в прежнем своем виде, Самайн отмечается и в наши дни. Удивительнее всего то, что его продолжают праздновать не только в таких традиционно «кельтских» странах, как Ирландия и Шотландия, но и в весьма, казалось бы, далеких от кельтов Украине и России.

Новый Самайн напоминает праздник кельтского искусства, танца, музыки и театра. По настроению он гораздо ближе к Дню святого Патрика и выглядит совсем не таким таинственным, как в древние времена

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя