Скандинавские Святочные Жертвоприношения Не Имели (Почти) Никакого Отношения К Зимнему Солнцестоянию

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12860
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Скандинавские Святочные Жертвоприношения Не Имели (Почти) Никакого Отношения К Зимнему Солнцестоянию

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Сб дек 12, 2020 9:39 pm

Скандинавские Святочные Жертвоприношения Не Имели (Почти) Никакого Отношения К Зимнему Солнцестоянию

Подражая образцовым деяниям Бога или мифического героя, или просто рассказывая о своих приключениях, человек архаического общества отделяет себя от мирского времени и волшебным образом возвращается в Великое, священное время.
- Мирча Элиаде, Священное и нечестивое

Святочные хлопцы жарятся на открытом огне, духи предков-мертвецов щиплют тебя за нос. Это самое удивительное и странное время года. Вы знаете, это время, когда солнце, как говорится, поворачивается, вырывая грядущую весну из холодных мертвых рук зимней тьмы. Где мы тратим все наши деньги на символические безделушки, и открываем наши сердца и двери друзьям, семье и пожарной опасности в большом изобилии.

О да, друзья мои, Рождество снова здесь, хотя в Скандинавии мы его так не называем. Мы называем его Джул. Это старое слово, передаваемое из поколения в поколение от древнескандинавского jól, которое, в свою очередь, имеет родственные корни в нескольких других германских языках. Этот случай, или так кажется, также упоминался другими терминами , такими как miðsvetrarblót (жертвоприношение в середине зимы)и Hǫkunótt (этимология неопределенна). Я вообще буду придерживаться Йоля и Йоля на протяжении всей статьи.

Точно так же, как некоторые птицы летают на юг зимой, так и появляются статьи о кажущейся преемственности некоторых рождественских традиций, таких как Санта-Клаус, рождественские елки и каждая праздничная еда на Скандинавском столе (хотя некоторым из них едва ли столетие). Я избавлю свое сердце от необходимости спускаться в эту кроличью нору дезинформации и заблуждений сегодня, но я дам вам довольно полный обзор одного из самых популярных заблуждений о праздновании дохристианских святков: время и дата.

Время является важным аспектом ритуала, независимо от того, подходите ли вы к предмету с личными инвестициями или академической дистанцией. Я написал эту статью, имея в виду разнообразную аудиторию, и, как всегда, мой иконоборческий подход мотивирован желанием повысить осведомленность и навязать минимальное качество чувств и критическое мышление сцене, которая имеет тенденцию быть очень легковерной (вы знаете, что это правда). Для реконструкционистов и многолетников среди вас достоинства изучения этого предмета должны быть самоочевидны: ритуальный год и его календарные ритуалы чрезвычайно важны для понимания практического религиозного сознания архаических обществ. Не говоря уже о том, как эти общества относились ко времени, даже на мирском уровне. Теперь, когда я сделал это заявление, мы можем двигаться дальше.

Фрагмент ткани, изображающий жертвенную рощу. Осеберг, Норвегия.

Изображение

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12860
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Скандинавские Святочные Жертвоприношения Не Имели (Почти) Никакого Отношения К Зимнему Солнцестоянию

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Сб дек 12, 2020 9:40 pm

Йоль-праздник Солнца?
Найдите минутку, чтобы долго и пристально смотреть на солнце (конечно, вошедшее в поговорку). Разве она не сияет? Заманчивое предположение, что солнцестояния (и равноденствия) легли в основу дохристианских скандинавских религиозных праздников, распространено не только в современном язычестве и Асатру, но и воспроизводится в бесчисленных популярных статьях СМИ о древнем происхождении (без каламбура) Йоля в Северной Европе. Эта точка зрения также широко распространялась учеными в этой области вплоть до начала прошлого века, и хотя сегодня так думают немногие, она каким-то образом закрепилась. Даже если многие изменили свое мнение в последние годы, это вряд ли просочилось в общественное сознание.

Это не кажется слишком идиотским на первый взгляд: северная область может быть чертовски холодным и суровым местом. Это не совсем Плодородный полумесяц. Мы возьмем столько солнечного света, сколько сможем. Старая идея о том, что скандинавы эпохи викингов праздновали Йоль в день зимнего солнцестояния как своего рода поклонение солнцу, является одной из самых распространенных святок, которые вы увидите в интернете (или где бы то ни было) в этом году. Казалось бы, интуитивно понятно, что скандинавы эпохи викингов очень скучали по солнцу зимой, и если Йоль праздновался он примерно в день солнцестояния, ближе к Рождеству, и это, кажется, объясняет, как христианство могло просто-напросто войти в Скандинавию и присвоить себе черт знает что из нашего прожорливого солнечного праздника.

Как вы, должно быть, уже догадались, это гораздо сложнее, чем это, и оно основывается на массивном скачке к выводам, не имеющим прямой поддержки ни в одном из первоисточников. И это не так, как если бы древнескандинавские тексты никогда ничего не говорили о том , когда именно должны начаться святочные жертвоприношения, потому что они полностью это делают, и он совпадает с астрономическим зимним солнцестоянием ровно ни в одном источнике вообще. Но это хорошая новость, потому что если вы похожи на меня, это хороший повод отпраздновать сезон не один или два, а три раза должным образом.

Тем не менее, вы не найдете недостатка в людях, которые настаивают на обратном, отказываясь позволить доказательствам говорить сами за себя. Перефразируя шведского археолога Андреаса Нордберга (ср. 2006: 102): те, кто настаивает на упоминании Йоля как солнцестояния, должны больше интересоваться самим солнцестоянием, чем источниками для скандинавской религии.

Его интерпретация получит здесь последнее слово, поскольку его хваленая публикация Jul, disting och förkyrklig tideräkning (2006) остается наиболее полным и академически обоснованным исследованием скандинавских дохристианских календарей. К сожалению, эта классика не печаталась с тех пор, как мир был молод, но, к счастью, с тех пор официально был выпущен PDF-файл (вы можете найти его внизу страницы, и он включает в себя очень удобное пошаговое резюме на английском языке в конце).

Учитывая солнечный уклон святочных спекуляций, существует много горячих разговоров о солнечных характеристиках того или иного скандинавского божества. Я не скажу, что все это не стоит рассматривать, но вы будете мудры, чтобы сохранить критический взгляд. Бог Фрейр является предметом многочисленных дискуссий, вероятно, прежде всего потому, что Снорри ставит его во власть солнечного света и дождя (Gylfaginning 24). Какими бы солнечными чертами ни обладал Фрейр, он никогда не описывается как само Солнце и, честно говоря, это тоже редко утверждается в современном дискурсе. Я бы не стал включать его в эту дискуссию, если бы не тот факт, что небесные тела так важны для норвежского восприятия времени. Однако Sól (”Солнце “ - олицетворяется как женщина, довольно своеобразно в скандинавской мифологии) и Máni (”Луна". Мужчины также не являются божествами как таковыми но персонификации в дохристианской скандинавской религии. Насколько можно судить, никакого настоящего культа у них не было. Это отличает нордическую религию от ряда других древних религий. Скорее, они выполняют космологические задачи в подчинении богам (Симек 2007: 297), подобно слугам (или орудиям). Это, по-видимому, изложено в строфах 4-6 эддической поэмы Vlluspá описывая раннюю фазу Вселенной, когда небесные тела не знали своего предназначения, и как оно было дано им, когда боги впервые разделили дни. Это позволило считать время, а время, оказывается, очень важно в скандинавской религии.

В Альвисмале, другой эддической поэме, Луна даже упоминается под именем Артали, что приблизительно переводится как”тот-кто-считает-год". Хотя жизнеутверждающие свойства Солнца вряд ли могли быть утрачены дохристианскими скандинавами, они, по-видимому, рассматривали солнце скорее как космическую особенность, чем как объект непосредственного поклонения. Это услуга, несколько упрощенная. Солнце движется в соответствии с божественным намерением.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12860
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Скандинавские Святочные Жертвоприношения Не Имели (Почти) Никакого Отношения К Зимнему Солнцестоянию

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Сб дек 12, 2020 9:42 pm

Hǫkunótt - скандинавский языческий праздник Йоль
Древнейшее свидетельство о возможном скандинавском святочном празднике, которое мы имеем, было описано византийским хронистом VI века Прокопием, который упомянул, что жители Скандинавии (называемой “Туле”) праздновали праздник возвращения солнца, спустя некоторое время после зимнего солнцестояния (Nordberg 2006: 156). Самое раннее древнескандинавское упоминание о Йоле, однако, относится к 9 веку Харальдскведи, который представляет собой хвалебную поэму, составленную в честь победы Гарольда Фейрхайра в битве при Хафрсфьорде, и последующее объединение Королевства Норвегия. Чтобы похвалиться неприхотливостью короля и пренебрежением к мягким удобствам, поэт заявляет о намерении короля пить Йоль (Йоль дрекка) в море, а не в мягком уюте отапливаемого дома. Хотя в ней ничего не говорится, кроме того, что это произошло зимой , она показывает, что Йоль, как и многие другие скандинавские религиозные и общественные события, вращался вокруг демонстративного потребления алкоголя.

В "саге о Святом Олафе" Снорри упоминает Блот в середине зимы (miðsvetrarblót), называя его также йолабод и йолавейзла, что означает праздник Йоля. Опять же подразумевается, что главное языческое религиозное событие Йоля произошло позже Рождества, через несколько недель после солнцестояния. Сага о Херворе заходит так далеко, что помещает Йоля в феврале, еще дальше от зимнего солнцестояния. Летописец Тьетмар Мерзебургский, умерший в 1018 году, утверждал, что великий Блот в Лейре, Дания, праздновался в январе, спустя некоторое время после Крещения (ср. Нордберг 2006: 106).

Снорри утверждает в Саге о Хаконе добром, что Йол был трехдневным событием, начинающимся в ночь под названием Хекунотт которую он воспринимал как ночь середины зимы. Это распространенное заблуждение, что середина зимы и астрономическое зимнее солнцестояние-это одно и то же, но в скандинавской традиции, в которой год делится на четыре четверти, такие сезонные вехи начинались примерно на месяц позже солнцестояний и равноденствий. Это, вероятно, связано с климатическими условиями севера, так что середина зимы и середина лета приходились на более или менее пиковые времена года. Согласно юлианскому календарю и обычаям времени Снорри, это было около 14 января. Согласно нашему современному григорианскому календарю, это будет 20 января (Nordberg 2006: 150).

Другими словами, зимнее солнцестояние, которое происходит 21 или 22 декабря по “нашему” Григорианскому календарю, на самом деле должно было произойти 14-15 декабря по юлианскому календарю, то есть тогда, когда латинский календарь пришел в Скандинавию. Таким образом, по мнению Снорри Стурлуссона, астрономическое зимнее солнцестояние приблизительно совпало бы с праздником Святой Люсии, который должен был произойти примерно за неделю до Рождества по юлианскому календарю, который был заменен нашим нынешним, Григорианским календарем в 18 веке (Nordberg 2006: 148). Другими словами, Санта-Лючия / Люсси до недавнего времени это праздновалось в день солнцестояния, примерно за десять дней до Рождества. Это также объясняет, почему канун Святой Люси до сих пор считается самой длинной и темной ночью в скандинавском фольклоре.

Изображение


DÍSABLÓT АВГУСТА МАЛЬМСТРЕМА

Скандинавский лунно-солнечный календарь
Хотя для всего есть свое время и место, похоже, что солнцестояние не было временем Йольского блота. До сих пор все источники помещают это событие между январем и февралем, но мы еще не пришли к объяснению шаткой и непоследовательной датировки самого Йоля. Почему источники дают разные даты для фестиваля, в такие противоречивые сроки, как январь - февраль? Вот тут-то и вступает в игру дохристианская календарная система.

Праздник Йоля проходил в определенные сроки по норвежскому календарю, который включал в себя не менее двух месяцев Йоля, называемых соответственно Йолир и Йольманудр. Йоль является общегерманским праздником, и традиция двух Йольских месяцев засвидетельствована еще в готских текстах 4-го века, что подтверждается англосаксонскими источниками, где хронист 8-го века беда пишет, что языческие углы следовали календарю, основанному на лунных циклах. Однако он также утверждает, что этот лунный год был определен по условиям солнечного года: он был лунно-солнечным . Что это значит? Приготовьтесь удивляться!

Эта система существовала и в Скандинавии. Как следует из названия, месяцы определялись лунными фазами, от новой (nýr) до убывающей (né) луна. В солнечном году есть 12 месяцев, которые длятся 365 дней. Однако для завершения 12 лунных циклов требуется всего 354 дня. Поэтому определенное новолуние произойдет на 11 дней раньше, чем это было в предыдущем году. Лунный календарь не будет "стоять на месте", а будет вращаться в обратном направлении. Каждый месяц, по-видимому, начинается на 11 дней раньше, чем в предыдущем году, если только нет системы, чтобы остановить его. В некоторых системах, таких как исламский календарь, месяцы меняются из года в год. Мусульмане могут отмечать священный месяц Рамадан в середине лета один год, а поздней осенью через дюжину или около того лет.

Это не так важно в климате, близком к экватору, где за один солнечный год происходит несколько урожаев. Это большая проблема в Северной Европе, где календарь помогает определить единственный раз в году, когда ожидается урожай, требуя, чтобы календарь возвращался примерно к одной и той же точке астрономического года каждый цикл. Один из способов убедиться, что месяцы не вращаются вспять, - сделать исключение в лунном календаре, где зимнее солнцестояние всегда отмечает точку, где заканчивается первый месяц Йоля, так что второй Йольский месяц начинается со следующего новолуния, несмотря ни на что. Другими словами, норвежский месяц Эли всегда содержал солнцестояние, но второй месяц содержал йольскую Луну, которое происходит в первое полнолуние после новолуния после солнцестояния. Это, друзья мои, было, вероятно, тогда, когда должны были состояться настоящие и главные пиры. Следствием этой системы является тот факт, что лунные фазы “отскакивали” назад и вперед в течение определенного интервала, но, по крайней мере, она была фиксированной и не вращалась назад до бесконечности.

Все еще со мной? Хорошо. Чтобы компенсировать 11 дней, потерянных в лунном году, германский лунно-солнечный календарь, по-видимому, использовал систему високосного года, где к лету добавлялся тринадцатый межкалярный месяц. Но почему именно лето? Никто толком не знает. И как мы узнаем, что это високосный год, если мы только начинаем? Ну, Нордберг дает отличное эмпирическое правило: если новолуние наступает через 11 дней или меньше после солнцестояния, то интеркалярный месяц вставляется примерно во время летнего солнцестояния (по какой-либо причине), чтобы остановить начало второго святочного месяца раньше солнцестояние в следующем году. В этом отношении солнцестояние служит регулятором, если не объектом празднования само по себе.

Интересно, что это, кажется, напоминает великого блота проводился в Упсале и Лейре, что происходило каждый девятый год. Это, вероятно, не случайно (Nordberg 2006: 154). Древнескандинавская религия, как известно, зациклена на умножении числа три. Здесь кажется, что это также было включено в культовые практики через соблюдение священного времени. Этот цикл, по-видимому, был основан на “инклюзивном” счете, в котором последний год также является первым годом цикла, поэтому каждый восьмой год в соответствии с нашим обычным способом мышления числится. Самое интересное в этом то, что вы можете легко сделать математику самостоятельно и фактически привязаться к “девятилетнему циклу” великих блотов, подробнее об этом ниже.

Словарь показывает, что скандинавские народы были хорошо осведомлены об астрономических солнцестояниях и равноденствиях, но основные языческие религиозные праздники, по-видимому, отмечались в каждой четверти календарного года. Они, как уже упоминалось, не совпадали непосредственно с солнцестояниями и равноденствиями и, по-видимому, определялись лунными фазами. Поскольку солнечный и лунный год встречаются в зимнее солнцестояние, месяцы года будут отскакивать назад и вперед между двумя точками в течение определенного интервала ~28 дней. Как Снорри, так и другие источники помещают зимний Блот через месяц (или больше) после солнцестояния, кажется наиболее вероятным, что Йоль праздновался в полнолуние второго месяца Йоля. То есть полнолуние после новолуния, следующего за зимним солнцестоянием. В таком случае это всегда произойдет не ранее 5 января и 2 февраля по современному григорианскому календарю, то есть в пределах интервала, указанного в скандинавских текстах.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12860
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Скандинавские Святочные Жертвоприношения Не Имели (Почти) Никакого Отношения К Зимнему Солнцестоянию

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Сб дек 12, 2020 9:44 pm

Изображение

РИСУНОК НА ОСНОВЕ ДАННЫХ NORDBERG 2006: 105

Так почему же полнолуние, спросите вы? В скандинавских народных традициях остатки этой системы, по-видимому, кристаллизовались в концепции Йольской Луны. Этот термин засвидетельствован в древнескандинавском языке как jóla tungl и в различных производных в позднем скандинавском фольклоре: шведском "jultungel", норвежском "jultangel" и "julemaane", датском "jule mae" и финском "joulukuu", все они относятся к полной луне примерно во время Крещения, 6 января по Григорианскому календарю, но позже по Юлианскому. Другими словами, первое полнолуние новолуния после солнцестояния. Ассоциация с Богоявлением, добавляет Нордберг, по-видимому, является христианским приближением от более старого, языческого, календарная система, описанная выше. Точно так же рынок Диштинг в Упсале, который, по - видимому, возник из дохристианского дисаблота (от дисир, "богини"), действительно определялся полной луной. Нордберг утверждает, что Йольская Луна представляет собой панскандинавское эмпирическое правило, используемое для определения времени Йольского блота в дохристианском лунно-солнечном календаре, и что такая система определения религиозных праздников будет применяться и к другим четвертям года, приравниваясь примерно к следующему месяцу равноденствий и солнцестояний, в полнолуние новой Луны, следующей за ними. Vætrnætr "зимние ночи", которые отмечали переход от осени к зиме , и соответствующий dísablót, должны были отмечаться в полнолуние новолуния, следующего за осенним равноденствием.

Прелесть этой системы заключается в том, что она не только открывает совершенно новую парадигму для понимания религиозной жизни дохристианских скандинавов, но и позволяет достичь нового уровня празднования наряду с более поздними устоявшимися традициями. Почему бы не сделать и то, и другое? Как уже упоминалось, мы действительно можем связать себя с традицией великих блотов в Лейре и Упсале через близкое, критическое чтение первоисточников. Последний " великий Блот” был, по-видимому, отпразднован в Упсале в 1078 году, так что вы можете легко вытащить свой калькулятор и определить, когда будет следующий. В прошлом году в этом цикле я лично устроил большой пир, где чуть не сжег себя заживо, и в результате даже родился ребенок (не от того, что я поджег себя, а от мании случая, по-видимому). Эту работу нельзя недооценивать!

Ежегодное обновление, выпуск 2020 года:
В то время как в 2019 году Йольская Луна совпала с великолепным лунным затмением, участники этого года мудро обращают внимание на то, что новолуние происходит всего через пять дней после зимнего солнцестояния. Это означает, что Йольская Луна прибывает рано, 10 января 2020 года.

Но это также означает, что, поскольку первое новолуние после солнцестояния происходит менее чем через 11 дней после солнцестояния, 2020 год является високосным годом и содержит дополнительный 13-й межкалярный месяц, который должен быть добавлен к лету, чтобы избежать катастрофы следующей Йольской Луны, происходящей до зимнего солнцестояния 2020 года.

Если вам понравилась эта статья,пожалуйста, поделитесь ею с единомышленниками.
Вы также можете поддержать Brute Norse на Patreon и Teespring!
Литература:
Нордберг, Андреас. 2006. Jul, disting och förkyrklig tideräkning: Kalendrar och kalendariska riter i det förkristna Norden. Кунгл. Gustav Adolfs Akademien för svensk folkkultur: Uppsal

Симек, Рудольф. 2007. Словарь северной мифологии. Перевод Анжелы Холл. Д. С. Брюер: Кембридж.

по материалам сайта "Грубый норвежец"

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость