Небывалое яйцо. Традиция

Аватара пользователя
Улио
Сообщения: 688
Зарегистрирован: Чт окт 19, 2017 6:09 pm
Откуда: Казахстан
Интересы в магии: Стихийная магия, знаки и символы
Контактная информация:

Небывалое яйцо. Традиция

Непрочитанное сообщение Улио » Пн мар 19, 2018 8:29 am

Автор © Shellir (Наталья Никольская)

С весенними праздниками, со временем, открывающим новый годовой цикл, связана одна весьма древняя традиция – это традиция ритуального окрашивания и расписывания яиц. Сейчас мы воспринимаем её чаще всего как традицию христианскую и связанную с Пасхой, и есть даже история, согласно которой Мария Магдалина, узревшая воскрешение Христа, поспешила ко двору императора Тиберия, чтобы рассказать ему об этом чуде. Без даров приходить к императору было нельзя, и она взяла с собой несколько свежих яиц. Император выслушал её, но не поверил, и сказал, что возвратиться из мира мертвых человеку невозможно, как невозможно и чтобы куриные яйца переменили свой цвет – и в тот же момент скорлупа всех принесённых Магдалиной яиц окрасилась красным.



Впрочем, несмотря на наличие христианской истории (которая, безусловно, требовалась, чтобы обосновать появление окрашенных яиц в весенней традиции), всё же история окрашенных яиц имеет куда более древнюю историю. Например, еще в культуре Персии были известны окрашенные яйца, - они готовились к празднованию Навруза, весеннего Нового года, и считается, что эта, сохранившаяся до наших дней традиция, уходит корнями еще в зороастризм. Но и в других случаях окрашенные яйца считаются наследием куда более древних культур и религий, нежели новозаветная. Например, славянская писанка, расписанная и окрашенная с помощью воска, хоть и считается сейчас формально «пасхальным яичком», но до сих пор при росписи используются символы, относящиеся еще к языческой славянской культуре, и лишь изредка они дополняются новыми, христианскими символами. И на скорлупе этих яиц мы видим все те же элементы языческого понимания мира, что и на дохристианских славянских археологических объектах. К сожалению, до наших дней не дошли достаточно древние образцы окрашенных и расписанных яиц, ведь яичная скорлупа – это весьма хрупкий и быстро разлагающийся в почве, но зато сохранились яички, сделанные из цветного камня и глины, порой украшенные простым узором; считается, что такие изготавливались в ритуальных целях. Находили подобные яйца и на территории Германии – например, в одном из детских захоронений, и считается, что такое яйцо было символом второго, нового рождения в посмертии или из него.
Вообще яйцо – один из самых ранних религиозных символов, как у европейских, так и у азиатских народов, - это вместилище всего сущего, считается, что в яйце заключено всё, что когда-либо будет создано. Тут можно вспомнить многочисленные легенды о Мировом Яйце, из которого возникает весь мир, или хотя бы сказки о целом царстве, с замком, домами, садами, людьми, животными, появившемся из случайно разбитого яичка. Яйцо считалось священным во многих традициях – у египтян, в древнем Шумере, у греков, славян, в Китае, Австралии, Индии. Яйцо связано с новым началом, с творением, с рождением нового. Из первичного яйца появляется весь мир – и небо, и земля, и воды, и все сущее. С этим связан и так называемый «парадокс яйца» - оно мёртвое, неподвижное, но порождает жизнь, но и само оно, будучи мёртвым, порождается живым существом. В яйце видели постоянное чередование циклов жизни и смерти, когда из одного рождается другое, и смерть и жизнь чередуются в этой цепочке в вечном танце. Так что яйцо символически еще и связано с весной – со временем начала жизни, рождающимся из мёртвого зимнего времени. Да и, кроме того, по весне прилетают птица, вьют гнёзда и откладывают яйца, да и домашняя птица начинает нестись, реагируя на увеличение светового дня – и именно появление яиц нередко и отмечало в традиции начало весны.



В магическом плане, окрашенное и расписанное яйцо – это яйцо небывалое: такого не найдешь в природе, такое не снесет никакая птица, и это вполне логично. Всегда понятно, кто вылупится из того или иного яйца, что из яйца куриного появится цыпленок, из утиного – утёнок и так далее. А вот что вылупится из яркого, цветного, расписного и узорчатого яйца? Да что нарисуем, то и вылупится. Поскольку яйцо – это символ и предмет, обозначающий рождение нового, и заключает в себе тот самый потенциал рождения, то нам нужно лишь направить этот потенциал в нужное русло. И именно это мы и делаем – при помощи цветов, у каждого из которых есть своё собственное значение и смысл, и при помощи символов, которые мы наносим на яичную скорлупу. Мы рисуем на яичных скорлупках образы того, что хотели бы «породить в мир», и правильно созданное весной яйцо помогает воплотить в жизнь именно то, что на нужно; из этого яйца рождается, «вылупляется» новая вероятность. С цветами яиц все достаточно просто: алые говорят о жизни, витальности, физической силе и здоровье; зелёные обещают рост и развитие; желтые и золотые, в зависимости от оттенка, приносят радость и божественное благословение, черный и темно-коричневый дают связь с силой земли и так далее. Символы, которые мы наносим на скорлупу, могут быть исполнены в «свободном стиле», как это сейчас делают в традициях викки или нью-эйджа, но можно воспользоваться и наработанными приёмами, которые веками и хранились, и оттачивались у нас в искусстве писанкарства – особой, обрядной росписи яиц.



Узоры писанок порой настолько сложны, что мы порой видим на их раскрашенных боках целый мир - и мировое древо, и три мира: небеса, мир средний и подземный, мы видим на них как идёт дождь, как этот дождь пробуждает землю, и как на ней появляются ростки, мы видим там Берегинь, и Рожан-Оленух, и небесных коней ветра, и многих-многих других персонажей. Писанки нередко отражают мир вокруг человека, мир в его эталонном виде - со всеми положенными элементами, богами, зверями и, главное, с теми силами, которые в мире должны действовать. Такие писанки - своего рода подтверждение правильности окружающего мира, а в правильном мире все, несомненно будет хорошо - и все здоровы, и урожай богат, и удача будет сопутствовать, и погода благоприятствовать. Поэтому такие писанки дарили в качестве благопожелания, как благой дар дому и роду, как защитный и оберегающий амулет. И мы до сих пор можем использовать те символы, которые столетие за столетием дарили мир и благо домам и родам.
Например, нередко в росписи писанок появляется солнце – источник жизни в нашем мире. Оно может быть нарисовано и в виде привычного нам кружка с расходящимися лучами, и изображаться просто в виде концентрических кругов или круга с точкой посередине, и в виде креста с загнутыми лучами – свастики. Образ земли плодородной в писанке – это решетка, а если в ячейки решетки попали точки – это поле засеянное, которое даст урожай. Горизонтальная линия с поднимающимися от нее маленькими вертикальными черточками или галочками, завитушками – это ростки, всходы. А вот если такая линия помещена в верхней части яйца и черточки направлены вниз – то это уже не всходы, а дождь, питающий землю. Символами вод, течения, неумолимого движения могут быть и волнистые линии, пересекающие скорлупу. Может оказаться на писанке и Мировое Древо – символ структуры, порядка и незыблемости, две Оленухи – Рожаницы, дающие возможность нового начала. Рыбки несут с собой плодовитость, цветы – красоту и процветание, благополучие, птички – приносят небесное благословение, а ужики – защищают. Перечислить все символы традиционной писанки почти что и невозможно – так много их, и так они разнообразны. Впрочем, можно и не погружаться в традицию, а пользоваться теми символами, знаками и образами, которые вам наиболее привычны – в любом случае, ваше яйцо станет небывалым.

Удачи в вашей работе и доброй Остары!

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя