Вайнахская Мифология. Праздник Тушо́ли - 1 мая

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4274
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Вайнахская Мифология. Праздник Тушо́ли - 1 мая

Непрочитанное сообщение Цила » Вс апр 29, 2018 3:23 pm


Тушоли — (инг. Тушо́ли) богиня весны и плодородия в языческой религии и мифологии чеченцев и ингушей. Покровительница женщин и детей. Дочь верховного бога Дела, сестра бога охоты Елты и бога мёртвых Эштра. Птица удод считалась вестником богини Тушоли. Ингуши и чеченцы называли удода «тушоли-котам»[1].

Символы

Деревянная, либо серебряная поясная скульптура женщины со слезой на щеке. Также во во время обряда поклонения, жрец использовал посох с белым флагом и колокольчиками[2][3].
Медная полумаска, служившая лицом идола Тушоли. Найдена Е.М Шиллингом в святилише села Кок.
Удод — как символ Богини[3][1].

Культ Тушоли

В её честь устраивались самые крупные и весёлые праздники. В ингушском календаре месяц апрель назывался в её честь — Тушоли. Богиня являлась также объектом поклонения бездетных женщин. Ингушетия отмечала праздник весны «Тушоли» в дни возвращения из тёплых стран птицы — удода (инг. «тушол-котам»), считавшейся спутницей богини Тушоли и почитаемой священной птицей[3][2].

Профессор Миллер упоминает о каменном здании Тушоли, находящемся в местности аула Махде Мецхальского об­щества. Оно имеет всего в длину одиннадцать и в ширину шесть шагов. Самым священным местом считается угол на восточной стороне; сюда кладут нули, ставят восковые свечи, сосуды с пи­вом и т. п. Каждое общество, прибавляет Миллер, по-видимому, имело свой особый Тушоли. [Конечно, тут разумеется здания, а бог Тушоли. которому они посвящены, был один. После поклонения Тушоли местные жители ходили на гору Делите (Де­ли — «Бог», те — «верх»), на которой было несколько священных мест, а самое священное наверху, с железными крестами. Но что такое Тушоли — ни профессор Миллер, ни другие писатели не выяснили. Как я узнал от стариков, Тушоли — это святой или божество, признаваемое всеми чеченцами без исключения; это один из главных ццу, имя которого упоминается и в клятвах, и во всех молитвах, даже если чеченцы молились у другого святилища. По его имени называется даже месяц Тушоли-бут (апрель). В последнее воскресенье этого месяца, называемое Тушоли-кириде (воскресным Тушоли), ежегодно совершается в описанном святилище особое религиозное празднество в честь него. Тушоли особенно почитается женщинами. Они называют его Даьла йоI, что в буквальном переводе значит: «Божья дочь Тушоли». Горные ингуши восточной половины (галгаевцы, хамхинцы, цоринцы и акинцы) имели одно общее место для по­клонения Тушоли возле селения Карт Хамхинского общества; а жители западных обществ (Мецхальского и Джераховского), а также и плоскостные ингуши сходились к святилищу между се­лениями Оби и Ляжги. Газбык говорит, что в святилище Тушо­ли Мецхальского общества прежде находилось несколько шес­тов с колокольчиками, посвященных цIу, а также голубь и об­раз (фигура) женщины со слезами на глазах; то и другое сдела­но из жести (бронзы?). У этого цIу женщины вымаливали сы­новей.

Жрец (цIайнсаг) просит за них, обратившись к цIу с молит­вою. Шестнадцать человек смотрели свет в цIу, который посылается святым и проходит от одного святилища к другому. Видев­ший свет, снимая шапку, говорил: «Дай Бог ему в жертву быка!»

С тем, кто не почитает Тушоли, бывает дурно, непремен­но приключается несчастие, так как это — дух (тарам) Божий, указанный одарёнными стариками-ясновидцами. У галгайцев Тушоли был ещё в большем почёте, чем у мецхальцев. Для не­го выстроен отличный эльгыц, при котором находится посто­янный жрец — цIайнсаг. Приходящие на поклонение жертвуют деньги, которые идут на ремонт дороги, ведущей к Тушоли, и на угощение пришлых гостей, считающихся на попечении у жреца.

Вот что писал по этому поводу Б. К Далгат со слов жреца Ганыжа.

«В эльгыце находится отлитый из серебра идол женского по­ла, величиною с новорожденного ребёнка; это — изображение Ту­шоли. Под глазами у идола слёзы; народ говорит, что её изнаси­ловал ХьагIар-ерда (покровитель пещер), вследствие чего она заплакала. К скале возле селения Берхай неизвестно кем вбиты железные крючки, висящие на гвоздях, на высоте трёх сажен от земли. У идола руки опущены вниз; сам он в стоячем положении, женские груди и отверстие свидетельствуют о том, что этот святой — жен­ского пола, почему и становится понятным преимущественное почитание его женщинами. Величиною серебряный идол будет, говорит Ганыж, видевший его собственными глазами, с новоро­жденное дитя; толщина его тела — два обхвата распущенных пальцев. В последнее время жрец прячет идола у себя дома и приносит его в святилище в день празднества, дабы враги прежней веры, мусульмане, не похитили его и не осквернили.»[3]


Слова жреца Газбыка. Записал Б.К Далгат:

«В святилище Тушо­ли Мецхальского общества прежде находилось несколько шестов с колокольчиками, посвящённых ццу, а также голубь и об­раз (фигура) женщины со слезами на глазах; то и другое сдела­но из жести (бронзы?).»[3]

" На поклонение идолу ходили больше всего женщины и дети; они резали жертвенных животных, готовили пиво, араку, лепёш­ки. Жрец получал по две печёнки от баранов, сердце, треть хле­ба и по одному ковшу араки. Женщины называли этого святого «золотым ццу» и говорили:

«Худое мы будем откармливать для себя, а откормивши бу­дем резать тебе (в жертву). Божье лицо, Тушоли, дай нам благо­дать свою. Мы, почитая твой срок, день, являемся к тебе; дай нам благополучие, чтобы мы могли постоянно приходить к тебе. Сде­лай так, чтобы неродившие родили детей, а родившихся оставь в живых. Пошли нам обильный урожай, пошли дождь масляный и солнце лекарственное (то есть исцеляющее) и т. д[3].

Словом, Тушоли является преимущественно богом деторож­дения или всякого приплода вообще. В лице этого бога, у которо­го имеется изображение в виде идола, мы встречаемся у ингушей с высшей формой языческого божества, так как идолы, настоя­щие идолы, а не фетиши, появляются у разных народов лишь на высшей ступени развития народной мифологии49. Здесь мы имеем антропоморфизацию божества, проявившуюся сверх того в искус­стве. Подобные идолы мужского и женского пола, но несравненно меньших размеров, были найдены и в Аргунском округе[3][4]

Интересные факты


После принятия ислама, бездетные женщины продолжали приходить в храм богини[5]
В 1985 г. в честь богини Тушоли назван один из венцов Венеры (Tusholi Corona).[6]

Hoopoe family, John Gould, 1837
В Ингушетии ежегодно проводится праздник весны «Тушоли».(Видео с youtube).[7]

Примечания
Литература
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4274
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Re: Вайнахская Мифология. Праздник Тушо́ли - 1 мая

Непрочитанное сообщение Цила » Вс апр 29, 2018 3:27 pm

А вы знали, что не во всех вайнахских обществах Тушоли была женским божеством? Были и такие, где Тушо́ли был божеством плодородия.

Но это не точно. Поначалу не могли определиться какого пола божество, но учёные занявшиеся этим вопросом позже, все таки пришли к выводу что женского. В большинстве случаев Тушоли - женщина, на что явно указывают женские фигуры идолов, легенды, рассказанные жрецами и то как её называли в народе (Дели йоӏ, т.е дочь Делы). Но факт того, что некоторые чеченские рода считали Тушоли мужским божеством вполне вероятен (и я не о том, что писал Миллер. Мнения любых учёных по своей природе субъективны, и кто знает, почему он написал что Тушоли именно бог, а не богиня? Может он не правильно истолковал, не так понял или вообще не придал значения полу этого божества?). Лично я больше верю Далгату (который владел чеченским языком) и ингушским жрецам, рассказавшим ему что Тушоли женщина.

Но опять таки, тут может быть всякое. А вдруг изначально Тушоли был мужского пола, а потом, с течением времени ему так сказать "сменили пол" ? Язычество это ведь не консервная религия, она имеет свойство меняться.

Цитирую:

"Профессор Миллер упоминает о каменном здании Тушоли, находящемся в местности аула Махде Мецхальского об­щества. Оно имеет всего в длину одиннадцать и в ширину шесть шагов. Самым священным местом считается угол на восточной стороне; сюда кладут пули, ставят восковые свечи, сосуды с пи­вом и т. п. Каждое общество, прибавляет Миллер, по-видимому, имело свой особый Тушоли. [Конечно, тут разумеется здания, а бог Тушоли, которому они посвящены, был один]. После поклонения Тушоли местные жители ходили на гору Делите (инг. Делитӏе, Де­ли — «Бог», тӏе — «верх»), на которой было несколько священных мест, а самое священное наверху, с железными крестами. Но что такое Тушоли — ни профессор Миллер, ни другие писатели не выяснили. Как я узнал от стариков, Тушоли — это святой или божество, признаваемое всеми чеченцами без исключения. Это один из главных ццу (цIу - святой)."


Nart Orstho
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Аватара пользователя
Баба Света
Сообщения: 142
Зарегистрирован: Пт апр 27, 2018 1:51 pm
Откуда: из жизни
Интересы в магии: Энергетика и мантика. Некромагия

Re: Вайнахская Мифология. Праздник Тушо́ли - 1 мая

Непрочитанное сообщение Баба Света » Сб май 01, 2021 9:13 am

Спасибо. Не знала, а это очень интересно!

Аватара пользователя
Дуагер
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пн мар 05, 2018 9:59 am
Откуда: ЕС

Re: Вайнахская Мифология. Праздник Тушо́ли - 1 мая

Непрочитанное сообщение Дуагер » Пн май 03, 2021 1:31 pm

Благодарю. Вот не знал, что у вайнахов до сих пор остались какие-то языческие традиции. Не знаю, как в Ингушетии, но в Чечне всё выжжено под корень, наверное.
Barbarus hic ego sum, quia non intelligor illis :o

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость