Праздник к нам приходит: Фрейфакси

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12860
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Праздник к нам приходит: Фрейфакси

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Вс июл 25, 2021 1:19 am

Стремительно приближается следуюющая сильная точка года. Давайте посмотрим, что нас ждет.
Лугнаса или Лугнасад, кельтский Ламмас, скандинавский Фрейфакси – праздник первого урожая, справляемый с 31 июля на 1 августа. Это праздник выпечки первого хлеба из первой порции годового урожая. Силы Жизни начинают идти на убыль, и земля отдаёт то, что в нее вкладывали в начале лета .Название праздника Лугнаса просиходит от имени кельтского бога магии и поэзии Луга (аналога Одина в части его ипостасей). Некоторые группы Асатру в эти дни почитают Локи и Сигин (31 июля) и Одина и Фригг (1 августа).

Главные черты праздника — торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины; собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая. Символом Фрейфакси является испеченный хлеб в виде круга, символизирующий Колесо или Солнце, и конь, символ сбора урожая и приближения сил Смерти.

Но не стоит забывать, что в прошлом это время было не только началом сбора урожая, но также концом сезона битв. Воины, пережившие лето набегов и торговли, возвращались домой с урожаем золота и славы, которую они завоевали, готовились сложить оружие и приступить к работам по заготовке пищи на зиму.

Таким образом, у славянских, кельтских и скандинавских народов, вне зависимости от различий климатических, мы видим два магических состовляющих праздника: воинские игры и первый урожай.


В Исландии это было время ярмарок: мастера продавали свои изделия, а земледельцы первые плоды своих трудов. Эти ярмарки были особенно примечательны спортивным состязанием – боем лошадей . От этого вида спорта и произошло название Фрейфакси, что в переводе означает «грива Фрейра». Так звали одну из самых знаменитых лошадей в Исландии, жеребца , которого Hrafnkell , годи Фрейра , посвятил своему Богу. Бой лошадей, возможно, был сам по себе ритуальным актом и имел религиозное значение. Лошадь, как известно, является животным как плодородия , так и смерти, и таким образом очень подходит для обрядов в период сбора урожая. Лучшая лошадь становилась главным персонажем на протяжение всего праздника

В Норвегии по поведению коней в битве судили о предстоящем урожае. Считалось, что если «лошади кусаются хорошо, это предвещает богатый урожай».

Кроме ярмарок и всеобщего веселья в это время решались и серьезные вопросы. Так именно в этот период собирались Альтинги: общие собрания, на которые съезжались представители всех семей и годордов. На Альтингах решались проблемы государственного масштаба, устраивались суды и торги, заключались сделки и давались клятвы.

В “Практической магии в Северной традиции”, Найджел Пенник упоминает, что Праздник Хлеба был также временем особого почитания колодцев и других священных источников воды.

Несколько неожиданным для меня стало мнение, что в современном Асатру этот праздник привязан к мифу о том, как Локи отрезал волосы Сиф. Мне все же кажется, что в этот праздник более всех должен почитаться Фрейр – бог, приносящий в наши дома урожай и достаток. Впрочем, миф о том, как Локи добыл для асов их главные сокровища является одним из мох любимых, поэтому не вижу ничего страшного в том, чтобы посвятить ему часть праздника. Сказания из Младшей Эдды уместны в любое время года :). Чтобы Вам долго не искать, перескажу эту историю здесь.

Когда-то в старину у Сиф были длинные белокурые волосы, которыми она очень гордилась, но однажды Локи из зависти к Тору прокрался к ней ночью и остриг спящую богиню наголо. Коварный бог еще не успел далеко уйти, как Сиф уже проснулась и, заметив пропаже своих волос, с громким плачем стала призывать Тора. Примчавшись на зов и увидев остриженную голову своей жены, бог грома долго не мог прийти в себя от удивления, но потом понял, в чем дело, и тогда его удивление сменилось яростью. Тору нетрудно было догадаться, кто сыграл с Сиф такую злую шутку, и он тут же бросился разыскивать Локи.
Очень довольный своей проделкой, бог огня спокойно сидел под ветвями Лерада, с интересом глядя на забавные прыжки белки Ротатеск, когда перед ним неожиданно появилась могучая фигура сильнейшего из Асов.
Густые, жесткие волосы Тора стояли дыбом, глаза налились кровью, и даже его рыжая борода и та тряслась от бешенства.
- Готовься к смерти, Локи, - прогремел он, - потому что сейчас я переломаю тебе все кости!
- Пощади меня, Тор, - пролепетал не на шутку испуганный бог огня. - Пощади меня, и я исправлю свою вину.
- Ты лжешь, обманщик! Как сможешь ты вернуть Сиф ее волосы? - возразил Тор.
- Я сейчас же отправлюсь к гномам, Тор, - ответил Локи. - Ты знаешь, какие прекрасные вещи они делают. Они сумеют изготовить и волосы, и притом из чистого золота. Клянусь тебе в этом!
Тор знал, что даже такой отъявленный лгун, как Локи, и тот не осмелится нарушить клятву, а поэтому сдержал свой гнев и отпустил хитрого бога.
Довольный тем, что так легко отделался, Локи, не медля ни минуты, стрелой помчался в страну гномов.
Среди этих подземных жителей было немало замечательных мастеров, но особенно славились среди них своим искусством братья Ивальди. К ним-то и направился Локи. Услышав его просьбу, братья-гномы очень обрадовались. Им уже давно хотелось показать богам свое необыкновенное искусство, и они сейчас же принялись за работу. Не прошло и часа, как волосы для Сиф были уже готовы. Длинные и густые, они были тоньше паутины, и, что самое удивительное, стоило их приложить к голове, как они сейчас же к ней прирастали и начинали расти, как настоящие, хотя и были сделаны из чистого золота.
Облегченно вздохнув, бог огня встал и уже хотел было отнести их Тору, но его остановил один из братьев.
- Подожди немного, - сказал он, - мы еще не кончили свою работу.
Локи послушался и остался, а гномы вновь проворно застучали своими небольшими молоточками и вскоре изготовили длинное, покрытое чудеснейшей резьбой копье и корабль. Копье называлось Гунгнир. Оно обладало волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири и разбивая на куски самые закаленные мечи. Еще замечательнее был корабль. Он назывался "Скидбладнир", и в какую бы сторону он ни плыл, для него всегда дул попутный ветер. "Скидбладнир" был самым большим кораблем в мире, но в то же время он складывался так, как если бы был сделан из обыкновенного холста, и тогда становился таким маленьким, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.
Взяв корабль, копье и волосы, старший из братьев Ивальди передал все это Локи и сказал:
- Эти изделия - наши подарки богам. Отнеси их в Асгард и отдай: копье - Одину, корабль - Фрейру, а волосы - Тору.
Локи поблагодарил братьев, взял их подарки и весело отправился в путь. Он уже почти дошел до границ подземного царства, как вдруг увидел в одной из пещер гнома Брока и его брата Синдри, и ему захотелось их поддразнить.
- Эй вы, горе-мастера! - закричал он. - Посмотрите-ка сюда, на эти прекрасные вещи, и поучитесь, как надо работать по-настоящему...
Гном Синдри был опытный и искусный мастер. Он внимательно осмотрел волосы, корабль и копье, а потом сказал:
- Спору нет, они сделаны прекрасно, но я могу смастерить и кое-что получше.
- Ты просто жалкий хвастун! - воскликнул Локи. - Чего стоит все твое искусство по сравнению с искусством братьев Ивальди! Я готов биться об заклад и ставлю свою голову против твоей, что тебе никогда не удастся сделать что-нибудь лучше этих волос, корабля и копья.
- Ладно, - спокойно отвечал Синдри, - поспорим на наши головы; и предупреждаю тебя, что свою ты потеряешь, потому что я отрежу ее без жалости. А теперь подожди немного, и ты увидишь, хвастун ли я.
С этими словами, Синдри вошел в пещеру, где находилась его мастерская, положил в горящий горн кусок золота и приказал своему брату не переставая, раздувать огонь кузнечными мехами.
- Помни, что, если ты хотя бы на мгновение прервешь свою работу, все будет испорчено, - сказал он Броку и вышел из мастерской.
Между тем Локи уже начал раскаиваться в том, что так легкомысленно прозакладывал свою голову, и решил во что бы то ни стало помешать Синдри ее выиграть. Он превратился в муху и, усевшись на лицо Броку, стал изо всех сил его щекотать. Брок морщился, тряс головой, но работы не бросал. Вскоре в мастерскую вошел Синдри, и Локи поспешил принять свой обычный вид.
- Готово, - сказал Синдри. Он подошел к горну и вынул из него золотое кольцо, красивее которого Локи еще не видел. - Это кольцо Драупнир, - продолжал Синдри. - Тому, кто наденет его на палец, оно каждый девятый день будет приносить еще восемь точно таких же колец.
- Сделано неплохо, - сказал Локи, - но корабль и копье братьев Ивальди сделаны лучше.
Синдри ничего не ответил. Он положил в горн старую свиную кожу и, повторив наказ брату ни в коем случае не прекращать работы, снова вышел. Локи опять превратился в муху и с еще большей силой принялся кусать и щекотать лоб, щеки и шею Брока. Бедный Брок покраснел как рак. Он обливался потом и еле удерживался, чтобы не поднять руку и не прогнать назойливую муху. Наконец, когда его терпение уже почти истощилось, в мастерскую вошел Синдри и навстречу ему из горна выскочил огромный вепрь с шерстью из чистого золота.
- Это вепрь Гулинн-бурсти, - сказал гном. - Он быстр как восьминогий жеребец Одина, и может нести своего хозяина через леса, моря и горы так же легко и свободно, как и по гладкой дороге.
- Вепрь хорош, - сказал Локи, - но копье Гунгнир все-таки лучше.
Синдри и на этот раз ничего не ответил. Он положил в горн большей кусок железа и попросив своего брата быть особенно внимательным, опять оставил его одного. Чувствуя, что его голова в опасности, Локи под видом мухи еще яростнее набросился на Брока. Он уселся ему прямо на глаз и стал его безжалостно кусать. Брок взвыл от боли. Не в силах далее сдерживаться, он бросил работу и схватился за глаз рукой, но в эту самую минуту в дверях показался Синдри. Он быстро направился к горну и вынул из него тяжелый железный молот.
- Это молот Мйольнир, - сказал гном, обращаясь к Локи, который уже как ни в чем не бывало стоял в углу мастерской. - Во всем мире нет ничего, что бы могло выдержать его удар, а поразив цель, он сам возвращается в руки своего хозяина. Скажи-ка теперь, какое из изделий братьев Ивальди может с ним сравниться?
- Пойдем лучше к богам, - отвечал смущенный Локи, - и пусть они решат, кто из нас выиграл спор.
Синдри охотно согласился. Он взял молот, кольцо и вепря, а Локи - волосы, копье и корабль, и оба тронулись в путь.
Через несколько часов они пришли к источнику Урд, около которого боги вершили свой суд, и увидели здесь Одина, Фрейра и Тора, сидевших на вершине одного из холмов. Локи выступил вперед и перевал: Одину - копье Гунгнир, Фрейру - корабль "Скидбладнир", а Тору - золотые волосы для Сиф. Затем к богам подошел Синдри. Он рассказал о своем споре с Локи и вручил Одину кольцо Драупнир, Фрейру - вепря Гулинн-бурсти, а Тору - молот Мйольнир. Боги совещались недолго. Они единодушно признали Мйольнир лучшим оружием против великанов, а поэтому и лучшим из изделий гномов и таким образом решили спор в пользу Синдри.
- Ну, Локи, - сказал довольный гном, - прощайся со своей головой, потому что я ее отрежу.
- Прежде чем отрезать мне голову, меня нужно сначала поймать, - насмешливо отвечал Локи. - А для этого нужно бегать быстрее меня.
С этими словами он надел свои крылатые сандалии и как вихрь умчался прочь.
- Это нечестно! - закричал Синдри. - Поймай его, Тор. Он проиграл мне свою голову и должен ее отдать.
Правда была на стороне Синдри, и Тор немедленно бросился в погоню. Ему нетрудно было поймать беглеца: как быстро ни мчался бог огня, Тор бежал еще скорее, и не прочло и получаса, как он вернулся назад, таща за собой упирающегося Локи.
- Теперь ты от меня не уйдешь! - радостно воскликнул Синдри, подбегая к беглецу с ножом в руке.
- Стой! - закричал Локи. - Стой! Я проиграл тебе только голову, а не шею. Шея моя, и ты не имеешь права ее трогать.
Синдри остановился и задумался. Наконец он сказал:
- Ты очень хитер и сумел спасти свою голову, потому что отрезать ее, не тронув шеи я не могу, но ты все же не уйдешь безнаказанным. Сейчас я зашью тебе твой лживый рот, чтобы ты уже никогда больше не мог хвастаться.
С этими словами, Синдри достал из кармана шило, проткнул в нескольких местах губы Локи и крепко сшил их ремнями. Увы! Не успел он еще скрыться из глаз, как Локи уже освободился от ремней, стягивавших рот, и принялся болтать и хвастаться по-прежнему.
Боги не сердились на него за это. Как-никак, а ведь только благодаря его болтовне Один получил свое замечательное кольцо, Фрейр - не менее замечательного вепря, а Тор - молот, сделавший его грозой всех великанов.
Не сердилась на Локи и Сиф. Да это и понятно: разве не его проделке она обязана тем, что у нее теперь самые прекрасные волосы в мире.

Обряд Фрейфакси
(по версии общины Рагнар, который устроил меня много больше, чем обряд, описанный в «Our troth». Обряд приведен с некоторыми моими изменениями. Если хотите прочитать оригинал, то его можно найти здесь http://zigwult.livejournal.com/15350.html. Совсем-совсем оригинал из «Our troth» здесь http://www.diary.ru/~asatru/p118108868.htm?oam#more1)

Обряд проводится на открытом воздухе. Желательно чтобы рядом был водоем, источник или колодец. В центре места празднования должен быть сложен костер. Зажигать его следует от заранее приготовленного огня, добытого с помощью солнца либо трения. Также понадобится рог, пиво, священная чаша, кропило (им могут быть несколько колосьев связанных вместе). Кроме этого необходим испеченный вручную хлеб: один средних размеров (можно в форме коня) и несколько маленьких, желательно в форме кольца или колеса (в первом случае символ солнца, во втором – годового колеса, мирового порядка), ленточки для подвешивания маленьких хлебов, несколько колосьев (пшеница, рожь, ячмень. Если колосьев много, можно связать из них венки), и небольшой сноп. Все принадлежности сложены рядом с костром. Пиршественный стол накрыт неподалеку.

1. Годи освящает место Молотом Тора
2. Вступительное слово:

Асы и Асиньи! Ваны и Альвы! Боги и богини нашего народа! Духи земли, воды, воздуха и огня, поля и леса! Приветствуем вас! Подобно нашим предкам мы собрались воздать вам почести, в знак верности вам. Приветствуйте тех, кто собрался здесь! (по кругу передается рог, каждый из присутствующих по очереди называет свое имя и говорит «приветствую вас», отпивая из рога и передавая дальше. Пока рог идет по кругу, зажигается костер. В конце рог возвращается к годи, тот выливает половину оставшегося на землю, половину - в костер)

3. Годи говорит:
Боги и богини Асгарда! Придите к священному костру! Будьте с нами на нашем празднике!

Мы славим тебя, Один, мудрейшего из всех в 9 мирах, господина рун, всеотца и нашего учителя! Хейль, Один!
Мы славим тебя, Тор, бога громе, бесстрашного и непобедимого защитника людей и асов! Хейль, Тор!
Мы славим тебя, Локи, бога огня, сила которого одновременно и может и погубить, и дать жизнь и тепло. Хейль, Локи!
Мы славим тебя, Бальдр, прекрасного ликом и чистого душой! Хейль, Бальдр!

Мы славим тебя, Фрейр, щедрего бога урожая и плодородия, приносящего в наши дома достаток и процветание. Хейль, Фрейр!
Мы славим тебя, Ньерд, бога моря и соленых ветров, твоя сила и мудрость не знает границ. Хейль, Ньерд!
Мы славим тебя, Тюр, однорукого бога войны. О твоей справделивости и честности слагаются легенды. Хейль, Тюр!
Мы славим тебя, Хейемдаль, зоркого стража радужного моста, пока ты стоишь на страже, в наших мирах не произойдет непоправимого! Хейль, Хейемдаль!

Мы славим тебя, Браги, бога всех скальдов и поэзии, твое красноречие заставляет биться наши сердца быстрее и вдохновляет нас на подвиги. Хейль, Браги!
Мы славим тебя, Ули, меткого бога лучников, Хейль, Уль!
Мы славим тебя, Видар, молчаливого, но справедливого бога. Хейль, Видар!
Мы славим тебя, Вали, справделивого бога мщения, от твоего гнева не скрыться убийце твоего брата. Хейль, Вали!

Мы славим Вас Асиньи: мудрую Фригг (Хейль, Фригг!), щедрую Фрейю (Хейль, Фрейя!), молодую Идунн (Хейль, Идунн!), золотую Сиф (Хейль,Сиф!)! Мы славим всей асиней вместе с Вами!
Мы славим всех жителей Асгарда! Будьте с нами сегодня, будьте с нами всегда! Пусть сила ваша и мудрость не оставит нас!

4. Годи говорит:
Летнее солнце на убыль идет
Земля всем подарки свои раздает
Фрейр владенья обходит
Радуясь первому урожаю

Летнее солнце на убыль идет,
Плоды созрели, юноши возмужали –
Боги дали им силу и мудрость, на труд и на битву
Во славу родной земли

Летнее солнце на убыль идет
Сверкает Молот над золотыми полями
Тор хранит свою златовласую жену,
Мьельнир освящает колосящиеся поля

Дающие Хлеб (обращаясь к земле), Берегущие Хлеб (обращаясь к небу), Собирающие Хлеб (обращаясь к народу)!
Приветствуем вас
С колосьями, хлебом и пивом!

5. Годи наполняет рог пивом, чертит на нем Солнечный круг, говоря:
Фрейр и Фрейя, Нертус и Ньерд! Ваны, взгляните на наш урожай – вы и все те, кто помогает выращивать зерно.

6. Годи отпивает и пускает рог по кругу . Когда рог проходит полный круг, он выливает то, что осталось в нем в священную чашу и наполняет рог опять, чертит на нем Молот Тора и говорит :

Тор, Хеймдаль и Тюр, Моди и Магни, Видар и Вали! Славные воины, освятите сбор урожая – доведите нашу работу до конца, отгоните все беды прочь!

7. Годи отпивает и пускает рог по кругу . Когда рог проходит полный круг, он выливает то, что осталось в нем в священную чашу и наполняет рог опять , чертит на нем Валькнут и говорит :

Всеотец, благодарим тебя за победы, дарованные нам тобой в течение этого лета! Пусть дух твой не оставит нас.
Годи отпивает и пускает рог по кругу . Когда рог проходит полный круг, он выливает то, что осталось в нем, в священную чашу.

8. Годи говорит :
Время разделить первый урожай. Все достижения и победы да будут разделены поровну между людьми, богами и духами.
С этими словами он вручает каждому хлеб. Затем говорит:

Боги и богини нашего народа! Духи полей, лесов, вод и синего неба! Примите наши дары от урожая, выращенного при вашем участии, помощи и защите!

Годи берет четыре хлеба и втыкает в каждый по стеблю зерна - один вешает на дерево, другой кладет на землю (камень), третий бросает в воду, четвертый - в костер . Каждый из присутствующих берет хлеб и вешает его на дерево.

9. Годи берет сноп, ставит его на открытое место и говорит:
Вот первый сноп, собранный в этом году. Оставляем его здесь для коня Одина, для вепря Фрейра, для козлов Тора. Так делали наши предки, так делаем и мы.
Присутствующие могут взять по колоску из первого снопа и сохранить как оберег, положив что-нибудь в сноп взамен.

10. Годи поднимает чашу и произносит :
Славим дары, славим дающих, славим всех Богов и Богинь! Пусть урожай будет богатым, народ – вольным, а сердце – радостным!

Годи опрыскивает сноп, воздух, воду, огонь, дары на деревьях, всех присутствующих людей.

Музыка, посвященная празднику:
Крыс и Шмендра - Лугнасад.mp3
Bill Whelan Dancing at Lughnasa (там целый альбом)

А вот здесь можно посмотреть небольшое видео с праздника Фрейфакси 2011
http://www.youtube.com/watch?v=wQfjF_ll ... re=related

Друзья! Помните, что во время Фрейфакси стоит начинать готовится к "сбору урожая", то есть подходит то самое время, когда человек начинает "пожинать" то, что "посеял". Впереди еще много работы, ведь недостаточно вырастить урожай, нужно его еще и собрать, однако "летняя активность" уже подходит к концу. Считается, что это самое лучшее время для прохождения инициаций, перехода в другое состояние (например продвижение по службе, новая должность и прочее).



Полезности были взяты отсюда:
М. Грашина . М.Васильев «Языческий календарь»
http://runagaldr.ru/25.htm
http://zigwult.livejournal.com/15350.html
http://www.skidbladnir.ru/ru/trot/o-kolese-trota.html
http://www.diary.ru/~asatru/p118108868.htm?oam#more1


https://vereteno-frigg.livejournal.com/10357.html

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость