Традиции на медовый спас

Аватара пользователя
Феникс
Сообщения: 33198
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2018 7:36 pm
Род занятий: развитие

Традиции на медовый спас

Непрочитанное сообщение Феникс » Пн авг 09, 2021 8:20 pm

Изображение

Совсем скоро нас ждет весёлый и вкусный праздник – Медовый Спас – 14 августа по новому стилю (современному календарю). Это день, когда, как и 16 апреля в христианстве, почитают Зосима-пчельника, а в древности наши предки славили Богиню Ульяну-Раделу и её супруга Квасуру – покровителей пчёл и застолий.

БОГ КВАСУРА И БОГИНЯ УЛЬЯНА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ НАШИХ ПРЕДКОВ

Многие современные эзотерики и мифологи, хорошо знающие греческую мифологию, но не читавшие ни одной древней былины, песни, представляют Квасуру наподобие Бахуса – этакого разудалого и вечно молодого и пьяного Бога. И, соответственно, считают, что раз такой Бог есть в пантеоне, то «славяне пили на праздниках всегда». Но, чтоб опровергнуть это, достаточно воспользоваться логикой и историческими данными:

Имя Бога происходит от названия древнейшего напитка – кваса, который, во-первых, безалкогольный, во-вторых, уже в XII веке путешественники отмечали наличие у славян в летнее время более десятков видов данного напитка. А в XVIII в. – несколько сотен видов.

«Алкогольные бунты» при Иване Грозном (поддержанные правителем), Петре I и далее – вплоть до XIX в., когда крестьяне и другие сословия целыми деревнями и волостями бастовали против ввоза и продажи алкогольных напитков иностранцами.

Супруга Бога Квасуры – Ульяна-Радела – покровительница пчёл. Раделой называли на др.-рус. языке пчелу – «ра делает».

Но сейчас мы не об истории алкоголя в России, а о традиции праздников.
Надеюсь, что вы читали мои статьи, посвященные расшифровке понятий «праздник», «труд», «праздность», «работа» – об истинном смысле этих слов и закрепленных за ними традициях повторяться не буду.
Читайте также: «Три спаса: ореховый, на полотне и хлебный».

ТРАДИЦИИ НА МЕДОВЫЙ СПАС И ОБРЯДЫ

Приведу в пример некоторые традиции на медовый спас и обрядовые действия, которые совершали наши предки в честь этих Богов, ведая их суть. Надеюсь, что это добавит современным читателям убеждённости в мудрости, трезвости и нравственности наших предков. А может, кого-нибудь вдохновит на возрождение традиций.

На Медовый Спас наши предки совершали следующие действия:

Устраивали соревнования бортников: кто выше по гладкому бревну залезет; быстрее колоду выдолбит (улей сделает), тяжелее воз с бочками мёда (или иной поклажей) подымет; красивее туес (баночку для мёда) резную сделает; быстрее ложку вырежет и т.д.

Медовыми квасами и другими напитками безалкогольными угощали каждого встречного-поперечного, видя в нем посланника Богов.

Готовили медовые пряники, варили орехи в меду и раздавали малоимущим семьям, детям, старикам и молодицам.
Шли с мёдом и сластями замиряться с теми, с кем были сложные отношения: надо было обеим сторонам обменяться стольными угощениями и есть то, что подарили за одним столом.

С подарками (кумач, вышитые рубахи, бранницы, съестное) шли всем миром поздравлять всех пчеловодов села, деревни, делая такого человека центром праздника. Старались в этот день переделать в их доме и дворе максимальное количество хозяйских дел: бабы – дом скоблили и белили, мужики делали всё: от колки дров до починки всего, что нуждалось в починке. Но так поступали не только в этот день – эти люди, особенно если были одиноки, были «на поруках» у всей деревни, чтоб могли качественно заниматься своим делом, минимально отвлекаясь на другие хозяйские дела. Даже хлеб им соседи делали.

Всем миром заботились об одиноких, пожилых и малоимущих семьях – «усладить мёдом мир» это называлось.
Самый сильный мужчина относил горшок меда «от села» хозяину леса.

Женщины коллективно делали ростовую куклу Ульяну в желто-чёрных одеждах, часто с веретеном или ложкой и горшочком меда, которую водружали за селом на самой высокой горке – «смотрящей», чтоб каждый «мёд ел, да дело разумел», «что посеешь, то и пожнешь, что пожнешь, то и смелешь, что смелешь, то и взболтаешь, что взболтаешь, то и поешь», «как поработал – так и полопал», «всякому труженику – по пряничку, а лентяю – ложкой» и т.д. Позже стали такую куклу как хранительницу трудолюбия делать в каждом доме, но уже локтевую. Об этом вы можете узнать в мастер-классах Елены Колонцовой и Анны Емельяновой.

Коллективно делали заготовки в меду: орехов, цветов, трав, ягод, варили первые сбитни и т.д.

И где здесь про пьянку и разгул? Не было его, т.к. более всего наши предки ценили возможность результатами своего труда – «мёдом духовным» – порадовать близких, родных и друзей.
__________

© Арина Никитина.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость