Re: Бадж Э. А. Уоллис Египетская магия. МАГИЧЕСКИЕ КАМНИ ИЛИ АМУЛЕТЫ
Добавлено: Пн июл 30, 2018 7:00 pm
11. Амулет «Два пальца»
Этот амулет представляет собой два пальца, указательный и средний, которые бог Хор подал своему отцу Осирису, помогая ему подняться по лестнице3 на небеса, как было описано выше. Его помещали внутрь мумий и обычно делали из обсидиана или гематита.
12. Амулет «Око Хора»
Амулет «Око Хора», или Учат , — один из самых распространенных амулетов, использовавшийся, по-видимому, во все времена. Он изготавливался из золота, серебра, гранита, гематита, сердолика, ляпис-лазури, фаянса, дерева и тому подобных материалов, хотя в рубрике последней Главы «Книги Мертвых»
----------------------------------
To есть Глава CXL.
указывается, что этот амулет должен быть сделан из ляпис-лазури или из камня «мак». Встречаются два вида Учата: обращенный налево и обращенный направо — они изображают два ока Хора, одно из которых, согласно древним текстам, было белым, а другое — черным. По другой версии, один Учат олицетворяет Солнце, а другой — Луну, или, соответственно, Ра и Осириса. Но вообще говоря, египтяне, надевая Учат как амулет, надеялись получить благосклонность небес и обрести силу, бодрость, покровительство, безопасность, хорошее здоровье и так далее, имея, вероятно, в виду белое Око Хора, или Солнце. В религиозных текстах часто встречается выражение мех Учат, то есть «то, что в Учате», относящееся, по всей видимости, к солнцу в момент его летнего солнцестояния, так что амулет, вероятно, должен был приносить своему владельцу силу и здоровье так же, как делает это сильное летнее солнце. Глава CLXVII «Книги Мертвых» требовала, чтобы умерший сказал: «Бог Тот принес Учат, он возвратил его после его ухода, о Ра. Оно претерпело много бедствий во время шторма, и Тот возвратил его после его ухода из шторма. Я здоров, и оно здорово. Я здоров, и оно здорово. Небсени, владыка благочестия, здоров». Чтобы амулет Учат принес наибольшую пользу умершему, следовало сделать один амулет из ляпис-лазури, покрыть золотом и в день летнего солнцестояния принести ему жертву; другой же амулет надо было изготовить из яшмы и, после прочтения над ним специальной Главы (CXL), положить на тело умершего — тогда он становился богом и занимал свое место в ладье Ра. В день летнего солнцестояния возжигались двенадцать алтарей:
--------------------------------
По одному на каждый месяц года. 214
четыре — для Ра, четыре — для Учата и четыре для других упомянутых в этой главе богов. Интересный пример использования Учата мы видим в греческом заклинании для обнаружения вора, записанном уже в IV веке нашей эры.
---------------------------------
Kenyan. Catalogue of Greek Papyri, p. 64.
В нем предписывается «взять две травы, хелкбей и воловик (воловий язык. — У. Б.), выдавить из них сок, сжечь отжимки и смешать пепел с соком. Намазаться полученной смесью и написать ею на стене слово „Хоу". Взять деревянный брусок, вырезать из него молоток и ударить им по уху, произнося слова заклинания: „Заклинаю тебя святыми именами, выдай вора, что унес то-то [и то-то]. Халхак, Халкум, Хиам, Хар, Хрум, Збар, Бери, Збарком, Хри, Кариоб, Фарибу и ужасными именами "».
--------------------------------------
Гностики предполагали, что семь гласных содержат все имена Бога и дают великую силу заклинанию.
Вслед за этими словами следует изображение Учата в окружении гласных, расположенных в определенном порядке:
Далее идут слова: «„Выдай вора, что украл то-то [и то-то]. В то время как я бью молотком по уху, пусть глаз вора заражается и воспаляется, пока не выдаст его". Говоря эти слова, бей молотком».
---------------------------------
См.: Goodwin. Fragment of a Grasco-Egyptian work upon Magic, p. 7.
Этот амулет представляет собой два пальца, указательный и средний, которые бог Хор подал своему отцу Осирису, помогая ему подняться по лестнице3 на небеса, как было описано выше. Его помещали внутрь мумий и обычно делали из обсидиана или гематита.
12. Амулет «Око Хора»
Амулет «Око Хора», или Учат , — один из самых распространенных амулетов, использовавшийся, по-видимому, во все времена. Он изготавливался из золота, серебра, гранита, гематита, сердолика, ляпис-лазури, фаянса, дерева и тому подобных материалов, хотя в рубрике последней Главы «Книги Мертвых»
----------------------------------
To есть Глава CXL.
указывается, что этот амулет должен быть сделан из ляпис-лазури или из камня «мак». Встречаются два вида Учата: обращенный налево и обращенный направо — они изображают два ока Хора, одно из которых, согласно древним текстам, было белым, а другое — черным. По другой версии, один Учат олицетворяет Солнце, а другой — Луну, или, соответственно, Ра и Осириса. Но вообще говоря, египтяне, надевая Учат как амулет, надеялись получить благосклонность небес и обрести силу, бодрость, покровительство, безопасность, хорошее здоровье и так далее, имея, вероятно, в виду белое Око Хора, или Солнце. В религиозных текстах часто встречается выражение мех Учат, то есть «то, что в Учате», относящееся, по всей видимости, к солнцу в момент его летнего солнцестояния, так что амулет, вероятно, должен был приносить своему владельцу силу и здоровье так же, как делает это сильное летнее солнце. Глава CLXVII «Книги Мертвых» требовала, чтобы умерший сказал: «Бог Тот принес Учат, он возвратил его после его ухода, о Ра. Оно претерпело много бедствий во время шторма, и Тот возвратил его после его ухода из шторма. Я здоров, и оно здорово. Я здоров, и оно здорово. Небсени, владыка благочестия, здоров». Чтобы амулет Учат принес наибольшую пользу умершему, следовало сделать один амулет из ляпис-лазури, покрыть золотом и в день летнего солнцестояния принести ему жертву; другой же амулет надо было изготовить из яшмы и, после прочтения над ним специальной Главы (CXL), положить на тело умершего — тогда он становился богом и занимал свое место в ладье Ра. В день летнего солнцестояния возжигались двенадцать алтарей:
--------------------------------
По одному на каждый месяц года. 214
четыре — для Ра, четыре — для Учата и четыре для других упомянутых в этой главе богов. Интересный пример использования Учата мы видим в греческом заклинании для обнаружения вора, записанном уже в IV веке нашей эры.
---------------------------------
Kenyan. Catalogue of Greek Papyri, p. 64.
В нем предписывается «взять две травы, хелкбей и воловик (воловий язык. — У. Б.), выдавить из них сок, сжечь отжимки и смешать пепел с соком. Намазаться полученной смесью и написать ею на стене слово „Хоу". Взять деревянный брусок, вырезать из него молоток и ударить им по уху, произнося слова заклинания: „Заклинаю тебя святыми именами, выдай вора, что унес то-то [и то-то]. Халхак, Халкум, Хиам, Хар, Хрум, Збар, Бери, Збарком, Хри, Кариоб, Фарибу и ужасными именами "».
--------------------------------------
Гностики предполагали, что семь гласных содержат все имена Бога и дают великую силу заклинанию.
Вслед за этими словами следует изображение Учата в окружении гласных, расположенных в определенном порядке:
Далее идут слова: «„Выдай вора, что украл то-то [и то-то]. В то время как я бью молотком по уху, пусть глаз вора заражается и воспаляется, пока не выдаст его". Говоря эти слова, бей молотком».
---------------------------------
См.: Goodwin. Fragment of a Grasco-Egyptian work upon Magic, p. 7.