Бадж Э. А. Уоллис Египетская магия.МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12859
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Бадж Э. А. Уоллис Египетская магия.МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Пн июл 30, 2018 7:58 pm

МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ

Как следует из сказанного выше, египтяне полагали, что магическими формулами и «словами власти» можно оживить любую фигурку человека или животного и заставить ее действовать на благо человека или во вред ему. Кроме того, они безоговорочно верили в силу изображений богов, божественных существ и предметов, над которыми специально подготовленные люди правильно произнесли «слова власти». Если принимать все это во внимание, исчезают многие трудности в понимании религиозных текстов, а то, что с первого взгляда казалось наивным, приобретает важное значение.

Богиня Хатхор, дающая писцу Ани пищу и питье из дерева .у сикомора, которое растет на берегу реки. (Из «Папируса Ани», лист 16).

На стенах древних гробниц часто изображались сцены из жизни умершего, где он приносит жертвы богам, совершает религиозные обряды, управляет своим имением или ведет хозяйство. Эти рисунки создавались вовсе не из тщеславия; в глубине души каждый египтянин верил и надеялся, что они отражают ту жизнь, которую он будет вести в потустороннем мире, и слова его молитв обратят картинки в действительность. Умирая, богатый египтятнин оставлял средства на приношения, необходимые его ка, двойнику, на обеспечение своей гробницы и часовни ка, а также на содержание жреца или жрецов, служивших ка. Каждый египтянин, к какому бы классу он ни принадлежал, был твердо уверен в том, что без надлежащего питания ка вынужден будет бродить по земле, подбирая отбросы и грязь, встречающуюся на его пути. В Главе LII «Книги Мертвых» умерший говорит: «То, что мне отвратительно; то, что мне отвратительно, да
не буду я есть. То, что мне отвратительно; то, что мне отвратительно, — это отбросы. Да не буду я есть их вместо лепешек [которые приносятся] двойникам (каг/). Да не прикоснется это к моему телу; да не буду я вынужден держать это в своих руках и да не буду я принужден наступать на это моими сандалиями». А в Главе CLXXXIX он молится о том, чтобы ему не пришлось пить грязную

Писец Ани со своей женой стоят в реке и пьют воду. (Из «Папируса Ани», лист 16).

воду и быть оскверненным ею. Если даже богатый египтянин не был уверен, что положенные приношения пищи и питья будут делаться у его гробницы вечно, то как мог бедный человек спасти своего ка от позорной участи пить грязную воду и есть отбросы? Для этого из камня изготовлялось подобие жертвенника, а на него помещались изображения лепешек, сосудов с водой, фруктов, мяса и так далее. Если это было невозможно, изображения приношей ний высекались на самом жертвеннике. В других случаях, когда родственники покойного не могли оплатить даже изготовление жертвенника, в гробницу помещали просто его рисованное изображение. И пока существовал жертвенник, его подобие или рисунок, произносимые молитвы обеспечивали ка пищей. Иногда в гробницу не помещали ни жертвенника, ни его подобия, ни рисунка, и единственным, что обеспечивало нужды ка, была молитва богам о погребальной пище, писавшаяся на погребальной утвари. И всякий раз, когда человек, проходивший мимо гробницы, читал эту молитву, добавляя к ней имя умершего, ка получал пищу и питье, ибо изображения их или пожелания в надписях сразу становились реальностью. Внутри деревянных саркофагов XII династии (около 2500 г. до н. э.) нарисованы различные предметы, которые в еще более древние времена помещались в гробницы вместе с мумиями; но постепенно люди переставали выполнять многочисленные предписания старинного ритуала погребения, надеясь, что начертанные тексты и формулы превратят рисунки в реальные вещи, и, кроме подушки, мало что клали в гробницу.
Через тысячу лет после этого, когда религиозные тексты из «Книги Мертвых» вместо стенок саркофагов стали писать на папирусах, к ним добавилось множество иллюстраций и виньеток. Многим из них придавалось большое значение; в этом смысле рассматриваемые ниже рисунки особенно ценны.
Напомним, что Глава CXXV «Книги Мертвых» содержит так называемую «Исповедь Отрицания», произносимую умершим в Зале Маат, а также имена богов и существ, которые умерший должен был знать во имя собственного благополучия. В конце текста говорится: «Эта Глава должна произноситься умершим после очищения, когда он облачен в одеяния и обут в белые кожаные сандалии, а глаза его подведены сурьмой и тело умащено мазью «анти», когда он принес в жертву скот, птицу, ладан, лепешки, светлое пиво и ароматные травы. Нарисуй картину того, что должно случиться в Зале Маати, на новой пластинке, сделанной из глины, на которую не ступала ни свинья, ни какое-нибудь другое животное. И если ты напишешь на ней эту Главу, умерший будет процветать, и его дети будут процветать, и его имя никогда не будет предано забвению. А хлеб, лепешки, сладости, вино и мясо будут даны ему на жертвеннике великого бога. И ему не преградит путь ни одна из дверей подземного мира. И его пропустят внутрь вместе с царями Севера и Юга, и он будет пребывать в свите Осириса во веки веков». Этот текст является прекрасным примером того, как далеко простирается воздействие изображения, сопровождаемого необходимыми «словами власти», и любой из рисунков «Книги Мертвых» был столь же эффективным средством для обеспечения благополучия умершего.
Судя по некоторым фрагментам и Главам, умерший очень боялся остаться без воздуха и воды, которые были нужны ему не меньше, чем пища. Чтобы избежать этого несчастья, на папирусе помещались рисунки, на которых умерший держит в руках парус (символ воздуха, ветра и дыхания), стоя по щиколотку в воде.

-------------------------------
См. виньетки из Глав LIV—LX «Книги Мертвых».

Под рисунками писались тексты, подобные следующим: «Мой рот и мои ноздри открыты в Татту (Бусирисе. — У. Б.). Я обрел покой в Анну (Гелиополе. — У. Б.), моем доме. Он был построен для меня богиней Сешат , а бог Хнему воздвиг его стены для меня...» «Приветствую тебя, бог Тему, подари мне сладостное дыхание, пребывающее в твоих ноздрях! Я обнимаю великий трон, расположенный в Хеменну (Гермополе. — У. Б.). Я наблюдаю за яйцом Великого Гоготуна : я зарождаюсь, как зарождается оно; я живу, как живет оно; мое дыхание есть его дыхание».

----------------------
См. Chapters of Coming Forth by Day, p. 106.

Другое «величайшее таинство» должно было совершаться для того, чтобы умерший мог по своему желанию подняться на небеса через четыре двери и дышать воздухом, проходящим через них. Северный ветер принадлежал Осирису, южный — Ра, западный — Исиде и восточный — Нефтиде. Чтобы обрести власть над ветрами, умерший должен был стать хозяином дверей, через которые они дули. Это было возможно лишь в том случае, если на саркофаге были изображены эти двери и бог Тот, открывающий их. Этому обряду придавалось особое значение, ибо текст гласит: «Не разрешай никому из посторонних узнать эту Главу, ибо она — великая тайна, и те, кто обитают в болотах (т. е. непосвященные. — У. Б.) не знают ее. Ты не должен делать этого в присутствии кого-либо, кроме твоего отца, твоего сына или тебя самого; ибо это воистину великое таинство, не известное никому из людей».

-----------------------------
Ibid.,p. 289.

Одним из наслаждений, дарованных умершему, было плавание по небесам в ладье бога Ра вместе с богами погребального цикла Осириса. Этого можно было достичь, нарисовав определенные картинки и произнеся над ними необходимые «слова власти». Ладья должна была быть нарисована на чистом папирусе чернилами, сделанными из зеленого абут, смешанного с настоем анти, внутри ладьи изображались фигуры Исиды, Тота, Шу, Хепера и самого умершего. Папирус следовало прикрепить на грудь умершего, но так, чтобы он не касался его тела. Это позволяло духу умершего ежедневно входить в ладью Ра, бог Тот охранял его, и он мог плыть с Ра в любое место, куда пожелает.

-----------------------
См. Chapters of Coming Forth by Day, p. 162.

В другом фрагменте говорится, что ладья должна быть нарисована в «чистом месте», а на ее носу надо поместить изображение умершего. Поскольку предполагалось, что Ра путешествует до полудня в одной ладье (называемой Атет), а от полудня до заката — в другой (называемой Сектет), необходимо было обеспечить умершему доступ в каждую из них. Как это делалось? С одной стороны рисунка, изображающего ладью, должна была быть нарисована утренняя ладья Ра, с другой — полуденная. Таким образом, один рисунок мог превращаться в две ладьи. Пользуясь подношениями, которые надлежало делать в день рождения Осириса, душа умершего могла жить вечно, не умирая во второй раз.

------------------------
Ibid., p. 212.

Судя по рубрике Главы,

---------------------------
Глава CXXX. H

в которой даны эти указания, тексты, включенные в нее, относятся ко временам очень древним и датируются правлением Хесепти, пятого царя I династии (около 4350 г. до н. э.), следовательно, и обычай рисовать ладью на папирусе относится к тому же времени. О важности подобных рисунков говорят следующие рубрики Глав CXXXIII и CXXXIV:
1. «Эта Глава должна быть зачитана над ладьей длиной в четыре локтя, изготовленной из зеленого фаянса, [на котором должны быть нарисованы] высшие божества городов, а также небо со звездами. Перед этой церемонией необходимо очиститься с помощью соды и ладана. Ты должен нарисовать образ Ра желтым цветом на чистом диске и поместить его на носу и корме ладьи. И еще нужно изобразить духа, которому ты желаешь стать совершенным, [и поместить его] в этой ладье. Ты должен сделать так, чтобы он путешествовал в этой ладье, [которая должна быть сделана в форме ладьи] Ра, и он узрит самого бога Ра в ней. Не разрешай никому смотреть на это, кроме тебя самого, твоего отца или твоего сына, и охраняй это с величайшим тщанием. Тогда дух станет совершенным в сердце Ра, и это даст ему силу в сонме богов; и боги будут смотреть на него как на божественное существо, подобное им самим; а живые и мертвые падут ниц перед ним, и он появится в подземном мире в виде сияния Ра».
2. «Эта Глава должна быть зачитана над стоящим соколом, имеющим Белую Корону на голове, [и над фигурками] богов Тему, Шу, Тефнут, Себа, Нут, Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды, нарисованными желтой краской на чистом диске, который должен быть помещен [в подобие] Ладьи [Ра] вместе с изображением духа того, кому ты желаешь стать совершенным. Все фигурки необходимо умастить кедровым маслом, затем воскурить во славу их благовония и принести в жертву домашнюю птицу, изжарив ее на огне. Эта церемония — проявление почтения к Ра в его странствии, и благодаря ей умерший ежедневно будет сопровождать Ра в его путешествиях, а враги Ра воистину будут побеждены всегда и везде».
Многие рисунки и виньетки поддаются точному толкованию. Например, изображение души, парящей над лежащим на носилках мертвым телом, сразу же ассоциируется с воссоединением души и тела. Рисунок, изображающий умершего, выходящего из «Дома казней», и нож с капающей с нею кровью, подразумевает спасение от жестокой смерти. Изображение души и духа перед открытой дверью означает, что душа может свободно витать, где пожелает. Изображение души и тени, проходящих через дверь гробницы, ясно указывает, что эти части человеческой сущности не остаются там навечно. Однако идеи, заложенные в других виньетках, не столь ясны. Возьмем, к примеру, рисунки из Глав CLXII—CLXV более позднего (пересмотренного и исправленного) варианта «Книги Мертвых». К счастью, их смысл проясняется рубриками Глав.

Так, картинка перед Главой СХП изображает корову с рогами, диск и два пера. В рубрике Главы указано, что одна такая фигурка, сделанная из золота, должна быть прикреплена к шее умершего, а другую, нарисованную на папирусе, надо положить ему под голову. Если это сделано, «то в него обязательно войдет тепло, подобное тому, что было в нем при жизни. Он уподобится богу в подземном мире, и ни одни врата не закроются перед ним». Слова этой Главы имеют большую защитную силу (то есть представляют собой важнейший талисман), ибо, как сообщается в тексте, «это было сделано коровой для своего сына Ра, когда он скрылся с горизонта и его жилище окружили существа огня». Корова, конечно же, олицетворяет Исиду-Хатхор, а слова эти, как и рисунок, относятся к некоему событию из жизни Ра или Хора.

По-видимому, «слова власти» или заклинание, произнесенное Исидой-Хатхор, избавили бога от напасти. Но если заклинание освободило бога и принесло ему по-;льзу, оно освободит и умершего и так же поможет ему. «слова власти» гласят: «О Амен! О Амен, пребывающий на небесах, обрати лик свой к мертвому телу твоего сына и сделай его здоровым и сильным в подземном мире».
Текст этот опять-таки сопровождается указанием, что эти слова — «великая тайна» и «ничей взор не должен упасть на них, ибо негоже [каждому] знать их. Поэтому храни эту книгу. „Книга Властительницы тайного храма" — имя ее».
Исследование мумий позднего периода показывает, что египтяне действительно рисовали фигурку коровы на папирусе, положенном под голову умершего, и что корова — лишь одна из многих фигурок, рисовавшихся на нем.

Изображения сопровождались магическими текстами и со временем, когда папирусы стали прикрепляться к пеленам, лист с подобными текстами и рисунками заменил золотую фигурку коровы на шее умершего, то есть стал собственно, амулетом, хотя обычное его название у археологов — «гипоцефал». Отметим, что он имеет круглую форму, так как представляет собой зрачок Ока Хора, которое в Египте с незапамятных времен считалось источником всех продуктивных сил, возобновления и жизни. На одном из таких гипоцефалов в верхнем ряду изображены следующие боги: Нехеб-ка, подносящий Хору его Око; богиня с Оком Хора вместо головы; упомянутая выше корова Исида-Хатхор; четверо детей Хора; два льва; часть человеческого тела; опора для голов Хнему — бога возобновления — и Хор-Pa. Во втором ряду расположена ладья Солнца, которую Хор направляет с помощью шеста, а также ладья Луны с Харпократом на носу. На нижней половине гипоцефала мы видим бога Хепера в своей ладье, бога Хора в своей ладье и бога Хора-Септ в своей ладье. Бог с двумя лицами изображает две ипостаси Солнца -заходящего и восходящего, бог с бараньими головами, которому поклоняются павианы, — это мистический образ Хнему, одного из великих богов возобновления, который позднее под именем Хнумиса или Хнубиса занял столь важное место среди магических имен гностиков. Две молитвы из гипоцефала иллюстрируют приведенные выше «слова власти», обращенные к Амену, то есть «Сокрытому». 1. «Я — Сокрытый в потаенном месте. Я — совершенный дух среди спутников Ра. Я вышел и явился среди совершенных душ. Я — могущественная Душа в темно-оранжевой одежде . Я пришел из подземного мира по своему желанию. Я пришел. Я пришел из Ока Хора. Я пришел из подземного мира вместе с Ра из Дома Великого Старца в Гелиополе . Я — один из духов, приходящих из подземного мира. Да будет дано телу моему все необходимое, душе моей — небеса и мумии моей — потайное место».




2. «Пусть бог, который сам сокрыт и чье лицо сокрыто, который сияет над миром в своем образе и в мире подземном, даст моей душе вечную жизнь! Пусть великий Бог в своем диске пошлет лучи в подземный мир Гелио-поля! Дай мне возможность входить и выходить из подземного мира без помех и препятствий».
Глава CLXIII «Книги Мертвых» имела своей целью не допустить распада человеческого тела в подземном мире и освободить его от душ, которые, по несчастью, были заперты в разных его частях. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо было зачитать эту Главу над следующими тремя изображениями: 1) змеей с ногами, несущей диск и два рога на голове; 2) Учатом,

-------------------------------
См. выше,

или Оком Хора, «в зрачке которого должна быть фигура Бога с поднятой рукой, с лицом божественной души, имеющего перья и спину, как у сокола»; 3) Учатом, или Оком Хора, «в зрачке которого должна быть фигура Бога с поднятой рукой, и с лицом богини Нейт, имеющего перья и спину сокола». Если это будет сделано, «умерший не будет возвращен к каким-либо вратам подземного мира, а будет есть и пить и отправлять естественные функции, как делал это на земле; и никто не восстанет против него; и он во веки веков будет защищен от рук врагов своих».

-------------------------------
См. Chapters of Coming Forth by Day, p. 292.

«Слова власти», приведенные в Главе CLXIV, следовало зачитать над фигуркой богини Мут с тремя головами. Первая голова должна быть похожа на голову богини Пехат и иметь перья; вторая — на человеческую голову, увенчанную Короной Юга и Севера; третья — на голову коршуна и иметь перья. У фигурки была пара крыльев и лапы льва. Это изображение рисовалось черной, зеленой и желтой краской на куске полотна анес; перед ним и позади него были нарисованы карлики, носившие перья на голове. У каждого карлика одна согнутая в локте рука была поднята, каждый имел два лица: одно — сокола, другое — человека, - и тучное тело. Эти фигурки делались для того, чтобы умерший был «подобен богу среди богов подземного мира; он никогда, никогда не будет возвращен назад; его плоть и кости станут подобны плоти и костям тех, кто никогда не умирает; он будет пить воду из истока ручья; ему дадут поместье в Сехет-Аару; он станет звездой на небе; он отправится сражаться с чудовищным змеем Некау и с Таром, обитающими в подземном мире; он не будет закрыт вместе с закованными душами; у него будет сила, чтобы освободиться, где бы он ни находился; и черви не пожрут его».

---------------------------------
См. Chapters of Coming Forth by Day, p. 294.

«Слова власти», приведенные в Главе CLXV, как указывается в рубрике, необходимо зачитать «над фигуркой Бога с поднятой рукой и с перьями на голове; ноги его должны быть широко расставлены, а туловище сделано в форме жука, и он должен быть раскрашен голубой краской, состоящей из ляпис-лазури, смешанной с настоем камаи». Текст этот следует также прочитать над «фигурой с человеческой головой, у которой руки согнуты в локтях и отведены в стороны, а над плечами находятся головы баранов. Ты должен нарисовать фигурку Бога с поднятой рукой на куске полотна прямо над сердцем умершего и Другую фигурку — над его грудью; но не позволяй богу Сукати из подземного мира узнать это». Если это будет сделано, «умерший будет пить воду из истока ручья и будет сиять, как звезды в небесах». Возможно, Главы CLXII—CLXV были составлены несколько позже других.
Приведем еще один пример магических картинок «Книги Мертвых». Виньетка из Главы CXLVIII содержит изображения семи коров «и их быка» и четырех рулевых весел. Семь коров символизируют семь богинь Хатхор, бык, конечно же, — Ра, а четыре рулевых весла символизируют четыре стороны света и четыре кардинальные точки. В самом тексте есть имена коров и быка и названия рулевых весел, а также молитвы для погребальных жертвоприношений. Если все требуемое будет сделано для умершего, он будет получать «изобильную пищу во веки веков регулярно и постоянно». Изображения коров, их быка и рулевых весел должны были быть нарисованы в цвете на столе (?) и когда Ра, бог Солнца, поднимаясь, касался этих фигурок, друзьям умершего следовало положить подношения перед ними. Эти приношения таинственным образом достигали изображенных богов и божеств, а те в ответ даровали умершему все подношения или другие пищу и питье, которые ему требовались. Кроме того, «если это будет сделано», «Ра станет руководить умершим, станет силой, защищающей умершего, и уничтожит всех его врагов в подземном мире, на небесах, на земле и в любом другом месте, где бы тот ни оказался».
Ранее, при изучении египетских амулетов, мы видели, что магической силой обладали как материал, из которого они сделаны, так и написанные на них слова. В папирусах, однако, можно найти указания на то, что для получения нужного результата иногда достаточно и одних написанных слов. Такое развитие первоначальных идей представляется вполне естественным, и заклинания, или «слова власти», для использования которых не требовалось ничего, кроме написания их на папирусе или полотне, сразу стали популярными среди всех слоев населения, особенно среди бедных и невежественных масс. На Востоке с незапамятных времен к написанным словам относились с уважением и благоговением. Жители этих мест с древнейших времен и по сей день надевают на себя или носят с собой копии священных книг или текстов, надеясь, что подобные «амулеты» смогут защитить их. Вся египетская «Книга Мертвых» и те ее фрагменты, которые особенно часто копировались на папирусах, состояли из серий «слов власти». Современный египтянин относится к Корану так же, как его предок относился к «Книге Мертвых». Интересный отрывок из текстов пирамиды Унаса (строка 583) гласит: «Кости и плоть, на которых ничего не написано, — несчастны, но смотри, на писаниях Унаса — большое клеймо, и смотри — это не маленькое клеймо». Трудно понять этот отрывок целиком, но он, несомненно, как-то связан с обычаем класть в гробницу умершего папирусы и другие предметы, обладавшие, как считалось, магической силой. В религиозных книгах древних народов всегда выделялись отрывки или разделы, считавшиеся более важными, чем другие, а их большой объем в данном случае не должен вызывать у нас удивления. Египтяне использовали два варианта Главы LXIV «Книги Мертвых»: нет никаких сомнений в том, что более короткий вариант уже в далекие времена I династии (около 4300 г. до н. э.) представлял собой краткое изложение всей книги и его чтение было столь же эффективным, как и чтение всего текста целиком.

----------------------
Аналогично арабы такое же большое значение, как всему Корану, ь придают Фатихе («Открывающей книгу») или суре I, а также той |асти суры СХП, в которой описано Единство Бога.

Интересно отметить, что этот вариант называется «Глава знания „Глав Выхода Днем" в одной Главе» и датируется временами Хесепти, царя I династии (около 4300 г. до н. э.), в то время как более длинный вариант, согласно преданию, был найден при Мен-кау-Ра (Микерине), царе IV династии (около 3600 г. до н. э.). Замечательным представляется и то постоянство, с которым определенные Главы и формулы появляются в погребальных папирусах разных времен. По-видимому, когда-то в древности произошел естественный отбор, и в дальнейшем отдельные тексты копировались с добавлениями или пропусками — в зависимости от того, что позволяли средства друзей умершего. Но одно известно точно: каждый человек в Египте умирал в твердой уверенности, что в своем путешествии в мир иной он будет снабжен «словами власти», которые помогут ему пройти весь путь беспрепятственно и получить в изобилии пищу и питье. Этот взгляд на «слова власти» мы можем проследить в следующих отрывках: «Пусть бог Тот, преисполненный и облеченный „словами власти", придет и снимет пелены, даже пелены Сета, что опутали мои уста... А что до „слов власти" и всех слов, которые могут быть произнесены против меня, пусть боги противодействуют им и пусть каждый из них противостоит им».

-----------------------------
См. Chapters of Coming Forth by Day, p. 70.

«Смотри, я собираю „слова власти" отовсюду, где бы они ни находились, от любого владеющего ими; скорее, чем борзые, они и быстрее, чем свет».

--------------------------------
Ibid., p. 71.

Крокодилу, который пришел к нему, чтобы отнять «слова власти», умерший говорит: «Сгинь, возвращайся, иди назад, крокодил, демон Суи! Ты не сможешь приблизиться ко мне, ибо я живу благодаря „словам власти", которые имею... Небеса имеют власть над временами года, а „слова власти" главенствуют над тем, что отдано им. Мои уста имеют власть над „словами власти", которые находятся в них».

-----------------------------------
См. Chapters of Coming Forth by Day, p. 81.

«Я покрыт (?) и полностью снабжен магическими словами, о Ра, пребывающий на небесах надо мной и в земле подо мной».

-------------------------------
Ibid., p. 84.

Двум богиням-сестрам Мерт умерший
говорит: «Мое послание к вам — это мои „слова власти".
сияю с ладьи Сектет, я — Хор, сын Исиды, и я пришел, ггобы увидеть отца своего Осириса».

------------------------------
Ibid., p. 87.

«Я стал духом в гвоем обличьи, я стал хозяином своих „слов власти" и ше дёлжно стать духом».

------------------------------
Ibid., p. 129.

«Приветствую тебя, отрубающего головы и рассекающего лбы, тебя, стирающего, словами власти" память о зле с уст духов... Да не замолчат леи уста под твоими „словами власти"... Иди назад и отступи перед словами, которые богиня Исида произнесла, когда ты пришел изъять воспоминание о зле из уст Осириса».

-------------------------
Ibid., p. 150.

На амулете Пряжки обычно писали слова: «Пусть кровь Исиды и силы (?) Исиды, и „слова власти" Исиды защитят это могущественное существо» и т. д., а Гот, обращаясь к Осирису, говорит: «Я — Тот, любимец Ра, властелин силы, доводящий до благополучного завершения то, что он делает, могущественный обладатель „слов власти", пребывающий в ладье Миллионов Лет, властелин
законов, покоритель двух земель» и т. д.

--------------------------------
Ibid., p. 340

Все вышеизложенное позволяет нам не только судить о том, как велико было доверие умершего к «словам власти», но и объясняет их происхождение: слова эти исходили от бога Тота и богини Исиды. Следует напомнить, что Тот называется «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой папируса», «изобретателем палитры и чернильницы», «властелином божественных слов», то есть священных писаний и манускриптов. И так как он был властелином книг и владыкой силы речи, считалось, что он владеет всеми знаниями — человеческими и божественными. При сотворении мира именно он был тем, кто выразил в словах волю невидимой и неизвестной созидающей Силы и произнес эти слова так, что возник мир. Именно он благодаря своим знаниям стал защитником и другом Осириса, Исиды и их сына Хора. Из текстов мы знаем, что Тот помогал этим трем богам не с помощью своей физической силы — он сообщал им «слова власти» и обучал, как пользоваться ими. Осирис, как известно, победил своих врагов, восстановил свое тело и стал царем подземного мира и богом мертвых. Но он смог сделать это только благодаря «словам власти» бога Тота, который дал ему эти слова и научил произносить их правильно и надлежащим тоном. Умерший убежден в этом и потому восклицает: «Приветствую тебя, Тот, с чьей помощью Осирис победил врагов своих, сделай так, чтоб и Ани победил врагов своих в присутствии великих и высших правителей из Татту» или любого другого места. Без полученных от Тота «слов власти» Осирис был бы бессилен перед атаками врагов, значит, и умерший, всегда отождествлявшийся с Осирисом, сможет победить смерть, но лишь с помощью «слов власти», которые он узнает из рукописей, погребенных вместе с ним. В сцене Суда именно Тот докладывает богам о результате взвешивания сердца. Он снабжает владельца взвешиваемого сердца словами, которые тот произносит в своем обращении к л, и сам говорит и делает все, что может, для его блага. )ставаясь защитником и другом Осириса, Тот стал опорой Исиде в ее бедах. Слова гимна говорят, что она знала, «как этвести злой рок», была «сильна языком и произносила известные ей „слова власти" правильно, не запинаясь, [она] была безупречна как в отдаче приказаний, так и в произнесении слов»,

-----------------------------
Chabas. Revue Archeologique, 1857, p. 65 ff.; Lebrain,.Monuments Ifegyptiens, pi. XXII ff. Из последних переводов см. мою first Steps in Egyptian, pp. 179-188.

но это описание лишь подтверждает, что Тот научил ее искусству произнесения «слов власти». )днако она обязана ему не только этим. Найдя мертвое гело своего мужа Осириса, Исида птицей воспарила над яим, и удары крыльев ее рождали ветер, а сияющее эперенье излучало свет. Своими «словами власти» она
эскресила мертвое тело. От их объятий во время этой встречи родился Хор. Исида растила и воспитывала его в тайном убежище в тростниковых топях. Через какое-то время ее стал преследовать Сет, убийца ее мужа, который,
э-видимому, захватил ее с сыном, как пленников, однако, благодаря помощи Тота, ночью Исида бежала. В дороге ее сопровождали семь скорпионов,

---------------------------
История рассказана в знаменитой книге Metternichstele, ed. [Golenischeff, Leipzig, 1877.

которых звали Тефен, Бефен, Местет, Местетеф, Петет, Четет, Матет — последние трое указывали Исиде путь. Дорога привела их к болотам Пер-Суи,

----------------------------
To есть Крокодилополис.

к Городу Двух Богинь сандалий , туда, где начинается болотистая страна Атху . Продолжив путь, они дошли до Теба,

-------------------------
Город двух сандалий. Две сандалии были сделаны из ремня из кожи бога Нехеса или Сета, противника Хора.

где правитель построил дом для своих жен. Хозяйка дома, выглянув из двери и увидев издали Исиду, захлопнула перед ней дверь, ибо испугалась скорпионов. Тогда бедная женщина, жившая в болотах, впустила богиню в свою хижину. Скорпионы, посовещавшись, решили ужалить трусливую женщину, оскорбившую Исиду, избрав для этого Тефена. Он прополз под дверью в дом правителя, ужалил сына хозяйки и поджег дом. Сколько ни пытались люди погасить огонь, ничего не получалось, и не было дождя, чтобы потушить пожар, ибо это случилось не в сезон дождей. А несчастная женщина бежала по улицам города, громко крича от отчаяния и горя, ибо не знала, будет жив ее малыш или умрет.
Увидев это, Исида пожалела ужаленного ребенка, который не был виновен в том, что мать его захлопнула дверь перед богиней, и решила спасти его. Она крикнула обезумевшей матери: «Сюда, сюда! Мое слово — это талисман, возвращающий жизнь. Я — дочь, хорошо известная и в твоем городе, и я изгоню зло силой произнесенных слов, которым научил меня мой отец, ибо я — дочь от плоти его». Чтобы оживить ребенка, Исида возложила на него свои руки и сказала:
«Выйди, Тефен, сойди на землю, уходи отсюда, не проникай!
Выйди, яд Бефена, сойди в землю. Я Исида богиня, владычица „слов власти", творящая магические действа, и слова, что произносит мой голос, есть чары. Повинуйся мне всякая тварь, что жалит, и беги очертя голову. О яд [Местета и] Местетефа, не поднимайся! О яд Петета и Четета, не проникай! О отрава Матета, беги очертя голо»' ву!» Затем богиня Исида произнесла слова заклинания, сообщенные ей Гебом, чтобы изгнать яд, и сказала: «Выходи, уходи, отступай, о яд», добавляя слова «Мер-Ра» утром и «Яйцо Гуся, выходящего из сикомора» вечером, когда обращалась к скорпионам. Обе фразы были талисманами. После этого Исида заплакала, говоря, что она более одинока и несчастна, чем все люди в Египте, и подобна старику, отказывающемуся смотреть на прекрасных женщин и посещать их дома. После этого она приказала скорпионам отвратить от нее свои взоры и показать ей дорогу среди болот в тайное место в городе Хебт. Затем она воскликнула: «Оживи, дитя, умри, яд! Пока солнце живо, яд мертв», - и огонь в доме женщины погас, и небеса возрадовались словам Исиды. Сказав, что «сын женщины был ужален, потому что мать его закрыла дверь своего дома перед ней и не захотела ничего сделать для нее», Исида вновь прокричала: «Оживи, дитя, умри, яд!» Тут сын женщины пришел в себя.
А Исида продолжала свое повествование: «Я, Исида, зачала ребенка и выносила Хора. Я, богиня, родила Хора, сына Исиды, на острове (или в гнезде) в стране болот Атху. Я возрадовалась этому весьма, ибо считала Хора даром, способным возместить мне потерю его отца. Я тщательно скрывала сына, тревожась за него, и он был воистину надежно спрятан, когда я отправилась в город Ам. Поприветствов его жителей, я вернулась назад к ребенку, чтобы дать ему грудь, но вдруг увидела, что мой младенец Хор, мое прекрасное, золотое дитя на пороге смерти. Он орошал землю влагой из своих глаз и пеной со своих губ, его тело окоченело, его сердце остановилось и ни один мускул его рук и ног не двигался.

------------------------------
Это точное описание состояния животного, ужаленного маленьким черным скорпионом из Египта и Судана. Я видел собаку полковника Драга, укушенную этим насекомым в Мероэ в 1897 году. Около часа она пребывала в состоянии Хора. Все сильно переживали, ибо хорошо знали и хозяина, и собаку. Когда же стало ясно, что больше невозможно поддерживать в ней жизнь, майор Грифитс с друзьями погрузили на несколько часов ее тело в бадью с очень горячей водой. А на закате собака вдруг стала нормально дышать и вскоре окончательно пришла в себя.

Я страшно закричала от горя, и жители тростниковых топей сразу же сбежались ко мне из своих домов. Они скорбели о величайшем моем несчастье, но никто из них не открыл рта, чтобы сказать что-нибудь, ибо в глубокой печали были все, но не было никого, кто бы знал, как вернуть Хора к жизни. Тут ко мне подошла женщина, известная в своем городе, ибо принадлежала к благородному роду, и попробовала вдохнуть жизнь в Хора, но, хотя сердце ее было преисполнено знаний, сын мой оставался неподвижным». Тем временем люди стали говорить, что сын божественной матери Исиды защищен от нападок брата своего, Сета, и что ни Сет, ни кто-то иной не мог проникнуть сквозь растения, укрывавшие ребенка, а «слова власти» Тему, отца богов, «того, кто в небесах», должны были сохранить жизнь Хору. Наконец было обнаружено, что Хора ужалил скорпион и что эта тварь, «разрушающая сердце», ранила или даже убила ребенка.
В этот момент появилась Нефтида. Бродя по тростниковым топям, она горько оплакивала несчастье, постигшее ее сестру Исиду. С нею была Серкет, богиня скорпионов, которая снова и снова спрашивала: «Что же произошло с малышом Хором?» Тогда Нефтида сказала Исиде: «Обратись к небесам с молитвой. Пусть прекратят гребцы ладьи работу свою, и пусть ладья Ра не сдвинется с места ради спасения Хора». И тотчас же Исида воззвала к небесам, обратив свой голос к ладье Миллионов Лет. И остановилось Солнце, и его ладья не двигалась дальше, как и просила богиня. Из ладьи спустился бог Тот, наделенный магической силой, и обладавший способностью приказывать так, что сказанные слова исполнялись без промедления. И обратился он к Исиде: «О ты, богиня Исида, чьи уста знают, как произносить заклинания, никакое страдание не коснется ребенка Хора, ибо его здоровье и безопасность во власти ладьи Ра. Я сошел в этот день из священной ладьи Диска (Атена) на место, где это случилось вчера. Когда правит темнота, свет должен победить ее во имя здоровья Хора (или для защиты), ради его матери Исиды — и так будет с каждым, кто обладает тем, что написано здесь». Совершенно ясно, что последовало за этим. Ребенок Хор был возвращен к жизни к большой радости его матери Исиды, которая была очень признательна богу Тоту за то, что он пришел ей на помощь в таком горе, как смерть сына, точно так же, как он сделал это, когда умер ее муж. И поскольку Исида оживила и мужа, и сына с помощью «слов власти» и талисманов, которыми она владела, считалось, что любому смертному совершенно необходимо снискать ее расположение и защиту, ибо в ее руках были вечная жизнь и смерть. Со временем египтяне стали почитать Исиду все больше и больше и, считая ее владычицей богов и небес, приписывали ей силу, равную силе самого Ра. А в дошедшей до нас легенде из папируса, содержащего магическую формулу против яда всех гадов, описано, как Исида попыталась лишить Ра его силы, чтобы самой стать хозяйкой вселенной. Эта легенда записана в хранящемся в Турине иератическом папирусе,

-------------------------------
См.: Pleyte and Possi. Le Papyrus de Turin , 1869-1876, pll. 31-37 и 131-138. Также см.: Lefebure в ^gyptische Zeitschrift, 1883, p. 27 ff.; Wiedcmann. Religion on der alten ^gypter, 1890, p. 29 ff.; мои Papyrus of Ani, 1895, p. Ixxxxix и First Steps in Egyptian, 1895, pp. 241-256.

впервые расшифрованном М. Лефебюром. Мы приводим ее перевод.

ЛЕГЕНДА О РА И ИСИДЕ.

«Глава о боге богов, создавшем самого себя и сотворившем небо, и землю, и ветры [дающие] и жизнь и огонь, и богов, и людей, и диких зверей, и скот, и гадов, и птиц в небе, и рыб в морях, о царе людей и богов, у него одна жизнь (?), для него сто и двадцать лет подобны одному году, имена его многочисленны и неизвестны, и даже боги не знают их. И вот жила Исида, женщина, знающая „слова власти". Сердце ее отвратилось от миллионов людей, и она предпочла миллионы богов, но больше всего ценила духов (ху). И стала она размышлять: „А не могу ли я, используя священное имя Бога, стать хозяйкой земли и богиней, подобной Ра в небесах и на земле?" Изо дня в день выступал Ра во главе своих гребцов и восседал на престоле обоих горизонтов. И вот состарился божественный (то есть Ра. — У. Б.): губы его дрожат, слюна течет из его рта на землю. Смешала Исида слюну с землей в руке своей и вылепила священного змея, подобного стреле. Она не поставила его перед собой, а положила на землю, там, где великий бог шествовал в свое двойное царство, как желало того его сердце. И вот поднялся священный бог, и боги, следовавшие за ним, как свита следует за фараоном, шли с ним; и двинулся в путь он, как обычно, и священный змей ужалил его. Огонь жизни погас в нем, и он, обитающий среди кедров (?), был сражен. Раскрыл священный бог свои уста, и крик его достиг небес. И спросили боги его Девятки: „Что случилось?", и воскликнули его боги „Что это?" Но Ра не смог ответить, потому что дрожали его челюсти, трепетали все его члены: яд разлился быстро по его телу, как Нил заливает земли во время половодья.
Укрепив свое сердце, великий бог крикнул свите: „Подойдите ко мне, возникшие из плоти моей, вышедшие из меня, сообщите Хепера, что ужасное несчастье случилось со мной. Мое сердце видит то, чего не видят глаза и не может схватить рука, но я не знаю, кто мог сделать это. Никогда я не испытывал такой боли, ничто не причиняло мне таких страданий. Я — владыка и сын владыки, священная сущность, исходящая от Бога. Я великий, сын великого, и мой отец создал имя мое. Я — многоименный и многоликий, и сущность моя пребывает в каждом боге. Обо мне возвестили глашатаи Тему и Хор, мои отец и мать произнесли мое имя, но оно сокрыто в теле моем тем, кто дал мне жизнь, ибо он не желал, чтобы какой-нибудь провидец с помощью магических слов получил власть надо мною. Я вышел, дабы обозреть сотворенное мною, я шел через мир, созданный мною, как вдруг меня ужалило что-то неизвестное мне. Огонь ли это? Или вода? Сердце мое в огне, плоть моя трепещет, дрожь сотрясает мои члены. Пусть приведут ко мне моих детей — богов, владеющих „словами власти" и магическими речами, чьи уста знают, как произносить их, чья сила достигает небес".
И все дети богов пришли к нему, и каждый причитал над ним. Пришла и Исида со своими магическими словами, и в устах ее было дыхание жизни, ибо талисманы ее исцеляют боль и слова ее оживляют гортань умерших. И заговорила она так: „Что произошло, божественный Отец?
Что случилось? Неужели змей ужалил тебя, неужели один из созданных тобой восстал против тебя? Воистину он будет повержен силой моих „слов власти" и исторгнут из числа тех, кто предстоит пред твоим солнечным взором". Священный бог раскрыл свои уста и сказал: „Я следовал своим путем, обходя обе части своих владений, по желанию сердца, чтобы обозреть сотворенное мною, как вдруг меня ужалил змей, которого я не видел. Огонь ли это? Вода ли это? Я холоднее воды, я жарче огня. Тело мое в испарине, и его сотрясает дрожь, мои глаза ослабли, я не вижу неба, и пот заливает мое лицо, как в летний зной". Тогда Исида сказала Ра: „О божественный Отец, скажи мне свое имя, ибо тот, кто исцелен твоим именем, будет жить". И ответил Ра: „Я создал небо и земли, я поднял горы и сотворил все, что над ними, я создал воду. Я сотворил богиню Мехт-урт и создал „Быка своей матери" , от которого исходит наслаждение любви. Я создал небеса, я натянул оба горизонта, как занавес, и поместил там души богов. Я — тот, кто, открывая глаза свои, порождает свет, а закрывая их, вызывает наступление тьмы. Я тот, по чьему велению разливается Нил, но имени моего не знают боги. Я создал часы дня, я сотворил дни, я утвердил годовые празднества, я творю разлив Нила. Я зажигаю огонь жизни, я приношу пищу в дома. Я — Хепера утром, Ра в полдень и Тему вечером". Но яд не выходил из тела его, а проникал все глубже, и великий бог не мог больше ходить.
И сказала Исида Ра: „В том, что ты говорил мне, не было имени твоего. О, скажи его мне, и выйдет яд, ибо живет тот, чье имя произнесено". Яд же жег, как огонь, и был жарче пламени очага, и его величество великий бог сказал: „Я разрешаю Исиде искать во мне, да перейдет мое имя от меня к ней". И великий бог скрылся от других богов и его место в ладье Миллионов Лет пустовало. А когда пришло время появиться сердцу Ра, Исида сказала своему сыну Хору: „Бог поклялся отдать свои глаза (т. е. Солнце и Луну. — У. Б.)Г Так имя великого бога было отобрано у него, и Исида, владычица магических слов, сказала: „Уходи, яд, выйди из Ра. О Око Хора, выйди из бога и засияй на его устах. Это я творю, это я заставляю упасть на землю побежденный яд, ибо имя великого бога отобрано у него. Да будет жить Ра, да погибнет яд! Да погибнет яд, да будет жить Ра!" Таковы слова Исиды, могущественной владычицы, хозяйки богов, знающей сокровенное имя Ра».
Приведенный выше отрывок, очевидно, является не просто легендой, но и руководством по составлению магических формул, ибо в следующем за ним тексте говорится, что он должен зачитываться над фигурками Тему, Хора, и Исиды и Хора, то есть над фигурками Тему — вечернего солнца, Старшего Хора, Хора — сына Исиды и самой Исиды. Тему, видимо, занимает место Ра, ибо он является олицетворением Солнца-старика, то есть Ра на закате дневной жизни, когда он потерял свою силу и мощь. Этот текст является заклинанием или магической формулой против укусов змей: считалось, что надпись со словами Исиды может спасти жизнь укушенному змеей, точно так же, как ее слова спасли жизнь Ра. Если бы указания по использованию фигурок Тему, Исиды и двух Хоров были известны нам полностью, то мы, возможно, обнаружили бы, что с их помощью нужно воспроизвести то, что происходило между Ра и Исидой, когда богине удалось выведать имя бога. Таким образом, мы имеем явное подтверждение того, что Исида обладала необыкновенной магической силой, дававшей ей, когда речь шла о людях, власть над жизнью и смертью. «Слова власти» Исиды были бесценным сокровищем, ибо она получила их от Тота, являвшегося олицетворением разума и духа Создателя. То есть происхождение их было божественным и сами они были одухотворены Богом.
Из папируса эпохи Птолемеев мы узнали ряд интересных фактов о великом магическом мастерстве принца Сетнау Хаэм-Уаста и его умении пользоваться магическими формулами. Он знал, как использовать силу талисманов и амулетов и как составлять заклинания, он был знатоком как религиозной литературы, так и той, что содержалась в «Двойном Доме Жизни» или в библиотеке магических книг. Однажды, когда он завел разговор об этом, один из советников царя стал смеяться над ним. Тогда Сетнау сказал ему: «Если захочешь прочесть книгу, обладающую магической силой, приди ко мне и я покажу ее тебе. Эта книга написана самим Тотом и в ней есть две формулы. Первая зачарует (или заколдует) небеса, землю, подземный мир, море и горы, с ее помощью ты увидишь всех птиц, гадов, рыб, ибо власть ее заставит рыб подняться на поверхность. Вторая даст возможность человеку и в могиле обрести тот облик, который он имел на земле» и так далее. Когда у Сетнау спросили, откуда взялась эта книга, он ответил, что она хранилась в гробнице Птах-нефер-ка в Мемфисе. Не так давно он со своим братом три дня и три ночи провел в поисках этой гробницы и только на третий день нашел ее. Он произнес магические слова, земля разверзлась пред ними, и они спустились туда, где была книга. Когда братья вошли в гробницу, они увидели, что вся она залита ослепительным светом. Затем они заметили Птах-нефер-ка, его жену Ахури и сына Мерху. Хотя Ахури и Мерху похоронены в Коптосе, их двойники благодаря магической силе Тота пришли в гробницу Птах-нефер-ка и живут в ней. Сетнау сказал им, что пришел за книгой, но Ахури стала умолять его не делать этого, ссылаясь на несчастья, всегда преследующие обладателя книги. Она была сестрой Птах-нефер-ка и впоследствии вышла за него замуж. После рождения сына Мерху Птах-нефер-ка,' по-видимому, полностью посвятил себя изучению магических книг. Однажды жрец Птаха пообещал ему за сто серебряных монет и два красивых саркофага рассказать, где находится магическая книга Тота. Получив деньги и саркофаги, жрец рассказал, что она хранится в железном ящике посреди реки в Коптосе. «Железный ящик находит-: ся в бронзовом ящике, бронзовый ящик — в ящике из- пальмового дерева, ящик из пальмового дерева — в ящике из эбенового дерева и слоновой кости, ящик из эбенового> дерева и слоновой кости находится в серебряном ящике, серебряный ящик — в золотом, а в золотом (sic) ящике и' лежит книга. Вокруг ящика с книгой кишат змеи, скорпио-' ны и всякие гады, и обвивает его бессмертная змея». Обо! всем этом Птах-нефер-ка рассказал своей жене и царю, а затем вместе с Ахурой и Мерху на царской барке отправился в Коптос. По прибытии туда он пошел в храм Исиды и Харпократа, совершил жертвоприношение и возлияния этим богам. Через пять дней верховный жрец Коптоса изготовил для него модель плавучих подмостков и фигурки рабочих с инструментами. Птах-нефер-ка произнес над ними «слова власти», фигурки ожили и начали поиски. Через три дня и три ночи они добрались до того места, где хранился ящик. Птах-нефер-ка «словами власти» прогнал змей и скорпионов; обвившую ящик бессмертную змею он убивал дважды, но она вновь оживала, в третий раз он разрубил ее на две половины и насыпал между ними песок — с этих пор она уже не может принять прежний облик. Открыв один за другим ящики, он вынул золотой ящик с книгой и принес его на царскую барку. Там Птах-нефер-ка прочел одну формулу из книги и так зачаровал (или заколдовал) небеса и землю, что узнал все их секреты, потом он прочел вторую формулу и увидел солнце, поднимающееся в небесах в окружении богов и других существ. Жена его Ахура тоже прочла книгу и увидела все, что видел ее муж. После этого Птах-нефер-ка переписал слова книги на новый папирус и, натерев его благовониями, растворил в воде и выпил; благодаря этому он овладел знаниями, содержащимися в магической книге. Но эти его действия привели в ярость бога Тота, и он рассказал обо всем Ра. Великий бог решил, что Птах-нефер-ка, его жена и сын не должны вернуться в Мемфис. На обратном пути в Коптос Ахура и Мерху упали в реку и утонули, и сам Птах-нефер-ка тоже утонул, когда возвращался в Мемфис с книгой. Рассказ этот не испугал Сетнау, и он продолжал настаивать на своем. Он предложил сыграть на книгу в шашки. Игра шла до 52 очков и, хотя Птах-нефер-ка пытался обмануть Сетнау, он все же проиграл. После этого Сетнау попросил своего брата Анхахерурау подняться на землю за талисманами Птаха и другими магическими текстами. Вернувшись, Анхахерурау возложил талисманы на Сетнау, и тот взмыл в небеса, сжимая в руках чудесную книгу. Когда он покидал гробницу, свет сиял перед ним, а за ним смыкалась темнота, но Птах-нефер-ка сказал жене: «Я сделаю так, что вскоре он принесет эту книгу назад, с кинжалом и жезлом в руках и сосудом с огнем над головой». История от том, как Сетнау был околдован красавицей Табубу и о бедах, последовавших за этим, не представляет для нас интереса, достаточно сказать, что царь приказал ему вернх гь книгу, то есть предсказание Птах-нефер-ка сбылось.

-------------------------------
Перевод см.: Brugsch. Le Roman de Setnau (Revue Archeologique, 2nd series, vol. 16., 1867, p. 161 f(.);Maspero. ContesEgyptiens, Paris, 1882, pp. 45-82; Records of the Past, vol. 4., pp. 129-148; исходный демотический текст см.: Mariette. Les Papyrus du musee de Boulag, 1.1., 1871, pll. 29-32; Revillout. Le Roman de Setna, Paris, 1877 и Hess. Roman von Sfne Ha-m-ns, Leipzig, 1888.

Говоря о магических силах Исиды, стоит вспомнить любопытные маленькие стелы с закругленными верхушками, на передней стенке которых нарисован стоящий на крокодилах бог Хор; обычно их называют «циппи Хора». Самой большой и самой изящной из них является знаменитая «стела Меттерниха», обнаруженная в 1828 г. при строительстве водосборника во францисканском монастыре в Александрии и подаренная Мухаммедом Али-пашой принцу Меттерниху. Благодаря удачному стечению обстоятельств мы имеем возможность датировать эту стелу, ибо на ней начертано имя Нектанеба I , последнего исконно египетского царя, царствовавшего с 378 по 360 гг. до н. э., а, как известно из разных источников, такого рода монументы создавались только в этот период. Из двух приведенных в книге иллюстраций видно, что эта стела украшена лепными или резными изображениями многих древнеегипетских богов, известных нам по монументам более ранних династий, а также фигурками демонов, монстров и животных, имеющих мифологическое и магическое значение. Многие изображения сопровождаются текстами, содержащими магические формулы, магические имена и мифологические ссылки. В центре стелы изображен Хор или Харпократ, стоящий на двух крокодилах; на его челе — урей, а на правом виске локон — эмблема юности . В руках он держит двух змей, льва и антилопу, и по выражению его лица ясно видно, что он не боится их. Над его головой изображена бородатая голова, которую обычно считают головой Беса . По правую руку от него расположены: Учат

-------------------------------------
См. выше

с человеческими руками; стоящий на свернувшейся змее Хор-Pa с головой сокола, увенчанной солнечным диском и уреем; Осирис в образе сокола, стоящего на скипетре в Короне Атеф; богиня Исида, стоящая на свернувшейся змее; богиня Нехебет в виде коршуна, стоящая на папирусном скипетре. По левую руку от Хора расположены: Учат с человеческими руками; папирусный штандарт с перьями и менатами;

--------------------------------
См. выше

бог Тот, стоящий на свернувшейся змее; богиня Уачет в образе змеи на папирусном скипетре. Хор олицетворяет молодость, силу и восходящее Солнце, а голова над ним, вероятно, представляет Ра (или Беса) в виде старика. Здесь ясно просматривается намек на бога, «который стар в вечерних сумерках и вновь становится молодым».Учаты и фигуры богов являются символами сил Солнца и божественных сущностей, обладающих «словами власти» на Юге и Севере, с помощью которых молодой бог Хор победил всех своих врагов из числа животных, гадов и пресмыкающихся в воде и на земле. Над этим рисунком и вокруг него расположены в несколько рядов фигуры богов и изображения мифологических сцен, многие из которых, очевидно, взяты из «Книги Мертвых». Цель их — доказать, что свет побеждает тьму, добро побеждает зло, а за смертью следует новая жизнь. Тексты, заполняющие все свободное пространство, описывают отдельные эпизоды вечного сражения Хора и Сета, рассказывают историю странствий Исиды с сыном Хором и ее страданий в стране тростниковых топей (некоторые отрывки из этих текстов приведены на с. 269-273).

Кроме этого, на стеле начертаны молитвы определенным богам. В целом монумент представляет собой не что иное, как талисман или гигантский амулет с магическими изображениями и «словами власти», очевидно, располагавшийся на видном месте во дворе или в доме для защиты самого жилища и его обитателей от нападений враждебных существ, видимых и невидимых: считалось, что никто из них не может противостоять его силе. Ни один мало-мальски значимый бог не забыт на стеле, и нет такого демона, злого животного или гада, который не был бы нарисован на ней побежденным. Знание древнеегипетской мифологии и мастерство, которое продемонстрировали создатели этого талисмана, поистине удивительны. Маленькие циппи Хора содержат лишь отдельные фрагменты изображений и текстов из «стелы Меттерниха». Несомненно, что именно с этих стел и других подобных объектов были позаимствованы странные изображения богов, которые мы обнаруживаем на гностических геммах. В Птолемеевскую и Римскую эпохи некоторые фигуры богов из циппи отливались в бронзе или вырезались из камня и помещались в гробницы и под фундаменты зданий, чтобы изгнать оттуда демонов, приносящих вред живым или мертвым.
Арабский историк Масуди сохранил для нас

----------------------------
См.: Les Prairies d'Or, ed. B. de Meynard and Pavet de Courteille, Paris, 1861, t. 2, p. 425

любопытную легенду о талисманах, которые использовал Александр Великий для защиты Александрии при ее строительстве. Поскольку эта легенда имеет египетское происхождение и датируется временем не столь отдаленным от времени создания «стелы Меттерниха», есть смысл вкратце изложить ее здесь. Когда было заложено основание города и начали возводиться стены, с моря каждую ночь стали приходить какие-то животные, разрушавшие все, что было построено за день. Были выставлены часовые, но, несмотря на это, каждое утро оказывалось, что сделанное накануне разрушено. После долгих размышлений Александр разработал план, призванный помешать морским чудовищам, и приступил к его осуществлению. Он сделал ящик длиной в десять и шириной в пять локтей. Ящик имел стеклянные стенки, укрепленные в рамах с помощью дегтя, смолы и других подобных материалов. В него сел сам Александр и два искусных рисовальщика, затем ящик закрыли и отбуксировали в море двумя судами на указанное Александром место. Там ко дну ящика прикрепили грузы из железа, свинца и камня и при помощи тросов погрузили его в воду. Поскольку стенки ящика были стеклянными, а морская вода прозрачной, Александр и два его спутника, оказавшись на дне моря, могли наблюдать за морскими чудищами, плавающими вокруг. Они увидели, что чудища эти имеют человеческие тела и головы животных. У одних в руках были топоры, у других — пилы, у третьих — молотки, и все они были очень похожи на рабочих. Когда чудища проплывали мимо ящика, Александр и его спутники старательно зарисовывали на бумаге их ужасные морды, фигуры и формы. Когда все было сделано, по сигналу Александра ящик был поднят на поверхность. На берегу Александр приказал своим мастерам сделать из камня и металла изображения морских чудищ, используя в качестве образца сделанные под водой рисунки.




Когда работа была закончена, он приказал установить изваяния на пьедесталы вдоль морского берега. Работы по строительству города возобновились. Ночью из моря вновь вышли чудища, но, увидев на берегу свои изваяния, повернули назад, и никто их больше не видел. Однако, когда город уже был построен и обжит, морские чудища появились вновь. Каждую ночь исчезали люди. Чтобы прекратить это безобразие, Александр установил талисманы на колоннах, сохранившихся, по словам Масу-ди, до его времени. Каждая колонна имела форму стелы высотою 80 локтей и опиралась на медный цоколь. Талисманы были помещены у основания колонн и представляли собой изображения или статуи с соответствующими надписями. Поскольку установка их была осуществлена после тщательных астрономических вычислений, можно предположить, что она возымела действие, на которое рассчитывал Александр.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя