Бадж Э. А. Уоллис Египетская магия. ОДЕРЖИМОСТЬ, СНЫ, ПРИВИДЕНИЯ, СЧАСТЛИВЫЕ И НЕСЧАСТЛИВЫЕ ДНИ, ГОРОСКОПЫ, ПРЕДСКАЗАНИЯ

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12859
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Бадж Э. А. Уоллис Египетская магия. ОДЕРЖИМОСТЬ, СНЫ, ПРИВИДЕНИЯ, СЧАСТЛИВЫЕ И НЕСЧАСТЛИВЫЕ ДНИ, ГОРОСКОПЫ, ПРЕДСКАЗАНИЯ

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Пн июл 30, 2018 8:45 pm

ОДЕРЖИМОСТЬ, СНЫ, ПРИВИДЕНИЯ, СЧАСТЛИВЫЕ И НЕСЧАСТЛИВЫЕ ДНИ, ГОРОСКОПЫ, ПРЕДСКАЗАНИЯ, МЕТАМОРФОЗЫ И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ

Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечены с помощью лекарств, а для лечения других необходимо еще и произнесение «слов власти». Есть все основания считать, что некоторые болезни приписывались воздействию злых духов или демонов, способных проникать в человеческое тело и поражать его в меру своей зловредности и могущества,

------------------------------------
' Еще в 1895 г. эта вера существовала в Ирландии. Согласно газете «Times» от 2,3, 6 и 8-го апреля, 1 апреля в Клонмеле был осужден некий Майкл Клери за то, что он 14 марта сжег жену свою Бриджит двадцати еми лет, полагая, что она ведьма. Вследствие этого бедная женщина умерла. Это случилось в Балтивадхене (графство Типперэри). Джоанна ерк под присягой показала, что покойная готовила отвар из трав, когда s муж стал требовать от нее во имя Отца, Сына и Святого Духа '"стать, действительно ли перед ним его жена. Он раздел ее донага, швырнул на пол и, облив парафином, поджег. Установлено, что в этом ему помогали Дж. Дани, П. Кеннеди, В. Кеннеди и другие. Чтобы «изгнать овладевшую ею ведьму», ей не давали сбить огонь. Затем ее уложили на кровать и начали трясти, а Майкл Клери при этом возглашал: «Изыди вон», имея в виду злого духа или духов. В 6 часов утра 15-го марта послали за священником, чтобы тот изгнал духов, которые, по их мнению, заполнили весь дом. Все это время в доме находился и собиратель трав по имени Денис Ганев. Он также был обвинен как подстрекатель убийства. Все арестованные были признаны виновными и осуждены на следующие сроки: М. Клери — 20 лет, Дж. Данн — 3 года, П. Кеннеди — 5 лет, В. Кеннеди — 18 месяцев, Дж. Кеннеди — 18 месяцев, Боланд Кеннеди — 6 месяцев, Майкл Кеннеди — 6 месяцев.

но, к сожалению, в текстах об этом почти не говорится. Однако существует е одно любопытное подтверждение веры других народов в то, что египтяне могли исцелять одержимых. Этот случай современники сочли столь примечательным, что рассказ о нем был записан на стеле

------------------------------
Впервые опубликованоРгозе. Monuments Egyptiens, Paris, 1817, pi. 24.

и помещен в храме

------------------------------
В настоящее время хранится в Национальной библиотеке в Париже. Более подробное ее описание и перевод см.: Е. de Rouge. Etude sur une stele Egyptienne, Paris, 1858.

бога Хонсу в Фивах, чтобы каждый мог прочитать его и узнать о необыкновенном излечении. Рассказ повествует о том, что, когда царь Рамсес II был в Месопотамии, «как это бывало каждый год», главы соседних государств в знак уважения поднесли ему в дар золото, ляпис-лазурь, бирюзу и все, чем богата их земля. Чтобы снискать доброе расположение и покровительство царя, а при возможности даже заключить союз, каждый старался превзойти своего соседа роскошью даров. Среди прибывших был правитель Бехтена, который в качестве лучшего из своих даров представил Его Величеству свою старшую дочь-красавицу. Увидев ее, царь понял, что никогда не встречал девушки более прекрасной, присвоил ей титул «Царская супруга, Главная владычица, Ра-неферу» (то есть «красота Ра, бога Солнца») и взял ее с собой в Египет. Там он женился на ней. Прошло 15 лет. Однажды Его Величество отправился в Фивы на праздник Амена-Ра. Туда же прибыл и посол от правителя Бехтена с богатыми дарами для царственной госпожи Ра-неферу. Представ перед царем, посол почтительно обратился к нему: «Слава и хвала тебе, о Солнце народов. Да будем мы жить в твоем свете!» Произнеся это, посол трижды поклонился до земли и сказал: «Я пришел к тебе, о мой Верховный Владыка, ради госпожи Бент-энт-решт, младшей сестры царской супруги Ра-неферу, ибо, увы, злая болезнь поразила ее тело. Я умоляю Ваше Величество послать врачевателя,

--------------------------------
Рех хеша — «знатока вещей».

чтобы он осмотрел ее». Царь сразу же приказал принести книги из «Двойного Дома Жизни» и призвал к себе ученых. Когда те предстали перед ним, он приказал им выбрать человека «мудрого сердцем и ловкого пальцами», которого можно было бы послать в Бехтен. Выбор пал на Техути-эм-хеба. Мудреца привели к царю, и тот повелел ему вместе с послом отправиться в путь. Прибыв в Бехтен, жрец обнаружил, что госпожой Бент-энт-решт овладел демон или дух, против которого он бессилен. Правитель Бехтена, видя, что жрец не может помочь его дочери, вновь послал к царю, умоляя его прислать на помощь бога.
Когда посол из Бехтена прибыл в Египет, царь снова был в Фивах. Выслушав просьбу, он отправился в храм Хонсу Нефер-хетепа и попросил бога, чтобы тот позволил своему двойнику Хонсу отправиться в Бехтен и избавить дочь правителя от власти овладевшего ею демона.


Создается впечатление, что и мудрец Техути-эм-хеб был послан в Бехтен по совету бога, ибо царь говорит, обращаясь к нему: «Я вновь пришел к тебе». Но как бы то ни было, Хонсу Нефер-хетеп исполнил просьбу царя и дал четырехкратную магическую силу своей статуе, которую отправили в Бехтен. Ладья бога и пять других лодок со статуями богов, сопровождаемые колесницами и лошадьми, отбыли из Египта и после семнадцатимесячного путешествия прибыли в Бехтен, где были приняты с большими почестями. Бог Хонсу пошел к Бент-энт-решт и совершил над ней магический обряд, после чего демон сразу же покинул ее и она выздоровела. А демон обратился к египетскому богу: «Благодатен и желанен твой приход к нам, о великий бог, победитель сил тьмы! Бехтен — твой город, жители его — твои рабы, а я — твой слуга. И я, чтобы доставить тебе удовольствие, удалюсь туда, откуда пришел, ибо для этого ты явился сюда. Но я молю Твое Величество распорядиться, чтобы правитель Бехтена и я вместе смогли погулять на празднике». Хонсу согласился и повелел своему жрецу передать правителю Бехтена, чтобы тот устроил большой праздник в честь демона. Это было сделано, и демон отбыл в свои владения.
Когда правитель Бехтена увидел силу Хонсу, он и все его люди чрезвычайно обрадовались, и правитель решил, что не следует отпускать бога в Египет. Хонсу остался в Бехтене на три года, четыре месяца и пять дней. Но однажды правитель увидел во сне, что бог Хонсу в облике золотого сокола покинул свою обитель, взлетел и отправился в Египет. Он проснулся в чрезвычайном волнении и сразу же послал за египетским жрецом. Тот сказал ему, что бог действительно вернулся в Египет и его колесницу необходимо тотчас же отправить назад. Правитель приготовил богатые дары, которые были посланы в Египет и поднесены богу Хонсу Нефер-хетепу в его фиванском храме. В ранней христианской литературе можно найти множество примеров одержимости, где вошедший в тело демон уступает более сильному демону, но при этом он всегда относится к победителю враждебно, испытывает гнев и унижение. Вера в возможность примирения демона Бехтена и бога Хонсу, совместное их участие в устроенном правителем празднике показывают, что жители Бехтена приписывали духам и демонам чисто человеческие качества. Демон, овладевший принцессой, признал в Хонсу существо более могущественное, чем он сам, и, как побежденный царь, захотел установить с победителем наилучшие отношения и личную дружбу.
Египтяне верили, что божественные силы часто проявляют свою волю в снах, и придавали снам большое значение. Им казалось, что увиденные во сне боги и картины доказывают существование другого мира, почти такого же, как мир земной. Умение вызывать и толковать сны высоко ценилось в Египте, как и повсюду на Востоке. Обладающий таким даром жрец или сановник иногда достигал благодаря ему высокого общественного положения, как это случилось с Иосифом,

-----------------------------
Книга Бытия, главы 40, 41.

ибо все верили, что во сне человеку является будущее. В качестве примера сна, записанного в египетских текстах, можно рассмотреть сон Тотмеса IV , царя Египта около 1450 г. до н. э., и сон Нут-Амена, царя Восточного Судана и Египта около 670 г. до н. э. Как написано на стеле, расположенной в Гизе перед Сфинксом, принц Тотмес однажды охотился здесь. Присев отдохнуть в тени Сфинкса — символа Ра-Хармачиса, — он заснул и увидел сон, будто бы к нему явился этот бог и сказал, что он, бог Хармачис-Хепера-Ра-Тему , обещает отдать ему власть над землями Севера и Юга, то есть над всем Египтом, если тот расчистит от песка его образ — Сфинкса. Так принц стал царем Египта, Тотмесом IV. Стела, датированная 19-м днем месяца хатхор 1-го года царствования Тотмеса IV, подтверждает, что царственный сновидец исполнил желание бога.

------------------------------
См.: Vyse. Appendix, London, 1842, vol. Ill, p. 114

Что касается Нут-Амена, наследника Пианхи, который спустился с Гебел-Баркала и завоевал весь Египет от Сиены до моря, то он в 1-й год своего царствования увидел во сне двух змей — справа и слева от себя. Когда он проснулся, змеи исчезли. Толкователь объяснил это так: «Земли Юга — твои, будешь ты владеть и землями Севера: Белая и Красная Короны украсят твою голову. От края до края земля будет твоей и бог Амен, единственный бог, будет с тобой».

--------------------------------
См.: Brugsch. Egypt under the Pharaohs, vol. II, p. 259.

Две змеи были символами богинь Нехебет и Уачет — владычиц Юга и Севера соответственно. После этого сна Нут-Амен успешно вторгся в Египет и захватил большую добычу, часть которой была посвящена богу Амену.
Поскольку многие египтяне стремились увидеть сны, которые приоткрыли бы им будущее, египетские маги вызывали подобные сны у своих клиентов, рисуя магические картинки или произнося магические слова. Приведем примеры заклинаний для вызова видений и снов (Папирус Британского музея № 122, строки 64 и далее и 359 и далее).

-------------------------------------
См.: Catalogue of Greek Papyri, vol. I, p. 118.

«Вызов видения от [бога] Беса. Нарисуй Беса, как показано ниже, на левой руке и, обернув руку черной лентой, посвященной Исиде (?), ложись спать, не говоря никому ни слова, даже в ответ на вопросы. Остаток ткани обмотай вокруг шеи. Сделай чернила из крови коровы, t крови белого голубя, свежего (?) благовония, миррьед черных чернил для письма, киновари, тутового сока дождевой воды, добавь сок полыни и вики. Этими чернилами до захода солнца напиши прошение, [в котором |, говорится]: „Пошли истинного пророка из святой обители, молю тебя, Лампсуэр, Сумарта, Барибас, Дардалам, Иорлекс: о Владыка, пошли священное божественное существо Анут, Анут, Салбана, Чамбре, Брейт, сразу, сразу, „ быстро, быстро. Приди сюда в эту же ночь"».

-------------------------------
Набросок бога Беса дан в конце этого папируса, см. описание «стелы Меттерниха» и далее.

«Вызов снов. Возьми чистый полотняный мешок й."„ напиши на нем приведенные ниже имена. Скрути его в фитиль и зажги, пропитав чистым маслом. Вот слова», которые должны быть написаны на мешке: „Армиут, Лаиламчоуч, Арсенофрефрен, Фта, Арчентечта". Вечером? не притрагивайся к пище [или очистись от всего оскверняющего]. Перед сном подойди к лампе, семь раз повтори написанную ниже формулу, затем потуши лампу и ложись ; спать. Формула такова: „Сачму... эпаема Лиготереенч: ,s Зон, Тандерер, Ту, проглотивший змею, всосавший Луну , и поднявший диск Солнца в нужное время, Чтето — имяц твое. Я заклинаю вас, о владыки богов, Сеф, Чрепс, откройте мне то, что я хочу знать"». ...
Вере египтян в приведения и духов очень сильно;, способствовали их представления о структуре человека. По их мнению, человек состоял из физического тела, тени, ? двойника, души, сердца, духа (или ху), силы, имени, духовного тела. Когда физическое тело умирает, тень отделяется от него и может быть возвращена назад только после совершения мистического обряда. Двойник жил в гробнице, где пребывало физическое тело, там его навещала душа, обитающая на небесах. Душа считалась в некотором смысле материальной, и иногда, как и ко. (двойник), питалась погребальными подношениями: приносившиеся в гробницу пища и питье предназначались в основном для двойника, чтобы ему не нужно было выходить наружу в поисках пищи. Во многих текстах подчеркивается, что, если двойника не обеспечить достаточным количеством пищи, он будет вынужден покидать гробницу, есть отбросы и пить грязную воду, то есть питаться тем, что сможет найти поблизости. Кроме тени, двойника и души в гробнице иногда находился и дух умершего, пребывавший обычно на небесах. Есть все основания утверждать, что бессмертная часть человека, проживающая в гробнице в статуе умершего, и была его «двойником». Это доказывается тем, что для ка, или двойника, выделялась особая часть гробницы, называвшаяся «домом ка», за которой присматривал особый жрец, называвшийся «жрецом ка». Двойник наслаждался запахом благовоний, приносившихся ежегодно в гробницу в определенные дни, а также 'цветами, душистыми травами, пищей и питьем. Статуя умершего, в которой обитал двойник, на всех рисунках и барельефах, украшавших стены гробницы, изображалась в моменты наслаждения всеми теми удовольствиями, которые тело умершего имело на земле. В древние времена ка, двойник, был для египтян тем, что мы называем привидением. Но в более позднее время с ним отождествлялся, [или дух, и в религиозных текстах можно найти многократ-[ные упоминания о священности жертвоприношений, сдеданных ху и их землям, то есть тем местам, где хранились их мумифицированные тела.
Трудно сказать, верили ли египтяне в то, чтока ил и ху умершего может общаться со своими родственниками или друзьями, живущими в этом мире, и действительно делает это, но известен случай, когда муж обратился с жалобой к умершей три года назад жене, беспокоившей его после своей смерти. Описывая свои заслуги и хорошее отношение к ней, когда она была жива, он заявляет, что пора положить конец злу, которым она отплатила за его доброту. Чтобы жалоба дошла до умершей, он пишет ее на папирусе, а затем, отправившись в гробницу, зачитывает текст и привязывает папирус к статуе или фигурке жены. Поскольку в гробнице обитал ее двойник или дух, она, разумеется, могла прочитать и понять написанное.

---------------------------
См.: Leemans. Monuments Egyptians, Partie II, pll. 183, 184, Leyden, 1846; перевод иероглифов см. у Maspero, Journal Asiatique, Ser. 7, t. 15, May and June, 1880, pp. 365-420.

Жаль только, что у нас нет возможности узнать результат этого прошения. В другом источнике

-------------------------
См.: Golenischeff в Recueil de Travaux, t. 3, pp. 3-7.

находим отрывок из беседы между жрецом Амена по имени Хонсу-эм-хеб и неким двойником или духом, которого он потревожил, выбирая место для своей гробницы. Этот дух рассказывает жрецу о некоторых моментах своей жизни. Древние египтяне с большим почтением относились к кладбищам как к местам, где пребывали духи мертвых, и даже арабскому населению Египта и Судана (если не считать «искателей сокровищ») кладбища внушали благоговение.

----------------------------
При посещении пирамиды Мероэ в 1898 г. я взял с собой местного проводника и мальчика, чтобы тот присматривал за ослами. Не дойдя полмили до пирамид, они остановились и предложили мне далее ехать одному. Я спросил их, почему они отказываются подняться на плато к пирамидам. Проводник ответил мне, что пирамиды эти возводили цари, духи их еще обитают здесь и негоже «беспокоить» их. Я попробовал его заставить, но он сказал: «В нашей стране не принято ходить в это место», — и мне пришлось подняться на плато одному. Когда я провел там около двух часов, фотографируя и делая измерения, ко мне подошли проводник и мальчик. Проводник уже не запрещал мальчику ходить, где он захочет, но сам, усевшись, вполголоса читал молитвы из Корана. В перерывах он убеждал меня как можно скорее вернуться в его соломенную хижину на берегу реки. А мой призматический компас он посчитал за талисман. Дома он горячо благодарил бога, что духи мертвых не тронули его.

Нынешние жители Судана твердо верят, что духи убитых на поле брани обитают там, где пали или похоронены, а солдаты десятого батальона армии лорда Китченера утверждают, что у могилы доблестного майора Сиднея, грудью заслонившего своего командира и убитого в битве при Абу Хамеде 7 августа 1897 г., «каждую ночь несут караул духи убитых в Абу Хамеде, останавливая прохожих и допрашивая их, как того требует устав. Негритянское население настолько верит в эту легенду, что никто из них с наступлением темноты даже не приближается к могиле. Любой из них твердо уверен, что тотчас будет остановлен призраком часового, а слова (на арабском языке) „Охрана. Поворачивай!", как гласит предание, часто слышны в пустыне на некотором расстоянии от могилы».

---------------------------------
См. иллюстрированную газету «The Sketch», № 332 от 7 июня 1899, с. 277. Здесь следует процитировать следующую статью из газеты «Times» от 7 июля 1899 года:
«МОГИЛА БРИТАНСКОГО МОРСКОГО ОФИЦЕРА В ЯПОНИИ». Недавно к британскому консулу в Хиого попало сообщение, что вблизи деревни на острове Хиросима во Внутреннем море Японии, в месте, редко посещаемом иностранцами, находится могила британского морского офицера, и о ней тщательно заботятся живущие по соседству крестьяне. Консул связался с префектом острова, было проведено расследование, и ему прислали историю одинокой могилы. Эта история, очевидно, была написана сельским старостой или чиновником того же уровня и заслуживает того, чтобы привести ее полностью. Английский военный корабль «Сильвия» много лет вел наблюдение за берегами Японии. В первый год эры Мэйдзи, то есть в 1868 г., он курсировал по Внутреннему Японскому морю. Тут на его борту заболел офицер по имени Лейк. Он был высажен на берег на острове Хиросима в селе Хиросима округа Нака провинции Сануки префектуры Кагава, а «Сильвия», пройдя вдоль берегов Хиросимы, бросила якорь в бухте Энора, ожидая выздоровления офицера. Но вскоре тот умер. Капитан С. Джон похоронил его в земле, принадлежащей храму Иквоиджи. На могиле установили деревянный крест, и корабль отплыл. Прошли годы. Крест почти сгнил от ветра, дождя, мороза и солнца. Тогда настоятель храма Авабури Токван, а с ним и другие сказали: «С нашей стороны было бы очень плохо допустить, чтобы могила одинокого далекого гостя, ставшего духом на чужбине, исчезла из памяти людей». Затем Тераваки Каэмон, глава сельской общины, и другие сочувствующие лица, такие, как Ока Риохаку, собрали деньги на каменный памятник. Помочь вызвались все жители побережья. Работа была завершена на 7-й день одиннадцатого месяца IV года эры Мэйдзи, то есть в 1871 г. С той поры прошло около тридцати зим, на протяжении которых островитяне не оставляли свою заботу о могиле. Так, все еще находятся люди, которые каждый год с 10-го по 16-й день седьмого месяца по старому стилю чистят, убирают могилу, возлагают цветы и курят ладан, оплакивая и утешая дух мертвого».

Египтяне верили, что рок или судьба человека определены еще до его рождения и он не в силах изменить их. Однако мудрецы могли предсказать судьбу, если им были известны определенные данные — дата рождения и расположение планет и звезд в это время. Богиня рока или судьбы называлась Шаи и обычно выступала вместе с богиней Рененет, считавшейся владычицей удачи: обе они участвуют в Сцене Суда, по-видимому, отстаивая интересы умершего при взвешивании его сердца. Иногда там присутствует еще одна богиня, Месхенет, также способная влиять на судьбу человека или, по крайней мере, предсказывать ее. Так, например, по одной из легенд , Месхенет, Исида, Нефтида и Хекет под видом обычных женщин пришли в дом Ра-усера во время родов его жены Рут- Теттет. Они помогли ей разродиться тройней, и при [рождении каждого ребенка Месхенет провозглашала: «Он (будет царем всей земли». Пророчество сбылось: все три (малыша стали царями V династии.

-------------------------
См.:Егтап. Westcar Papyrus, Berlin, 1890, hierogliphic transcript, pll. 9 and 10.

Будущее могли пред-;казывать и семь богинь Хатхор. В широко известной («Сказке о двух братьях» рассказывается, что, когда бог Хнум по велению Ра-Хармачиса сотворил для Баты жену, («которая была прекрасней любой женщины земли, ибо сущность всех богов содержалась в ней», семь богинь (атхор пришли посмотреть на нее и в один голос вос-никнули: «Она умрет от ножа». Так и случилось. Женщину взял в жены царь, но, узнав от Бата, что она бросила его и творила против него зло, собрал суд из своих чиновников вельмож и «объявил свое решение»: она была пригово-эена к смерти и казнена. В другой аналогичной сказке семь эгинь Хатхор пришли посмотреть на сына одного царя, который появился на свет после долгих молитв родителей. (Увидев его, они сказали: «Либо он умрет от укуса змеи, либо его утащит крокодил, либо погубит собака». Далее ассказывается о том, как он спасся от крокодила и змеи, I, хотя продолжения истории не сохранилось, совершенно ясно, что он в конце концов случайно был укушен своей собственной собакой и умер.

------------------------------
См.: Maspem. Contes Egyptiens, pp. 29-46.

Мораль всех этих историй аключается в том, что от судьбы не уйдешь, и современныe египтяне наверняка просто унаследовали как нечто яепреложное взгляды своих предков.

--------------------------
Необразованный Мухаммадан считает, что судьба человека напи-ана на его голове бороздками. Но человека, который смог бы прочесть их, на свете нет. См. слова Заян-аль-Мавасифа (Zayn al-Mawasif) в Burton's «Alf Laylah wa Laylah», vol. VIII, p. 237.

При этом жизнь человека складывалась удачно или неудачно в зависимости от того, был ли счастливым или несчастливым соответствующий час и день. Любой день в Египте делился на три части, каждая из которых считалась счастливой или несчастливой. Когда Олимпия, мать Александра Великого, должна была разрешиться от бремени, Нектанеб , находившийся при ней, наблюдал за небесными светилами и время от времени просил ее подождать до наступления благоприятного часа. Наконец он увидел на небе сияние, понял, что все небесные светила находятся в благоприятной позиции, и позволил ей рожать. Когда он сказал: «О царица, сейчас ты даешь рождение „правителю мира"», — появился ребенок, земля содрогнулась, блеснула молния и загремел гром.

----------------------------------
См.: Pseudo-CalKsthenes. I. 12.

Очевидно, судьба ребенка зависела даже от часа его появления на свет.
В папирусах часто встречаются запреты на выполнение определенных магических церемоний в те или иные дни, ибо бытовало мнение, что в это время противодействующие силы лишают их власти и над миром господствуют боги более могущественные, чем те, к которым обращаются в данной церемонии. До нас дошли папирусы с копиями египетского календаря, в котором каждая третья часть любого из 360 дней года помечена как счастливая или несчастливая. В других папирусах объясняется, почему те или иные дни считались удачными, неудачными или отчасти удачными. Рассмотрим, например, первый месяц египетского года, тот, начинающийся, согласно григорианскому календарю, 29 августа. Его дни помечены следующим образом:

Изображение

------------------------------
См.: Chabas. Le Calendrier, p. 24.

день также определен как полностью удачный, там написано, что «это день праздника на небесах и земле в присутствии Ра. Это день, когда пламя нисходит на тех, кто сопровождает ладью, несущую святилище богов. В этот день боги воздавали хвалу, „будучи довольными"», и т. д. 26-й день в обоих источниках помечен как полностью неудачный, ибо «это день сражения Хора с Сетом». Вначале они бились в людском обличьи, потом приняли вид медведей и сражались еще три дня и три ночи. Исида помогла Сету, когда он ослабел, и поэтому Хор, ее сын, отрубил ей голову, а бог Тот с помощью «слов власти» превратил отрубленную голову в коровью и вновь прирастил к телу. В этот день должны были совершаться жертвоприношения Осирису и Тоту, но строго запрещались любые работы. Однако разные календари удачных и неудачных дней не всегда совпадали между собой. Так, в приведенной выше таблице 20-й день месяца тот отмечен как полностью неудачный, а в «Папирусе Салье IV» — как полностью удачный, хотя в этот день запрещается делать любую работу, убивать скот, принимать чужих людей: в этот день боги из свиты Ра убивали тех, кто восстал против них. О
4-м дне следующего месяца, паофи, в «Папирусе Салье IV» говорится: «Не выходи никуда из дома твоего. Всякий рожденный в этот день умрет от болезни аяти». О
5-м дне пишется: «Не выходи никуда из дома твоего и не приближайся к женщине. В этот день в присутствии бога были сотворены все вещи и могущество бога Менту было явлено в них. Всякий рожденный в этот день погибнет, предаваясь любви». О 9-м дне говорится: «Всякий рожденный в этот день доживет до старости». О 15-м дне: «Не выходи из жилища своего в сумерках, ибо в это время появляется сын бога, змей Уач, и несчастья следуют за ним. Всякий, кто увидит его, тотчас же потеряет зрение». 26-й день месяца паофи был удачным для планировки жилища. В 5-й день месяца хатхор нельзя было разжигать огонь в доме. В 16-й день возбранялось слушать радостные песни, так как в этот день Исида и Нефтида оплакивали Осириса в Абидосе. Человек, рожденный в 23-й день, должен был утонуть, и т. д. К 360-ти дням, указанным в календаре удачных и неудачных дней, добавлялось еще пять эпагоменальных дней, считавшихся особенно важными и имевших свои, особые названия. В первый день родился Осирис, на второй — Херу-ур (Ароуэрис), на третий — Сет, на четвертый — Исида, и на пятый — Нефтида. Первый, третий и пятый были неудачными, в эти дни не следовало начинать никакую работу. В описании этих дней

----------------------------
См.: Chabas. op. cit, p. 104

подчеркивается, что тот, кто знает их имена, никогда не будет страдать от жажды, не будет поражен болезнью и что богиня Сехет

--------------------------------
Глаз богини Сехет, по-видимому, принимал форму ядовитого испарения на полях при восходе солнца. (См.: Chabas, op. cit., p.78).

никогда не завладеет им. Также указывается, что фигурки пяти богов, перечисленных выше, должны быть нарисованы мазью и благовонным анти на куске чистого полотна, который затем, очевидно, использовался как амулет.
Из биографии жизни Александра Великого, написанной Псевдо-Каллисфеном

------------------------------
I.4

мы знаем, что египтяне были искусны в составлении гороскопов на точное время рождения ребенка. Нектанеб для этих целей использовал круглую пластину из древесины акации, золота и серебра, имеющую три углубления. В наружном углублении был изображен Зевс в окружении тридцати шести декан, в среднем располагались двенадцать знаков Зодиака, а во внутреннем — Солнце и Луна.

-----------------------------
См. мою History of Alexander the Great, Cambrige, 1889, p. 5.

Он установил пластину на треногу, высыпал на нее из маленькой коробочки изображения семи звезд

--------------------------------
To есть Солнце, Луна, Зевс, Кронос, Афродита и Гермес; MI должны добавить Марс в соответствии с Meusel в Греческом тексте.

и поместил в среднюю часть восемь драгоценных камней, располагая их в тех точках, где, по его мнению, находились планеты при рождении Олимпии, и по ним предсказал ее судьбу. Однако гороскопы использовались задолго до времен Александра Великого — греческий гороскоп

------------------------------
Впервые опубликовано Kenyan. Catalogue of Greek Papyri vol. I, f 132 ff.

из Британского музея сопровождает «письмо некоего мастера астрологии к своему ученику Герману, в котором он советует ему быть предельно точным и внимательным в применении законов, открытых и изученных древними египтянами и переданных потомкам». Этот документ позволяет считать, что местом рождения гороскопа был именно Египет. В связи с гороскопом можно вспомнить «сферу» или «таблицу» Демокрита, использовавшуюся для предсказания жизни и смерти. В магическом папирусе

---------------------------------
Leyden Pap.V (ed. Leemans), col. XI, 1.1 ff.

говорится, что необходимо «установить, в каком месяце слег больной, узнать полученное им при рождении имя, вычислить [изменения] луны и посмотреть, сколько периодов по 30 дней прошло с тех пор. Затем отметить число оставшихся дней. И если номер попадет в верхнюю часть приведенной ниже таблицы, то человек будет жить, а если в нижнюю, — умрет».


И в религиозной, и в светской литературе Египта говорится о том, что боги и люди в загробной жизни были способны по своему желанию принимать облик животного, птицы, растения или любого живого существа, и многие из людей мечтали обладать такой способностью. Это доказывается тем, что не менее двенадцати

------------------------------------
То есть Главы LXXVII-LXXXVIII.

Глав «Книги Мертвых» сообщают умершему «слова власти», необходимые для того или иного превращения: в «золотого сокола», в «божественного сокола», в «правителя верховных правителей», в «бога, который дает свет в темноте», в лотос, в бога Птаха, в птицу Бенну (то есть Феникса), в цаплю, в «живой дух», в ласточку, в змея Сата или в крокодила. А специальная Глава

--------------------------------------------
То есть Глава LXXVI.

давала ему возможность принимать «любой желаемый образ». Вооруженный такой силой, умерший мог жить в воде в виде крокодила, скользить по земле и скалам в виде змеи, парить в воздухе и, взлетев, садиться на нос ладьи Ра в виде птицы. Как лотос он управлял бы полевыми растениями, а как бог Птах становился «сильнее» властелина времени и получал «власть над миллионами лет». Учитывая, что Бенну считалась «душою Ра», умерший, выбиравший эту форму, идентифицировал себя с Хепера — великим богом сотворения — и таким образом приобретал свойства души бога Солнца. На Елисейских полях он мог принимать любой облик, чтобы плыть и лететь куда угодно на любое расстояние. Интересно, что среди существ, в которых мог превращаться умерший, нет ни грызунов, ни хищных животных.
Египтяне верили, что, подобно душам умерших, способных принимать облик любого животного или растения, «боги», во многом схожие с ними, также могут превращаться в птиц и зверей и нередко делают это. С этим связан так называемый «египетский культ животных», веселивший просвещенную Грецию и навлекавший на египтян насмешки и брань со стороны ранних христианских авторов. Но при более глубоком исследовании кажущаяся нелепость этого культа исчезает. Египтяне почитали некоторых птиц, животных, рептилий, поскольку считали, что те обладают определенными чертами богов, которым они посвящались. Так, бык был олицетворением силы и воспроизводящей способности бога возрождения природы, а корова отождествлялась с женским, дополняющим его началом. Каждое священное животное и растение обладало определенным качеством или атрибутом какого-то бога. А поскольку каждый бог был лишь определенной формой Ра, то приписываемое ему качество или атрибут было качеством самого бога Солнца. Образованный египтянин никогда не поклонялся просто животному, он видел в нем воплощение бога, и почитание животных в Египте не отличалось от почитания царя, который считался «божеством» и воплощением бога Солнца Ра — видимого символа Творца. Царь был по отношению к Ра тем же, кем был Ра по отношению к Богу. Евреи, греки и римляне никогда не понимали логического построения, лежащего в основе египетского культа животных, и совершенно неправильно интерпретировали их верования. Несомненно, невежественные люди нередко путали сам символ с тем, что он олицетворяет, но говорить, что египтяне поклонялись животным в обычном смысле слова ни в коем случае нельзя. Если иметь в виду то, как оценивали египтяне возможность превращения, в почитании животных нет ничего абсурдного. Когда умирало священное животное, бог, которого оно представляло, искал для нового воплощения другое подобное животное. Мертвое тело как бывшее жилище бога подвергалось мумификации и всем тем процедурам, что и человеческое тело, чтобы и оно могло обрести бессмертие. Безусловно, с нашей точки зрения эти верования кажутся странными, но они были неотъемлемой частью религии египтян со времен Древнего царства до Позднего периода. И удивительно, что несмотря на многочисленные вторжения, войны, внутренние разногласия и всевозможные влияния извне египтяне сохранили верность своим богам и обрядам, порой наивным и странным, но соблюдавшимся с поразительным постоянством и усердием. Благодаря этому египтяне снискали заслуженную славу как наиболее религиозная и суеверная нация древности. И какие бы прекрасные рукописи ни были обнаружены при раскопках в Египте, маловероятно, что среди них когда-либо найдется работа Древнего египтянина, которую можно было бы назвать атеистической или вольнодумной. Египтянин мог быть религиозным в большей или меньшей степени — это зависело от его натуры и темперамента - но, судя по известным нам текстам египетских жрецов и учителей люди без религии и без веры в Бога в той или иной форме были величайшей редкостью в Египте, если вообще существовали.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость