Египетская магия

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 10312
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Египетская магия

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Вс июн 07, 2020 11:41 am

Барбара Мерц
Из книги: Красная Земля, Черная Земля: Мир древних египтян/ Пер. с англ. М. Шикова. - М.: Терра - Книжный клуб, 1988. - С.219 - 224.
X. ЧАРОДЕЙ, УЧЕНЫЙ И ЖРЕЦ
2. Египетская магия

Изображение

Раз уж мы только что подробно показали, что нам следует попытаться посмотреть на мир так, как на него смотрели египтяне, нам надлежит говорить о магии, насколько это возможно, используя их термины. Нет смысла создавать некий искусственный объект под названием "египетская магия" и помещать туда все действия, которые мы считали бы магическими.

Каковы эти действия? Они, несомненно, включают в себя следующее: заклинания (включая убийство); исцеление; эротическая магия; сельскохозяйственная (включая погодную); гадание; воскрешение. Поскольку магию и медицину очень трудно разделить и поскольку египтяне, как правило, не делали этого, мы рассмотрим целительную магию вместе с медициной.

Воскрешающую магию, предназначенную оживлять мертвого и обеспечивать ему счастливое существование в будущей жизни, вероятно, можно отнести к тем ее видам, о которых мы знаем больше всего. Мы назовем это магией, поскольку, в соответствии с нашими верованиями, всякие попытки добиться бессмертия, кроме тех, что предполагает собой иудео-христианская религия, являются в лучшем случае предрассудками. Это довольно-таки жестоко по отношению к египтянам, которые, вероятно, считали себя добросовестно религиозными. Воскрешающую магию мы рассмотрим вместе с верованиями в загробную жизнь.

У нас все еще остается множество нерассмотренных вопросов. Однако в Древнем Египте представлены не все эти категории, или же они представлены лишь намеками или случайными ссылками. О погодной и сельскохозяйственной магии известно очень мало, и большая часть того, что мы знаем, египтянами была бы названа религией, если бы у них было слово для обозначения религии. Процветание и обилие в стране зависели не от дождей, а от регулярных разливов Нила, вода которого увлажняла и удобряла почву. Сама река была богом по имени Хапи, а великий умирающий и воскресающий бог Озирис был связан не только с воскресением мертвых, но и с ежегодным возрождением зерна. Великие государственные ритуалы, руководимые царем или его представителями, воздавали честь этим богам и вызывали ежегодные разливы, от которых зависел урожай. Из того, что я знаю о Других обществах, я готова предположить, что древние феллахи Египта могли иметь свои собственные магические церемонии, предназначенные для того, чтобы сделать урожай обильным. Но о них, если они существовали, ничего не известно.

Заговоры, предназначенные для того, чтобы повредить и уничтожить врага, кажутся чистой магией с точки зрения того, что они не прибегают к помощи бога. Заклинания писались на грубых керамических чашах или фигурках, которые затем бросались об пол и разбивались на куски. Надписи содержали имена врагов, чьи жизни должны были быть разрушены так же, как была разбита чашка. Во многих примерах встречаются имена правителей городов Сирии и Нубии, т.е. заклинания должны были производиться на официальном государственном уровне. На других есть имена египтян: "Амени умрет, наставник Сит-Бастет". Здесь, видимо, имела месте личная вражда. В другом тексте со всеми мельчайшими подробностями, которые я склонна считать типичными для Египта, говорится: "Каждое злое слово, каждая злая речь, каждая злая мысль, каждый злой заговор, каждая злая вещь, каждый злой сон" и т.д. и т.п. - длинный список злых вещей. Ритуал проклятия содержит два важных элемента; во-первых, ритуальное действие, в котором воплощен принцип имитации - как "убита" чашка, так будет убит и враг; во-вторых, магическая сила слова, которая также удваивается. Отождествление врага с объектом, который разрушается, усиливается тем, что на нем пишется имя этого врага; фраза "он умрет" является покушением на убийство с точки зрения магии.

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 10312
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Египетская магия

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Вс июн 07, 2020 11:41 am

Некоторые из "магическо-медицинских" текстов также содержат заговоры для уничтожения врага; они более сложны, чем быстрое простое разбивание изображения, но включают в себя столь же важный словесный элемент. В медицинских текстах также полно любовных заговоров; некоторые, которые мне кажутся довольно грустными, предназначены для того, чтобы мужчину полюбила его жена. Некоторые из этих средств будут работать только по отношению к жене или наложнице, поскольку их успех зависит от того, что мужчина находится с дамой, которую он хочет очаровать, в интимных отношениях. Средства для любовного привораживания можно считать законной частью врачебного искусства; они часто снабжены предписаниями о наружном применении или о том, что их надо принять вовнутрь. Прочие средства, которые также, несомненно, относятся к любовной магии, предназначены для того, чтобы "сделать старика молодым" или просто добиться того, чтобы он выглядел молодым - это средства для восстановления волос, удаления морщин и т.п.

Высказывались мнения, что гадание - попытки предсказать будущее - и связанные с этим области вроде астрологии на самом деле не являются магией, потому что магия предполагает сознательные действия и попытки управлять будущим. На мой взгляд, это просто увертка: никто не захочет знать будущее, если только он не надеется управлять своим поведением с помощью этих знаний, по крайней мере, в негативном плане. Июнь - месяц несчастливый? Мы воздержимся от сомнительной деятельности или попросту останемся дома в постели. Карты Таро говорят, что высокий брюнет принесет нам беспокойство и печаль? Ограничим свои контакты низкорослыми блондинами. Фатализм, ведущий к покорности, несчастьям, неудачам и болезням, без всяких попыток избежать их, просто не дает никакой потребности в гадании и ворожбе.

Вопреки расхожему мнению, египтяне не были астрологами; у них не было понятия о зодиаке, на котором, если я понимаю это правильно, базируется вся современная астрология. Однако у них были таблицы счастливых и несчастливых дней, которые напоминают нам регулярно появляющиеся во множестве газет заметки, призванные отрегулировать наше поведение в соответствии с нашими гороскопами.

На египетских таблицах каждый день разделен на три раздельные части, помеченные значками, означающими "благоприятно" или "неблагоприятно". Так, на четвертый день месяца паофи мы находим: "Неблагоприятно, благоприятно, неблагоприятно. Ни при каких обстоятельствах не выходите из дома в этот день. Тот, кто рожден в этот день, умрет на плахе". Следующий день, пятый, особо опасен: "Неблагоприятно, неблагоприятно, неблагоприятно. Ни под каким предлогом не приближайся к женщине. В этот день надлежит приносить жертвы богам. Тот, кто рожден в этот день, умрет от занятий любовью". Вероятно, многим людям покажется это не таким уж плохим концом. Еще лучшим окажется предсказание для человека, рожденного на следующий, шестой день, который помечен: "Благоприятно, благоприятно, благоприятно". Он умрет пьяным!

Еще одним методом предсказания была разгадка снов. Один из папирусов дает нам две сотни различных интерпретаций снов. Вот некоторые из них:

"Если человек видит себя во сне: в виде большого кота - благоприятно: это означает обильную жатву,

ныряющим в реку - благоприятно: это означает очищение от всякого зла,

видящим свое лицо в зеркале - неблагоприятно: это означает еще одну жену (!),

смотрящим в глубокий колодец - неблагоприятно: это означает потерю собственности".

Эти толкования не соответствуют теории профессора Фрейда. Однако вполне вероятно, что египтяне не считали папирус-сонник магическим; символические образы, появлявшиеся в их снах, для них могли иметь столько же рационального значения, сколь и современное толкование снов для нас. Если мы хотим точно узнать, что именно египтяне считали настоящим волшебством, мы должны последовать их собственным описаниям. Один из древних папирусов дает нам несколько великолепных примеров.

Главный герой сказки - никто иной как сам великий царь Хуфу, представитель IV династии. Однажды он призвал к себе своих сыновей и попросил их развлечь его сказками о необычайных событиях. Первый сын рассказал о том, как маг наказал свою неверную жену. Он сделал восковое изображение крокодила. Когда оно было брошено в реку, оно ожило, увеличиваясь до нормальных крокодильих размеров. И когда любовник его жены вошел в воду, чтобы искупаться, крокодил схватил его. Неверная жена была сожжена.

Вторая из рассказанных царевичами историй тоже описывала талантливого мага, который свернул озеро так, что дно его стало сухим и одна из женщин царского рода смогла достать украшение, которое перед этим уронила в воду. Однако самым великим из всех магов был тот, что жил во время правления самого Хуфу; когда младший царевич рассказал государю об этом человеке, Хуфу приказал привести его ко двору, чтоб тот показал свое мастерство. Этот старик, которого звали Джеди, мог сотворить самое великое чудо. Он мог поставить обратно отрубленную голову. Хуфу предложил ему сделать это и предложил преступника, приговоренного к смерти, в качестве подопытного. Однако мудрец ответил: "Только не человека, о государь, господин мой!" И вместо этого воспользовался гусем. Я всегда любила эту историю, потому что своим духом она так не похожа на множество более поздних сказок Ближнего Востока: старик волшебник отвергает идею использовать даже приговоренного к смерти преступника, ибо что касается использования магии на людях, "пастве Господней", то это запрещено.

Вот эти трюки - действительно магия, и сами египтяне относились к ним как к чудесам. В других рассказах можно найти еще примеры, например, в тех, что мы процитировали раньше в этой книге. Особенно очень интересно изображение крокодила, потому что это очень древний пример волшебства, которое дожило до настоящих времен во многих частях земного шара. Оно также подтверждает нашу теорию, что такие восковые изображения использовались заговорщиками против Рамзеса III.

Одаренные специалисты по чудесам в сказках, относящихся к царю Хуфу, не названы магами: в тексте их называют "жрецами-лекторами". Этот титул относится к одному из классов жрецов, служивших при храмах и специализировавшихся в знаниях священных писаний; они, вероятно, были учеными-теологами, зачастую также сведущими в магии. Врачи тоже отчасти были магами; всем было известно, что болезнь может быть вызвана демонами или духами умерших, и врач должен был знать, как обращаться с ними. Но величайший из всех людей, практиковавших магию, старик Джеди, не был ни жрецом, ни доктором. Он не только мог вернуть жизнь умершему, он знал число секретных комнат святилища Тота, этот ключ к магическим силам, и мог предсказывать будущее. Знание магического искусства не было лишь уделом жрецов; существовала профессия "маг" и еще один титул, который можно перевести как "амулетчик". Такие амулетчики иногда входили в состав царских экспедиций, посылавшихся в пустыню за медью или камнем, и можно предположить, что они снабжали рабочих небольшими оберегами, которые защищали их от некоторых опасностей, подстерегающих в пустынном безводном месте.

Нет, магия не была игрушкой или салонным развлечением. Изборожденные морщинами и лысеющие чиновники, платившие врачу за средство, которое сделало бы их молодыми - вероятно, для того, чтобы добиться благосклонности глупой девицы, предпочитавшей красивую внешность солидному благосостоянию, - не занимались игрушками. Маги состояли на жалованье у царя; магия могла быть так же, как в случае с проклинающими текстами, инструментом внешней политики - дипломатией это можно назвать с трудом.

© Терра - Книжный клуб, 1998
© М. Шиков, перевод

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость