Египетская магия
Добавлено: Вс июн 07, 2020 11:41 am
Барбара Мерц
Из книги: Красная Земля, Черная Земля: Мир древних египтян/ Пер. с англ. М. Шикова. - М.: Терра - Книжный клуб, 1988. - С.219 - 224.
X. ЧАРОДЕЙ, УЧЕНЫЙ И ЖРЕЦ
2. Египетская магия
Раз уж мы только что подробно показали, что нам следует попытаться посмотреть на мир так, как на него смотрели египтяне, нам надлежит говорить о магии, насколько это возможно, используя их термины. Нет смысла создавать некий искусственный объект под названием "египетская магия" и помещать туда все действия, которые мы считали бы магическими.
Каковы эти действия? Они, несомненно, включают в себя следующее: заклинания (включая убийство); исцеление; эротическая магия; сельскохозяйственная (включая погодную); гадание; воскрешение. Поскольку магию и медицину очень трудно разделить и поскольку египтяне, как правило, не делали этого, мы рассмотрим целительную магию вместе с медициной.
Воскрешающую магию, предназначенную оживлять мертвого и обеспечивать ему счастливое существование в будущей жизни, вероятно, можно отнести к тем ее видам, о которых мы знаем больше всего. Мы назовем это магией, поскольку, в соответствии с нашими верованиями, всякие попытки добиться бессмертия, кроме тех, что предполагает собой иудео-христианская религия, являются в лучшем случае предрассудками. Это довольно-таки жестоко по отношению к египтянам, которые, вероятно, считали себя добросовестно религиозными. Воскрешающую магию мы рассмотрим вместе с верованиями в загробную жизнь.
У нас все еще остается множество нерассмотренных вопросов. Однако в Древнем Египте представлены не все эти категории, или же они представлены лишь намеками или случайными ссылками. О погодной и сельскохозяйственной магии известно очень мало, и большая часть того, что мы знаем, египтянами была бы названа религией, если бы у них было слово для обозначения религии. Процветание и обилие в стране зависели не от дождей, а от регулярных разливов Нила, вода которого увлажняла и удобряла почву. Сама река была богом по имени Хапи, а великий умирающий и воскресающий бог Озирис был связан не только с воскресением мертвых, но и с ежегодным возрождением зерна. Великие государственные ритуалы, руководимые царем или его представителями, воздавали честь этим богам и вызывали ежегодные разливы, от которых зависел урожай. Из того, что я знаю о Других обществах, я готова предположить, что древние феллахи Египта могли иметь свои собственные магические церемонии, предназначенные для того, чтобы сделать урожай обильным. Но о них, если они существовали, ничего не известно.
Заговоры, предназначенные для того, чтобы повредить и уничтожить врага, кажутся чистой магией с точки зрения того, что они не прибегают к помощи бога. Заклинания писались на грубых керамических чашах или фигурках, которые затем бросались об пол и разбивались на куски. Надписи содержали имена врагов, чьи жизни должны были быть разрушены так же, как была разбита чашка. Во многих примерах встречаются имена правителей городов Сирии и Нубии, т.е. заклинания должны были производиться на официальном государственном уровне. На других есть имена египтян: "Амени умрет, наставник Сит-Бастет". Здесь, видимо, имела месте личная вражда. В другом тексте со всеми мельчайшими подробностями, которые я склонна считать типичными для Египта, говорится: "Каждое злое слово, каждая злая речь, каждая злая мысль, каждый злой заговор, каждая злая вещь, каждый злой сон" и т.д. и т.п. - длинный список злых вещей. Ритуал проклятия содержит два важных элемента; во-первых, ритуальное действие, в котором воплощен принцип имитации - как "убита" чашка, так будет убит и враг; во-вторых, магическая сила слова, которая также удваивается. Отождествление врага с объектом, который разрушается, усиливается тем, что на нем пишется имя этого врага; фраза "он умрет" является покушением на убийство с точки зрения магии.
Из книги: Красная Земля, Черная Земля: Мир древних египтян/ Пер. с англ. М. Шикова. - М.: Терра - Книжный клуб, 1988. - С.219 - 224.
X. ЧАРОДЕЙ, УЧЕНЫЙ И ЖРЕЦ
2. Египетская магия
Раз уж мы только что подробно показали, что нам следует попытаться посмотреть на мир так, как на него смотрели египтяне, нам надлежит говорить о магии, насколько это возможно, используя их термины. Нет смысла создавать некий искусственный объект под названием "египетская магия" и помещать туда все действия, которые мы считали бы магическими.
Каковы эти действия? Они, несомненно, включают в себя следующее: заклинания (включая убийство); исцеление; эротическая магия; сельскохозяйственная (включая погодную); гадание; воскрешение. Поскольку магию и медицину очень трудно разделить и поскольку египтяне, как правило, не делали этого, мы рассмотрим целительную магию вместе с медициной.
Воскрешающую магию, предназначенную оживлять мертвого и обеспечивать ему счастливое существование в будущей жизни, вероятно, можно отнести к тем ее видам, о которых мы знаем больше всего. Мы назовем это магией, поскольку, в соответствии с нашими верованиями, всякие попытки добиться бессмертия, кроме тех, что предполагает собой иудео-христианская религия, являются в лучшем случае предрассудками. Это довольно-таки жестоко по отношению к египтянам, которые, вероятно, считали себя добросовестно религиозными. Воскрешающую магию мы рассмотрим вместе с верованиями в загробную жизнь.
У нас все еще остается множество нерассмотренных вопросов. Однако в Древнем Египте представлены не все эти категории, или же они представлены лишь намеками или случайными ссылками. О погодной и сельскохозяйственной магии известно очень мало, и большая часть того, что мы знаем, египтянами была бы названа религией, если бы у них было слово для обозначения религии. Процветание и обилие в стране зависели не от дождей, а от регулярных разливов Нила, вода которого увлажняла и удобряла почву. Сама река была богом по имени Хапи, а великий умирающий и воскресающий бог Озирис был связан не только с воскресением мертвых, но и с ежегодным возрождением зерна. Великие государственные ритуалы, руководимые царем или его представителями, воздавали честь этим богам и вызывали ежегодные разливы, от которых зависел урожай. Из того, что я знаю о Других обществах, я готова предположить, что древние феллахи Египта могли иметь свои собственные магические церемонии, предназначенные для того, чтобы сделать урожай обильным. Но о них, если они существовали, ничего не известно.
Заговоры, предназначенные для того, чтобы повредить и уничтожить врага, кажутся чистой магией с точки зрения того, что они не прибегают к помощи бога. Заклинания писались на грубых керамических чашах или фигурках, которые затем бросались об пол и разбивались на куски. Надписи содержали имена врагов, чьи жизни должны были быть разрушены так же, как была разбита чашка. Во многих примерах встречаются имена правителей городов Сирии и Нубии, т.е. заклинания должны были производиться на официальном государственном уровне. На других есть имена египтян: "Амени умрет, наставник Сит-Бастет". Здесь, видимо, имела месте личная вражда. В другом тексте со всеми мельчайшими подробностями, которые я склонна считать типичными для Египта, говорится: "Каждое злое слово, каждая злая речь, каждая злая мысль, каждый злой заговор, каждая злая вещь, каждый злой сон" и т.д. и т.п. - длинный список злых вещей. Ритуал проклятия содержит два важных элемента; во-первых, ритуальное действие, в котором воплощен принцип имитации - как "убита" чашка, так будет убит и враг; во-вторых, магическая сила слова, которая также удваивается. Отождествление врага с объектом, который разрушается, усиливается тем, что на нем пишется имя этого врага; фраза "он умрет" является покушением на убийство с точки зрения магии.