Понятие личности у древних египтян

Аватара пользователя
Scarlett
Сообщения: 836
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2018 7:23 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Руны, ритуальная магия и многое другое

Понятие личности у древних египтян

Непрочитанное сообщение Scarlett » Чт мар 22, 2018 7:38 pm

Тем, кто не знает, как на самом деле мыслили и смотрели на мир древние египтяне, уловить смысл древних ритуалов и их описаний очень сложно. Укажу, к примеру, на то обстоятельство, что понятие личности у древних египтян весьма отличалось от нашего. Египтяне были «хему» своего царя, то есть его «выражением», «проявлением», его частичкой - точно так же, как многочисленные боги были частями тела породившего их единого бога. (Точнее - среди рабов было 2 категории: порабощённые - «баку» и подвластные - «хему» - Прим. И.Л. Викентьева). Мир воспринимался как единый, целостный организм, в котором живые, «мёртвые» и боги взаимосвязаны и взаимозависимы. Ещё совсем недавно считалось, что пирамиды (в особенности древнейшие) строились рабами, но современные воззрения на этот вопрос, мягко говоря, несколько иные. Все эти гигантские постройки возводили свободные граждане, почитая величие фараона как своё собственное. Это была своеобразная трудовая повинность и почётный долг, равномерно распределяемый между всеми гражданами Египта. И не могилу с надгробием они строили, а врата в бессмертие. Это важные моменты, и к ним мы ещё вернемся. Профессор Марк Ленер из Восточного института Чикагского университета, крупнейший исследователь древнеегипетских строек, доказал, между прочим, что строители пирамид и храмов не нуждались в помощи атлантов и зелёных человечков с Сириуса. Благодаря прогрессивным инженерным решениям жрецов-строителей египтяне смогли обойтись без привлечения иностранной рабочей силы. К бессмертию древние египтяне относились как к чему-то вполне естественному. А вот смерть считалась временным нарушением мировой гармонии, которое нужно преодолеть. Как Осирис возродился, чтобы восстановить гармонию, так и любой человек, живущий по заповедям добра (библейские заповеди, кстати, повторяют древнеегипетские), возродится и обретет жизнь вечную. Осирис победил смерть с помощью своего сына Гора и супруги Изиды - древней предтечи христианской Богородицы. Этим он показал путь всем остальным. В общем, учение, весьма близкое к христианству, если не считать того, что возникло оно как минимум веков на тридцать раньше...

Из чего же, по мнению египтян, состоит человек? В версиях разных периодов истории Египта есть некоторые расхождения, но примерно это выглядит так. У каждого человека есть душа Ка - его двойник. Обычно Ка живёт в гробнице вместе с телом, но может при желании выходить из неё; Ка не зависит от человека, может свободно передвигаться и жить в любой его оболочке. Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, Ка мог начать бродить по округе и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего. Душа Ба - жизненная сила человека; сокол с человеческой головой. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно. Когда Ба покидает тело, наступает смерть; когда возвращается к мумии - умерший воскресает для вечной жизни - в Дуате. Именно поэтому и нужно бальзамировать мертвое тело. Тело - не душа; но после того, как жрецы омоют мертвое тело водой из Нила, оно станет священным и будет называться Сох. После изготовления из него мумии это уже стопроцентный Сах, и теперь в него может возвращаться Ба. Рен - имя. Зная Рен живого человека, можно причинить ему зло. Достаточно написать имя на папирусе и сжечь его. Это наверняка навлечет на носителя имени беду. Умершему Рен необходим, чтобы Ба, прилетев, мог воссоединиться с остальными частями, а может, и по другой причине. На тот случай, если Сах (мумия) как-то пострадает или погибнет, делали каменное изображение человека и писали под ним имя Рен. Душа Ax - «Сияние». Напоминает собой чистый солнечный луч. Душа Шуит - «Тень». Тесно связана с Ба. Подобно Ка, питается подношениями и передвигается где ей вздумается. Аб - сердце. Связано с душой и является источником животной жизни, а также добра и зла в человеке. Его-то и взвешивают на Суде. Кху - душа духа; часто упоминается вместе с Ба; некое эфирное существо - может быть, та самая душа, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитает в Сохе. Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека. Обитает в раю среди Кху и духов. Зачем человеку так много душ? Необходимы ли они только для обеспечения индивидуального бессмертия или это связано с холистическим мировосприятием египтян? Современные учёные не могут дать ясных ответов на подобные вопросы.

Херутатаф, сын фараона Хуфу, расказал отцу о своем путешествии, в котором он повстречал 110-летнего старца Джеди. Этот человек поражал всех не только своими знаниями и мудростью, но умением совершать невиданные удеса. К примеру, Херутатаф лично был свидетелем того, как старец воскресил человека, которому отрубили голову. После того как экзекуция была завершена и толпа зевак покинула площадь, старец прочел молитву, приложил отсеченную голову к шее казненного, произнес какие-то слова, и они срослись. Вскоре казненный поднялся с земли, и Джеди увел его.
Фараон поверил рассказу своего юного сыны и приказал доставить старца во дворец. Джеди привели, и фараон предложил старику продемонстрировать свои невероятные спосоности. Ко дворцу тут же привели осужденного и палача. Мудрец согласился показать чудо, но попросил заменить человека обыкновенным гусем. Так и поступили.
Палач одним махом осек птице голову, и она откатилась к стене. Старец прочел молитву, что-то пробормотал в свои ладони, голова гуся медленно покатилась к обезглавленному телу и через несколько мгновений оказалась на прежнем месте. Гусь встрепенулся и не спеша поковылял по своим делам.
Эта история была записана в древнем свитке, известном как Весткарский папирус. По мнению египтологов, папирус указывает на то, что древние египтяне обладали глубокими мистическими познаниями.
Последующие поколения египтян утратили способы постижения этих тайн, которыми владели их предки и которые могли бы пролить свет на понимание древними цивилизациями души человека.
В течение многих веков ученые обнаруживают рисунки загадочных фигур на стенах древних усыпальниц и на папирусах, таящие в себе мистические загадки и тайны мудрости наших предков. Это ястребы с ликом человека, люди с телами шакалов, цапли, ибисы, улитки, жуки, кролики... Все они застыли в статичных позах в глубинах усыпальниц фараонов. Эти фигуры тысячелетиями хранят в себе тайны религий и духовного бытия Древнего Египта. Некоторые из этих тайн приоткрываются нам благодаря обнаружению в 1799 году вблизи города Розетта (ныне Рашид, Египет) базальтовой плиты с надписями на древнеегипетском и древнегреческом языках. Плита известна как Розеттский камень. Попытки расшифровать надписи предпринимались многими историками, но только в 1822 году французкому ученому Ф.Шампольону (иностранному почетному члену Петербургской АН с 1826г.) удалось прочитать текст, что положило начало изучению египетской иероглифической письменности и созданию науки египтологии. Высеченные в 196 году до н.э. тексты содержали благодарственную надпись египетских жрецов Птолемею V Епифану.


Весткарский папирус.

Изучая древние писания, современные ученые пришли к интересному выводу: оказывается, египтяне верили в вечную жизнь человеческой души. Однако далеко не все тайны древних, заключенные в письменах, раскрыты учеными. Многие иероглифы остаются неясными. Один из иероглифов - слово и понятие "Ка", которое согласно религии египтян представляет собой одну из семи составляющих физической и духовной сущностей человека. А вот шесть остальных, известных нам:
Хат - физическая оболчка, или тело человека,
Хаибит - тень тела,
Ху - дух-душа,
Сехем - тень души,
Рен - имя человека при жизни на бренной земле,
Ба (самое важное) - вечная и бессмертная душа.
Но что же означает Ка?
Это слово интерпретировали по-разному: дух, привидение, двойник, жизненая сила, характер, но так и не пришли к окончательному мнению. По поводу значения этого слова и понятия в 1996 году была даже созвана международная конференция египтологов и теологов, которая также не пришла к единому мнению, хотя выступавшими выдвигалась масса вариантов. Для примера приведем лишь один из них: голос, который звучит в голове человека, пробуждающегося от сна.
Быть может, понять значение этого слова помогут современные религиозные учения, в которых подразумевается существование у каждого индивидуума собственной "ячейки реальности". В ней заключается судьба человека, на которую он может в незначительной степени влиять, но только в сторону ограниченной плоскости.
Здесь будет уместно привести отрывок из древнеегипетской "Книги мертвых":
"Твое Ка вечно ест хлеб с тобой...Твое Ка присоединяется к тебе в великом жилище... Я делаю мое Ка счастливым... Я делаю то, что приятно моему Ка". Но самое любопытное сказано о мертвых, которых особо почитали а Древнем Египте: "Они хозяева Ка..."
Последнее означает, что в момент смерти человека Ка покидает свое место в его душе и "ячейке реальности" и попадает под влияние Ба (вечной души).
Иными словами, Ка не существует как часть физического тела человека (в отличие от шести других составляющих человеческую сущность), а является исключительно его персональной судьбой.


Алекс Рон Гонсалес, "Бессмертие: как его достичь и как избежать"

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость